ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Профильное обучение как способ организации учебно-воспитательного процесса 7
1.2. Реализация профильного обучения через создание
специализированных классов на базе общеобразовательных школ 18
1.3. Условия организации образовательного процесса в
специализированном классе 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ
МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА 37
2.1. Анализ социально-экономической среды образовательной
организации КСОШ № 2 37
2.2. Условия апробации и реализации образовательного проекта .... 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента 59
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Тема создания специализированных (профильных) классов на базе общеобразовательных организаций не нова, но в наши дни, в «эпоху менеджмента» становится все более и более актуальной как в стране, так и в регионе - Красноярском крае. Это обусловлено тем, что профильный класс - один из способов ранней профориентации школьников, способствующий их самоопределению в ту или иную область профессиональной деятельности, а это в свою очередь способствует формированию потенциального кадрового резерва для дальнейшего пополнения кадрового состава ведущих отраслей экономики как на локальном, так и на региональном уровнях [26].
В данной магистерской диссертации отражена специфика создания специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2 с учетом присущих ей условий.
Цель: разработка образовательного проекта специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2.
База исследования: МБОУ КСОШ №2 г. Кодинск.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное образовательной учреждение средняя общеобразовательная школа г. Кодинск (МБОУ КСОШ №2).
Предмет исследования: организация специализированного класса в структуре общеобразовательной школы.
Исходя, из цели определены задачи исследования:
1. анализ методической литературы и нормативно-правовой базы реализации профильного обучения;
2. анализ опыта создания специализированных классов;
3. формулировка проблем, перспектив и условий реализации образовательного проекта специализированного класса на базе общеобразовательной школы;
4. разработка образовательного проекта специализированного класса гидроэнергетиков на базе МБОУ СОШ №2 г. Кодинск;
5. разработка рекомендаций по внедрению и реализации образовательного проекта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
4. Теоретические: анализ литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов исследования;
5. Эмпирические: создание модели проекта, анкетирование обучающихся, родителей и педагогических работников, метод экспертных оценок, реализация экспериментального обучения в специализированном классе;
6. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе был проведен анализ источников информации по данной теме, в том числе анализ методической и научной литературы, позволивший определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования., также был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в сфере реализации профильного обучения и анализ информации в СМИ для определения актуальности темы.
На втором этапе был проведен анализ существующих моделей реализации профильного обучения на примере опыта России, а также анализ опыта деятельности в этой сфере некоторых зарубежных стран.
На третьем этапе была осуществлена деятельность по созданию образовательного проекта, в том числе: формулировка предполагаемых результатов, проведение диагностики, комплексный анализ деятельности образовательной организации, анализ условий выбора социального партнера, разработка критериев эффективности проекта, анализ условий реализации проекта, создание рекомендаций по организации и внедрению образовательного проекта в структуру образовательной организации, сформулированы выводы, оформлена магистерская диссертация.
Научные результаты:
1. разработан образовательный проект внедрения и организации профильного обучения на базе МБОУ СОШ №2 г. Кодинск, критерии оценки его эффективности.
2. предложены рекомендации по внедрению проекта в соответствии с базой реализации проекта.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих традиционных способов осуществления профильного обучения, создания профильных и специализированных классов, а также в формулировке предложений по совершенствованию данных способов на примере
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательного проекта создания специализированного класса гидроэнергетиков на базе СОШ №2. г. Кодинск, а также в возможности дальнейшего использования разработанного проекта.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. Работа включает в себя таблиц-16., рисунков-4, приложений-9.
Научная новизна заключается непосредственно в разработанном на основе магистерского исследования образовательном продукте - образовательном проекте, который адаптирован под конкретную образовательную организацию, но при этом содержит структуру, которую можно использовать как универсальный шаблон для разработки образовательного проекта профильного класса другой направленности.
Результаты исследования апробированы в рамках декадника науки института психолого-педагогического образования, который являлся частью XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века», а также в рамках психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование».
По результатам участия в конференциях опубликована статья: Качественные и количественные критерии эффективности профильного обучения//Сборник материалов VI Всероссийской национальной конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 195- летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Красноярск: 2019. №. С. 58-61. Также были подготовлены к печати и находятся на стадии публикации следующие статьи: Профильное обучение как способ организации учебно-воспитательного процесса: сущность, проблемы, противоречия, перспективы; Профильное обучение: отечественный и зарубежный опыт.
Тема настоящей магистерской исследовательской работы посвящена аспекту создания специализированных (профильных) классов на базе общеобразовательных организаций. Данная тема подтвердила свою актуальность в ходе работы над исследованием. Это обусловлено запросам общества на квалифицированные кадры, а профильный класс в свою очередь является одним из способов ранней профориентации школьников, способствующий их самоопределению в ту или иную область профессиональной деятельности, а это в свою очередь способствует формированию потенциального подготовленного и квалифицированного кадрового потенциала для пополнения кадрового состава ведущих отраслей экономики как на локальном, так и на региональном уровнях.
