ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Исследование зарубежных и отечественных ученных по сенсорному воспитанию 6
1.2. Понятие о сенсорном воспитании и сенсорных эталонах 8
1.3. Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста 14
1.4. Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Констатирующий этап 33)
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контрольный этап 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. В то же время в практике прочно утвердилась система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально - личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М.Монтессори, О.Декроли. При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований Ии практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно¬образовательных учреждениях.
Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.
В то же время накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.
Все вышесказанное определило цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализировать психолого-педагогическую и методическую литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
При проведении исследовательской работы были использованы
методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проблема сенсорного развития несомненно является актуальной в дошкольной педагогике и психологии. Одной из основных задач сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также результаты проведенного этапа нашего исследования позволяют говорить о важности проблемы сенсорного развития и необходимости поиска новых, более широких подходов к постановке и решению этой проблемы с позиции психолого-педагогического видения, междисциплинарной проблемы формирования всесторонней и гармонически развитой личности.
В процессе проведения нашего эксперимента на формирующем этапе представлена и апробирована система специальных дидактических игр- занятий, игр и упражнений направленных на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста, что доказывает их эффективное влияние на общее сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение в результатах эксперимента.
1. Аганесов, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей. Сенсорное воспитание в детском саду / В.Н. Аганесов. - М.: Просвещение, 1981. - 185 с.
2. Аганесов, В.Н Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аганесов. - М.: Просвещение, 2009. - 164 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1960. - 214 с.
4. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 2007. - 445 с.
5. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 2006. - 305 с.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 236 с.
7. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 2004. - 347 с.
8. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С. 24-29.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с.
10. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М.: - Воронеж, 2008. - 421 с.
11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. Вып.11 / Под ред. В.В. Слободчикова. - Томск: Пеленг, Просвещение 2002. - 89 с.
12. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пос. для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова и др. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
13. Еникеев, М.И. Общая психология: Учеб, для вузов / М.И. Еникеев. - М.: ПРИОР, 2002. - 400 с.
14. Каразану, В.И. Ориентировка в пространстве / В.И. Каразану // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 14 - 20.
15. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер,
B. П. Зинченко, А.Г. Рузская. - М.: 1967. - 238 с.
16. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1996. - 148 с.
17. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1961. - 173 с.
18. Качуренко, С.Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте. / С.Б. Качуренко, С.А. Смолякова // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. - 2008. -C. 32-ЗЛ
19. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 176 с.
20. Кузин, В.С. Психология: Учебник для среднего спец. уч. зав. / В.С. Кузин. -4-е изд., переработ. и доп. - М.: АГАР, 2009. - 304 с.
21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб, пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Владос-ПРЕСС, 2006. - 374 с.
22. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 511с.
23. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб, пособие для студентов пед. ин-ов / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение 2001. - 396 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пос. для вузов / А.Г. Маклаков.
- СПб.: Питер, 2000. - 582 с.
25. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - М.: Мозаика-синтез, 1997. - 421 с.
26. Морозова, А.М. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / А.М. Морозова, О.Е. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 1993. - №5. - С. 54-55.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 288 с.
28. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества: учебник для студентов психол.-пед. факультетов / В.С. Мухина. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 484 с.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 285 с.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозайка- синтез, 2014. - 368 с.
31. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя дет. сада/ К. Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
32. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 174 с.
33. Плеханов, А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста /А.В. Плеханов, А.М. Морозов // Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. - С. 3-35.
34. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Н.Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Изд.центр «Академия», 2005.- С. 73-99.
35. Психология ощущений и восприятия: учеб. пос. для вузов / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2002. - 610 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
37. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2000. - 176 с.
38. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 194 с.
39. Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Субботский. - М.: Айрис-Пресс, 2001. - 253 с.
40. Удальцов, Е.И. Дидактические игры / Е.И. Удальцов. - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб, пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 386 с.
42. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия / Г.А. Урунтаева. - М.: Айрис-Пресе, 1997. - 785 с.
43. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981. - 196 с.
44. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 101-120 с.
45. Усова, А.П. Сенсорное воспитание в дидактических играх / А.П. Усова, В.Н. Аганесов. - М.: Мозаика-синтез, 2006. - 94 с.
46. Шаповалов, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповалов. - М.: ТЦ Сфера, 2005, - 320 с.
47. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 274 с.
48. Шиффман, Х.Р. Ощущение и восприятие: пер. с англ. / Х.Р. Шиффман. -5¬е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 528 с.
49. Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина - М.: Просвещение, 1995. 106 с.