ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИИ 8
1.1. Сущность понятий «освоение», «прием», «графика», «книжная
графика», «иллюстрация» 8
1.2. Особенности освоения приемов книжной графики в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Изучение иллюстрации как способ освоения приемов книжной
графики 22
Выводы 1 главы 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ОСВОЕННОСТИ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Серия занятий и методические рекомендации, направленные на
освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации 36
Методические рекомендации к серии занятий, направленной на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации 45
Описание творческой работы 47
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИИ 8
1.1. Сущность понятий «освоение», «прием», «графика», «книжная
графика», «иллюстрация» 8
1.2. Особенности освоения приемов книжной графики в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Изучение иллюстрации как способ освоения приемов книжной
графики 22
Выводы 1 главы 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ОСВОЕННОСТИ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Серия занятий и методические рекомендации, направленные на
освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации 36
Методические рекомендации к серии занятий, направленной на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации 45
Описание творческой работы 47
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
Актуальность. В современном мире, который насыщен различной визуальной информацией, формирование у детей художественного вкуса и способности к восприятию произведений искусства приобретает особую значимость. Книжная графика, являясь неотъемлемой частью литературных произведений, а также такого широкого явления как искусство, играет важную роль в развитии воображения, эмоционального интеллекта и эстетического восприятия мира у младших школьников.
Иллюстрация выступает как средство визуализации литературного текста. Её главная функция - отражение. Она отражает содержание книги, характеры героев, авторский замысел и т.д. Она обогащает читательский опыт, развивает наблюдательность, учит видеть детали и анализировать художественные образы.
Проблема. В нынешней образовательной практике уделяется недостаточно внимания освоению младшими школьниками искусства книжной графики и знакомству с его особенностями и спецификой. На уроках литературного чтения, как правило, идёт сосредоточение на анализе текста, а иллюстрации рассматриваются лишь как вспомогательный материал или вовсе игнорируются. На уроках изобразительного искусства книжной графике и иллюстрации уделяется не так много внимания. Например, в программе Б. М. Неменского на иллюстрирование отводится всего один час. Это занятие из модуля «Искусство в твоём доме», который входит в состав программы для третьего класса. В примерных образовательных программах, размещенных на сайте ФГОС иллюстрация нашла свое место в модуле «Графика». Там предлагается провести несколько занятий по созданию эскизов обложки книги, буквицы, макета книжки и книжного разворота. Однако, в рамках школьного курса реализовать все предложенные занятия не представляется возможным.
Освоение приемов искусства книжной графики, в том числе через изучение иллюстраций, играет большую роль в развитии художественно - эстетического вкуса и воображения младших школьников. Изучение разных жанров книжной графики, а также знакомство с творчеством известных мастеров-иллюстраторов способствует тому, чтобы у учащихся младшего школьного возраста сформировалось понимание эстетической ценности не только книжной графики, но и изобразительного искусства в целом.
Степень изученности проблемы. Проблема освоения младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации, несмотря на свою актуальность, остается недостаточно изученной. Существующие исследования в области художественного образования, как правило, носят общий характер и не затрагивают специфику книжной графики.
Но существует множество статей и авторов, которые высказывались о пользе изучения книжной графики в общеобразовательных школах. Приведем несколько особо значимых для нашего исследования.
Например, Ю. В. Иваненко и Н. Р. Макарова, в своей статье для «Международного журнала экспериментального образования» пишут так: «книжная графика помогает детям полнее и глубже понять текст, даёт знания об окружающем мире. Иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства. Из всех его видов является первым подлинным произведением, которое появляется в жизни ребёнка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности, например, живопись, скульптура и др.».
Также можно привести в пример высказывание Т. Б. Комцян: «Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. Читая книгу, ребенок знакомится с окружающим миром, учится различать добро и зло, и, конечно, не самую последнюю роль в восприятии книги играют иллюстрации». И обратиться к статье Ю. Е. Троицкой, в которой она указывает на то, что иллюстрации - важный воспитательный и образовательный материал, который вводит учащегося в мир искусства, поскольку опирается на «большое искусство» [50]. То же писала в своей работе и Е. В. Полевина.
Все авторы так или иначе высказываются о высокой значимости иллюстрации, ведь она выступает не только в качестве наглядного материала, но и служит проводником в мир искусства книжной графики и изобразительного искусства.
Цель исследования: на основе исследования актуального уровня освоенности приемов книжной графики разработать серию занятий, направленных на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения иллюстрации, и предложить методические рекомендации к ним.
Объект исследования: процесс освоения младшими школьниками приемов книжной графики.
