ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Профильное обучение как способ организации учебно-воспитательного процесса 7
1.2. Реализация профильного обучения через создание
специализированных классов на базе общеобразовательных школ 18
1.3. Условия организации образовательного процесса в
специализированном классе 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ
МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА 37
2.1. Анализ социально-экономической среды образовательной
организации КСОШ № 2 37
2.2. Условия апробации и реализации образовательного проекта .... 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента 59
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Профильное обучение как способ организации учебно-воспитательного процесса 7
1.2. Реализация профильного обучения через создание
специализированных классов на базе общеобразовательных школ 18
1.3. Условия организации образовательного процесса в
специализированном классе 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ
МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА 37
2.1. Анализ социально-экономической среды образовательной
организации КСОШ № 2 37
2.2. Условия апробации и реализации образовательного проекта .... 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента 59
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Тема создания специализированных (профильных) классов на базе общеобразовательных организаций не нова, но в наши дни, в «эпоху менеджмента» становится все более и более актуальной как в стране, так и в регионе - Красноярском крае. Это обусловлено тем, что профильный класс - один из способов ранней профориентации школьников, способствующий их самоопределению в ту или иную область профессиональной деятельности, а это в свою очередь способствует формированию потенциального кадрового резерва для дальнейшего пополнения кадрового состава ведущих отраслей экономики как на локальном, так и на региональном уровнях [26].
В данной магистерской диссертации отражена специфика создания специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2 с учетом присущих ей условий.
Цель: разработка образовательного проекта специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2.
База исследования: МБОУ КСОШ №2 г. Кодинск.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное образовательной учреждение средняя общеобразовательная школа г. Кодинск (МБОУ КСОШ №2).
Предмет исследования: организация специализированного класса в структуре общеобразовательной школы.
Исходя, из цели определены задачи исследования:
1. анализ методической литературы и нормативно-правовой базы реализации профильного обучения;
2. анализ опыта создания специализированных классов;
3. формулировка проблем, перспектив и условий реализации образовательного проекта специализированного класса на базе общеобразовательной школы;
4. разработка образовательного проекта специализированного класса гидроэнергетиков на базе МБОУ СОШ №2 г. Кодинск;
5. разработка рекомендаций по внедрению и реализации образовательного проекта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
4. Теоретические: анализ литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов исследования;
5. Эмпирические: создание модели проекта, анкетирование обучающихся, родителей и педагогических работников, метод экспертных оценок, реализация экспериментального обучения в специализированном классе;
6. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе был проведен анализ источников информации по данной теме, в том числе анализ методической и научной литературы, позволивший определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования., также был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в сфере реализации профильного обучения и анализ информации в СМИ для определения актуальности темы.
На втором этапе был проведен анализ существующих моделей реализации профильного обучения на примере опыта России, а также анализ опыта деятельности в этой сфере некоторых зарубежных стран.
На третьем этапе была осуществлена деятельность по созданию образовательного проекта, в том числе: формулировка предполагаемых результатов, проведение диагностики, комплексный анализ деятельности образовательной организации, анализ условий выбора социального партнера, разработка критериев эффективности проекта, анализ условий реализации проекта, создание рекомендаций по организации и внедрению образовательного проекта в структуру образовательной организации, сформулированы выводы, оформлена магистерская диссертация.
Научные результаты:
1. разработан образовательный проект внедрения и организации профильного обучения на базе МБОУ СОШ №2 г. Кодинск, критерии оценки его эффективности.
2. предложены рекомендации по внедрению проекта в соответствии с базой реализации проекта.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих традиционных способов осуществления профильного обучения, создания профильных и специализированных классов, а также в формулировке предложений по совершенствованию данных способов на примере
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательного проекта создания специализированного класса гидроэнергетиков на базе СОШ №2. г. Кодинск, а также в возможности дальнейшего использования разработанного проекта.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. Работа включает в себя таблиц-16., рисунков-4, приложений-9.
Научная новизна заключается непосредственно в разработанном на основе магистерского исследования образовательном продукте - образовательном проекте, который адаптирован под конкретную образовательную организацию, но при этом содержит структуру, которую можно использовать как универсальный шаблон для разработки образовательного проекта профильного класса другой направленности.
Результаты исследования апробированы в рамках декадника науки института психолого-педагогического образования, который являлся частью XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века», а также в рамках психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование».
По результатам участия в конференциях опубликована статья: Качественные и количественные критерии эффективности профильного обучения//Сборник материалов VI Всероссийской национальной конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 195- летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Красноярск: 2019. №. С. 58-61. Также были подготовлены к печати и находятся на стадии публикации следующие статьи: Профильное обучение как способ организации учебно-воспитательного процесса: сущность, проблемы, противоречия, перспективы; Профильное обучение: отечественный и зарубежный опыт.
В данной магистерской диссертации отражена специфика создания специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2 с учетом присущих ей условий.
Цель: разработка образовательного проекта специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2.
База исследования: МБОУ КСОШ №2 г. Кодинск.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное образовательной учреждение средняя общеобразовательная школа г. Кодинск (МБОУ КСОШ №2).
Предмет исследования: организация специализированного класса в структуре общеобразовательной школы.
Исходя, из цели определены задачи исследования:
1. анализ методической литературы и нормативно-правовой базы реализации профильного обучения;
2. анализ опыта создания специализированных классов;
3. формулировка проблем, перспектив и условий реализации образовательного проекта специализированного класса на базе общеобразовательной школы;
4. разработка образовательного проекта специализированного класса гидроэнергетиков на базе МБОУ СОШ №2 г. Кодинск;
5. разработка рекомендаций по внедрению и реализации образовательного проекта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
4. Теоретические: анализ литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов исследования;
5. Эмпирические: создание модели проекта, анкетирование обучающихся, родителей и педагогических работников, метод экспертных оценок, реализация экспериментального обучения в специализированном классе;
6. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе был проведен анализ источников информации по данной теме, в том числе анализ методической и научной литературы, позволивший определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования., также был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в сфере реализации профильного обучения и анализ информации в СМИ для определения актуальности темы.
