Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №156919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы Нижнетагильской кистевой росписи во внеклассной деятельности у младших школьников 6
1.1 Понятие «Нижнетагильская кистевая роспись» 6
1.2 Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи по металлу 15
1.3 Специфика внеклассных занятий у младших школьников 23
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное исследование по освоению приемов
Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками на внеклассных занятиях 34
2.1 Анализ результатов исследования по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста на внеклассных занятиях 33
2.2 Разработка серий занятий по освоению приемов Нижнетагильской
кистевой росписи младшими школьниками 42
2.3. Методические рекомендации по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками 44
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиография 55
ПРИЛОЖЕНИЯ

Предметы народного искусства, как правило, имеются в каждом детском саду, и дети их обозревают с раннего возраста. В пределах программы детского сада изделия народных художественных промыслов используются лишь как методический фонд на занятиях по изобразительному искусству. В младшей школе изучать народное искусство лучше всего комплексно, теоретически и практически. Для этого в общеобразовательных школах подходят внеклассные занятия с глубоким изучением материала.
У учащихся слабо развит интерес к истории промыслов России, а значит представленная исследовательская работа: Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками на внеклассных занятиях», актуальна и востребована, так как в настоящее время появляется необходимость в новых подходах к преподаванию декоративно - прикладного искусства. Прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни.
Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками позволит раскрыть творческий потенциал обучающихся, познакомит их с разными материалами, стадиями написания Нижнетагильского подноса и последовательностью изготовления трафаретной печати. Работа по освоению приемов младшими школьниками Нижнетагильской кистевой росписи способствует расширению представлений школьников о декоративно - прикладном искусстве, историческом и культурном наследии. Рукотворные изделия народных мастеров способны средствами яркого, художественно - выразительного языка развивать фантазию, воображение и мышление у обучающихся. Их воздействие будет гораздо эффективнее при продуманном выставочном размещении в классе. В процессе обучения следует знакомить с профессиональной терминологией и постепенным усложнением заданий, для развития у обучающихся творческого начала. Это способствует формированию профессиональной подготовки подрастающего поколения. Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного образования Российской Федерации.
Важная роль произведений народного искусства в воспитании школьников научно обоснована педагогикой и подтверждается практикой. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Преемственная система урочной и внеурочной деятельности на материале декоративно - прикладного искусства важна для общеобразовательных школ, она направлена на формирование целостного отношения к культуре своей страны.
Внеклассная работа является важной для формирования умений применять полученные знания на практике, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания. Между классной и внеклассной работой есть сходства и различия, у внеклассного занятия шире возможности для повышения интереса к предмету или какой-либо теме. На внеклассных занятиях у учащихся формируется творческий стиль жизнедеятельности, осознается потребность в самообразовании и самоорганизации.
Однако, все это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление с предметами декоративно - прикладного искусства, в результате чего обучающиеся создают свои авторские работы, учатся отличать один промысел от другого, а также используют полученные знания, умения и навыки в своих работах.
Цель исследования разработать серию внеклассных занятий и составить методические рекомендации, направленные на освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками.
Объект исследования процесс освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками.
Предмет исследования внеклассная деятельность в младшей школе как средство освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи.
Гипотеза исследования: Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи у младших школьников на внеклассных занятиях будут результативным, если использовать:
• наглядный материал и таблицы;
• содержание заданий выстраивать от «простого» к «сложному»;
• отдавать приоритет практическим заданиям;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия «Нижнетагильская кистевая роспись»;
2. Изучить особенности приемов Нижнетагильской кистевой росписи;
3. Исследовать специфику внеклассных занятий;
4. Выявить критерии освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста;
5. Составить и провести серию занятий, направленных на освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи учащимися младшего школьного возраста;
6. Разработать методические рекомендации к внеклассным занятиям «Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи».
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме исследования, тестирование, проксиметрический метод.
База исследования: Опытно - экспериментальная работа проводилась в МАОУ КУГ №1 - «Универс», г. Красноярск. В эксперименте приняли младшие школьники 1, 2, 3, 4 классов в возрасте от 7 до 11 лет, общий состав группы 11 учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст - это важный этап становления личности, для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности выступает учебная, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Возможность представления заданий преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для обучающихся в школе, когда происходит смена ведущего типа деятельности, способствует сглаживанию адаптационного периода. Поэтому период начала школьной жизни требует особого внимания и усилий со стороны учителя.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста. На основе анализа специальной литературы по теме исследования, была раскрыта сущность понятий «Нижнетагильская кистевая роспись», были отмечены особенности развития освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи у младшего школьного возраста. Рассмотрели особенности внеклассной деятельности у младшего школьного возраста. Важнейшим фактором при разработке серий занятий по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи, важно было активизировать положительное и эмоциональное отношение обучающегося к усвоению учебного материала. Учащиеся испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Приобщение обучающихся к декоративно-прикладному искусству, формирует эстетический вкус, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают необходимые технические знания, развивает трудовые умения и навыки, осуществляя психологическую и практическую подготовку.
Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождает у учащихся уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. Поэтому для формирующейся личности особую роль играет: готовность к продуктивной творческой деятельности, развитие творческой самоорганизации и целеустремленности. Декоративно-прикладное искусство не позволяет затушить естественную познавательную активность обучающегося, а наоборот, способствует её развитию. Педагог должен проявлять творчество, совершенствовать собственные методики.