Предмет исследования: занятия по изучению искусства иллюстрации как средство освоения приемов искусства книжной графики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что серия занятий по изучению искусства иллюстрации будет способствовать освоению приемов книжной графики, если:
- будет направлена на усвоение знаний о книжной графике, как виде искусства;
- будет направлена на освоение различных художественных приемов, используемых в иллюстрации;
- будет направлена на освоение главных принципов выполнения иллюстрации, в особенности - отражения содержания текста, произведения в изображении.
Для реализации поставленных целей нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. проанализировать понятия «освоение», «прием», «графика», «книжная графика», «иллюстрация»;
3. определить особенности освоения младшими школьниками приемов книжной графики;
4. подобрать методические задания для определения актуального уровня освоенности младшими школьниками приемов книжной графики;
5. выявить актуальный уровень освоенности младшими школьниками приемов искусства книжной графики;
6. предложить серию занятий по освоению знаний о книжной графике; по освоению главных принципов выполнения иллюстрации; освоению различных художественных приемов, используемых в иллюстрации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ продукта деятельности, тестирование, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МАОУ «КУГ №1 - Универс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 учащихся младшего школьного возраста (от 7 до 9 лет).
Иллюстрация выступает как средство визуализации литературного текста. Её главная функция - отражение. Она отражает содержание книги, характеры героев, авторский замысел и т.д. Она обогащает читательский опыт, развивает наблюдательность, учит видеть детали и анализировать художественные образы.
Проблема. В нынешней образовательной практике уделяется недостаточно внимания освоению младшими школьниками искусства книжной графики и знакомству с его особенностями и спецификой. На уроках литературного чтения, как правило, идёт сосредоточение на анализе текста, а иллюстрации рассматриваются лишь как вспомогательный материал или вовсе игнорируются. На уроках изобразительного искусства книжной графике и иллюстрации уделяется не так много внимания. Например, в программе Б. М. Неменского на иллюстрирование отводится всего один час. Это занятие из модуля «Искусство в твоём доме», который входит в состав программы для третьего класса. В примерных образовательных программах, размещенных на сайте ФГОС иллюстрация нашла свое место в модуле «Графика». Там предлагается провести несколько занятий по созданию эскизов обложки книги, буквицы, макета книжки и книжного разворота. Однако, в рамках школьного курса реализовать все предложенные занятия не представляется возможным.
Освоение приемов искусства книжной графики, в том числе через изучение иллюстраций, играет большую роль в развитии художественно - эстетического вкуса и воображения младших школьников. Изучение разных жанров книжной графики, а также знакомство с творчеством известных мастеров-иллюстраторов способствует тому, чтобы у учащихся младшего школьного возраста сформировалось понимание эстетической ценности не только книжной графики, но и изобразительного искусства в целом.
Степень изученности проблемы. Проблема освоения младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации, несмотря на свою актуальность, остается недостаточно изученной. Существующие исследования в области художественного образования, как правило, носят общий характер и не затрагивают специфику книжной графики.
Но существует множество статей и авторов, которые высказывались о пользе изучения книжной графики в общеобразовательных школах. Приведем несколько особо значимых для нашего исследования.
Например, Ю. В. Иваненко и Н. Р. Макарова, в своей статье для «Международного журнала экспериментального образования» пишут так: «книжная графика помогает детям полнее и глубже понять текст, даёт знания об окружающем мире. Иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства. Из всех его видов является первым подлинным произведением, которое появляется в жизни ребёнка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности, например, живопись, скульптура и др.».
Также можно привести в пример высказывание Т. Б. Комцян: «Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. Читая книгу, ребенок знакомится с окружающим миром, учится различать добро и зло, и, конечно, не самую последнюю роль в восприятии книги играют иллюстрации». И обратиться к статье Ю. Е. Троицкой, в которой она указывает на то, что иллюстрации - важный воспитательный и образовательный материал, который вводит учащегося в мир искусства, поскольку опирается на «большое искусство» [50]. То же писала в своей работе и Е. В. Полевина.
Все авторы так или иначе высказываются о высокой значимости иллюстрации, ведь она выступает не только в качестве наглядного материала, но и служит проводником в мир искусства книжной графики и изобразительного искусства.
Цель исследования: на основе исследования актуального уровня освоенности приемов книжной графики разработать серию занятий, направленных на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения иллюстрации, и предложить методические рекомендации к ним.
Объект исследования: процесс освоения младшими школьниками приемов книжной графики.
Предмет исследования: занятия по изучению искусства иллюстрации как средство освоения приемов искусства книжной графики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что серия занятий по изучению искусства иллюстрации будет способствовать освоению приемов книжной графики, если:
- будет направлена на усвоение знаний о книжной графике, как виде искусства;
- будет направлена на освоение различных художественных приемов, используемых в иллюстрации;
- будет направлена на освоение главных принципов выполнения иллюстрации, в особенности - отражения содержания текста, произведения в изображении.
