Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы освоения художественной техники «акварель» младшими подростками в процессе работы над пейзажем 6
§ 1.1. Художественная техника «акварель». История акварельной техники. Акварельные техники и приемы 6
§ 1.2. Особенности освоения младшими подростками художественной техники «акварель» 21
§ 1.3. Работа над созданием пейзажа как способ освоения младшими подростками художественной техники «акварель» 26
Выводы по 1 разделу 32
Раздел 2. Экспериментальная работа по освоению младшими подростками художественной техники «акварель» в процессе работы над пейзажем 34
§ 2.1. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по исследованию актуального уровня освоения художественной техники «акварель» младшими подростками 34
§ 2.2. Тематический план комплекса занятий по работе над созданием пейзажа и методические рекомендации к ним, направленные на освоение младшими подростками художественной техники «акварель» 39
Выводы по 2 разделу 54
Заключение 56
Библиография 58
Приложение 62
В процессе становления и развития личности значительная роль принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир, морально-нравственные убеждения. «Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» (В.Г. Белинский) [1].
Формирование у учащихся практических навыков, эстетических представлений, понятий и вкуса посредством рисования пейзажей акварелью - это весьма сложная педагогическая задача. Акварель в качестве материала была выбрана не случайно. Акварельная живопись обладает большим потенциалом в развитии у обучающихся художественно-творческих способностей, позволяет решать широкий круг образовательных задач в силу возможности использования в акварели большого количества техник и приёмов. Для этой краски не требуется большого количества вспомогательных аксессуаров, но знание материала и умение его правильно применять, использовать все возможности этого красивого тонкого художественного материала — залог правильной и качественной работы. Однако в практике работы школьных учреждений недо-статочно уделяется внимания методике проведения занятий по акварельной живописи. Обучающиеся не владеют знаниями о материале, приемами работы с ним, это касается не только акварели, но и других графических и живописных техник [51].
За последнее время вопросу обучения теории и практики в изобрази-тельной грамоты уделяется все больше внимания. Издан целый ряд методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения профессионального мастерства: законы светотени, цветовых рефлексов, воздушной перспективы. Изучением методики преподавания изобразительного искусства занимались Кузин В.С., Шорохов Е.В., Ростовцев Н.Н., Сокольникова Н.М и др.
Воспитание и развитие обучающихся, на наш взгляд, можно производить через создание пейзажа акварелью, так как он, по отношению к другим жанрам шире для погружения в мир изобразительного искусства, мир природы. При создании пейзажа можно ярче и точнее показать все особенности акварельной краски нежели на примере других жанров изобразительного искусства.
Цель исследования - выявить актуальный уровень освоения художественной техники «акварель» младшими подростками и составить серию занятий по созданию пейзажа, направленную на освоение художественной техники «акварель» младшими подростками.
Объект исследования - процесс освоения художественной техники «акварель» младшими подростками.
Предмет исследования - творческая работа в жанре «пейзаж» как способ освоения художественной техники «акварель» младшими подростками.
Гипотеза исследования - серия занятий по созданию творческой работы в жанре «пейзаж» будет способствовать освоению художественной техники «акварель», если обучение будет вестись планомерно, от частного к общему, начиная с усвоения базовых приемов акварельной техники «по сырому» и «по сухому», закрепления их в процессе изображения отдельных элементов природы, плановой перспективы пейзажа, создания целостного образа природы.
Задачи исследования:
1 .Изучить теоретические и практические основы художественной техники «акварель».
2. Выявить особенности освоения младшими подростками практических умений акварельной техники.
З. Изучить способы работы над созданием пейзажа как средством освоения акварельной техники младшими подростками.
4.Организовать и провести экспериментальную работу по исследованию актуального уровня теоретических знаний и практических умений акварельной техники у младших подростков.
5. Составить тематический план комплекса занятий по созданию пейзажа как средства освоения акварельной техники младшими подростками.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• тестирование;
• анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент;
База исследования: МАОУ Гимназия № 1 «Универс», в 6 «В» класс в количестве 28 обучающихся.
В современном мире искусства жанр пейзаж очень распространен. Для многих людей природа и её изображения могут быть источником эстетических чувств и эмоций. От столетия к столетию плавно менялось отношение, задачи и смысл изображения природы. С развитием жанра пейзажа произведения художников стали нести не только информативную функцию, но и выступать как средство формирования духовных качеств человека. Тем временем для художника важно видеть природу через призму опыта искусства.