В данной магистерской диссертации отражена специфика создания специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2 с учетом присущих ей условий. Цель работы достигнута - в ходе исследования был разработан образовательный проект специализированного класса. Все поставленные задачи были реализованы поэтапно.
В ходе исследования гипотеза была доказана: обучение в специализированном классе способствует повышению среднего балла ГИА за счет углубленного изучения учебных предметов, необходимых для поступления обучающихся в профильные ВУЗы.
Исходя, из вышесказанного были сделаны следующие выводы:
- в ходе исследования была определена актуальность темы, подобрана и проанализирована тематическая литература;
- при работе над диссертацией был проведен анализ опыта создания специализированных классов;
- при работе над практической частью исследования сформулированы проблемы, перспективы и условия реализации образовательного проекта специализированного класса на базе общеобразовательной школы;
- результатом работы явилась разработка образовательного проекта специализированного класса гидростроителей на базе МБОУ КСОШ №2.
Результаты магистерского исследования подтвердили свою значимость, пройдя апробацию в рамках декадника науки института психолого-педагогического образования, который являлся частью XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века», а также в рамках психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование».
Исследование имеет практическую направленность. В ходе работы была сформулирована теоретическая значимость и практическая значимость исследования.
1. Асташев Б. А., Багинская Т. П. Модель специализированного класса инженерно-технологической направленности //Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования. - 2017. - С. 146-153.
2. Афанасьев В. В., Куницына С. М., Фролова С. Л. Новые тенденции в профориентации и перспективные модели профильного обучения //Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - №. 1. - С. 59-66.
3. Афанасьев В. В. и др. Принципы организации системы профильного обучения //Образование и наука в современных условиях: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. - №. 3. - С. 35.
4. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. - 2000. 220 с.
5. Белова И. А., Французова Л. Я., Французов М. М. О проблемах профориентационной работы в школе //Социологические исследования. - 2000. - №. 5. - С. 103-106.
6. Березовская И. В., Минаева О. В. Межпредметные исследования как способ реализации профильного обучения //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №. 7 (64). С: 6-13.
7. Васьковская Г. А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения //Балканско научно обозрение. - 2018. - №. 1. С: 76¬79.
8. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: Гардарики, 2002. 198 с.
9. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании. - М.: Проспект, 2013. 315 с.
10. Горбунова Ю. В. Специализированный класс технологической
направленности как фактор повышения конкурентоспособности общеобразовательной организации (на примере МАОУ гимназия № 11
города Красноярска) //Красноярск, Сибирский федеральный университет, 15¬25 апреля 2016 г. - С. 41.
11. Гарькин И.Н. , И.А. Гарькина, А.И. Забиров. Опыт реализации образовательных проектов на примере создания инженерных классов //Новый университет. М.: 2014. №3. С. 25-26.
12. Гизатуллин Х. Н., Троицкий В. А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма //Общественные науки и современность. - 1998. - №. 5. - С. 124-130.
13. Гребенев И.В, Лозовская Л. Б. Состояние и перспективы развития профильного образования в общеобразовательной школе // Вестник ННГУ, 2010. №4 С. 12-14.
14. Гендин А. М., Сергеев М. И. Профориентация школьников //Социологические исследования. - 1996. - №. 8. - С. 66-72.
15. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «стройкадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 1. - С. 57-57.
16. Дмитриев Н. А. Проектирование профессиональной деятельности будущего специалиста в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз» : дис. - Тула, 2013, 2013.
17. Дадобоева Б. Э., Юсупова Д. М. Проблема профильного обучения в современной системе образования // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2018. - №. 2 (55). С: 33-37.
18. Доронина Д. А., Скрипник Г. Н., Климанова Ф. Б. Психологическое сопровождение профильного обучения //Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. - №. 11-3. - С. 38-39.
19. Зиновьева Е. Г., Усманова Е. Г. Довузовская экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения //Экономика и политика. - 2018. - №. 2. - С. 21-25.
20. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ВЗ от 29.12.2012г.
21. Закон Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях» от 26 мая 2016 № 10-4565
22. Закон Красноярского края "Об образовании в Красноярском крае" от 26 июня 2014 № 6-2519.
23. Интернет-газета NewsLab - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http s: //newsl ab .ru/news/843364.
24. Исмагилов Р. Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников //Казанский педагогический журнал. - 2016. - №. 4 (117). - С: 113-120.
25. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.).
26. Казанцева С. И. Специализированный естественнонаучный класс в гуманитарной гимназии//Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. - 2018. - №. 2. - С. 97-99.
