Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИИ

Работа №156922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2024
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИИ 8
1.1. Сущность понятий «освоение», «прием», «графика», «книжная
графика», «иллюстрация» 8
1.2. Особенности освоения приемов книжной графики в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Изучение иллюстрации как способ освоения приемов книжной
графики 22
Выводы 1 главы 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ОСВОЕННОСТИ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Серия занятий и методические рекомендации, направленные на
освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации 36
Методические рекомендации к серии занятий, направленной на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации 45
Описание творческой работы 47
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение


Актуальность. В современном мире, который насыщен различной визуальной информацией, формирование у детей художественного вкуса и способности к восприятию произведений искусства приобретает особую значимость. Книжная графика, являясь неотъемлемой частью литературных произведений, а также такого широкого явления как искусство, играет важную роль в развитии воображения, эмоционального интеллекта и эстетического восприятия мира у младших школьников.
Иллюстрация выступает как средство визуализации литературного текста. Её главная функция - отражение. Она отражает содержание книги, характеры героев, авторский замысел и т.д. Она обогащает читательский опыт, развивает наблюдательность, учит видеть детали и анализировать художественные образы.
Проблема. В нынешней образовательной практике уделяется недостаточно внимания освоению младшими школьниками искусства книжной графики и знакомству с его особенностями и спецификой. На уроках литературного чтения, как правило, идёт сосредоточение на анализе текста, а иллюстрации рассматриваются лишь как вспомогательный материал или вовсе игнорируются. На уроках изобразительного искусства книжной графике и иллюстрации уделяется не так много внимания. Например, в программе Б. М. Неменского на иллюстрирование отводится всего один час. Это занятие из модуля «Искусство в твоём доме», который входит в состав программы для третьего класса. В примерных образовательных программах, размещенных на сайте ФГОС иллюстрация нашла свое место в модуле «Графика». Там предлагается провести несколько занятий по созданию эскизов обложки книги, буквицы, макета книжки и книжного разворота. Однако, в рамках школьного курса реализовать все предложенные занятия не представляется возможным.
Освоение приемов искусства книжной графики, в том числе через изучение иллюстраций, играет большую роль в развитии художественно - эстетического вкуса и воображения младших школьников. Изучение разных жанров книжной графики, а также знакомство с творчеством известных мастеров-иллюстраторов способствует тому, чтобы у учащихся младшего школьного возраста сформировалось понимание эстетической ценности не только книжной графики, но и изобразительного искусства в целом.
Степень изученности проблемы. Проблема освоения младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации, несмотря на свою актуальность, остается недостаточно изученной. Существующие исследования в области художественного образования, как правило, носят общий характер и не затрагивают специфику книжной графики.
Но существует множество статей и авторов, которые высказывались о пользе изучения книжной графики в общеобразовательных школах. Приведем несколько особо значимых для нашего исследования.
Например, Ю. В. Иваненко и Н. Р. Макарова, в своей статье для «Международного журнала экспериментального образования» пишут так: «книжная графика помогает детям полнее и глубже понять текст, даёт знания об окружающем мире. Иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства. Из всех его видов является первым подлинным произведением, которое появляется в жизни ребёнка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности, например, живопись, скульптура и др.».
Также можно привести в пример высказывание Т. Б. Комцян: «Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. Читая книгу, ребенок знакомится с окружающим миром, учится различать добро и зло, и, конечно, не самую последнюю роль в восприятии книги играют иллюстрации». И обратиться к статье Ю. Е. Троицкой, в которой она указывает на то, что иллюстрации - важный воспитательный и образовательный материал, который вводит учащегося в мир искусства, поскольку опирается на «большое искусство» [50]. То же писала в своей работе и Е. В. Полевина.
Все авторы так или иначе высказываются о высокой значимости иллюстрации, ведь она выступает не только в качестве наглядного материала, но и служит проводником в мир искусства книжной графики и изобразительного искусства.
Цель исследования: на основе исследования актуального уровня освоенности приемов книжной графики разработать серию занятий, направленных на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения иллюстрации, и предложить методические рекомендации к ним.
Объект исследования: процесс освоения младшими школьниками приемов книжной графики.
Предмет исследования: занятия по изучению искусства иллюстрации как средство освоения приемов искусства книжной графики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что серия занятий по изучению искусства иллюстрации будет способствовать освоению приемов книжной графики, если:
- будет направлена на усвоение знаний о книжной графике, как виде искусства;
- будет направлена на освоение различных художественных приемов, используемых в иллюстрации;
- будет направлена на освоение главных принципов выполнения иллюстрации, в особенности - отражения содержания текста, произведения в изображении.
