Введение 6
1. Теоретические предпосылки организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника 14
1.1 Тьюторское действие как посреднический акт 14
1.2 Обзор прецедентных методов включения произведений искусства в
педагогическую деятельность 20
1.3 Потенциальные возможности использования произведения искусства в качестве посредника в решении образовательных задач в вузе 27
Выводы первой главы 35
2. Практика организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника в вузе 37
2.1 Этапы организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника для решения образовательных задач в вузе 37
2.2 Экспериментальная апробация результатов исследования на примере организованного тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника для студентов вуза 45
Выводы второй главы 70
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение А Протокол тьюториала 80
Приложение Б «Наполеон на перевале Сен-Бернар» 81
Приложение В «Купчиха за чаем». Борис Кустодиев 82
Приложение Г «Богатырь». Михаил Врубель 83
Приложение Д «Святой Сергий Радонежский» 84
Приложение Е «Здравствуйте, господин Курбе» 85
Приложение Ж «Клятва Горациев» 86
Приложение З«Свобода, ведущая народ на баррикады» 87
Приложение И «Любовь земная и Любовь небесная» 88
Приложение К «Смерть Сарданапала» 89
Приложение Л «Плот «Медузы»» 90
Приложение М «Сеятель» 91
Приложение Н «Звездная ночь»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, выпускник-бакалавр любого направления, вне зависимости от того, обучается он гуманитарным, естественнонаучным, техническим или социально-экономическим наукам, должен к моменту завершения обучения в вузе иметь конкретный результат по освоению общекультурных компетенций, а именно быть способным:
1) «владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения»;
2) «к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, государству, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке проектов»;
3) «самостоятельно стремиться к выстраиванию и реализации перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования»;
4) «уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков»;
5) «осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности»;
В системе высшего профессионального образования крайне востребован поиск методов наращивания данных компетенций у студентов вуза, однако реальный уровень компетенций выпускника вуза не всегда бывает приближен к идеалу ФГОС ВПО.
Обозначенные общекультурные компетенции очень созвучны таким образовательным задачам, которые совместно с тьюторантом решает тьютор, ведь именно в системе высшего образования в Европе зародился феномен тьюторства, направленный на постепенное приобретение самостоятельности студента с помощью наставника .
Общекультурные идеалы берут исток в системе культуры в целом. Так как культура - это сфера производства и потребления идеалов (высшая степень совершенства, нечто ценное для человека в различных сферах), уместным будет обратить внимание на эталоны культуры. Наиболее репрезентативная форма культуры, в которой в очищенном, эталонном виде представлены идеалы - это художественная культура, непосредственно искусство.
Истинные произведения искусства актуальны вне времени и пространства, так как наделены идейным содержанием общечеловеческого масштаба. Образовательный потенциал произведений искусства невероятно глубок, так как за все время существования человека было создано огромное количество произведений разных видов искусств, стилей и жанров, позволяющих пробудить в зрителе те или иные мысли, приоткрыть суть бытия и дать ответы на сиюминутные и вечные вопросы.
Тьютор свободен в средствах и приемах взаимодействия с тьюторантом, тьюторские приемы находятся в постоянном процессе становления и востребуют все новые и новые формы и методы взаимодействия с тьюторантом для решения различных образовательных задач. Тьюторское действие - действие не дидактическое, а наставническое, посредническое. По канонам тьюторства, тьютор не транслирует знания и не дает готовых ответов, его цель - помочь тьюторанту стать самостоятельным субъектов в формировании собственной образовательной программы.
Многие тьюторские задачи востребуют такие методы и приемы взаимодействия с тьюторантом, когда тьютор выступает посредником к тем или иным образовательным ресурсам. Идеальный посредник, способный дать ответы на многие вопросы при активном участии тьюторанта как субъекта в процессе решения образовательных задач - произведение искусства. Однако его включение в тьюторское действие практически отсутствует в образовательном процессе, не смотря на то, что именно произведение искусства как идеал художественной культуры может помочь в освоении общекультурных компетенций, заявленных в ФГОС ВПО.
Таким образом, существуют следующие противоречия:
1) имеется государственный запрос на освоение выпускником вуза общекультурных компетенций, однако в реальности развитие общекультурных компетенций студентов не производится, нет специально ориентированных на это курсов и педагогов, реализующих данный компонент освоения образовательной программы вуза (то есть тьюторов, которые, согласно проекту профессионального стандарта профессии «тьютор» , по должностным обязанностям выполняют данные функции);
2) существует доказанный глубокий образовательный потенциал произведений искусства, но произведения искусства крайне мало используются в педагогической практике вообще и тьюторской практике в частности;
3) студент-бакалавр должен обладать базовым набором общекультурных компетенций (на законодательном уровне), но по факту выпускник не всегда выходит из вуза полностью способным владеть всеми указанными общекультурными компетенциями. Ему необходимо самостоятельно решать образовательные задачи, но это становится невозможным в следствие отсутствия собственной инициативности, которая не была развита в процессе образования в вузе.