Работа над законченными акварельными рисунками, этюдами, которые можно назвать станковыми, требует от исполнителя не только хорошего знания художественного материала, но и большого опыта, накопление вспомогательного материала. Для того что бы овладеть искусством живописи пейзажа акварелью нужно внимательно изучать произведения художников, анализировать композиционные решения, технику и другие художественные средства, обращаться к культурному наследию, а также читать воспоминания самих художников, которые делятся жизненным опытом и опытом творческой деятельности [37].
Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших цветовых оттенков натуры. В технике акварельной живописи почти невозможны поправки, поэтому преподаватель должен следить за тем, чтобы ученики выполняли работу правильно. В акварели весьма важно сохранить цвет чистым, а красочный слой тонким, прозрачным и прочным. Многократные переписи одного и того же места, густые и плотные наслоения краски ведут к потере достоинств акварели: теряется светоносность бумаги, акварель становится «глухой», тяжеловесной. Главное - не смешивать больше двух цветов.
Из большинства перечисленных нюансов и тонкостей акварельной живописи лишь малая часть учитывается обучающимися при создании работ акварелью. Школьники работают с материалом по наитию, они не способны предположить то, как поведет себя краска в различных ситуациях, по этому получаются слабые работы.
Не многим ученикам удается раскрыть потенциал акварельной краски, это как правило те, кто посещает художественные школы или изо студии, где работа с материалом более глубокая и осознанная.
Методика занятий по живописи важнейший компонент системы обучения изобразительному искусству в школе. Роль учителя в организации учебного процесса, в выборе задания и его конкретном преломлении очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его формирование мировоззрения средствами искусства.
Для преподавания живописи пейзажа акварелью на уроках изобразительного искусства необходимо для начала ознакомить учащихся с различными видами пейзажей, картинами художников и разными акварельными техниками. Необходимо начать с выполнения простых упражнений, небольших этюдов пейзажа, а также детальной зарисовки растений, цветов, деревьев, а также несложных построек или их частей - колодца, крыльца, сарайчика, окна.
Грамотно рисовать может научиться каждый. Но занятия живописью, особенно акварелью, дают значительно больше. Они воспитывают чувство формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника, и зрителя. Именно работа акварелью требует глубокого предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем [18].
Акварель является более сложным материалом, и, следовательно, тем самым приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Акварель способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит нестандартному восприятию образа окружающей действительности, равно как и ее передаче [19].
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.
3. Алексеев П.К., Короткова А. Л., Трофимов В. А. Основы изобразительной грамоты. - С.П.: НИУ ИТМО, 2011. - 69 с.
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
5. Бесчастнов Н.П. Натюрморт. Учебное пособие для студентов института
дизайна. [Электронный ресурс]
(http://znanium.com/sciencesearch.php?item=markup&docid=3000:bf2ecd210 a5d4a4e:dcaf05bb3c0e&query). Просмотрено 02.05.2018.
6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985. - 214 с.
7. Владимирский Г.А. Перспектива. - М.: Учлпедгиз, 1952. - 121 с.
8. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 томах. Т.2. СПб.: ЛИТА, 2000. - 848 с.
9. Гаррисон Х. Полный курс: рисунок и живопись. Материалы. Техника. Методы. - М.: Эксмо, 2005. - 256 с.
10. Гималова В.А. Рабочая программа по изобразительному искусству 5 - 9
классы, по учебнику Б.М. Неменского.
(https: //infourok.ru/rabochaya_programma_po_izo_5 -9_klassy_po_uchebniku_b.m._nemenskogo-375989.htm). Проверено
05.08.2017.
11. Голубева О.Л Основы композиции. М.: Искусство, 2004. - 144 с.
12.Залян Н.Г. Рабочая программа по живописи для художественного отделения школы искусств.
(http: //dshi 1 krb .muzkult.ru/img/upload/1133/documents/Rabochaya_programma_po_zhivopisi.pdf). Проверено: 11.08.2017.
13. Игошина В.Д. Программа кружка «Пейзаж в живописи, графике, аппликации». (https://pedportal.net/nachalnye-klassy/tehnologiya-i-izo/programma-kruzhka-quot-peyzazh-v-zhivopisi-grafike-applikacii-quot-482215). Проверено: 10.08.2017.
14. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. [Электронный ресурс]
(http://interpretive.ru/slovari/istorija-kultury-i-iskusstv-slovar-terminov-i-ponjatii-uchebnoe-posobie-dlja-studentov.html). Проверено 11.07.2017.
15. Коваленко А.И. Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6
класс. [Электронный документ]
(https://multiurok.ru/index.php/files/rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskus-56.html). Проверено 05.08.2017.
16. Крошоу Э. Акварель. - М.: Астрель, 2006. - 191 с.
17. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М.: Просвещение, 1965. - 314 с.
18. Кулишова И.А. Методика работы над пейзажем в технике акварели [Электронный ресурс] (https://multiurok.ru/files/mietodika-raboty-nad-pieizazhiem-v-tiekhnikie-akva.html)Проверено 17.02.2018.
19. Кунц Д. Основы акварели. Цвет. - М.: Попурри, 2006. - 169 с.
20. Либралато В., Лаптева Т. Школа акварели. Базовый курс акварели. - М.: Эксмо, 2012. - 96 с.
21. Липатов В.С. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М.: Советский художник, 1965. - 190 с.
22. Литвинова Э.С. Авторская программа для детских художественных школ
и художественных отделений ДШИ «Живопись».
(http://открытыйурок.рф/статьи/611666/). Проверено: 10.08.2017.
23. Манин В.С. Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2000. - 632 с.
24. Копылова А.В. Материал и его технологические особенности. Юному
художнику на заметку. Изобразительное искусство в школе. [Электрон-ный документ] // Искусство и образование. - 2006. - N3. - С.62-69.
(http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=200603). Проверено: 10.01.2017).
25. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: 2000. - 352 с.
26. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1983.- 191с.
27. Назаров А.К. Основные способы акварельной живописи. - M.: Орбита¬М, 2011. - 64 с.
28. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2015. - 131 с.
29. Неменский Б.М. Общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся 5-9 классов. [Электронный ресурс] (http: //richter.arts .mos.ru/upload/medialibrary/816/ro spis_po_steklu.pdf.) Проверено 06.10.2017.
30.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
31. Одноралов Н.В. Материалы об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
32. Петров Н.Г. О приемах работы акварелью. Уроки изобразительного искусства. Юный художник. - М.: 2006.
33. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
34. Раджабов И.М., Нурудинова А.М. О проблемах обучения изобразитель¬
ному искусству в современной общеобразовательной школе. [Электронный документ] // Молодой ученый. - 2017, №14. - С.647-649. (RL
https://moluch.ru/archive/148/41908/). Проверено 02.05.2018.
35. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. - М.: 1959. - 172 с.
36. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 2000. - 251 с.
37. Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи. Начальная школа плюс До и После. - М.: Баласс, 2012.
38. Семенова М.А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2013. - 49 с.
39. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Акварель. - М.: Просвещение, 1975. - 48 с.
40. Соколинский В.М. Формирование художника-педагога средствами живописи пейзажа: дис, ... док. пед. наук. - М., 2009. - 447 с.
41. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: 1999. - 368 с.
42. Торстенсен Л.А. Акварельная живопись В.А. Сурикова. - М.: 1998. - 9 с.
43. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 19 века. - М.: Искусство, 1953. -583 с.
44. Фармаковский М.В. Акварель: ее техника, реставрация и консервация. - М.: Советская энциклопедия 2000. - 296 с.
45. Ильичёв Л.Ф., Ковалёв С.М., Панов В.Г., Федосеев П.Н. Философский
энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989. - 1750 с.
46. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 286 с.
47.Чулкова Д.Т. Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1-4 класс. [Электронный ресурс] (https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/izo/2016/09/24/rabochaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-1-4-klass-shkola). Проверено 05.08.2017.
48. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. - М.: Эксмо, 2013. - 648 с.
49. Ларионов В.Н., Шитов, Л.А. Живопись. Уроки изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 2005. - 192 с.
50. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. - М.: Эксмо, 2016. - 80 с.
51. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
52. Шпикалова Т.Я. Общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся 5-9 классов. [Электрон ный ресурс] (http://richter.arts.mos.ru/upload/medialibrary/816/rospis_po_st eklu.pdf.) Проверено 06.10.2017.
53.Эфрос А.М. Рисунки и акварели В.А. Сурикова. - М.: 1998. - 9 с.