27. Кодинская МБОУ КСОШ№2 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //kodschool2. ucoz.ru/index/kontakty/0-30.
28. Кон М. Agile: оценка и планирование проектов. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 418 с.
29. Капустина Л. М., Жадько Е. А., Изакова Н. Б. Исследование особенностей и статистический анализ бренда образовательной организации //Управленец. - 2016. - №. 1 (59). С: 2-12 .
30. Лернер П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России //Мир образования-образование в мире. - 2009. - №. 3. - С. 3-13.
31. Министерство просвещения Российской Федерации - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/.
32. Официальный сайт минестерство науки и высшего образования РФ - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/
33. Официальный сайт минестерства образования Красноярского края РФ -
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.krskstate.ru/government/executiv/ministers/0/doc/117.
34. Поташева Г. А. Управление проектами (проектный менеджмент). — Москва : КНОРУС, 2018. — 192 с
35. Петухова Т. П. Университет и школы: образовательный кластер //Высшее образование в России. - 2010. - №. 7. - С. 113-121.
36. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения //Вопросы образования. - 2006. - №. 3. С: 224-230.
37. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №. 1. С: 29-32.
38. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
39. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения».
40. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год».
41. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от т 04 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
42. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
43. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
44. Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2004 г. № 14-51- 102/13 «О направлении Рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».
45. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04 марта 2010 г. №03-412 «О методических рекомендациях по организации профильного обучения».
46. Постановление Правительства Красноярского края от 15 июля 2014 № 298-п «Об утверждении Порядка и случаев организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации, находящиеся на территории Красноярского края, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения».
47. Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 365-п «Об утверждении Положения об агентстве по реализации программ общественного развития Красноярского края» 9 декабря 2014 № 582-п.»
48. Родионов И., Божья-Воля Р. Проектное финансирование. СПб.: Алетея.
2017. 430 с.
49. Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция развития образования РФ до 2020 г».
50. Решение Государственной Думы Российской Федерации (Комитет по образованию и науке) протокол №68-1 от 17.10.2002 «О концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
51. Сапа А. В. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели профильного обучения //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №. 3. С: 34-36.
52. Судьина Л. Н. Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и
социальных партнеров в профильном обучении: диссертацияткандидата педагогических наук: 13.00.01 / Судьина Любовь Николаевна; [Место
защиты: Том. гос. пед. ун-т].- Новокузнецк, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/978.
53. Садыкова О. В. Проблемы перспективы развития системы профильного образования в условиях общеобразовательной средней школы//Современные проблемы науки и образования. - М.: Зоря, 2015. № 4. С. 17-21.
54. Сорокина Е.Б. Мотивация обучающихся как условие совершенствования качества профильного обучения// Вестник ННГУ. Нижний Новгород, 2010. № 1 С. 7-11.
55. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litres.ru/mariya-stepanova-11890789/uchebno-issledovatelskaya- deyatelnost-shkolnikov-v-profilnom-obuchenii-25098749/.
56. Салихова И. С. Качество образовательных услуг: социально-экономическая онтология и основы эффективности управления //Экономика и предпринимательство. - 2014. - №. 3. - С. 119-125.
57. Тулькибаева Н.Н. Модель управления качеством образования в условиях профильного обучения // Вестник ЧГПУ. - Челябинск, 2008. №4.С: 23-27.
58. Телеева А. М. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения //World science: problems and innovations. - 2018. - С. 165-167.
59. Толмачева Т. В. Информационное взаимодействие участников образовательного процесса в образовательной организации, осуществляющей предпрофильное и профильное обучение //Наука и образование: от теории к практике. - 2017. - С. 69-72.
60. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся
профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности//Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №. 5. С: 26-31.
61. Филатова Л. О. Профильное обучение в зарубежных странах //
Пространство экономики 2005. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/profilnoe-obuchenie-v-zarubezhnyh-stranah.
62. Фуряева Т. В., Гудкова О. В. Развитие метакомпетенций обучающихся в условиях специализированных классов инженерно-технологической направленности //Вестник Томского государственного университета. - 2019. - №. 442. С: 14-21.
63. Формирование организационной культуры школы - [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.leaducation.ru/publications/materials/formirovanie_organizatsionnoy_ kultury_shkoly/.
64. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
65. Федеральная целевая программа развития образования. (Постановление правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803).
66. ФЦПРО - Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html.
67. Шарипова Г.А. Организация внутренней среды образовательного учреждения как условие гармонизации межэтнических отношений, профилактики проявлений экстремизма, ксенофобии, укрепления толерантности// Вестник ШГУ. - Шадринск, 2016. № 7. С. 4-8.
68. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
69. Шестернинов Е., Арцев М. Профильная школа-это индивидуализация обучения и свобода выбора //Директор школы. - 2003. - №. 2. - С. 14-17.