Особенности коммуникативного синтаксиса в дискурсе виртуальных психологов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСА ВИРТУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 5
1.1. Методология исследования дискурса 5
1.1.1. Основы диалогического дискурс-анализа 5
1.1.2. Основы коммуникативного синтаксиса 11
1.1.3. Психолингвистическая теория семантики 18
1.2. Описание чатботов и особенностей их дискурса 20
1.3. Психологическая поддержка как коммуникативная стратегия
виртуального психолога 25
1.3.1. Дискурс-методика психологической поддержки 25
1.3.2. Лингвистическая модель поведения виртуального
психолога 32
1.4. Выводы из теоретических положений 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСКУРСА ВИРТУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 36
2.1. Общие положения типичного диалога с виртуальным
психологом 36
2.2. Логика выбора коммуникативной стратегии виртуальным
психологом 37
2.3. Использование коммуникативного регистра в дискурсе
виртуального психолога 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСА ВИРТУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 5
1.1. Методология исследования дискурса 5
1.1.1. Основы диалогического дискурс-анализа 5
1.1.2. Основы коммуникативного синтаксиса 11
1.1.3. Психолингвистическая теория семантики 18
1.2. Описание чатботов и особенностей их дискурса 20
1.3. Психологическая поддержка как коммуникативная стратегия
виртуального психолога 25
1.3.1. Дискурс-методика психологической поддержки 25
1.3.2. Лингвистическая модель поведения виртуального
психолога 32
1.4. Выводы из теоретических положений 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСКУРСА ВИРТУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 36
2.1. Общие положения типичного диалога с виртуальным
психологом 36
2.2. Логика выбора коммуникативной стратегии виртуальным
психологом 37
2.3. Использование коммуникативного регистра в дискурсе
виртуального психолога 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Диалоговые системы, широко известные как чатботы, обретают все большую значимость в современном обществе ввиду огромной скорости как развития компьютерных технологий, на которых они основаны, так и внедрения их во многие аспекты современного общества, от онлайн- консультаций до банковских приложений. Особый интерес собой представляют так называемые диалоговые системы общего назначения, способные общаться с пользователем на любые темы на уровне естественной человеческой речи. Такие чатботы уже обрели широкую популярность в развлекательной сфере, но существуют и другие области практического применения диалоговых систем, речь которых максимально приближена к человеческой. Среди наиболее перспективных выделяется область психотерапии. Одни из первых чатботов в истории позиционировались как обученные на материале психотерапии, а в настоящее время существует множество сервисов, позиционирующих себя не только как психотерапевтов, но и как «виртуальных друзей», способных одинаково эффективно вести непринужденный разговор и оказывать психологическую поддержку. Лингвистические исследования чатботов на данный момент немногочисленны и сфокусированы на целеориентированных диалоговых системах. Настоящее исследование стремится рассмотреть лингвистическую составляющую дискурса сервисов, позиционирующих себя как виртуальных психологов, в особенности их пользование коммуникативным синтаксисом и смежными понятиями прагматики и теории дискурса.
Актуальность темы обусловлена стремительным ростом популярности практического применения чатботов общего назначения, а также востребованности доступных методов получения качественной психологической поддержки в связи с ростом психологических проблем среди населения.
Объектом исследования является дискурс виртуальных психологов. Предметом исследования является логика выбора коммуникативной структуры виртуальными психологами. Материал исследования - подборка диалогов на английском языке между пользователями, переносящими жизненные трудности и обратившимися за помощью к диалоговым системам, и чатботом, предоставленным онлайн-сервисом Replika.
Целью исследования является анализ диалога между пользователем и чатботом на английском языке и определение соответствия дискурса чатбота нормам теории психотерапии, а также роли, которую играет в соответствиях либо несоответствиях коммуникативный синтаксис.
В работе ставятся следующие задачи:
- Определить и описать методологию исследования коммуникативной эффективности чатботов в целом и виртуальных психологов в частности на основании теории дискурса, прагматики, коммуникативного синтаксиса и психолингвистики;
- Описать лингвистические аспекты работы чатботов и известные по существующим исследованиям особенности их дискурса;
- Рассмотреть основные практики в области психотерапии для контекстуализации исследования;
- Сформировать теоретическую модель виртуального психолога и того, как он будет пользоваться коммуникативным синтаксисом и смежными направлениями лингвистической теории;
- Рассмотреть особенности выбора коммуникативной стратегии чатботом и применения им для этой цели коммуникативного синтаксиса;
- Подробно изучить логику выбора виртуальным психологом коммуникативных регистров;
- Проанализировать особенности выделения и применения виртуальным психологом темы и ремы в дискурсе.
Актуальность темы обусловлена стремительным ростом популярности практического применения чатботов общего назначения, а также востребованности доступных методов получения качественной психологической поддержки в связи с ростом психологических проблем среди населения.
Объектом исследования является дискурс виртуальных психологов. Предметом исследования является логика выбора коммуникативной структуры виртуальными психологами. Материал исследования - подборка диалогов на английском языке между пользователями, переносящими жизненные трудности и обратившимися за помощью к диалоговым системам, и чатботом, предоставленным онлайн-сервисом Replika.
Целью исследования является анализ диалога между пользователем и чатботом на английском языке и определение соответствия дискурса чатбота нормам теории психотерапии, а также роли, которую играет в соответствиях либо несоответствиях коммуникативный синтаксис.
