Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста

Работа №156914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы171
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Часть 1. Теоретический анализ взаимосвязей родительского отношения и агрессии часто болеющих детей 7
1.1. Понятие, виды и основные подходы к изучению агрессии детей 7
1.2 Понятие, виды и основные подходы к изучению родительского
отношения 18
1.3. Анализ методов исследования агрессивного поведения детей и
родительского отношения к детям в современной психологии 26
1.4. Часто болеющий ребенок: понятие, особенности психического
развития 38
Часть 2. Исследование особенностей взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ №300 комбинированного типа г. Красноярск) 49
2.1. Характеристика испытуемых и методик исследования 49
2.2 Особенности проявлений агрессии здоровыми и часто болеющими
детьми старшего дошкольного возраста 54
2.3. Особенности родительского отношения к здоровым и часто
болеющим детям старшего дошкольного возраста 62
2.4. Сравнительный анализ взаимосвязей родительского отношения и
проявления агрессии здоровыми и часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста 69
2.5 Коррекционная программа по снижению уровня агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста... 83
Заключение 94
Список литературы 99
Приложение 104


В настоящее время высокий уровень агрессивного поведения детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Одним из факторов агрессивного поведения детей может выступать состояние здоровья, вернее различные соматические (иначе телесные) заболевания. В психологической практике в последнее время достаточно известным стал соматический статус «часто болеющий ребенок».
На сегодняшний день высокий уровень детской заболеваемости в России и как следствие увеличение числа детей, имеющих соматический статус «часто болеющий ребенок», актуальная медико-социальная проблема [9]. Категорию часто болеющих детей (ЧБД) составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными острыми респираторными заболеваниями четыре и более раз в год . По данным диспансерных осмотров детского населения соматический статус «часто болеющий ребенок» имеет каждый четвертый ребенок (Баранов А.А., 1999; Романцов М.Г.,1999) [39].
Однако психолого-педагогические проблемы данной категории дошкольников до конца не изучены.
Современные исследования в области генеза соматических заболеваний позволяют утверждать, что становление личности часто болеющего ребенка находится в тесной взаимосвязи с биологическими, психологическими и социокультурными факторами [9]. Поскольку именно родители в сложившихся условиях болезни ребенка становятся наиболее стабильными и гарантированными его социальными партнерами, особую значимость приобретает содержание родительского отношения к часто болеющим детям (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1988; А. С. Спиваковская, 2000).
Данная дипломная работа посвящена углубленному изучению и исследованию особенностей поведения с точки зрения проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста, попадающих под статус «часто болеющий ребенок», взаимосвязи родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми.
Чтобы выявить особенности проявлений агрессии часто болеющими детьми и родительского отношения к ним, необходимо сопоставить их с такими же особенностями здоровых дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение дошкольника и родительское отношение.
Предмет исследования: особенности взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей и их взаимоотношений с родителями;
2. Изучить понятия агрессии в психологии, типа родительского отношения к ребенку, основные подходы в выявлении причин проявления детской агрессии, подходы к изучению родительских отношений к детям старшего дошкольного возраста.
3. Изучить и определить особенности развития психики и межличностных отношений часто болеющих детей.
4. Выявить наиболее эффективные методы и методики диагностирования уровня агрессии ребенка старшего дошкольного возраста и родительского отношения к ним в семье.
5. Продиагностировать тип родительского отношения в семье и уровень агрессивного поведения часто болеющих и здоровых детей в процессе занятий, игры и в свободное время на примере старших групп кратковременного пребывания МБДОУ №300 комбинированного типа г. Красноярск.
6. Проанализировать результаты исследования и выявить взаимосвязи между неэффективными типами родительского отношения («Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник») и высоким уровнем проявления агрессии часто болеющих детей.
7. Разработать коррекционную программу, направления и содержание психолого-педагогической работы с родителями и детьми по снижению уровня агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, путем формированию у детей доброжелательного отношения к окружающим и оптимизации родительского отношения к ним.
Достижения поставленных нами исследовательских задач основывается на предположениях, которые формулируют гипотезу исследования.
Мы предполагаем, что:
1. проявление агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей, обусловленных видом болезни, социальной ситуацией развития ребенка, личностными психическими особенностями развития, особенностями межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
2. уровень агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в целом выше уровня агрессивного поведения здоровых детей и зависит от вида деятельности, которым заняты дети (занятия, игра, свободное время), состава семьи и гендерной принадлежности ребенка;
3. факторами, способствующими проявлению агрессии в общении у часто
болеющих детей старшего дошкольного возраста, являются: неэффективный тип родительского отношения («Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник»);
4. часто болеющим мальчикам и детям, воспитывающимся в семье одними, свойственна взаимосвязь неэффективного родительского отношения и агрессивного поведения более высокого порядка, чем часто болеющим девочкам и детям, воспитывающимся в семье вместе с братьями и сестрами;
5. разработанная нами коррекционная программа, направленная на воспитание коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с точки зрения формирования гуманного отношения к другим и оптимизацию детско-родительских отношений, улучшит соматический статус часто болеющих детей и снизит уровень их агрессивного поведения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в России проблема часто болеющих детей особо актуальна. По данным диспансерных осмотров детского населения соматический статус «часто болеющий ребенок» имеет каждый четвертый ребенок (Баранов А.А., 1999; Романцов М.Г.,1999) [39].
