ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 7
1.1 Основные понятия: «графика», «средства выразительности», «линия»,
«штрих», «точка», «пятно», «тон» 7
1.2 Особенности освоения средств выразительности графики младшими
подростками в процессе изучения изобразительного искусства в школе 17
1.3 Анализ графических работ как способ освоения графических средств
выразительности 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОИСКУССТВА 32
2.1 Содержание констатирующего эксперимента, направленного на
выявление актуального уровня освоения графических средств выразительности младшими подростками 32
2.2 Результат констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня освоения графических средств выразительности
младшими подростками 39
2.3 Серия занятий по изучению изобразительного искусства, направленных на освоение графических средств выразительности младшими подростками 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность выбранной темы подчеркивается тем, что человек стремится к самовыражению, а искусство это то через что можно начать показывать и понимать самого себя. Особенно важно это для младших подростков, которые в этот период начинаются о многом задумываться, но не находить ответов.
Один из способов помочь подростку начать понимать себя, находить ответы в своих размышлениях это дать ему знания о художественном мире, научить видеть и погружаться в тонкости изобразительного искусства, различать художественные произведения.
Всегда сложно найти вид искусства, который может охватить большую аудиторию, а графика с этим удачно справляется, она привлечет внимание любого подростка:
- в графике отсутствует цвет или играет незначительную роль, что значительно облегчает процесс формирования знаний у младших подростков;
- основа графики состоит из простых и понятных средств выразительности: линия, точка, штрих, пятно, тон;
- с помощью средств выразительности в графике можно творить с большим размахом, а можно ограничиться небольшим форматом.
Графика всегда говорит со зрителем, через портреты показывает характер, в пейзажах показывает мир, натюрмортами привлекает внимание к мелочам, может пересказать сказку или исторический сюжет и делает это с помощью средств выразительности [17].
Проблема исследования состоит в том, что младшие подростки имеют не достаточное представление о возможностях и характере графических средств выразительности.
Важно научить подростка видеть графические средства и объяснить, что они выражают.
В учебном пособии И.Б. Ветрова автор говорит, что методика прочтения изображения от его конкретно-предметного смысла к символическому смыслу согласуется с системой «интерпретаций», основывающихся на том, что все есть изображение, а все изображения есть демонстрация каких-либо явлений [6].
Нельзя просто дать подростку карандаш и сразу ждать от него графические рисунки. Для начала нужно познакомиться учащегося со средствами выразительности. Такие теоретические знания в дальнейшем помогут быстрее осваивать их на практике.
К сожалению, в рамках обучения, графика преподается слишком поверхностно и быстро, поэтому нужно обращаться к трудам ученых, которые занимались проблемой реализации графической подготовки обучающихся и по мнению Н.Н. Ростовцева, художественная графика не утрачивает своей актуальности, и процесс обучения должен совершенствоваться [46].
Степень изученности темы. Значительный вклад в решение проблемы внесли: И. Б. Ветрова: «Неформальная композиция: от образа к творчеству», Л. Н. Павлова Е. В.Фролова: учебно-методическое пособие «Теория и методика изобразительного искусства», Герчук Ю.Я. «Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства», Гундорова А. В., Амелина И. В. «Черно-белая графика и ее выразительные возможности».
Объект исследования: процесс изучения изобразительного искусства младшими подростками.
Предмет исследования: освоение графических средств выразительности младшими подростками.
Цель исследования - выявить актуальный уровень освоения графических средств выразительности младшими подростками и составить серию занятий по изучению изобразительного искусства, направленную на освоение графических средств выразительности младшими подростками.
Задачи данной работы являются:
1. Определить основные понятия: «графика, «средства выразительности», «линия», «штрих», «точка», «пятно», «тон».
2. Выявить особенности освоения младшими подростками графических средств выразительности в процессе изучения изобразительного искусства.
3. Определить возможности анализа графических работ младшими подростками как способа освоения графических средвст выразительности;
4. Разработать содержание констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня освоения графических средств выразительности младшими подростками.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня освоения графических средств выразительности младшими подростками и проанализировать результаты.