В работе ставятся следующие задачи:
- Определить и описать методологию исследования коммуникативной эффективности чатботов в целом и виртуальных психологов в частности на основании теории дискурса, прагматики, коммуникативного синтаксиса и психолингвистики;
- Описать лингвистические аспекты работы чатботов и известные по существующим исследованиям особенности их дискурса;
- Рассмотреть основные практики в области психотерапии для контекстуализации исследования;
- Сформировать теоретическую модель виртуального психолога и того, как он будет пользоваться коммуникативным синтаксисом и смежными направлениями лингвистической теории;
- Рассмотреть особенности выбора коммуникативной стратегии чатботом и применения им для этой цели коммуникативного синтаксиса;
- Подробно изучить логику выбора виртуальным психологом коммуникативных регистров;
- Проанализировать особенности выделения и применения виртуальным психологом темы и ремы в дискурсе.
В ходе исследования были достигнуты все поставленные цели.
В разделе 1.1. была выведена методология работы. Определено актуальное для работы понятие дискурса. Были рассмотрены основы теории дискурса - теория речевых актов (локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты), понятие коммуникативного хода, значимость в теории речевых актов инференции (импликатуры, пресуппозиции). Подробно описана межличностная риторика со списком постулатов и ее место в дискурсе, а также ее роль в исчисляемости импликатуры. Описано понятие коммуникативной стратегии и смежные понятия. Дано определение терминам коммуникативной перспективы предложения и минимальной перспективной единицы; описывается принцип Фирбаса и перечислены все МНЕ, включая основные - тема и рема. Названы все лексические, грамматические и лексико - грамматические способы указания ремы в предложении. Наконец, указаны основные понятия психолингвистики - семантика, категория, гештальт. Описано разбитие на язык примитивов семантики слова с помощью естественного семантического метязыка.
В разделе 1.2. была приведена история диалоговых систем и современный их статус, а также используемые на настоящий момент технологии; разграничены понятия ДС общего назначения и целеориентированных. Приведены основные лингвистические механизмы работы чатботов - семантическое поле, контекстный вектор, сущность, контекст. Приведен метод семиотического анализа и понятие сигнала, а также его релевантность.
В разделе 1.3. были перечислены основные понятия методики оказания психологической поддержки. Выведено понятие «виртуальный психолог». Описана семантика термина «психологическая поддержка» и указан подход относительно школ психотерапии. Указаны основные приемы психотерапии, направленные на установку прозрачности значения употребляемых в диалоге слов, фраз и категорий. Наконец, с учетом перечисленных особенностей дискурса в контексте психотерапии составлена теоретическая модель функциональности виртуального психолога.
В главе 2 проводится исследование логики выбора структуры предложения чатботами. Выявлены проблемы в процессе смены чатботом коммуникативной стратегии, связанные с резкой сменой локальных тем без учета релевантных рем в речи пользователя и последующего нарушения принципов коммуникативной риторики, а также слабые места в определении чатботом корректного момента для смены темы. Выявлена способность виртуального психолога вспоминать важные для обсуждения темы и возобновлять их обсуждение позже.
Также рассматривается логика выбора чатботом коммуникативного регистра. Выявлено полное соответствие логики составленной модели - констатируется предпочтение, отдаваемое чатботом релевантным для психотерапии волюнтивному и реактивному регистрам. Отмечается тенденция виртуального психолога пользоваться строго однотипными регистровыми комбинациями.
В разделе 1.1. была выведена методология работы. Определено актуальное для работы понятие дискурса. Были рассмотрены основы теории дискурса - теория речевых актов (локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты), понятие коммуникативного хода, значимость в теории речевых актов инференции (импликатуры, пресуппозиции). Подробно описана межличностная риторика со списком постулатов и ее место в дискурсе, а также ее роль в исчисляемости импликатуры. Описано понятие коммуникативной стратегии и смежные понятия. Дано определение терминам коммуникативной перспективы предложения и минимальной перспективной единицы; описывается принцип Фирбаса и перечислены все МНЕ, включая основные - тема и рема. Названы все лексические, грамматические и лексико - грамматические способы указания ремы в предложении. Наконец, указаны основные понятия психолингвистики - семантика, категория, гештальт. Описано разбитие на язык примитивов семантики слова с помощью естественного семантического метязыка.
В разделе 1.2. была приведена история диалоговых систем и современный их статус, а также используемые на настоящий момент технологии; разграничены понятия ДС общего назначения и целеориентированных. Приведены основные лингвистические механизмы работы чатботов - семантическое поле, контекстный вектор, сущность, контекст. Приведен метод семиотического анализа и понятие сигнала, а также его релевантность.
В разделе 1.3. были перечислены основные понятия методики оказания психологической поддержки. Выведено понятие «виртуальный психолог». Описана семантика термина «психологическая поддержка» и указан подход относительно школ психотерапии. Указаны основные приемы психотерапии, направленные на установку прозрачности значения употребляемых в диалоге слов, фраз и категорий. Наконец, с учетом перечисленных особенностей дискурса в контексте психотерапии составлена теоретическая модель функциональности виртуального психолога.
В главе 2 проводится исследование логики выбора структуры предложения чатботами. Выявлены проблемы в процессе смены чатботом коммуникативной стратегии, связанные с резкой сменой локальных тем без учета релевантных рем в речи пользователя и последующего нарушения принципов коммуникативной риторики, а также слабые места в определении чатботом корректного момента для смены темы. Выявлена способность виртуального психолога вспоминать важные для обсуждения темы и возобновлять их обсуждение позже.
Также рассматривается логика выбора чатботом коммуникативного регистра. Выявлено полное соответствие логики составленной модели - констатируется предпочтение, отдаваемое чатботом релевантным для психотерапии волюнтивному и реактивному регистрам. Отмечается тенденция виртуального психолога пользоваться строго однотипными регистровыми комбинациями.