Частое проявление агрессии детьми, является также одной из наиболее важных проблем в детском коллективе, волнует не только педагогов, но и родителей, так как приводит к снижению продуктивного потенциала ребенка, сужению возможности полноценного общения, деформации его личного развития.
Особое внимание специалистов к проблеме агрессивного поведения, а также к психолого-педагогическим проблемам часто болеющих детей с точки зрения проявления агрессии подчеркивают актуальность проблемы.
Поскольку именно родители в сложившихся условиях болезни ребенка становятся наиболее стабильными и гарантированными его социальными партнерами тип родительского отношения к ребенку является важным фактором, влияющим как на становление личности часто болеющего ребенка, так и поведение его в социуме.
В данной работе мы углубленно изучили и исследовали:
1. особенности поведения детей старшего дошкольного возраста, в т.ч. болеющих более четырех раз в год (часто болеющих детей), с точки зрения проявления агрессии;
2. особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста, в т.ч. болеющих более четырех раз в год (часто болеющих детей), с точки зрения влияния родительского отношения на их психическое и личностное развитие.
Целью нашего исследования было выявление особенностей взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста сравнении со здоровыми детьми.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме агрессивного поведения детей и их взаимоотношений с родителями.
2. Изучены понятия агрессии в психологии, типа родительского отношения к ребенку основные подходы в выявлении причин детской агрессии, подходы к изучению родительских отношений к детям старшего дошкольного возраста.
3. Изучены и определены особенности развития психики и межличностных отношений часто болеющих детей.
4. Выявлены наиболее эффективные методы и методики диагностирования уровня агрессии ребенка старшего дошкольного возраста и родительского отношения к ним в семье..
5. Продиагностированы тип родительского отношения в семье и уровень агрессивного поведения часто болеющих и здоровых детей в процессе занятий, игры и в свободное время на примере старших групп кратковременного пребывания МБДОУ №300 комбинированного типа г. Красноярск.
6. Проанализировать результаты исследования и выявить взаимосвязи между неэффективными типами родительского отношения («Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник») и высоким уровнем проявления агрессии часто болеющих детей.
7. Разработать коррекционную программу, направления и содержание психолого-педагогической работы с родителями и детьми по снижению уровня агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, путем формированию у детей доброжелательного отношения к окружающим и оптимизации родительского отношения к ним.
Базой исследования стали здоровые и часто болеющие дети старших группы МБДОУ №300 комбинированного типа г. Красноярск.
Полученные и проанализированные в результате диагностики данные уровня агрессивного поведения часто болеющих и здоровых детей старших групп кратковременного пребывания МБДОУ №300 комбинированного типа г. Красноярск и позволили сделать следующие выводы:
1. проявление агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей, обусловленных видом болезни, социальной ситуацией развития ребенка, личностными психическими особенностями развития, особенностями межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
2. уровень агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в целом выше уровня агрессивного поведения здоровых детей и зависит от вида деятельности, которым заняты дети (занятия, игра, свободное время), состава семьи и гендерной принадлежности ребенка;
3. факторами, способствующими проявлению агрессии в общении у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, являются: неэффективный тип родительского отношения («Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник») а именно высокий уровень родительской дисциплины, чрезмерность требований-запретов, игнорирование потребностей ребенка, авторитаризм, неустойчивость стиля воспитания, стремлением инфантилизировать больного ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность;
4. часто болеющим мальчикам и детям, воспитывающимся в семье одними, свойственна взаимосвязь неэффективного родительского отношения и агрессивного поведения более высокого порядка, чем часто болеющим девочкам и детям, воспитывающимся в семье вместе с братьями и сестрами, что подтверждается результатами эмпирического исследования:
s часто болеющим мальчикам свойственна взаимосвязь высокого уровня неэффективного отношения ребенка в семье и высокого уровня агрессивного поведения,
s часто болеющим девочкам свойственна взаимосвязь среднего или высокого уровня неэффективного отношения ребенка в семье со средним уровнем проявления агрессии;
s часто болеющим детям, воспитывающимся в семье вместе с братьями и сестрами, свойственен высокий уровень как неэффективного, так и эффективного типа родительского отношения в семье во взаимосвязи со средним уровнем проявления детьми агрессии;
s часто болеющим детям, воспитывающимся в семье одними, свойственна взаимосвязь высокого уровня неэффективного отношения ребенка в семье с более высоким уровнем агрессивного поведения, чем для детей, воспитывающихся вместе с братьями и сестрами.
5. разработанная нами коррекционная программа, направленная на воспитание коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с точки зрения формирования гуманного отношения к другим и оптимизацию детско-родительских отношений, улучшит соматический статус часто болеющих детей и снизит уровень их агрессивного поведения.
Таким образом, в результате нашего исследования, мы подтвердили выдвинутые в начале работы гипотезы.