Проблема исследования: в настоящее время не встречается разработанного механизма включения произведений искусства в тьюторское сопровождение, хотя образовательный потенциал произведений искусства давно доказан, а запрос на освоение студентом общекультурных компетенций давно озвучен как со стороны государства, так и со стороны студента. В практическом тьюторстве прецеденты включения произведения искусства в образовательный процесс имеют единичный характер, не смотря на возможности успешного решения образовательных задач с помощью посредничества произведений искусства.
Исходя из озвученной проблемы, было решено формализовать тему исследования следующим образом: «Организация тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника».
Цель работы: выявить и описать механизм организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника в вузе.
Объект исследования: тьюторское действие в образовательном процессе вуза.
Предмет исследования: процесс организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника в вузе.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущностные характеристики тьюторского действия;
2. определить место включения произведений искусства в контекст тьюторского действия;
3. исследовать потенциальные возможности произведения искусства в качестве посредника в решении образовательных задач;
4. выделить этапы организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника в решении образовательных задач;
5. провести экспериментальную апробацию результатов исследования.
Степень изученности
Теоретически и практически исследовано тьюторское действие Т.М.Ковалевой и ее последователями. Также существует детальный анализ составляющих посреднического действия, сделанный Б.Д.Элькониным .
В.А.Адольф, Н.В. Пилипчевская анализируют необходимость тьюторского сопровождения в вузе, так как именно студенту необходима поддержка для полноценной реализации всех образовательных целей, которые достигаются в организации высшего профессионального образования. В исследовании Т.И.Петровой, Н.В. Пилипчевской, Е.П. Валюх говорится о необходимости решения воспитательной задачи в высшей школе для формирования необходимых компетенций студентов.
Кроме того, В.И. Жуковским разработана концепция современной теории искусства, разъясняющая сущность произведения искусства как идеального посредника, основанная на «синтетической теории идеального» Д.В.Пивоварова, которая философски осмысляет культуру как идеалообразующую среду, и художественную культуру как квинтэссенцию для возможностей идеалообразования.
Существуют и научные труды, представляющие варианты возможностей для образования с помощью произведений искусства, например, М.В.Тарасова говорит о великой по глубине образовательной силе искусства, формирующего идеалы посредством визуальных понятий и символов.
Однако на сегодняшний день нет описания организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника, что может быть обозначено как научная новизна исследования.
Методология исследования:
1) методология тьюторского сопровождения в образовании Т.М. Ковалевой
2) базовые принципы «теории рефлексии» Г.В.Ф. Гегеля и «синтетической теории идеального» Д.В. Пивоварова ;
3) концептуальные положения современной теории искусства В.И. Жуковского ;
4) общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования, применимые к тьюторской деятельности: «наблюдение», «измерение», «экстраполяция», «формализация», «анализ», «синтез», «аналогия», «индукция», «дедукция», «интерпретация».
Гипотеза: для успешного включения произведения искусства в тьюторское действие в вузе необходимы следующие составляющие: тьюторант, тьютор, произведение искусства, отвечающее запросу тьюторанта.
Тьюторское действие с включением произведения искусства будет успешным, если у тьюторанта в результате данного действия будут развиваться общекультурные компетенции:
1) появится/актуализируется образовательный интерес, повысится образовательная мотивация;
2) расширятся аксиологические установки;
3) побуждение к самостоятельности и субъектности
4) будут развиваться аналитические навыки;
5) будут развиваться рефлексивные умения;
Тьютор свободен в средствах и приемах взаимодействия с тьюторантом и может использовать произведения искусства в качестве посредников в решении различных образовательных задач в образовательном процессе вуза для освоения студентами компонента общекультурных компетенций ФГОС ВПО.
На защиту выносятся следующие положения:
1) произведение искусства успешно включается в тьюторское действие для решения образовательных задач, так как, принадлежа к сфере культуры, произведения искусства позволяют развивать общекультурные компетенции студента;
2) включение произведения искусства в тьюторское действие должно быть особым способом организовано, согласно разработанным этапам тьюторского действия;
3) произведение искусства является идеальным посредником в решении образовательных задач при соблюдении критериев для выбора произведения-посредника;
4) образовательные задачи: пробуждение и актуализация
образовательного интереса, повышение образовательной мотивации, расширение аксиологических установок тьюторанта, становление самостоятельности и субъектности тьюторанта, моделирование аналитических умений и навыков обработки информации, побуждение к рефлексивным пробам - успешно решаются в процессе тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника.