6. Составить серию занятий по изучению изобразительного искусства направленных на освоение графических средств выразительности младшими подростками.
Методы исследования: анализ и синтез педагогического опыта; тестирование; опрос; статистический метод обработки результатов эксперимента.
Гипотеза исследования: использование серии занятий по изучению изобразительного искусства позволит повысить уровень освоения графических средств выразительности младшими подростками при условии, что содержание занятий будет направлено на формирование знаний об основных средствах выразительности, умения выделять средства выразительности в рисунке и определять, что выражает тот или иной элемент.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось в КГБОУ «Красноярская школа №8» города Красноярск. В эксперименте принимали участие 10 учеников VII класса возраста 11-13 лет
Изучение научной и профессиональной литературы по исследуемой проблеме позволило:
- установить сущность и содержание понятий «графика», «средства выразительности», «линия», «штрих», «точка», «пятно», «тон»,
- определить особенности освоения графических средств выразительности младшими подростками;
- подобрать методики для диагностики актуального уровня освоения графических средств выразительности у обучающихся младшего подросткового возраста;
- организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня освоения графических средств у младших школьников;
- провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
- разработать серию занятий, направленную на освоение графических средств выразительности младшими подростками.
Для диагностики актуального уровня освоения графических средств выразительности у младших подростков были подобраны критерии:
1. знание основных графических средств выразительности (линия, штрих, точка, пятно, тон);
2. умение находить средства выразительности в рисунке;
3. умение объяснить, что выражают средства выразительности.
Констатирующий эксперимент был проведен с учащимися в КГБОУ «Красноярская школа №8». В эксперименте принимали участие 10 учеников VII класса возраста 13 лет.
Для выявления уровня освоения графических средств выразительности младшими подростками был подобран опросно-тестовый метод исследования.
Анализ проведенного констатирующего эксперимента, по исследованию уровня освоения графических средств выразительности у младших подростков, показал, что среди испытуемых преобладает средний уровень данного освоения.
На основе этого была составлена серия занятий, направленная на освоение графических средств выразительности. Темы занятий направлены на развитие знаний средств выразительности, умение находить и определять характер элементов графики.
Разработана серия из двенадцати занятий для КГБОУ «Красноярская школа №8» для 10 учащихся младшего подросткового возраста, длительность каждого занятия 45 минут.
В каждом занятии изучаются основные средства выразительности через анализ графических изображений и создание собственных примеров с использованием графических элементов.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 391с.
2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: ВЛАДОС, 2008. 288с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей М.: Академия,
2016. 317с.
4. Браун С. Дудлинг для творческих людей. Пер. с англ. Минск: Попурри, 2014. 320с.
5. Ванслов В.В. Что такое искусство. СПб.: Искусство, 1988. 326с.
6. Ветрова И. Б.: Неформальная композиция: от образа к творчеству. М.: Ижица. 2004. 176c.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Союз, 1968. 576с.
8. Гербарт И. Ф. Психология. СПб.: Пантеон литературы, 1895. 278с.
9. Горяева Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Графика в жизни человека. М.: Просвещение, 2019. 191с.
10. Гофман Ю.М. Учебное пособие. Техники черно-белой графики // Федеральное агентство по образованию, Амурский государственный университет. 2011. 119c.
11. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искусство. 1990. 221с.
12. Дворжак М. История искусства как история духа // М. Дворжак; пер. с нем. А.А. Сидорова, В.С. Сидоровой, А.К. Лепорка. СПб.: Академический проект. 2001. 336с.
13. Ельшевская Г.В. Иллюстрация (сборник статей и публикаций). М.: Советский художник, 1988. 412с.
14. Ефименко М.Э. Изобразительное искусство [Электронный ресурс] // infourok: Методическое пособие URL: https://infourok.ru/user/efimenko-milausha- engelevna(дата обращения: 21.11.2023
15. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз 1961. 223с.
