Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности артикуляционной моторики старших дошкольников с дизартрией

Работа №156915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы88
Год сдачи2023
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы несформированности
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
1.2. Современное состояние проблемы недостаточной
сформированности артикуляционной моторики у детей с дизартрией
1.3. Обзор методических разработок по развитию артикуляционной
моторики у старших дошкольников с дизартрией
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по развитию
артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ

Речь является важнейшей формой выражения мыслей в жизни каждого человека. Нарушение речи отрицательно влияет на полноценное формирование личности, так как на физиологическом уровне замедляется формирование познавательных процессов, на психологическом уровне ребенок встречает барьеры в общении со сверстниками. Правильно поставленная речь также является критерием оценки уровня подготовленности ребенка к школе, поскольку от развития этого навыка зависит уровень его успешного освоения программы.
Одной из самых важных проблем нарушения речи является дизартрия. Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии была описана достаточно давно, единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Она занимает особое место среди всех имеющихся речевых расстройств и является одним из наиболее часто встречающихся нарушений у детей. К проявлениям дизартрии можно отнести ограниченную подвижность речевого аппарата: мягкого нёба, языка, губ, вследствие этого страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушается тембр голоса. В зависимости от локализации поражения проявления данного речевого расстройства будут неодинаковыми.
Основные проблемы в речи устраняются в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным для развития артикуляционной моторики. Систематическая коррекционная логопедическая работа направлена на преодоление недоразвития речи и возможна лишь при наличии комплексной, что обеспечивает эффективность и успешность воспитания и обучения детей с нарушением речи. При создании вокруг ребёнка благоприятных условий, которые должны поддерживать логопед, воспитатели и родители, возможно полноценное развитие и восстановление речи у детей дошкольного возраста.
В систематической коррекционной работе нуждаются дети с дизартрии и при логопедической работе преодоление недоразвития органов артикуляции возможно лишь при наличии поэтапной и многоаспектной системы. При этом важным представляется принцип комплексного подхода, который позволяет увидеть то главное, что обеспечивает эффективность и успешность воспитания и обучения детей с нарушением артикуляционной моторики. На качественное решение задач образования и развития личности ребёнка влияет правильная логопедическая работа.
Изучение моторной сферы в детском возрасте осуществляют специалисты в области логопедии, педагогики, физиологии и психологии. Согласно исследованиям ученых Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольской моторное развитие детей влияет на формирование речи и умственных способностей.
Объект исследования: артикуляционная моторика старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: особенности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Целью исследования является - теоретически и экспериментально изучить нарушение артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией.
В связи с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать психологические и педагогическое проблемы у старших дошкольников с дизартрией;
2) Изучение методик на развитие артикуляционной моторики старших дошкольников с дизартрией.
3) Организовать и провести методику констатирующего эксперимента;
4) Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5) Составить дифференцированные методические рекомендации.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у старших
дошкольников с дизартрией будут выявлены следующие особенности, выражающейся в следующих аспектах:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
2) снижения и ухудшении качества артикуляционного движения
3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы
4) в снижении количества правильно выполненных движений.
В связи с этим логопедическое воздействие должно предусматривать дифференцированную коррекцию, что в конечном итоге будет способствовать нормализации речевой деятельности в целом.
Исследование проводилось в течение 2022 - 2023 гг. и проходило в четыре этапа:
1) Сентябрь-ноябрь 2022 г. - изучение психолого-педагогической литературы, определение содержания констатирующего эксперимента;
2) Декабрь-январь 2022-2023г. - проведение констатирующего эксперимента;
3) Февраль 2023 г. - анализ результатов констатирующего эксперимента;
4) Март 2023 г. - обобщение; оформление высшей квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе подготовки выпускной квалификационной работы была подтверждена гипотеза, достигнута цель, решены задачи и исследования. Были сформулированы ряд выводов.
Проанализированы психологические и педагогические проблемы у старших дошкольников с дизартрией. Артикуляционная моторика у детей с дизартрией имеет специфические особенности, среди которых можно отметить скованность, неловкость, недифференцированность движений.
В структуре дефекта при дизартрии ведущими и распространенными нарушениями являются фонетические нарушения, или нарушения звукопроизношения. За счёт органического поражения центральной и периферической нервной системы при дизартрии нарушается двигательный механизм речи, что приводит к нарушению хода онтогенеза речевой деятельности. Степень нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Дизартрия всегда сопровождается нарушениями артикуляционной и мимической моторики, которые проявляются рядом признаков и приводят к нарушению звукопроизношения. Нарушения звукопроизношение, в свою очередь, делают речь ребёнка с дизартрией невнятной, смазанной, малопонятной окружающим людям, а такие дети испытывают значительные трудности в социализации.