Теоретическая значимость: результаты работы могут быть полезны в качестве научного материала для расширения современных литературных источников по приемам и методам тьюторской деятельности в высшем профессиональном образовании; как материал для научно-популярных статей с образовательной целью.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы как часть учебно-методических пособий и курсов по тьюторскому сопровождению в высшем профессиональном образовании, а также в качестве материала интерактивной игры со студентами, которую могут применять тьюторы для развития общекультурных компетенций студента.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, состоящие из двух параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.
Целью магистерской диссертации было разработать организацию тьоюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника. Для достижения цели был осуществлен ряд шагов.
Первая глава посвящена теоретическому осмыслению возможности включения произведения искусства в тьюторское действие в качестве посредника.
Задачей первого параграфа первой главы было теоретическое исследование сущностных характеристик тьюторского действия. Было доказано, что тьюторское действие по существу посредническое, и тьютор является посредником между тьюторантом и тем образовательным результатом, который тьюторант получит в результате конкретного тьюторского действия.
Во втором параграфе первой главы была решена такая задача исследования, как проведение обзора существующих прецедентов включения произведений искусства в традиционную педагогическую деятельность в общем, и в тьюторскую практику, в частности, которая востребует такие методы и приемы деятельности в образовательном процессе, в которых тьюторант становится активным самостоятельным субъектом в решении образовательных задач. Большинство примеров традиционно использует произведения искусства в качестве визуальных, «иллюстрирующих» помощников для изучения других предметных областей. В тьюторских событийных практиках существуют единичные примеры, задействующие произведение искусства в качестве метапредметного посредника, оборачивающим тьюторанта не на предмет, а на сущностные законы мира в целом.
Задачей третьего параграфа было раскрыть характеристики произведения искусства, потенциально позволяющие ему быть посредником в тьюторском действии. Результатом данного параграфа является выделение сущностных качеств произведения искусства и, исходя из характеристик произведения искусства и существующих описаний возможностей произведений искусства, были выявлены виды образовательных задач, которые могут быть решены в процессе тьюторского действия с включением произведения искусства.
Таким образом, первая глава исследования в целом доказывает обоснованность включения произведения искусства в тьюторское действие и необходимость разработки его этапов.
Вторая глава посвящена исследованию организации тьюторского действия с включением произведения искусства.
В первом параграфе второй главы была решена задача разработки и конкретизиции этапов организации тьюторского действия с включениям произведения искусства. Были выделены способы решения образовательных задач произведением искусства, созданы критерии выбора произведения- посредника, намечены общие линиями действий тьютора в рамках организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника в вузе, обозначены компоненты тьюторского действия.
Заключительным этапом работы стало решение задачи экспериментальной апробации результатов исследования, которой посвящен второй параграф второй главы. В процессе организованного тьюторского действия, тьюторантами которого были студенты разных специальностей, в разной мере были решены такие образовательные задачи, как актуализация образовательного интереса и повышение образовательной мотивации, расширение аксиологических установок, наращивание аналитических навыков, побуждение к самостоятельности и субьектности, повышение рефлексивных умений.
Проведенный эксперимент подтверждает принципиальную возможность включения произведения искусства в тьюторское действие и эффективность разработанной организации тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника в решении образовательных задач в вузе.
Таким образом, результатом исследования стала разработанная организация тьюторского действия с включением произведения искусства в качестве посредника для решения образовательных задач.
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Образовательные технологии при реализации новых образовательных стандартов. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 73-76.
2. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС. // Высшее образование в России. -2012. -№ 11. - С. 164-166.
3. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития //монография. Краснояр.гос.пед.ун- т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2011.
4. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС ВПО// Инновации в образовании. - №3. -2013.-С. 5-13.
5. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как результативность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - Благовещенск: БГК им. А.И. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392с.
7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - СПб., 1994.
8. Всеобщая история искусства: УМКД № 28-2007 /рук. творч.
коллектива В.И.Жуковский: [Электронный ресурс]: http://files.lib.sfu-
kras .ru/ebibl/umkd/2 8/u_lecture s.pdf
9. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2003. - 248 с.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1¬4. - М.: Рус. яз., 1981.
11. Жуковский В. И., Копцева Н. П., Пивоваров Д. В. Визуальная сущность религии: монография. — Красноярск: КрасГУ, 2006. — 460 с.
