ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСА ВИРТУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 5
1.1. Методология исследования дискурса 5
1.1.1. Основы диалогического дискурс-анализа 5
1.1.2. Основы коммуникативного синтаксиса 11
1.1.3. Психолингвистическая теория семантики 18
1.2. Описание чатботов и особенностей их дискурса 20
1.3. Психологическая поддержка как коммуникативная стратегия
виртуального психолога 25
1.3.1. Дискурс-методика психологической поддержки 25
1.3.2. Лингвистическая модель поведения виртуального
психолога 32
1.4. Выводы из теоретических положений 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСКУРСА ВИРТУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 36
2.1. Общие положения типичного диалога с виртуальным
психологом 36
2.2. Логика выбора коммуникативной стратегии виртуальным
психологом 37
2.3. Использование коммуникативного регистра в дискурсе
виртуального психолога 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Диалоговые системы, широко известные как чатботы, обретают все большую значимость в современном обществе ввиду огромной скорости как развития компьютерных технологий, на которых они основаны, так и внедрения их во многие аспекты современного общества, от онлайн- консультаций до банковских приложений. Особый интерес собой представляют так называемые диалоговые системы общего назначения, способные общаться с пользователем на любые темы на уровне естественной человеческой речи. Такие чатботы уже обрели широкую популярность в развлекательной сфере, но существуют и другие области практического применения диалоговых систем, речь которых максимально приближена к человеческой. Среди наиболее перспективных выделяется область психотерапии. Одни из первых чатботов в истории позиционировались как обученные на материале психотерапии, а в настоящее время существует множество сервисов, позиционирующих себя не только как психотерапевтов, но и как «виртуальных друзей», способных одинаково эффективно вести непринужденный разговор и оказывать психологическую поддержку. Лингвистические исследования чатботов на данный момент немногочисленны и сфокусированы на целеориентированных диалоговых системах. Настоящее исследование стремится рассмотреть лингвистическую составляющую дискурса сервисов, позиционирующих себя как виртуальных психологов, в особенности их пользование коммуникативным синтаксисом и смежными понятиями прагматики и теории дискурса.
Актуальность темы обусловлена стремительным ростом популярности практического применения чатботов общего назначения, а также востребованности доступных методов получения качественной психологической поддержки в связи с ростом психологических проблем среди населения.
Объектом исследования является дискурс виртуальных психологов. Предметом исследования является логика выбора коммуникативной структуры виртуальными психологами. Материал исследования - подборка диалогов на английском языке между пользователями, переносящими жизненные трудности и обратившимися за помощью к диалоговым системам, и чатботом, предоставленным онлайн-сервисом Replika.
Целью исследования является анализ диалога между пользователем и чатботом на английском языке и определение соответствия дискурса чатбота нормам теории психотерапии, а также роли, которую играет в соответствиях либо несоответствиях коммуникативный синтаксис.
В работе ставятся следующие задачи:
- Определить и описать методологию исследования коммуникативной эффективности чатботов в целом и виртуальных психологов в частности на основании теории дискурса, прагматики, коммуникативного синтаксиса и психолингвистики;
- Описать лингвистические аспекты работы чатботов и известные по существующим исследованиям особенности их дискурса;
- Рассмотреть основные практики в области психотерапии для контекстуализации исследования;
- Сформировать теоретическую модель виртуального психолога и того, как он будет пользоваться коммуникативным синтаксисом и смежными направлениями лингвистической теории;
- Рассмотреть особенности выбора коммуникативной стратегии чатботом и применения им для этой цели коммуникативного синтаксиса;
- Подробно изучить логику выбора виртуальным психологом коммуникативных регистров;
- Проанализировать особенности выделения и применения виртуальным психологом темы и ремы в дискурсе.
В ходе исследования были достигнуты все поставленные цели.
В разделе 1.1. была выведена методология работы. Определено актуальное для работы понятие дискурса. Были рассмотрены основы теории дискурса - теория речевых актов (локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты), понятие коммуникативного хода, значимость в теории речевых актов инференции (импликатуры, пресуппозиции). Подробно описана межличностная риторика со списком постулатов и ее место в дискурсе, а также ее роль в исчисляемости импликатуры. Описано понятие коммуникативной стратегии и смежные понятия. Дано определение терминам коммуникативной перспективы предложения и минимальной перспективной единицы; описывается принцип Фирбаса и перечислены все МНЕ, включая основные - тема и рема. Названы все лексические, грамматические и лексико - грамматические способы указания ремы в предложении. Наконец, указаны основные понятия психолингвистики - семантика, категория, гештальт. Описано разбитие на язык примитивов семантики слова с помощью естественного семантического метязыка.
В разделе 1.2. была приведена история диалоговых систем и современный их статус, а также используемые на настоящий момент технологии; разграничены понятия ДС общего назначения и целеориентированных. Приведены основные лингвистические механизмы работы чатботов - семантическое поле, контекстный вектор, сущность, контекст. Приведен метод семиотического анализа и понятие сигнала, а также его релевантность.
В разделе 1.3. были перечислены основные понятия методики оказания психологической поддержки. Выведено понятие «виртуальный психолог». Описана семантика термина «психологическая поддержка» и указан подход относительно школ психотерапии. Указаны основные приемы психотерапии, направленные на установку прозрачности значения употребляемых в диалоге слов, фраз и категорий. Наконец, с учетом перечисленных особенностей дискурса в контексте психотерапии составлена теоретическая модель функциональности виртуального психолога.
В главе 2 проводится исследование логики выбора структуры предложения чатботами. Выявлены проблемы в процессе смены чатботом коммуникативной стратегии, связанные с резкой сменой локальных тем без учета релевантных рем в речи пользователя и последующего нарушения принципов коммуникативной риторики, а также слабые места в определении чатботом корректного момента для смены темы. Выявлена способность виртуального психолога вспоминать важные для обсуждения темы и возобновлять их обсуждение позже.
