Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ПАСТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПЕЙЗАЖЕМ

Работа №156923

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы освоения младшими школьниками техники пастели через пейзаж:
§1.1. Особенности техники работы пастелью 6
§1.2. Особенности освоения пастельной техники младшими школьниками 20
§1.3.Пейзаж как средство освоения пастельной техники младшими школьниками 25
Выводы по главе 1 30
Глава II: Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по исследованию уровня освоения пастельной техники младшими школьниками:
§2.1. Диагностика уровня освоения пастельной техники младшими школьниками 32
§2.2. Разработка серии уроков и методических рекомендаций по освоению пастельной техники младшими школьниками через пейзаж 40
Выводы по главе II 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 61


Неотъемлемой частью общего образования и воспитания подрастающего поколения является изобразительное искусство. Искусство помогает сформировать гармонически развитую личность. Интерес детей к искусству графики и живописи может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Пастель прекрасно сочетает в себе графические и живописные качества. Проблема развития графических и живописных навыков в настоящее время имеет большое значение
Следует учесть, что становление ребёнка, как творческой, гармонически развитой личности происходит в том случае, когда в основе обучения лежит система развития базовых навыков изобразительной деятельности на каждом этапе.
Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы на уроках изобразительного искусства в младших классах уделить технике пастели особое внимание и время. Пастельная техника относительно проста в применении, компактна, приятна на ощупь и, вдобавок ко всему, дети создают произведения непосредственно пальцами, что, по нашему мнению, эффективно способствует развитию у них мелкой моторики. Также уроки пастельной техники помогают развить у младших школьников чувство цвета, расширить объем, предусмотренный школьной учебной программой, развить у детей стремление к самообразованию.
В исследовании проблемы мы опирались на труды ведущих ученых- педагогов в области теории и методики обучения изобразительному искусству: Р.С. Немова, B.C. Кузина, И.В. Шаповаленко, Т.Я, Шпикаловой, Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др. Изучали труды психологов по теории развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, В.С.Мухина), теории психологии творчества (Я.А. Пономарев, А.Е Терентьев, Н.Н. Ростовцев)
Тема: «Освоение пастельной техники младшими школьниками в процессе работы над пейзажем»
Объект исследования: процесс освоения пастельной техники младшими школьниками.
Предмет исследования: работа над пейзажем как способ освоения пастельной техники.
Цель исследования: разработать серию занятий и методические рекомендации к ним, направленные на эффективное освоение пастельной техники младшими школьниками.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
2. изучить специфику пейзажного жанра как средства освоения пастели;
3. рассмотреть особенности развития младшего школьного возраста;
4. подобрать методы исследования актуального уровня освоения пастельной техники у младших школьников;
5. провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня владения пастелью у младших школьников;
6. разработать серию занятий и методические рекомендации по эффективному освоению пастельной техники младшими школьниками.
Гипотеза исследования: процесс освоения пастельной техники у
младших школьников может проходить более эффективно в рисовании в пейзажном жанре.
Процесс освоения пастельной техники будет проходить более успешно, если будут соблюдаться следующие условия:
- при работе пастелью в жанре пейзажа будут учтены возрастные особенности развития младшего школьника;
- в процессе рисования пейзажа интерес младших школьников будет постоянно стимулироваться знакомством с различными приёмами пастельной техники, а виды деятельности меняться.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
2. Изучение педагогического опыта, учебных программ;
3. Диагностические методы (тестирование, праксиметрический метод)
База исследования: 4 класс МБУ ДО «Детская школа искусств» Казачинского района Красноярского края.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать выводы о том, что освоение пастельной техники детьми немало способствует формированию всесторонне развитой творческой личности, помогает раскрыть творческие возможности и способности ученика, помочь применять их на практике.
Плохое владение приёмами пастельной техники, незнание материала, его выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Поэтому знание и применение особенностей пастельной техники играет достаточно важную роль, которая обеспечивает творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию и живописи.
Знание пастельной техники помогает развить у младших школьников чувство цвета, расширить объем, предусмотренный школьной учебной программой, развить у детей стремление к самообразованию. Поскольку пастель имеет ещё и графические свойства, её изучение на уроках изобразительного искусства помогает развить некоторые графические навыки, в частности, навыки работы мягким материалом. Также освоение пастельной техники младшими школьниками будет способствовать развитию умения использовать такие средства выразительности, как штрих, линия, точка, пятно.
На различных возрастных этапах ребенок по-разному способен воспринимать зрительные образы и отображать их графически и живописно. Освоение пастельной техники младшими школьниками мы предлагаем через работу над пейзажем. Во-первых, пейзажный жанр обладает огромными возможностями для творческих экспериментов. Во-вторых, пейзаж имеет внушительный потенциал для передачи ребёнком настроения в рисунке. В-третьих, пейзаж помогает приобщить ребёнка к природе, почувствовать ему себя её частью. Наконец, мы считаем, что работа над пейзажным жанром, 57
особенно, во время пленэра, воспитывает бережливое отношение к природе, тем самым стимулируя духовно-нравственное развитие ребёнка.
Обучение техническим навыкам и умениям будет успешным, если учесть возрастные особенности ребенка.
Учитывая особенности младшего школьного возраста, следует разработать способы привлечения подрастающего поколения к активной творческой деятельности. Психологически младший школьный возраст сопровождается превалирующим наглядно-образным мышлением. У ребёнка в этом возрасте ярко проявляется любознательность, он является полноправным участником воспитательно-образовательного процесса.
Младший школьный возраст имеет необходимые предпосылки для полноценного развития живописных и графических базовых умений. Поэтому пастель может стать универсальным художественным материалом для пейзажного творчества у детей.
С целью выявления уровня владения пастелью у младших школьников мы провели констатирующий эксперимент на базе Детской школы искусств Казачинского района. Проанализировав методическую литературу, нами были определены критерии качеств, без которых невозможно успешное освоение пастельной техники, и их показатели - высокий, средний и низкий уровни. С помощью различных методов, мы выяснили, что у I и II групп показатели уровня развития графических навыков в основном на низком и среднем уровнях и есть необходимость найти способ повысить эти уровни. Для реализации, поставленной в начале исследования цели, мы изучили тематическую литературу, выделили критерии уровня освоенности пастельной техники младшими школьниками и провели констатирующий эксперимент.



