ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМАТИКИ АКТИВНОГО ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
§ 1.1 Особенности развития активного предикативного словаря в процессе
онтогенеза речи дошкольников 6
§ 1.2 Особенности активного предикативного словаря у дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью 11
§ 1.3 Методики диагностики активного предикативного словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью 15
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВНОГО ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ21
§ 2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению особенностей активного предикативного словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью 21
§ 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей предикативного словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью 25
§ 2.3 Методические рекомендации по развитию активного предикативного словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Одна из первых социальных потребностей человека - это речевое общение с окружающими людьми. Речь позволяет ребёнку комфортно жить в обществе, взаимодействовать со сверстниками, познавать себя и все, что его окружает.
Слово - это языковая единица, с помощью которой происходит речевое общение людей. Уровень речевого развития ребенка напрямую зависит от качества овладения им словарем. Чем богаче лексикон, тем грамотнее считается человек. Речевое развитие ребенка, развитие его глагольного словаря зависит от знаний об окружающем мире, от его умственных способностей и желания узнавать новое, от интереса к миру.
Как известно, у умственно отсталых детей снижена познавательная активность, они не интересуются окружающим миром, не хотят общаться со сверстниками и близкими взрослыми. У таких детей как правило очень поздно начинает развиваться речь, у них снижена память, слабо внимание, нет интереса к игрушкам, у них нет желания узнать новый предмет и его действия, провести с ним какие-либо манипуляции. Все это негативно влияет на развитие активного глагольного словаря в дошкольном возрасте.
Особенности словаря умственно отсталых детей изучали такие коррекционные специалисты, как Волкова Л.С., Петрова В.Г., Тарасенко Н.В., Шевченко С.Г. Они выделяют несколько специфических характеристик словаря дошкольников с умственной отсталостью. Они отмечают бедный словарный запас детей, незнание смыслового значения многих слов, неточное употребление глаголов в предложениях, пассивный словарь обширнее, чем активный.
Отмечается употребление существительных больше, чем других частей речи, непонимание обобщенных и абстрактных понятий. Трудности называния частей предметов, незнание многих глаголов, обозначающих способы передвижения животных.
Так же, умственно отсталые дошкольники часто не могут назвать требуемые слова без помощи дополнительных вопросов взрослого, что говорит о трудностях актуализации пассивного словаря.
Кроме этого у умственно отсталых выявлено смешение слов одного рода или вида, неточности употребления слов, выраженных заменами слов по семантическому сходству.
Самыми большими трудностями развития лексики является освоение глагольных конструкций. Глагол - одна из самых сложных и емких грамматических категорий русского языка. Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи, поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью должна сопровождаться формированием и развитием глагольного словаря.
Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталым дошкольником должна быть индивидуально дифференцирована с учетом уровня актуального развития и индивидуальных возможностей ребенка. Поэтому важно обследовать ребенка и определить объем словаря, которым на данном этапе развития владеет ребенок, для разработки индивидуальных методических рекомендаций по развитию и расширению лексического запаса умственно отсталого ребенка.
Проблема исследования. Поиск методов, приемов и средств, направленных на развитие активного предикативного словаря детей с легкой умственной отсталостью 6-7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями развития.
Объект исследования: предикативный словарь дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности активного предикативного словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по развитию активного предикативного словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью с учетом выявленных особенностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития словарного запаса дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью в условиях эксперимента.
3. Составить индивидуально-методические рекомендации по развитию словарного запаса дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Активный предикативный словарь дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью обладает такими особенностями как:
• бедный запас глаголов в активном лексиконе;
• преимущественное использование глаголов-действий обыденной жизни ребенка;
• ошибочное употребление глаголов, не подходящих по значению.
Методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы; метод диагностического обследования, метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
• Классификация умственной отсталости по МКБ-10.
• Концепция становления речевой деятельности А.А. Леонтьева.
• Теоретические положения Волковой Л.С., Петровой В.Г., Тарасенко Н.В., Шевченко С.Г. и др.
База исследования. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания города Красноярска. В эксперименте было задействовано 10 дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью.
Описание структуры ВКР. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, состоящие из трех параграфов, заключение и приложения.
Глагольная лексика - одна из важнейших частей языковой системы. В дошкольном возрасте речь ребенка развивается очень быстро, они накапливают с каждым днем все больше и больше слов, узнавая мир вокруг себя. Развитие и расширение предикативного словаря детей с легкой умственной отсталостью является необходимым направлением в коррекционно -воспитательной работе с такими детьми. Им необходимо уметь пользоваться глаголами в своей речи для полноценного общения с другими людьми.
Проведение теоретического анализа и констатирующего эксперимента было обусловлено необходимостью развития глагольной лексики для полноценного овладения речевой функцией детьми с легкой умственной отсталостью. Теоретический анализ педагогической литературы показал особенности развития глагольной лексики таких детей, их отличие от онтогенеза речи нормально развивающихся дошкольников. На основе этого анализа мы смогли организовать и провести эксперимент по выявлению особенностей развития активного предикативного словаря умственно отсталых дошкольников.
По результатам обследования мы выявили особенности развития глагольного словаря, такие как: неумение различать лексически сходные глаголы, непонимание смыслового значения многих глаголов, несформированность синонимии и антонимии глаголов, бедный словарный запас в целом. На основе выявленного своеобразия словаря дошкольников, мы разделили детей на 4 основные группы, нуждающиеся в коррекционной словарной работе:
1. Группа, нуждающаяся в развитии синонимии глаголов.
