ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы Нижнетагильской кистевой росписи во внеклассной деятельности у младших школьников 6
1.1 Понятие «Нижнетагильская кистевая роспись» 6
1.2 Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи по металлу 15
1.3 Специфика внеклассных занятий у младших школьников 23
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное исследование по освоению приемов
Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками на внеклассных занятиях 34
2.1 Анализ результатов исследования по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста на внеклассных занятиях 33
2.2 Разработка серий занятий по освоению приемов Нижнетагильской
кистевой росписи младшими школьниками 42
2.3. Методические рекомендации по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками 44
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиография 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. Теоретические основы Нижнетагильской кистевой росписи во внеклассной деятельности у младших школьников 6
1.1 Понятие «Нижнетагильская кистевая роспись» 6
1.2 Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи по металлу 15
1.3 Специфика внеклассных занятий у младших школьников 23
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное исследование по освоению приемов
Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками на внеклассных занятиях 34
2.1 Анализ результатов исследования по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста на внеклассных занятиях 33
2.2 Разработка серий занятий по освоению приемов Нижнетагильской
кистевой росписи младшими школьниками 42
2.3. Методические рекомендации по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками 44
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиография 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предметы народного искусства, как правило, имеются в каждом детском саду, и дети их обозревают с раннего возраста. В пределах программы детского сада изделия народных художественных промыслов используются лишь как методический фонд на занятиях по изобразительному искусству. В младшей школе изучать народное искусство лучше всего комплексно, теоретически и практически. Для этого в общеобразовательных школах подходят внеклассные занятия с глубоким изучением материала.
У учащихся слабо развит интерес к истории промыслов России, а значит представленная исследовательская работа: Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками на внеклассных занятиях», актуальна и востребована, так как в настоящее время появляется необходимость в новых подходах к преподаванию декоративно - прикладного искусства. Прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни.
Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками позволит раскрыть творческий потенциал обучающихся, познакомит их с разными материалами, стадиями написания Нижнетагильского подноса и последовательностью изготовления трафаретной печати. Работа по освоению приемов младшими школьниками Нижнетагильской кистевой росписи способствует расширению представлений школьников о декоративно - прикладном искусстве, историческом и культурном наследии. Рукотворные изделия народных мастеров способны средствами яркого, художественно - выразительного языка развивать фантазию, воображение и мышление у обучающихся. Их воздействие будет гораздо эффективнее при продуманном выставочном размещении в классе. В процессе обучения следует знакомить с профессиональной терминологией и постепенным усложнением заданий, для развития у обучающихся творческого начала. Это способствует формированию профессиональной подготовки подрастающего поколения. Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного образования Российской Федерации.
Важная роль произведений народного искусства в воспитании школьников научно обоснована педагогикой и подтверждается практикой. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Преемственная система урочной и внеурочной деятельности на материале декоративно - прикладного искусства важна для общеобразовательных школ, она направлена на формирование целостного отношения к культуре своей страны.
Внеклассная работа является важной для формирования умений применять полученные знания на практике, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания. Между классной и внеклассной работой есть сходства и различия, у внеклассного занятия шире возможности для повышения интереса к предмету или какой-либо теме. На внеклассных занятиях у учащихся формируется творческий стиль жизнедеятельности, осознается потребность в самообразовании и самоорганизации.
Однако, все это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление с предметами декоративно - прикладного искусства, в результате чего обучающиеся создают свои авторские работы, учатся отличать один промысел от другого, а также используют полученные знания, умения и навыки в своих работах.
Цель исследования разработать серию внеклассных занятий и составить методические рекомендации, направленные на освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками.
Объект исследования процесс освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками.
Предмет исследования внеклассная деятельность в младшей школе как средство освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи.
Гипотеза исследования: Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи у младших школьников на внеклассных занятиях будут результативным, если использовать:
• наглядный материал и таблицы;
• содержание заданий выстраивать от «простого» к «сложному»;
• отдавать приоритет практическим заданиям;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия «Нижнетагильская кистевая роспись»;
2. Изучить особенности приемов Нижнетагильской кистевой росписи;
3. Исследовать специфику внеклассных занятий;
4. Выявить критерии освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста;
5. Составить и провести серию занятий, направленных на освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи учащимися младшего школьного возраста;
6. Разработать методические рекомендации к внеклассным занятиям «Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи».
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме исследования, тестирование, проксиметрический метод.
База исследования: Опытно - экспериментальная работа проводилась в МАОУ КУГ №1 - «Универс», г. Красноярск. В эксперименте приняли младшие школьники 1, 2, 3, 4 классов в возрасте от 7 до 11 лет, общий состав группы 11 учащихся.
У учащихся слабо развит интерес к истории промыслов России, а значит представленная исследовательская работа: Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками на внеклассных занятиях», актуальна и востребована, так как в настоящее время появляется необходимость в новых подходах к преподаванию декоративно - прикладного искусства. Прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни.
Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками позволит раскрыть творческий потенциал обучающихся, познакомит их с разными материалами, стадиями написания Нижнетагильского подноса и последовательностью изготовления трафаретной печати. Работа по освоению приемов младшими школьниками Нижнетагильской кистевой росписи способствует расширению представлений школьников о декоративно - прикладном искусстве, историческом и культурном наследии. Рукотворные изделия народных мастеров способны средствами яркого, художественно - выразительного языка развивать фантазию, воображение и мышление у обучающихся. Их воздействие будет гораздо эффективнее при продуманном выставочном размещении в классе. В процессе обучения следует знакомить с профессиональной терминологией и постепенным усложнением заданий, для развития у обучающихся творческого начала. Это способствует формированию профессиональной подготовки подрастающего поколения. Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного образования Российской Федерации.
Важная роль произведений народного искусства в воспитании школьников научно обоснована педагогикой и подтверждается практикой. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Преемственная система урочной и внеурочной деятельности на материале декоративно - прикладного искусства важна для общеобразовательных школ, она направлена на формирование целостного отношения к культуре своей страны.
Внеклассная работа является важной для формирования умений применять полученные знания на практике, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания. Между классной и внеклассной работой есть сходства и различия, у внеклассного занятия шире возможности для повышения интереса к предмету или какой-либо теме. На внеклассных занятиях у учащихся формируется творческий стиль жизнедеятельности, осознается потребность в самообразовании и самоорганизации.
Однако, все это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление с предметами декоративно - прикладного искусства, в результате чего обучающиеся создают свои авторские работы, учатся отличать один промысел от другого, а также используют полученные знания, умения и навыки в своих работах.
Цель исследования разработать серию внеклассных занятий и составить методические рекомендации, направленные на освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками.
Объект исследования процесс освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи младшими школьниками.
Предмет исследования внеклассная деятельность в младшей школе как средство освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи.
Гипотеза исследования: Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи у младших школьников на внеклассных занятиях будут результативным, если использовать:
• наглядный материал и таблицы;
• содержание заданий выстраивать от «простого» к «сложному»;
• отдавать приоритет практическим заданиям;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание понятия «Нижнетагильская кистевая роспись»;
2. Изучить особенности приемов Нижнетагильской кистевой росписи;
3. Исследовать специфику внеклассных занятий;
4. Выявить критерии освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста;
5. Составить и провести серию занятий, направленных на освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи учащимися младшего школьного возраста;
6. Разработать методические рекомендации к внеклассным занятиям «Освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи».
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме исследования, тестирование, проксиметрический метод.
База исследования: Опытно - экспериментальная работа проводилась в МАОУ КУГ №1 - «Универс», г. Красноярск. В эксперименте приняли младшие школьники 1, 2, 3, 4 классов в возрасте от 7 до 11 лет, общий состав группы 11 учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст - это важный этап становления личности, для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности выступает учебная, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Возможность представления заданий преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для обучающихся в школе, когда происходит смена ведущего типа деятельности, способствует сглаживанию адаптационного периода. Поэтому период начала школьной жизни требует особого внимания и усилий со стороны учителя.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста. На основе анализа специальной литературы по теме исследования, была раскрыта сущность понятий «Нижнетагильская кистевая роспись», были отмечены особенности развития освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи у младшего школьного возраста. Рассмотрели особенности внеклассной деятельности у младшего школьного возраста. Важнейшим фактором при разработке серий занятий по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи, важно было активизировать положительное и эмоциональное отношение обучающегося к усвоению учебного материала. Учащиеся испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Приобщение обучающихся к декоративно-прикладному искусству, формирует эстетический вкус, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают необходимые технические знания, развивает трудовые умения и навыки, осуществляя психологическую и практическую подготовку.
Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождает у учащихся уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. Поэтому для формирующейся личности особую роль играет: готовность к продуктивной творческой деятельности, развитие творческой самоорганизации и целеустремленности. Декоративно-прикладное искусство не позволяет затушить естественную познавательную активность обучающегося, а наоборот, способствует её развитию. Педагог должен проявлять творчество, совершенствовать собственные методики.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня освоения приемов Нижнетагильской кистевой росписи у учащихся младшего школьного возраста. На основе анализа специальной литературы по теме исследования, была раскрыта сущность понятий «Нижнетагильская кистевая роспись», были отмечены особенности развития освоение приемов Нижнетагильской кистевой росписи у младшего школьного возраста. Рассмотрели особенности внеклассной деятельности у младшего школьного возраста. Важнейшим фактором при разработке серий занятий по освоению приемов Нижнетагильской кистевой росписи, важно было активизировать положительное и эмоциональное отношение обучающегося к усвоению учебного материала. Учащиеся испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Приобщение обучающихся к декоративно-прикладному искусству, формирует эстетический вкус, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают необходимые технические знания, развивает трудовые умения и навыки, осуществляя психологическую и практическую подготовку.
Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождает у учащихся уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. Поэтому для формирующейся личности особую роль играет: готовность к продуктивной творческой деятельности, развитие творческой самоорганизации и целеустремленности. Декоративно-прикладное искусство не позволяет затушить естественную познавательную активность обучающегося, а наоборот, способствует её развитию. Педагог должен проявлять творчество, совершенствовать собственные методики.