Для реализации поставленных целей нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. проанализировать понятия «освоение», «прием», «графика», «книжная графика», «иллюстрация»;
3. определить особенности освоения младшими школьниками приемов книжной графики;
4. подобрать методические задания для определения актуального уровня освоенности младшими школьниками приемов книжной графики;
5. выявить актуальный уровень освоенности младшими школьниками приемов искусства книжной графики;
6. предложить серию занятий по освоению знаний о книжной графике; по освоению главных принципов выполнения иллюстрации; освоению различных художественных приемов, используемых в иллюстрации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ продукта деятельности, тестирование, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МАОУ «КУГ №1 - Универс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 учащихся младшего школьного возраста (от 7 до 9 лет).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что иллюстрации имеют огромную значимость для развития эстетического восприятия и понимания искусства обучающихся младшего школьного возраста, ведь они выступают не только в качестве наглядного материала, но и являются одним из первых проводников в мир искусства изобразительного искусства и книжной графики. Однако в современной образовательной программе уделяется не так много внимания данному виду искусства, а иллюстрация, как жанр, иногда и вовсе игнорируется. Из чего можем сделать вывод, что выбранная нами тема актуальна и должна быть рассмотрена более подробно.
Младший школьный возраст является самым важным и самым ответственным этапом в периоде школьного детства. Высокая сензитивность периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Переход на новый этап с дошкольного возраста в младший школьный ознаменован различными когнитивными изменениями. Усовершенствованию подвергается внимание, память, активно развивается воображение и появляется интерес к искусству, который очень важно «подогреть». И, как раз в этом возрасте, когда наглядно-образное мышление всё еще преобладает, учащиеся легче запоминают наглядную информацию. И поэтому близко знакомить детей с книжной графикой лучше в данный период, когда визуал воспринимается и запоминается легче всего.
Нами также было выделено несколько характерных особенностей освоения приемов книжной графики в младшем школьном возрасте: восприятие на эмоциональном уровне, осмысление основным изобразительных средств, формирование умений пользоваться книгой (прослеживание связи текста и картинки), интерес к творчеству художников- иллюстраторов и, наконец, создание своих собственных иллюстраций. Что сыграло большую роль в дальнейшем исследовании.
На этапе опытно-экспериментальной работы были определены критерии освоенности приемов книжной графики у младших школьников: знания о книжной графике, разнообразие художественных приёмов, использованных в иллюстрации для передачи сюжета, полнота отражения содержания текста произведения в иллюстрации. При проведении диагностических мероприятий по выявлению актуального уровня освоенности младшими школьниками приемов книжной графики, было выявлено преобладание среднего уровня с тенденцией к низкому.
Исходя из полученных данных, мы разработали серию занятий, направленную на освоение младшими школьниками приемов книжной графики в процессе изучения искусства иллюстрации. Цель серии занятий: освоение основ книжной графики через изучение искусства иллюстрации.



1. Алуева М.А. Иллюстрация в детской художественной книге: библиографический указатель для студентов вузов культуры и искусств, Краснодар, 2008.
2. Алуева М.А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения, 2010. №2. С. 62-65
3. Аманжолов С.А. Формирование способностей к изобразительному искусству у школьников // Изобразительное искусство в школе. 2004. №. 4. С. 57-59.
4. Андрюшенко М.Т. Освоение как вид познания: постановка
проблемы//Философия и общество. 1998 №5. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osvoenie-kak-vid-poznaniya-postanovka-problemy(дата обращения: 13.05.2024).
5. Бейнарис Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги // Текст. Книга. Книгоиздание. 2014. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-znachimost-i-osobennosti-sozdaniya-illyustratsii-v-kontseptsii-detskoy-uchebnoy-knigi(дата обращения: 25.12.2023).
6. Бесчастнов, Н.П. Рисунок: учеб. пособие для вузов. М.:
Легпромбытиздат, 2008. 176 с.
7. Бурнашова О.К. Книжная иллюстрация и её особенности
//Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс] Студенческий научный форум /https://scienceforum.ru/2018/article/2018004780(Дата обращения: 01.05 2023).
8. Власов В.Г. Графика, графическое начало в искусстве, графичность //Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика, 2005. Т. III. С. 282-288.
9. Возрастные и психологические особенности детей младшего
школьного возраста (6 - 11 лет) // Корпоративный университет Российского движения школьников URL:
https://rdsh.education/psih_vozrast_osobennosti_ml_shkol/(дата обращения: 15.05.2023).
10. Выготский Л.С. и др. Педагогическая психология. 1991. С. 480.
11. Г аймалова К.И., Черокова А. В. Основы композиции в живописи //
Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-4. URL:
https://eduherald.ru/ru/article/view7idM3595(дата обращения: 29.05.2023).
12. Ганкина Э. З. Детская книга вчера и сегодня. М.: Книга. 1988. С. 5¬25.
13. Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников
и подростков: учебное пособие Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/171785(дата
обращения: 29.05.2023).
14. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Издательский дом «РИП-холдинг», 2013. 320 с.
15. Горяева Н.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
16. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация. Детская литература. 1972. №. 3. С. 56-63.