12. Жуковский В.И. Всеобщая история искусства: УМКД. Модуль 10: Искусство Запада XX столетия. СФУ, Красноярск, 2008.
13. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства. Санкт- Петербург: Алетейя, 2011. - 496с.
14. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Наглядные образы визуального мышления в процессе обучения студентов высшей школы //Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 10. С. 51-56.
15. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Образовательный потенциал художественной культуры // Педагогика искусства. 2014. № 2. С. 6-10.
16. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Роль визуального мышления в высшем образовании // Искусство и образование. 2013. № 3 (83). С. 7-16.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
18. Кистова А.В., Тамаровская А.Н. Произведения архитектуры и культурная идентичность. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 597.
19. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А.
A. , Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
20. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Издательство Московского педагогического-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.
21. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации. // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 7-15.
22. Образовательная функция художественной культуры. Жуковский
B. И., Тарасова М.В., Смолина М.Г., Миркес М.М., Кистова А.В., Пименова Н.Н., Бахова Н.А. Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. Красноярск, 2013.
23. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст
информатизации, М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.- 320 с.
24. Петрова Т.И., Пилипчевская Н.В., Валюх Е.П. Взаимодействие субъектов воспитательного пространства университета как условие развития личности будущего педагога. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 104¬108.
25. Пивоваров Д. В. Философия религии: учеб. пособие. —
Екатеринбург, М.: Деловая кн.: Акад. проект, 2006. — 640 с.
26. Пилипчевская Н.В., Трофименко Г.С. Современные представления студентов педагогического вуза о технологии тьюторского сопровождения в образовании. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 96-99.
27. Пилипчевская Н.В., Яковлева Г.С., Петропавловская Н.В. Педагогическая практика студентов через призму тьюторства. // Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 59-63.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 29 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700 Двигатели летательных аппаратов (квалификация (степень) «бакалавр»)».
29. Профессиональный стандарт. Проект стандарта тьюторской детельности [Точка доступа]: http://www.thetutor.ru/expertise/standart
30. Семенова А.Н. Стилевая определенность творчества А.-Л. Бари. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. С. 243-246.
31. Семенова А.Н., Тарасова М.В. Искусство и история: сущность взаимовлияния. // Международный журнал экспериментального образования.
2011. № 8. С. 28.
32. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
33. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография. - Красноярск, 2013. - 368 с.
34. Степанова И.Ю., Бойко Т.Н. Обеспечение качества процесса практической подготовки будущего учителя. // Высшее образование сегодня. - №8. - 2007.- С. 55-57.
35. Тамаровская А.Н. Произведение искусства как посредник в
тьюторском действии // Проспект Свободный-2015: материалы науч. конф., посвященной 70-летию Великой Победы (15-25 апреля 2015 г.)
[Электронный ресурс]/ отв. ред. Е. И. Костоглодова. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015.
36. Тамаровская А.Н. Тьюторское сопровождение образовательного проекта (на примере «Школы-мастерской молодого ученого»). // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. Киров, 2014. С. 570-573.
37. Тарасова М.В. Взаимодействие культуры и образования: традиционные концепции. // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия Материалы VIII Международной научной конференции. Ответственный редактор Е.В. Гутов. 2011. С. 251-255.
38. Тарасова М.В. Всеобщая история искусства: УМКД. Модуль 9: Западноевропейское искусства рубежа XIX-XX вв. СФУ, Красноярск, 2008.
39. Тарасова М.В. Многоаспектность элемента системы образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2012. № 11. С. 33-34.
40. Тарасова М.В. Образование как система: традиции исследования // Философия образования. 2011. Т. 36. № 3. С. 170-178.
41. Тарасова М.В. Образовательная сила искусства // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 8. С. 121-123.
42. Тарасова М.В. Образовательное становление личности зрителя при общении с произведением искусства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 116-117.
43. Тарасова М.В. Образовательный потенциал эталонов художественной культуры. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 6. С. 144-149.
44. Тарасова М.В., Кудашов В.И. Идеалы научной культуры в
образовании: социально-философский анализ //Профессиональное
образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 33-45.
45. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]: энциклопедия. - Москва: Коминфо, 2001. - 1 интеракт. видеодиск (CD-DVI). - (Интерактивный мир).
46. Эльконин Б.Д. «Посредническое действие - основные вопросы». Тьюторское сопровождение №1(8), 2013.
47. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. — 168 с.
48. Smolina M.G., Tamarovskaya A.N., Smirnova D.V., Fedoriako N.A., Legkova M.A., Vergeichik L.N., Tat'ianina A.I. Man-world relationship in the landscapes of B.Ia. Riauzov // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № 4. С. 722-734.