Изучены методики на развитие артикуляционной моторики старших дошкольников с дизартрией. При обследовании состояния артикуляционной моторики авторы в своих методиках придают особое значение предварительному наблюдению за состоянием органов артикуляции в покое, считая, что это позволит сделать выводы о наличии или отсутствии дефектов в строении артикуляционного аппарата. Затем предлагают выявлять особенности двигательных функций - качество выполнения упражнений, способность переключения с одного движения на другое, отмечают характер тонуса, наличие или отсутствие тремора, гиперкинезов, синкинезий и другой неврологической симптоматики
Организована и проведена методика констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент был проведен в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 23 города Зеленогорск Красноярского края. Были обследованы двадцать детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет. При разработке протокола для проведения диагностики мы брали во внимание труды О.Е. Грибовой, учитывая принципы проведения диагностики. В качестве ориентира использовали структуры обследования, представленные авторами А.В. Мамаевой, Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой.
Проанализированы результаты констатирующего эксперимента. Качественная оценка артикуляционной моторики показала, что среди группы обследуемых детей, у пятерых встречаются нарушения строения артикуляционного аппарата. В строении их органов артикуляции можно отметить прогнатию, прогению, готическое небо, укороченную подъязычную связку.
Состояние кинестетического орального праксиса находится на среднем уровне. Дети не удерживают позы языком и губами, наблюдается быстрая истощаемость, движения выполняются напряженно, неточно, объем движений ограничен. Также наблюдается длительный поиск артикуляционной позы, отклонения в конфигурации, распад артикуляции при функциональных нагрузках.
Состояние кинетического праксиса можно охарактеризовать длительным переключением с одного движения на другое, ошибками в выполнении движений, а также наличием синкинезий, гиперкинезов, подменой движений одного на другое.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют нам сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией слабо развита артикуляционная моторика - ее кинестетический и кинетический оральный праксис. Это в свою очередь находит отражение в нарушениях звукопроизношения. Нарушение иннервации речевого аппарата обуславливает нарушения в произношении звуков.
Составлены дифференцированные методические рекомендации для каждой подгруппы детей. При регулярных занятий в течение года, можно диагностировать улучшение результатов как на среднем, так и нижнем уровне развития. Основа рекомендаций - артикуляционная гимнастика, рекомендуется проводить гимнастику одновременно, развивая моторику рук, а также выполнять дыхательную гимнастику и логопедический массаж.


1 Агаева, И.Б. Организация и проведение педагогической практики студентов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" профиль "Логопедия" : учебное пособие / И. Б. Агаева, Г. А. Проглядова. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 103, [2] с.
2 Артикуляционная гимнастика при дизартрии - режим доступа: https://m-y.ru/blog/artikulyacionnaya-ц1шпа8Йка-рг1-б17аг1гп/(дата обращения: 15.03.2023)
3 Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми церебральным параличом. Доречевой период [Текст] : кн. для логопеда / Е. Ф. Архипова. - М. : Просвещение, 1989. - 76 с.
4 Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие - Е.Ф. Архипова. - М.: Аст 2017. - 320 с.
5 Ахутина Т.В. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 157 с.
6 Бабина Г. В. Практикум по дисциплине "Логопедия" (раздел "Дизартрия") : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - Москва : Прометей, 2020. - 119, [1] с.
7 Бабина Г.В.Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия») : учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р. Е. Идес. - Москва : Прометей, 2020. - 119, [1] с.
8 Бадаллян, Л. О. Детская невралгия [Текст] / Л. О. Бадалян - М. : Медицина, 1984. - 575 с.
9 Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин.
- М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
10 Белкин, А. С. Технология развивающих занятий у детей младшего школьного возраста [Текст] : метод.рекоменд. ур. гос. пед. ун-т / А. С. Белкин, И. С. Зимина, В. И. Яковлева. - Екатеринбург, 1995. - 48 с.
11 Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1972. - 232 с.
12 Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
13 Брюховских, Л.А. Дизартрия : учебно-методическое пособие по логопедии / Л. А. Брюховских. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 178, [2] с.
14 Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15 Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5- 6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / ред. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, Е.Ф. Соботович- М.: Просвешение, 2015. - 152 с.
16 Давидович, Л. Р. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста : изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация : учебное пособие / Л. Р. Давидович, А.А. Алмазова, Ж.В. Антипова. - Москва : Флинта, 2022. - 197, [1] с. - Текст : непосредственный.
17 Дизартрия и методы её лечения - режим доступа: ййрз://оигк1йз.ги/Ь1од/гесЬ/й17аг1г1уа/(дата обращения: 15.03.2023)
18 Екжанова, Е.А. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля / Е. А. Екжанова, О. В. Медведева. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2021. - № 6. - С. 26-35.
19 Золотарева, И. В. Фонопедические технологии в работе с детьми с нарушениями речи / Ирина Владимировна Золотарева. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - № 2. - С. 29-42.