1. Барадулин В.А Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. - М.: Средне - Уральское книжное издательство - 1987, - 126 с.
2. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Москва. Знание. 1988, - 120 с.
3. Басин Е.Я. Декоративно - прикладное искусство. И.: Слово 1990, - 166 с.
4. Болотина Л.Р Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. Учеб. Пособие для студентов и педагогов М.: Просвещение. 1978, - 128 с.
5. Борудский В.И. Кустарное производство лакированных вещей из папье - маше. Кустарная промышленность России - Спб., 1913, - 210 с.
6. Бардина Р.А. Изделия Народных художественных промыслов и сувениров. И.: Высшая школа. 1990, - 240 с.
7. Вульфов Б.З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. И.: Просвещения. 1978, - 193 с.
8. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знанием у школьников. М.: Учпедгиз. 1963, - 183с.
9. Волошин П.Н. Внеклассная деятельность как средство воспитания
гражданственности младших школьников - статья Уманский
государственный педагогический университет имени Павла. 2006, - 76 с.
10. Гилодо А.А. К вопросу о путях формирования Нижнетагильской лаковой росписи по металлу в XVIII веке. 1990, - 125 с.
11. Графов Б.В. Декоративное искусство. И.: Советский художник Москва. 1983, - 270 с.
12. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Москва. Искусство. 2004, - 120 с.
13. Дубова О.Б. Народное искусство России в современной культуре. И.: Коллекция. 2003, - 256 с.
14. Дмитриенко Н.О. Москалюк М.В. Личностно - ориентированное обучение в преподавании изобразительного искусства. Методическое пособие для педагогов изо. 2015, - 162с.
15. Дмитриев Н.Г. Художник и его место в декоративно - прикладном искусстве. И.: Москва 1982, - 348
16. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. 2002, - 3112 с.
17. Ефремова Т.Ф. Словарный толковый словарь русского языка. И.: АСТ, Артель. 2006, - 3312 с.
18. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции народного искусства. 1981, - 476 с.
19. Каплан Н.И. Художественные промыслы. М:Знание. 1984, - 144с.
20. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей. 2011, - 186 с.
21. Казаренков В.И. Психолого - педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам. М.: РУДН, 2011 - 158 с.
22. Канцедикас А.С. Народные промыслы. 1968, - 149 с.
23. Крапивина И.А. Традиции подносной росписи. Сборник научных трудов. И.: Москва. 1990, - 125 с.
24. Крапивина И.А. Роспись по металлу. Русское декоративное искусство. И.: Москва. 1965, - 271 с.
25. Коромыслов Б. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение. 1979, - 320 с.
26. Косогорова Л.В. Основы декоративно - прикладного искусства. Педагогическое образование. 1990, - 190 с.
27. Логунова Е.В. Тагильская роза. История лакирного дела на Урале. Научно - попульрное издание. Москва. И.: Старт. 1997, - 134 с.
28. Лейбсон В.И. Теория эстетического воспитания. И.: Москва. 1978 - 254 с.
29. Максяшин А.С., Петрухина Т.Н. Традиции золотого узора в Тагильском поднос. 1990, - 125с.
30. Малаева З.Н. Старейший хранитель уральской традиции в Росписи подносов А.В. Афанасьева. М.: Москва. 1990, - 125с.
31. Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. М., 1976, - 148 с.
32. Паллас П.С. Путешествие по родным провинциям - М. Спб., 1786, кн. I.
33. Павловский Б.В. Декоративно - прикладное искусство промышленного Урала - М., 1975, - 297с.
34. Платонова Н. И. Энциклопедический словарь юного художника М.: Педагогика, 1983, - 169 с.
35. Пустобаева Л.Н. Художественно - образовательная среда как средство приобщения младших школьников к фольклору - статья, 2014 - 78с.
36. Попова О.С. Русские художественные промыслы. Москва: Знание, 1984, - 286 с.
37. Разина Т.М. О профессиональном народном искусстве. И: Советский художник. 1985, - 190 с.
38. Рената А.Б. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. И.: Высшая школа. 1990, - 320 с.
39. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. 1996, - 120 с.
40. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва. Издательство: Агар. 2000, - 251 с.
41. Сакульна Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительное деятельности. 1969, - 343 с.
42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник: Основы
композиции. М,: Титул. 1996, - 80 с.
43. Соколова М.С. Учебное пособие Художественная роспись по дереву. Издатель: центр ВЛАДОС, 1995 - 303 с.
44. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия. 2008, - 368 с.
45. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических заведений. М.: Педагогика. 1997, - 687 с.
46. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: 2000, - 512 с.
47. Уханова И.Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. 1964, - 448 с.
48. Чуракова В.Н. Русское декоративно - прикладное искусство в детском саду. М., 1973, - 365 с.
49. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. И.: Искусство. 1996, - 317 с.
50. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. И.: Просвещение. 1974, - 320 с.
51. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М.: Москва. 2000, - 272 с.
52. Фалеева В.А. Русское народное искусство. И.: Букинистическое. 1975, - 59 с.
53. Харчёв А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. Внеклассная и внеурочная деятельность. И.: Политиздат, 1990, - 182 с.
54. Хворостов А.С. Декоративно прикладное искусство в школе. 1988, - 189 с.
55. Хушева Н.А. Теория эстетического воспитания Москва 1977, - 347 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