Хочется отметить, что главная задача педагога-психолога, воспитателя в ДОУ заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык «часто болеющий ребенок» или «агрессивный часто болеющий ребенок», эффективный («Принятие», «Кооперация») или неэффективный тип родительского отношения («Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник»), а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку и родителям.
Для детей, попадающих под категорию «часто болеющий ребенок», мы рекомендуем направить коррекционную работу с детьми и родителями в первую очередь на:
1. преодоление внутренней изоляции ребенка, формирование способности видеть и понимать других;
2. развитие у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками;
3. формирование оптимального (эффективного) родительского отношения, обеспечивающее эмоциональное благополучие ребенка в будущем.



1. Агрессивный ребенок (серия «Особый ребенок»)- Красноярск: Краевое государственное учреждение «Краевой центр усыновления опеки и попечительства», 2005.- С. 6-18.
2. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика.- 2014.- №4.- С. 6-12.
3. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.- С.50-58.
4. Груздева О.В. Детская практическая психология: учебно¬методическое пособие для обучающихся по направлению «Педагогика» / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010.- С.193¬209.
5. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления и характера: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Красноярск, 2013.- С.23-37.
6. Груздева О.В. Психодиагностическая и коррекционная развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.- С.167¬204.
7. Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника// Психолог в детском саду.- 2006.- №4.- С.66-67.
8. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие к спецкурсу по психологии/ Л.В. Доманецкая; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008.- С.53-64, 95-101.
9. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматического подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013.- С.28-60, 60-80, 152-163.
10. Дусказиева Ж.Г. Психодиагностика и психокоррекция семьи: учебно-методическое посбие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2О11.-С.64-70.
11. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [электронный ресурс]-URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/ pp102001 /PP011060.HTM.- 20.05.2015.
12. Изотова Е.И. Диагностика эмоциональной сферы дошкольника: концепция и методы // Психолог в детском саду,- 2011.- №4- С. 41-59.
13. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.: Прогресс, 1991. - 279 с.
14. Ковалевский В.А. Психология семьи и больной ребенок: методическое пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012.- С.30-31, 61-68.
15. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка: Учебное пособие. Красноярск: Издательство КГПУ, 1997.- С.30-31, 61-77.
16. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004.- 224 с.: Ил.- (Серия «Детскому психологу»).- С. 69-105.
17. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей: Монография. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.- С.6-34, 114-145.
18. Краткий психологический словарь/ под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
19. Крылова Т.А. Сумарокова А.Г Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- С.11-17, 18-25.
20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.- С. 9-28, 82-91, 129-134.
21. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ / Н В. Микляева.- М.: Айрис- пресс, 2006.- С.3-11, 130-133.
22. Немов Р.С. Психология [электронный ресурс]-ПКЕ: http://www.psicom.ru/ psihologiya124.html.- 01.06.2015.
23. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.- СПБ.: Речь, 2006.- С. 26-48.
24. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- С.207-222, 223-241, 241-283.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.4-е изд., дол. М.: Азбуковник, 1999.- 994 с.
26. Основы психологии: Практикум/ Ред.- сост. Л.Д. Столяренко.- Изд.-е 7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С.442-454, 527-542.
27. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- С. 336-348, 652-660.
28. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.
Комплект рабочих материалов/ Под общей редакцией М.М. Семаго.- М.: АРКТИ, 2001. - 136с.
29. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.- СПб.: Питер, 2008.- С.344-354.
30. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- С. 143-148.
31. Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей: сб. ст. / гл. ред. В.А. Ковалевский, отв. за вып. О.В. Груздева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.- С.40-50, 92-98.
32. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка: сборник статей / отв. ред.: О.М. Вербианова, О.В. Груздева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.- С.15-24, 48-52, 76-81, 176-181, 207-211, 223-232.
33. Развитие личности больного ребенка: Сборник статей.-
Красноярск: РИО КГПУ, 2004.- С.29-37, 75-77.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2кн.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- С. 39-44, 163-181.
35. Рунова М. Веннецкая О. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей// Дошкольное воспитание.- 2014.- №10.- С. 61-64.
36. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго; под общей редакцией М.М. Семаго.- 2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2006. - С.241-259.
37. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е издю перераб. - СПб.: Мир книг, 2012.- С.252-256.
38. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- С.48-60, 97-143.
39. Тихонович Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: монография/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2014.- С. 56-78, 79-96, 138-152.
40. Технология сопровождения социально-эмоционального развития детей 2-5 лет с разными возможностями здоровья: учебное пособие/ сост. Л.В. Доманецкая, Е.Ю. Дубовик; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.- С.3-20.
41. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 225-242.
42. Учебное пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков» / Сост.: С.Г. Касимова, Е.П. Ивутина. - Киров: Изд-во ВГГУ, 2006. - С. 2-6.
43. Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция.- Мн.: Ильин В.П., 1996.- С. 6-43.
44. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. Ред. Проф. Л.М. Шипицыной.- СПб.: «Речь», 2003.- С.52-80, 119¬123.
45. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/ Серия.
46. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники».- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- С. 73-75, 99-108, 197-239.
47. Якобсон С.Г. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада/ С.Г.Якобсон, Е.В. Соловьева.- М.: Дрофа, 2006.- С.82-107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