20 Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] - 2 изд. / О.Б. Иншакова.- М. :Владос, 2018. - 279 с.
21 Коробейникова, С.В. Коррекция звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией с применением ускоренной постановки звуков / С. В. Коробейникова. - Текст : непосредственный // Дошкольная
педагогика. - 2015. - № 10. - С. 40-41.
22 Краузе, Е.Н. Логопедия : [артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, логопедический массаж, пальчиковые игры, логоритмика, развитие речи] / Е. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА- Век, 2009. - 206 с.
23 Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах[Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская, - М. Дашков и К, 2019. - 110с.
24 Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 2021. - 400 с.
25 Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сборник методических рекомендаций / [авт.-сост. Л.В. Лопатина и др.]. - Санкт-Петербург : САГА ; Москва : Форум, 2006. - 271 с.
26 Логопедический массаж при дизартрии - режим доступа: ййрз://зсй83037.шзкоЬг.ги/(дата обращения: 15.03.2023)
27 Логопедия [Текст] : учеб.для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой ; С. Н. Шаховской. - М. : Дашков и К, 2018. - 580 с.
28 Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л.В. Лопатина. - М. : Союз, 2018. - 192 с.
29 Макарова, Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во ФГБОУ ВО «Таганрогский институт имени А.П. Чехова», 2016. С. 49-53.
30 Методы обследования речи у детей [Текст] :пособ. по диаг. реч. наруш. / под ред. Г.В. Чиркиной, И.Г. Власенко. - 4-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2017. - 240 с.
31 Онтогенез речевой деятельности: норма и патология.
Монографический сборник [Текст] / Отв.ред. Л. И. Белякова. - М., 2005. - 228 с.
32 Основные направления коррекционной работы с детьми,
страдающими дизартрией - режим доступа:
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/(дата обращения: 14.03.2023)
33 Перегудова Е. Дизартрия: методические штрихи / Е. Перегудова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 90-91
34 Попова Е. Ф. Использование нейростимуляции в коррекции
звукопроизношения у детей дошкольного возраста с
минимальными дизартрическими расстройствами / Е. Ф. Попова : непосредственный // Наука и школа. - 2020. - № 3. - С. 190-196
35 Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница.
- Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 173, [1] с.
36 Серикова, Е.С., Макарова, Н.В. Проектная деятельность как способ реализации системы работы по развитию мелкой моторики у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2019. - №1. - С. 121 - 126.
37 Смирнова, Е.Б. Артикуляционная гимнастика в стихах / Е.Б. Смирнова. - Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 9. - С. 62-63.
38 Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0021/2_0021-1. shtml
39 Соботович, Е. Ф. Недостатки - М. : Просвещение, 1982. - 197 с.
40 Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
41 Соловьева, Л.Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - Москва :Юрайт, 2022. - 189, [1] с. - Текст : непосредственный.
42 Соловьева, Л.Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. - Москва :Юрайт, 2022. - 189, [1] с. - Текст : непосредственный.
43 Токмина, Е.В. Логоритмическое занятие на тему «Гонцы весны» для детей с 6 до 7 лет / Е.В. Токмина, Ф.В. Четаева. - Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. - 2021. -№ 4. - С. 40-41.
44 Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург :Урал.гос.пед.ун-т, 1998. - 50 с.
45 Филатова, Ю.А. Речевые и моторные ритмические процессы, и модель их развития у детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.А Филатова. - М.: Москва, - 2017. - с. 15-35.
46 Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова . - М. : Эксмо, 2015. - 320 с.
47 Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 200 с.
48 Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
49 Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М. :Эксмо, 2019. - 320 с.
50 Филичева, Т.Б. Психолого - педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 72-78.
51 Формирование артикуляционной моторики - режим
доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11127/2/81шопоуа.рйГ(дата обращения: 15.03.2023)
52 Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие / ред. Т.А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2016 - 96 с.
53 Чиркина, Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1973. - № 4. - С. 45¬50.
54 Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2003. - 117с.
55 Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте [Текст] / Н. Х. Швачкин. - М., 1948. - 267 с.
56 Шубина, К.А. Применение инновационных логопедических технологий в коррекции дизартрии / К. А. Шубина. - Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 47-49.
57 Щербакова, И.В. Речевая деятельность и ее виды : учебное пособие / И.В. Щербакова, И.В. Царевская. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. - 78 с. - Текст : непосредственный.
58 Эккерт О. Сочетанное применение логопедического массажа, криотерапии и Глицина при лечении детей с дизартрией / О. Эккерт, Т. Лопатина. - Текст : непосредственный // Врач. - 2017. - № 10. - С. 63-65
59 .Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1958. - 215 с.
60 Юсов, И.Е. Дизартрия. Апраксия. Дисфагия : методическое пособие / И. Е. Юсов, Е. Б. Познырева. - Москва : Дашков и К°, 2020. - 103 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