ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Развитие словаря в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования словаря у детей с ОНР 12
1.3. Особенности употребления глагольной лексики детьми с ОНР 18
1.4. Обзор методик коррекционно-педагогической работы, направленных
на развитие глагольного словаря у детей с ОНР 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента...31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Комплекс игр и упражнений на формирование глагольного
словаря у детей 5 - 6 лет с ОНР III уровня 51
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А «Анамнестические данные» 77
Приложение Б «Действия людей» 78
Приложение В «Звукоподражающие глаголы» 80
Приложение Г «Профессии» 82
Приложение Д «Глаголы действия» 84
Приложение Е «Действия женщин» 86
Приложение Ж «Глаголы по временам» 87
Приложение З «Глаголы единственного и множественного числа» 88
Приложение И «Возвратные глаголы»
Актуальность исследования. На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности, с ОНР III уровня.
По данным Левиной Р.Е. дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития, в частности, лексико-грамматическое недоразвитие касается развития глагольного словаря.
На ограниченность активного и пассивного глагольного словаря, на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, и, как следствие, многочисленные аграмматизмы, указывают в своих работах Жукова Н.С., Филичева Т.Б. [41], Шаховская С.Н., Спирова Л.Ф. [28].
Волкова Г.А. [29] считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные развитию словарного запаса детей с ОНР III уровня, проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения приемами и методиками формирования глагольного словаря у данной категории детей.
Объект исследования: глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление особенностей глагольного словаря у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования являются предположения о том, что сформированность глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеет свои особенности на уровне словообразования и словоизменения глаголов, учитывая это, нами будут предложены методические рекомендации.
В связи с чем, нами сформулирована цель исследования.
Цель исследования: выявить сформированность глагольного словаря детей дошкольного возраста 5- 6 лет с ОНР III уровня.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования.
Задачи исследования:
• Провести анализ психолого - педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
• Подобрать методику, направленную на выявление уровня сформированности глагольного словаря детей дошкольного возраста.
• Выявить особенности сформированности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
• Подобрать комплекс дидактических игр и упражнений на формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
• положения общей и специальной педагогики, психологии,
логопедии о единстве основных закономерностей детей с нормальным и нарушенным развитием;
• психолого - педагогическое учение Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития;
• положение о структуре речевого дефекта (Грибова О.Е., Жукова Н.С., Левина Р.Е. и др.);
• Поэтапное формирование умственных действий (Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.).
Методы исследования. Определяются в соответствии с целью и задачами: анализ и обобщение научной, психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования; анализ психолого - медико - педагогической документации, наблюдение за поведением и деятельностью детей, констатирующий эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость. Заключается в том, что результаты исследования подтверждают и расширяют имеющиеся научные представления о нарушениях формирования глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость. Подобранные нами комплексы дидактических игр и упражнений могут быть использованы логопедами - практиками, учителями - дефектологами, воспитателями и родителями, как в дошкольном учреждении, так и во время домашних занятий.
Организация исследования.
Исследование осуществлялось по этапам:
1 этап - теоретический (апрель 2016г. - октябрь 2016г.): был направлен на определение методов и методик для дальнейшего проведения эксперимента и их теоретическое обоснование. Также были определены сроки исследования, выбрано общеобразовательное учреждение, на базе которого проходило исследование. Было проведено тщательное изучение психолого- педагогических характеристик всех детей, уточнён их речевой статус.
2 этап - констатирующий эксперимент (октябрь 2016г. - март 2017г.): данный этап был направлен на непосредственное обследование уровня сформированности глагольных форм в письменной речи у детей обеих групп. Обследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально в процессе специально организованных занятий. Результаты обследования каждого ребёнка заносились в специальные заранее подготовленные протоколы, заполняемые непосредственно в ходе выполнения ребёнком заданий.