16. Исламгалиева Р.Ф. Критерии оценок по изобразительному искусству [Электронный ресурс] // Наша новая школа URL: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/08/27/kriterii-otsenok-po-izobrazitelnomu-iskusstvu (дата обращения: 18.11.2022)
17. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006. 256с.
18. Кайгородцев И.М. Значение графических средств выразительности при рисовании портрета с натуры // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №. 74. 95с.
19. Кардовский, Д.Н. Об искусстве. М.: Акад. художеств СССР. 1960. 340с.
20. Кашекова И. Э. Изобразительное искусство. 7 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС. М.: Баласс. 2013. 112с.
21. Кирсач О.Л. Дудлы, скетчи, зентаглы. М.: Эскимо, 2015. 160с.
22. Коменский Я. А. Великая Дидактика. М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320с.
23. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 173с.
24. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. 143с.
25. Кошелева Л. А. Художественные техники зентагл и дудлинг в изобразительном творчестве // ББК, 2023. 29с.
26. Лазарева Н.И. Графика. Средства выразительности: линия [Электронный ресурс] // Kopilkaurokov: Для учителей URL: https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/grafika-sriedstva (дата обращения: 21.11.2023)
27. Левищева Т.Н. методика подготовки доклада и презентации [Электронный ресурс] // nsportal: Образовательная сеть URL: https://nsportal.r u/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/11/17/metodika-podgotovki-doklada-i- prezentatsii
28. Лещинский А.А. Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003. 194с.
29. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо-Пресс, 2017. 480с.
30. Лумис У.Э. Искусство иллюстрации: Пер. с англ. СПб.: Азбука-Аттикус,
2012. 304с.
31. Лыкова Е. С. Педагогические проблемы развития линии в детском рисунке // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.
2017. № 1. 87с.
32. Максимова В.И. Выразительные средства графики [Электронный ресурс] // Urok: Сборник методических разработок и педагогических идей URL: https://virazitelnie_sredstva (дата обращения: 21.11.2023)
33. Медина Д. Правила мозга. М.: МИФ, 2019. 304с.
34. Наумова М. Учимся рисовать карандашом. Рисовать могут все. СПб.: Питер,
2013. 96с.
35. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. М.: Просвящение, 2022. 191с.
36. Обуховская А.С. методология формирования единой оценочной системы метапредметных результатов обучающихся разных ступеней обучения // Единая оценочная система метапредметных результатов. 2020. 21с.
37. Осипкина Ю. А. Леонардо да Винчи как великий изобретатель // Вопросы развития современной науки и техники. 2021. № 2. 203с.
38. Павлова Л. Н., Фролова Е. В. Теория и методика изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие. Челябинск: Библиотека А. Миллера. 2021.72с.
39. Паранюшкин Р.В. Композиция: Теория и практика изобразительного искусства. СПб.: Планета музыки, 2022. 102с.
40. Пеновац Э. Прекрасные акварели [Электронный ресурс] // saatchiart Иллюстрации. URL: https://www.saatchiart.com/account/artworks/680537 (дата обращения: 18.11.2022)
41. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: учебное пособие для студенческих учреждений среднего
профессионального образования. М.: Академия. 2014. 352с.
42. Подласный. И. Педагогика. М.: Юрайт, 2014. 575с.
43. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96с.
44. Претте М. К. Творчество и выражение: курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985. 169с.
45. Пьерро М. Арт-терапия. Самопознание и трансформация жизни. Интернет- издание, 2021. 86с.
46. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1984. 240с.
47. Сапожников А.П. Полный курс рисования. СПб.: Алев-В, 1834. 192с.
48. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989. № 1. 27с.
49. Соколова Е. О. Особенности подготовки педагога-художника к проведению урока // Национальные традиции в современном искусстве и художественном образовании. 2019. 171с.
50. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. М.: Астрель, 2010. 79с.
51. Сопроненко Л. П., Локалов В. А. Техники чёрно-белой графики: учеб. пособие для вузов. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 108с.
52. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга 1986. 238с.
53. Хогарт У. Анализ красоты: Пер. с англ. СПб.: Искусство 1987.
54. Хуторской А. В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2021. 101с.
55. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. 590с.