1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., 1996.
2. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. - М., 2008.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.
4. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - М.: Советская Россия, 1961.
5. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Галактика, 1992.
6. Васильковская К.М Формирование художественного
мировоззрения будущего учителя изобразительного искусства. - К.: НПУ,
2006. - 234 с.
7. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. - М., 1970.
8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М., 1965
9. Всё о технике: рисунок; Арт-родник.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - С. 67.
11. Гете И.В. Об искусстве. - М., 1975.
12. Графика пейзажа: учеб. Пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. Дипломир. Специалистов «Художеств. Проектирование изделий текстил. и лег. про-сти.». / Н. П. Бесчастнов, - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. 301 с.
13. Детская энциклопедия искусства. - М., 1972.
14. Дмитриева Н.А. Искусство западной Европы. - М., 1988.
15. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей - М.: Просвещение, 1996 - 64 с.: 16 л. ил.
16. Кравченко Г.У. Из опыта Художника и педагога. Вопросы педагогики художественных дисциплин. Сборник научных трудов. - К., 1982.
17. Кузин В.С. Изобразительное искусство. - М., 1995.
18. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности
обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 5-8. - М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2007. - 136 с.
19. Общая психология: Учебный курс/под ред. Е. И. Рогова - М.,2008
20. Пастель: история, техника, реставрация. Атрибуция; Е.Г.Перова. М.: - 2006.
21. Пастель. Подробный практический курс. М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2006. - 96 с.: цв. ил.
22. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение,
2007. - 255с.
23. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого - 2-е изд. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996 - 604 с.
24. Пейзаж. Основы техники изображения. - М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2006. - 96 с.: цв. ил.
25. Пилипенко Д.Г. Рисование с методикой преподавания. - К.:
НДПИ, 1971. - 135 с.
26. Претте М.К. Творчество и выражение. Т. 1,2. - М., 1981.
27. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. М. : Просвещение, 2006. - 176 с.
28. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. - М., 1981.
29. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школа рисунка. - М., 1982.
30. Советы мастеров. Живопись и графика. - Л., 2005.
31. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. - М., Издательский центр «Академия» 1999, - 368с.
32. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М., 1997.
33. Сопроненко Л. П., Локалов В. А. Техники черно-белой графики. Учебное пособие. - СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 108 с.
34. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М., 1984.
35. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс : Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М. : Просвещение, 2013, - 128 с.
36. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII нач. - XIX в. - М., 1953.
37. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж конца XIX - нач. XX. - М., 1974.
38. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
39. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. - М.: МПСИ, 2005. - 656 с.
40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005.
- 349 с.
41. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. — Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1978.
42. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. - Гродно: ГрГУ, 2002.
- 119 с.
43. Школа рисования: Виды художественных техник. - М., 2008.
44. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
45. Энциклопедический словарь юного художника. - М., 2007.
46. Ягодовская А. О пейзаже. - М., 1963.
47. http: //shedevrs .ru/materiali/140-pastel .html
48. http: //graphic.org.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