17. Езикеева В.А. «Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества». М., 1973., 115 с
18. Зверева И.А. Влияние репродукций книжной иллюстрации на эмоциональное развитие младших школьников / Вестник Карагандинского университета. 2016.
19. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение. 1969. С. 71-90.
20. Иваненко Ю.В., Макарова Н.Р. Искусство книжной графики в
общеобразовательной школе // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-2. С. 47; URL:
https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5142(дата обращения: 01.06.2023).
21. Иваненко Ю.В., Черокова А.В. Выразительные средства в
искусстве книжной графики // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
URL: "https://scienceforum.ru/2015/article/2015014515” (дата обращения:
01.06.2023).
22. Иллюстрация в детской литературе. URL:
http://contrlist.ucoz.ru/OhtaCenter/Tom8/illjustracii v detskoj literature.pdf, (Дата обращения: 20.12.2023)
23. Ильина Т.В. Изобразительное искусство. От техники к образу. СПб.: МКЦ, 2006. С. 17
24. Кабачек О.Л. Пожелания художникам или что ценят дети в книжной графике. Детская литература. 1992. №11—12. С. 48—51.
25. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. Азбука-Аттикус, 2023.
26. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст]: методические рекомендации для библиотекарей. М.: Русская библиотечная ассоциация, 2007. 127 с.
27. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга [Текст] /Т.М. Кашурникова: Школьная библиотека. 2006. 104 с.
28. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности
детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. 2017. №11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-
detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 01.06.2023).
29. Комцян Т.Б. Книжные иллюстрации - как источник воспитания младшего поколения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки № 9. С. 8-12 URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf(Дата обращения: 20.12.2023)
30. Кошкина О.Ю. Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №. 5 (36). С. 117-129. (https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-vizualnoe-otrazhenie-osnovnoy- idei-literaturnogo-proizvedeniya)
31. Кошкина О.Ю. Книжная графика как коммуникация //Символ
науки. 2016. №. 2-3. С. 194-197. (https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-
grafika-kak-kommunikatsiya)
32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Ун-т Рос. акад. образования 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
33. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент. 1997. Т. 3. С. 1-9.
34. Лещинский А.А. Основы графики: Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003. 194 с
35. Макарова К.В. Особенности детской книжной иллюстрации и ее отличия от взрослой //Преподаватель XXI век. 2010. Т. 1. №. 1. С. 140-145. (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskoy-knizhnoy-illyustratsii-i-ee- otlichiya-ot-vzrosloy)
36. Мечик И.А., Чичканова Т.А. Курс "Искусство художественной иллюстрации для детей" в профессиональной подготовке бакалавров педагогики. Образование и воспитание. 2015. №. 5. С. 68-70.
37. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Олма- Пресс, 2006.
38. Моденова Е.А., Колчанова Е.А. Развитие художественного восприятия учащихся средней школы средствами графики. E-Scio. 2021. №. 2 (53). С. 578-584.
39. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия. М.: Просвещение. 2015. Т. 128.
40. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/ogegova/94562 (дата обращения: 01.06.2023). 1949.
41. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник. 2006. Т. 129.
42. Петровский А.В. (ред.). Возрастная и педагогическая психология. Prosveshchenie, 1973.
43. Позднякова О.В. Использование художественных ресурсов изобразительного искусства в иллюстрировании детской книги // Теория и практика общественного развития. 2013. №. 7. С. 147-149.
44. Полевина Е.В. Эстетическое воспитание читателей -детей средствами иллюстрации детской книги в процессе развивающих игр//Библиотечное дело. - №3, 2004 г. с.58
45. Пчелинцев Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 32 с.
46. Рабочая тетрадь для работ по изобразительному искусству 1-4 класс, авт.-сост. Е.В. Буянова.
47. Смирнов В.И. Особенности восприятия знака в изобразительном искусстве. Культура в фокусе знака. Тверь, 2010. С. 199-210.
48. Сокольников М.П. М. В. Маторин. М.: Гизлегпром, 1948. 72 с.
49. Татаринцева И.В., Тихонова В.О. Социально-культурный
контекст в издательстве современной детской литературы // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-kulturnyy-kontekst-v-izdatelstve- sovremennoy-detskoy-literatury(дата обращения: (Дата обращения: 20.12.2023)
50. Троицкая Ю.Е. Детская книга в творчестве современных художников. Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. 2020. С. 30-40.
51. Чайка Н.М., Павлюк Т.П. Взаимосвязь иллюстрирования литературных произведений и методов их изучения // Культура. Наука. Образование: современные тренды. 2020. С. 269-278. (https:ZZphsreda.com/e-articlesZ137ZAction137-74792.pdf).
52. Чичканова А. Текст: Образование и воспитание. 2015. № 5 (5). С. 68-70. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/486/(дата обращения: 20.12.2023)
53. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Академия. 2001. Т. 144.
54. Якушина Л.С. Проблема чтения школьниками художественного произведения. Начальная школа: плюс-минус. 2009. №10. С.6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