Также рассматривается логика выбора чатботом коммуникативного регистра. Выявлено полное соответствие логики составленной модели - констатируется предпочтение, отдаваемое чатботом релевантным для психотерапии волюнтивному и реактивному регистрам. Отмечается тенденция виртуального психолога пользоваться строго однотипными регистровыми комбинациями.
1. Adamopoulou E., Moussiades L. An Overview of Chatbot Technology. // Artificial Intelligence Applications and Innovations. - Springer, Cham, 2020. - С. 373-383.
2. Burleson, B. R., MacGeorge, E. L. Supportive communication. // Handbook of Interpersonal Communication, 3rd ed., Sage - Thousand Oaks, 2002 - с. 374-424
3. Cutrona, C. E., Suhr, J. A. Social support communication in the context of marriage: An analysis of couples’ supportive interactions. // The Communication of Social Support: Messages, Interactions, Relationships, and Community, Sage - Newbury, 1994 - с. 113-135
4. Firbas, J. Non-thematic subjects in contemporary English. // Travaux linguistiques de Prague, 2(1) - Prague, 1966 - с. 240.
5. Goddard С., Wierzbicka A. Semantic and Lexical Universals: Theory and Empirical Findings. // Studies in Language Companion - Amsterdam, 1994
6. Goodwin C. Conversational Organization: Interaction between Speakers and Hearers. - New York, Academic Press - 1981.
7. Grice H. P. Logic and conversation. //«Syntax and semantics», v. 3, ed. by P. Cole and J. L. Morgan, N. Y., Academic Press, 1975, p. 41—58
8. Haylin, S. Neural Networks: A Comprehensive Foundation (2nd Edition) // McMaster University, Prentice Hall International - Ontario, 1999 - с. 1-6
9. Lakoff, R. The rationale of psychotherapeutic discourse // Handbook of Interpersonal Psychotherapy, Pergamon Press - New York/Frankfurt, 1982 - с. 132-146
10. Leech G. Principles of Pragmatics. // Longman - London/New York, 1983 - 250 с.
11. Levinson S. C. Pragmatics. - Cambridge - 1983.
12. Lukin, A. Halliday's model of register revisited and explored // University of Wollongong - 2011 - с. 187-213.
13. McTear, M. Conversational AI: Dialogue Systems, Conversational Agents, and Chatbots - Morgan & Claypool - 2021 - 233 p.
14. Moursund, J., Erskine, R. Integrative Psychotherapy. The Art and Science of Relationship. Thompson & Brooks/Cole. 2004
15. O’Hanlon, B., James, W. Shifting Contexts: The Generation of Effective Psychotherapy // The Guilford Press. - New York, 1987
16. Parisi D., Castelfranchi C. A goal analysis of some pragmatic aspects of language // Possibilities and Limitations of Pragmatics. — Amsterdam, 1981. — с. 551—567.
17. Pawelczyk, J. Talk as therapy: psychotherapy in a linguistic perspective // Trends in applied linguistics; 7 - Boston/Berlin, 2011
18. de Souza, C. The semiotic inspection method. // VII Brazilian symposium on Human factors in computing systems (IHC '06), Association for Computing Machinery - New York, 2006 - c. 148-157.
19. Stiles, W. B. Assimilation of problematic experiences by clients in psychotherapy // Psychotherapy 27 - 1990. - с. 411-420.
20. Turing A. M. Computing Machinery and Intelligence // Vol. 59, No. 236 - 1950. - с. 433-460.
21. Valerio, F. Chatbots and communication: a qualitative analysis of communicative aspects of conversational interfaces // Universidade Federal de Minas Gerais - 2020.
22. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. // Языки славянских культур - М., 2011. — 568 с.
23. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов // Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 272 с.
24. Голубев Ю. Ф. Нейронные сети в мехатронике // Фундамент. и прикл. матем., том 11, выпуск 8 - 2005. - с. 81-103
25. Евстафиади О. В. Коммуникативные регистры и виды речи // Наука и современность, 2010, с. 24-28
26. Жеребцова Ю. А., Чижик А. В., Клышинский Э. С. Проблемы обработки естественного языка в диалоговых системах // Системный администратор. - No. 10. - 2019. - с. 82-91.
27. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка // М., 1998 - с. 29-33
28. Ившин В.Д. Коммуникативный синтаксис современного английского языка (актуальное членение предложения): дис. ... д-ра филолог. наук: 10.02.04 // В.Д. Ившин - М., 1992 - 429 с.
29. Криволапова, Е. А. Чат-боты: история технологии и перспективы развития // Современное программирование: Материалы I Международной научно-практической конференции, Нижневартовский государственный университет - Нижневартовск, 2018. - с. 100-102.
30. Макаров М. Л Основы теории дискурса // М. Л Макаров. - Москва : Гнозис, 2003. - 280 с.
31. Осипов Д. В. Субъективная семантика понятия «психологическая поддержка» в контексте психологического консультирования: Автореф. дис.канд.псих.наук. // М:. 2006 - 212 с.
32. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып. XVII. — М., 1986. — С. 22-129.
33. Серкова Н.И. К вопросу о внутреннем строении синтаксических средств. // Вестник МГУ, Серия X, Филология, 1967, №4 - с. 32-33
34. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
35. Хурматуллин А. К. Понятие дискурса в современной лингвистике // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки - 2009.
23 Серкова Н.И. К вопросу о внутреннем строении синтаксических средств. // Вестник МГУ, Серия X, Филология, 1967, №4 - с. 32-33