Для реализации поставленных целей нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. проанализировать понятия «освоение», «прием», «графика», «книжная графика», «иллюстрация»;
3. определить особенности освоения младшими школьниками приемов книжной графики;
4. подобрать методические задания для определения актуального уровня освоенности младшими школьниками приемов книжной графики;
5. выявить актуальный уровень освоенности младшими школьниками приемов искусства книжной графики;
6. предложить серию занятий по освоению знаний о книжной графике; по освоению главных принципов выполнения иллюстрации; освоению различных художественных приемов, используемых в иллюстрации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ продукта деятельности, тестирование, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МАОУ «КУГ №1 - Универс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 учащихся младшего школьного возраста (от 7 до 9 лет).
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что иллюстрации имеют огромную значимость для развития эстетического восприятия и понимания искусства обучающихся младшего школьного возраста, ведь они выступают не только в качестве наглядного материала, но и являются одним из первых проводников в мир искусства изобразительного искусства и книжной графики. Однако в современной образовательной программе уделяется не так много внимания данному виду искусства, а иллюстрация, как жанр, иногда и вовсе игнорируется. Из чего можем сделать вывод, что выбранная нами тема актуальна и должна быть рассмотрена более подробно.
Младший школьный возраст является самым важным и самым ответственным этапом в периоде школьного детства. Высокая сензитивность периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Переход на новый этап с дошкольного возраста в младший школьный ознаменован различными когнитивными изменениями. Усовершенствованию подвергается внимание, память, активно развивается воображение и появляется интерес к искусству, который очень важно «подогреть». И, как раз в этом возрасте, когда наглядно-образное мышление всё еще преобладает, учащиеся легче запоминают наглядную информацию. И поэтому близко знакомить детей с книжной графикой лучше в данный период, когда визуал воспринимается и запоминается легче всего.
Нами также было выделено несколько характерных особенностей освоения приемов книжной графики в младшем школьном возрасте: восприятие на эмоциональном уровне, осмысление основным изобразительных средств, формирование умений пользоваться книгой (прослеживание связи текста и картинки), интерес к творчеству художников- иллюстраторов и, наконец, создание своих собственных иллюстраций. Что сыграло большую роль в дальнейшем исследовании.
На этапе опытно-экспериментальной работы были определены критерии освоенности приемов книжной графики у младших школьников: знания о книжной графике, разнообразие художественных приёмов, использованных в иллюстрации для передачи сюжета, полнота отражения содержания текста произведения в иллюстрации. При проведении диагностических мероприятий по выявлению актуального уровня освоенности младшими школьниками приемов книжной графики, было выявлено преобладание среднего уровня с тенденцией к низкому.
Исходя из полученных данных, мы разработали серию занятий, направленную на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации. Цель серии занятий: освоение основ книжной графики через изучение искусства иллюстрации.
Младший школьный возраст является самым важным и самым ответственным этапом в периоде школьного детства. Высокая сензитивность периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Переход на новый этап с дошкольного возраста в младший школьный ознаменован различными когнитивными изменениями. Усовершенствованию подвергается внимание, память, активно развивается воображение и появляется интерес к искусству, который очень важно «подогреть». И, как раз в этом возрасте, когда наглядно-образное мышление всё еще преобладает, учащиеся легче запоминают наглядную информацию. И поэтому близко знакомить детей с книжной графикой лучше в данный период, когда визуал воспринимается и запоминается легче всего.
Нами также было выделено несколько характерных особенностей освоения приемов книжной графики в младшем школьном возрасте: восприятие на эмоциональном уровне, осмысление основным изобразительных средств, формирование умений пользоваться книгой (прослеживание связи текста и картинки), интерес к творчеству художников- иллюстраторов и, наконец, создание своих собственных иллюстраций. Что сыграло большую роль в дальнейшем исследовании.
На этапе опытно-экспериментальной работы были определены критерии освоенности приемов книжной графики у младших школьников: знания о книжной графике, разнообразие художественных приёмов, использованных в иллюстрации для передачи сюжета, полнота отражения содержания текста произведения в иллюстрации. При проведении диагностических мероприятий по выявлению актуального уровня освоенности младшими школьниками приемов книжной графики, было выявлено преобладание среднего уровня с тенденцией к низкому.
Исходя из полученных данных, мы разработали серию занятий, направленную на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации. Цель серии занятий: освоение основ книжной графики через изучение искусства иллюстрации.
Подобные работы
- Развитие графических умений младших школьников в процессе
создания книжной иллюстрации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОСОБИЕ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ КНИГИ:
ЭТАПЫ И ПРИЁМЫ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям (Дошкольное образование, Вятский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ДХШ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАТИКУ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