2. Группа, нуждающаяся в развитии антонимии глаголов.
3. Группа, нуждающаяся в уточнении лексического значения глаголов.
4. Группа, нуждающаяся в расширении объема глагольного словаря.
С учетом выявленных особенностей мы разработали индивидуально дифференцированные методические рекомендации для каждой группы дошкольников. Мы выявили эффективные методы и приемы работы по развитию глагольного словаря, подобрали примеры игр вместе с наглядным материалом по каждому направлению. Эффективные методы и приемы по развитию словаря дошкольников 6-7 лет с легкой умственной отсталостью:
• Беседа, включающая уточняющие вопросы.
• Наблюдение за деятельностью животных и работой людей. На экскурсиях, на прогулке, при просмотре обучающих фильмов.
• Повторение слов: педагогом неоднократно в процессе занятия; детьми за педагогом - индивидуальное и групповое.
• Толкование педагогом смысла нового слова: подробное объяснение его значения, отличие от другого или сходство.
• Игры с опорой на практическую деятельность (с песком, с водой, с мелкими предметами, с тестом).
• Дидактические игры и упражнения. Словесные упражнения, игры с предметами, с элементами двигательной активности.
Средствами развития словаря выступают предметные и сюжетные картинки, обучающие фильмы и мультфильмы, загадки, поговорки, книги, речь педагога, игрушки, предметы, окружающие ребенка.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно - развивающего обучения. -М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.
4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.
5. Бородич A. M. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности « Дошкольная педагогика и психология. » - 2-е изд. - М., 2001. - 256 с.
6. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико¬грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). — М.: Центр полиграфии «Аттика», 2010. — 200 с.
7. Борисова Н.А., Букина И.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. В книге: Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. Череповец: Издательство: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 57-79.
8. Буслаева М.Е. Значение семантической стороны речи для психического
развития ребёнка с умственной отсталостью и его социализации в обществе. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2017. С. 202-210.
9. Буслаева Е.Н. Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их дальнейшего обучения письму и чтению. European Resear ch. 2015. № 9 (10). С. 66-69.
10. Буслаева М.Е. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей с интеллектуальными нарушениями. В сборнике: Молодежь - науке и практике: Взгляд в будущее. Сборник материалов международной научно -практической конференции. Под редакцией И.П. Краснощеченко. 2017. С. 205-213.
11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987 г. - 165 с.
12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973 г. - 189 с.
13. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
14. Ворона В.В., Моршнева М.А. Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта. В сборнике: Прорывные научные исследования как двигатель науки. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017. С. 116-118.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
16. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Учебник для вузов. Специальная литература. СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
17.Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века; Академия - Москва, 2008.
18.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей" - Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2003 - 32 с.
19.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун -тов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
20. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. — 304 с.
21. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
22. Калмыкова Е.А.. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч -метод. Пособие: Курск, 2007. - 121 с.
23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.—М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 - 191 с.
24. Качоровска-Брай К., Милевский С. О профиле сформированности языковых умений у детей с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени. Специальное образование. Изд-во: Уральский государственный педагогический университет, 2018 г. № 1 (49). С. 91-104.
25. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Пособие для логопедов. - Москва: «Просвещение», 1985 - 186 с.
26. Константинова С.А. Особенности формирования лексики у учащихся с нарушением интеллекта. Education Sciences and Psychology. 2014. № 4 (30). С. 43-52.
27. Косинова М.А., Луцык А.А. Особенности речевого развития у детей с
нарушением интеллекта. В сборнике: Фундаментальные и прикладные
исследования в науке и образовании. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. С. 227-229.
28. Космачева И.В. Формирование словаря дошкольников с умственной отсталостью. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59¬2. С. 97-101.
29. Крылова Е.В. Развитие лексической системы языка у детей с нарушением интеллекта. Педагогика и современность. 2016. № 3-4 (23-24). С. 87-89.
30. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей: учебно-методическое пособие - Спб: Наука-Питер, 2006 г. - 102 с.
31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1991 г. - 143 с.
32. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.:
СОЮЗ, 1999. — 160 с.
33. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Особенности природоведческой лексики учащихся с интеллектуальными нарушениями. В сборнике: Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия Методический сборник по материалам Международного симпозиума. Издательство: общество с ограниченной ответственностью "Логомаг" (Москва), 2018. С. 205-209.
34. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 г. - 320 с.
35. Мыслюк В.В., Кислякова Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010 - 200 с.
36. Назарова И.Ю., Кубасов А.В. Формирование словаря дошкольников с умеренной умственной отсталостью в игровой деятельности. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы: И. А. Филатова; О. Г. Нугаева. 2013. С. 167-170.
37. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. учеб. - метод. комплекс. Москва: Флинта НОУ ВПО «МПСИ», 2010 - 220 с.
38. Плеснивая Е.Ю. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-3. С. 118-121.
39. Сейтосманова З.А. Специфика речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями. В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 97-99.
40. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009 г. - 304 с.
41. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
42. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей», под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).
43. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие: в 2 ч. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015. - ч. 1. - 276 с.
44. Тенкачева Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у
дошкольников. Специальное образование. Издательство: Уральский
государственный педагогический университет, Екатеринбург, 2013 г. № 4 (32). С. 66-71.
45. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
46. Хорева Н.С. О развитии видов и функций речевой деятельности в дошкольном возрасте Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2018. № 4 (11). С. 113-116.
47. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. - Спб.: КАРО, 2005 - 96 с.
48. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
49. Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе», Санкт-Петербург, «Речь», 2005г. - 477 с.
50. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва: Перспектива - 2013 г. - 398 с.