3 этап - заключительный (апрель 2017г. - май 2017г.): этап направлен на обработку и анализ полученных в результате обследования данных. В процессе данного этапа проводился количественный и качественный анализ данных с целью упорядочения результатов и формулировки выводов, которые позволили определить основные направления необходимой работы в сфере развития глагольного словаря у детей с ОНР и составить рекомендации.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №303 комбинированного вида» г. Красноярска.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы: работа построена традиционным способом и включает 2 главы исследования, методические рекомендации, проиллюстрирована 6 рисунками, 5 таблицами, содержит 9 приложений.
Проведя анализ психолого - педагогической, логопедической и научной литературы по проблеме исследования мы сделали выводы, что:
- по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширение контактов с окружающими, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
- для ОНР характерно более позднее начало речи (к 3-4, иногда к 5 годам), речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Отмечается значительное отставание экспрессивной речи, скудный словарь.
Особенности сформированности глагольной лексики у детей с ОНР:
1) словарный запас детей не соответствует возрасту;
2) наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого;
3) в глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия;
4) ребенок не владеет близкими по смыслу глаголами. Название действий заменяет словами близкими по ситуации и внешним признакам;
5) не знает названий различных действий, свойственных одному объекту, например: крадется, охотится, нападает, ласкается (о кошке).
6) употребление глагола в переносном значении затруднено (человек идет; дождь идет; часы идут).
7) дети частично овладели грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, но неумение их правильно использовать в речи приводит к многочисленным ошибкам.
Формирование глагольной лексики у детей с ОНР проводится по следующим направлениям:
1) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
2) уточнение значений слов;
3) формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
4) организация семантических полей, лексической системы;
5) активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Формирование словоизменения глаголов производится в следующей последовательности:
1) согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе;
2) дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица;
3) согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
При решении задачи по выявлению особенностей сформированности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующие типичные ошибки:
- трудности в подборе звукоподражающего глагола;
- смысловые замены глаголом, близким по значению;
- трудности в подборе слова - действия, редко встречающегося в повседневной жизни детей;
- замена близких по значению глаголов одним словом;
- не всегда правильное изменение глагола по лицам;
- неверное изменение глаголов по временам (прошедшее и будущее время);
- трудности в образовании приставочных глаголов;
- неточное образование некоторых возвратных глаголов с заменой близких по смыслу;
- скудный словарь глаголов - антонимов.
В связи с этим нами подобраны дидактические игры и упражнения на формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Таким образом, поставленная нами гипотеза об особенностях сформированности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на уровне словообразования и словоизменения нашла свое подтверждение в данной работе.
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / Агранович, З.Е. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003. - 128с.
2. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями / Алябьева, Е.А. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Алексеева, М.М., Яшина Б.И. - 3 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
4. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 279с.
5. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) / Аркин, Е.А., А.В. Запорожец, В.В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.
6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование
грамматического строя речи. 3 - 7 лет. Методическое пособие для
воспитателей / Арушанова, А.Г. - 2 - е изд., испр. и доп.: Мозаика - Синтез; Москва; 2005.
7. Архипова, Е.В. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. Вузов / Архипова, Е.В. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319с.
8. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч I, II: Словарный запас и грамматический строй / Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. - М.: АРКТИ, 1997. - 64с.
9. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико - грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений / Борякова, Н.Ю., Матросова, Т.А.
- Москва: В.Секачев, 2010. - 51 [149] с.
10. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно - методическое пособие по логопедии / Брюховских, Л.А. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.
- Красноярск, 2012. - 180 с.
11. Брюховских, Л.А. //Современная наука. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе / Брюховских, Л.А., Козырева О.А. - Выпуск № 5 - 6, 2015, http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn15-05/1636-a
12. Валявко, С.М. Исправление нарушений развития речи у докольников с 3 до 7 лет (книга 1) / Валявко, С.М., Кузнецова, Л.Ф., Нечаева, В.Д., Подобед, С.О. - Красноярск, 1999. - 103с.
13. Васильева, Л.А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5 - 7 лет / Васильева, Л.А. - Издательство: Каро Год. - 2008. - 112 с.
14. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Вершинина, О.М. // Логопед, 2004. - №1. - с.34 - 40.
15. Гвоздев, А.Н. Воросы изучения детской речи / Гвоздев, А.Н. - М.: Просвещение, 1961. - 154 с.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Глухов, В.П. - 2 - е изд., испр. и доп.
- М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
17. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй / Грибова, О.Е., Бессонова, Т.П. - М.: АРКТИ, 2001
18. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / Грибова, О.Е. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 96 с.
19. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000
20. Дмитриева, О.А. Логопедические практикумы: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / Дмитриева, О.А. - Красноярск, 2016. - 92 с.
21. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Книга для логопеда / Ефименкова, Л.Н. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение., 1985. - 112с.
22. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод.пособие / Жукова, Н.С. - М.: Соц. - полит., журн., 1994. - с.96
23. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова - М.: Эксмо, 2016. - 120 с.
24. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 3 - й уровень. III период. Пособие для логопедов / Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 104 с.
25. Кривояз, И.С. Играем с глаголами. Выпуск 2 / Кривояз, И.С. - М.: Книголюб, 2006.
26. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / Кроткова, А.В., Дроздова, Е.Н. // Логопед, 2004. - №1. - с. 26 - 34
27. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий / Кузнецова, Е.В., Тихонова, И.А. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.
28. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
29. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.Волковой. - 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
30. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000
31. Медведева, И.В. Логоигры / Медведева, И.В., Моторина, Т.Г. - СПб.: КАРО, 2003. - 208 с.
32. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Микляева, Н.В. // Дефектология, 2001 - №2. - с. 17 - 34
33. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи / Миронова, С.А. - М.: А.П.О., 1993. - с. 36 - 43
34. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
35. Нищева, Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию
лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного
возраста - учебно-методическое пособие - конспект / Нищева, Н.В. - Санкт- Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 с.
36. От слова к фразе. Книга 2 / Т. Новикова - Иванцова. - М.: Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида № 1708, 2011. - 56с.
37. От слова к фразе. Книга 3 / Т. Новикова - Иванцова. - М.: Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида № 1708, 2011. - 56с.
38. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2 - е изд., испр.. - М.: АРКТИ, 2002. - 240с.
39. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / Поваляева, М.А. - Ростов-
на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
40. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Волосовец, Т.В. - М.: Институт
общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. — 256 с.
41. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для
логопеда / Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. - М.:
Просвещение, 1990. - 239 с.
42. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод рекомендации / [А.В. Мамаева, Н.В.Сиско, Т.В.Зиновьева и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун - т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 44 с.
43. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. и др.; Под ред. Сохина, Ф.А. - 3 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
44. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / Селиверстов, В.И. - М.: Владос, 1994. - 344 с.
45. Сербина, Е. Развивающие игры для детей / Сербина, Е. - Москва: Ространсфер, 1999
46. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) / Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. - 2004. - 116 с.
47. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Смирнова, Л.Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
48. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Соботович, Е.Ф. - М. : Классикс стиль, 2003. - 160 с. : ил. - (Коррекционная педагогика)
49. Тимонен, Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная
группа): Методика планирования и содержание занятий
(из опыта работы) / Тимонен, Е. И. - СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.
50. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 1 / Теремкова, Н.Э. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 48 с.
51. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 2 / Теремкова, Н.Э. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
52. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 3 / Теремкова, Н.Э. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
53. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 4 / Теремкова, Н.Э. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
54. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Ткаченко, Т.А. - М.: Эксмо, 2005. - 224 с.
55. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет / Ткаченко, Т.А. - М: Гном и Д. - 2001 г.
56. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Ткаченко, Т.А. - М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
57. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества / Ушакова, Т.Н. // Вопросы психологии. 1969. - №2. - 62с.]
58. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. М.: Альфа, 1993. - 103 с.
59. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
60. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
61. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей / Чистякова, И.А. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
62. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.