На втором этапе был проведен анализ существующих моделей реализации профильного обучения на примере опыта России, а также анализ опыта деятельности в этой сфере некоторых зарубежных стран.
На третьем этапе была осуществлена деятельность по созданию образовательного проекта, в том числе: формулировка предполагаемых результатов, проведение диагностики, комплексный анализ деятельности образовательной организации, анализ условий выбора социального партнера, разработка критериев эффективности проекта, анализ условий реализации проекта, создание рекомендаций по организации и внедрению образовательного проекта в структуру образовательной организации, сформулированы выводы, оформлена магистерская диссертация.
Научные результаты:
1. разработан образовательный проект внедрения и организации профильного обучения на базе МБОУ СОШ №2 г. Кодинск, критерии оценки его эффективности.
2. предложены рекомендации по внедрению проекта в соответствии с базой реализации проекта.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих традиционных способов осуществления профильного обучения, создания профильных и специализированных классов, а также в формулировке предложений по совершенствованию данных способов на примере
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательного проекта создания специализированного класса гидроэнергетиков на базе СОШ №2. г. Кодинск, а также в возможности дальнейшего использования разработанного проекта.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. Работа включает в себя таблиц-16., рисунков-4, приложений-9.
Научная новизна заключается непосредственно в разработанном на основе магистерского исследования образовательном продукте - образовательном проекте, который адаптирован под конкретную образовательную организацию, но при этом содержит структуру, которую можно использовать как универсальный шаблон для разработки образовательного проекта профильного класса другой направленности.
Результаты исследования апробированы в рамках декадника науки института психолого-педагогического образования, который являлся частью XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века», а также в рамках психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование».
По результатам участия в конференциях опубликована статья: Качественные и количественные критерии эффективности профильного обучения//Сборник материалов VI Всероссийской национальной конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 195- летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Красноярск: 2019. №. С. 58-61. Также были подготовлены к печати и находятся на стадии публикации следующие статьи: Профильное обучение как способ организации учебно-воспитательного процесса: сущность, проблемы, противоречия, перспективы; Профильное обучение: отечественный и зарубежный опыт.
Тема настоящей магистерской исследовательской работы посвящена аспекту создания специализированных (профильных) классов на базе общеобразовательных организаций. Данная тема подтвердила свою актуальность в ходе работы над исследованием. Это обусловлено запросам общества на квалифицированные кадры, а профильный класс в свою очередь является одним из способов ранней профориентации школьников, способствующий их самоопределению в ту или иную область профессиональной деятельности, а это в свою очередь способствует формированию потенциального подготовленного и квалифицированного кадрового потенциала для пополнения кадрового состава ведущих отраслей экономики как на локальном, так и на региональном уровнях.
В данной магистерской диссертации отражена специфика создания специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2 с учетом присущих ей условий. Цель работы достигнута - в ходе исследования был разработан образовательный проект специализированного класса. Все поставленные задачи были реализованы поэтапно.
В ходе исследования гипотеза была доказана: обучение в специализированном классе способствует повышению среднего балла ГИА за счет углубленного изучения учебных предметов, необходимых для поступления обучающихся в профильные ВУЗы.
Исходя, из вышесказанного были сделаны следующие выводы:
- в ходе исследования была определена актуальность темы, подобрана и проанализирована тематическая литература;
- при работе над диссертацией был проведен анализ опыта создания специализированных классов;
- при работе над практической частью исследования сформулированы проблемы, перспективы и условия реализации образовательного проекта специализированного класса на базе общеобразовательной школы;
- результатом работы явилась разработка образовательного проекта специализированного класса гидростроителей на базе МБОУ КСОШ №2.
Результаты магистерского исследования подтвердили свою значимость, пройдя апробацию в рамках декадника науки института психолого-педагогического образования, который являлся частью XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века», а также в рамках психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование».
Исследование имеет практическую направленность. В ходе работы была сформулирована теоретическая значимость и практическая значимость исследования.
В данной магистерской диссертации отражена специфика создания специализированного класса на базе МБОУ КСОШ №2 с учетом присущих ей условий. Цель работы достигнута - в ходе исследования был разработан образовательный проект специализированного класса. Все поставленные задачи были реализованы поэтапно.
В ходе исследования гипотеза была доказана: обучение в специализированном классе способствует повышению среднего балла ГИА за счет углубленного изучения учебных предметов, необходимых для поступления обучающихся в профильные ВУЗы.
Исходя, из вышесказанного были сделаны следующие выводы:
- в ходе исследования была определена актуальность темы, подобрана и проанализирована тематическая литература;
- при работе над диссертацией был проведен анализ опыта создания специализированных классов;
- при работе над практической частью исследования сформулированы проблемы, перспективы и условия реализации образовательного проекта специализированного класса на базе общеобразовательной школы;
- результатом работы явилась разработка образовательного проекта специализированного класса гидростроителей на базе МБОУ КСОШ №2.
Результаты магистерского исследования подтвердили свою значимость, пройдя апробацию в рамках декадника науки института психолого-педагогического образования, который являлся частью XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века», а также в рамках психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование».
Исследование имеет практическую направленность. В ходе работы была сформулирована теоретическая значимость и практическая значимость исследования.



