Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью

Работа №156900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
умственной отсталостью 8
1.2. Особенности формирования графомоторных умений в онтогенезе 12
1.3. Особенности формирования графомоторных умений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью 17
1.4. Обзор методов и приемов по формированию графомоторных умений у
старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 21
Выводы по 1 Главе 27
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 28
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 41
Выводы по 2 Главе 57
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения

Проблема подготовки дошкольников к овладению письменными умениями представляются одной из самых дискуссионных, сложных и наиболее актуальных в специальной педагогике. В настоящее время многие исследователи обращают наше внимание на угрожающую статистику, отображающую существующие трудности формирования двигательных умений у детей дошкольного возраста. Данные трудности можно объяснить различными причинами, но основная из них - особенности психофизиологического характера.
Несмотря на то, что проблема сформированности графомоторных умений детей с умственной отсталостью изучена многими исследователями, остается еще много пробелов. Существующие методы и приёмы коррекционно-развивающей работы недостаточно дифференцированы в зависимости от тяжести нарушения, психофизических и индивидуальных особенностей детей с лёгкой умственной отсталостью. Необходимо искать новые пути и способы преодоления нарушений графомоторных умений у детей с лёгкой умственной отсталостью.
Формирование графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью характеризуется задержкой в становлении моторных действий, слабостью двигательных реакций, отсутствием умения ориентироваться в пространстве, повышенным (пониженным) тонусом в мышцах, неловкостью движений, несогласованностью действий обеих рук, затруднениями в действиях с мелкими предметами и так далее.
Достаточный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста является фундаментом для формирования графомоторного умения. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память, воображение и внимание. Сформированность графомоторного умения у детей прежде всего проявляется: в мелкой мускулатуре пальцев; зрительном анализе и синтезе; умении штриховать, обводить, срисовывать и т.п.; в умении рисовать узоры и изображать их с помощью символов. Работу по формировании графомоторных умений нужно начинать задолго до поступления в школу.
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как закон РФ «Об образовании», СанПин. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям дошкольное образование обучающихся с легкой умственной отсталостью, может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (закон РФ «Об образовании»).
Особенности графомоторных умений детей с интеллектуальными нарушениями описаны в работах Н.П. Вайзмана, Е.А. Екжановой, Э.В. Сеген, Г.Е. Сухаревой, Н.И. Озерского, М.М. Кольцовой и др.
Развитие графомоторных умений и подготовка ребенка к рукописному письму - важный аспект в комплексном развитии ребенка с раннего детства. Поэтому развитие графомоторных умений является важнейшей стратегической задачей дошкольного образования, так как именно в этот период закладывается вся необходимая база, определяющая успех в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе. Одним из ключевых параметров, демонстрирующих интеллектуальную готовность к школьной программе, является уровень развития мелкой моторики. Если ребенок обладает достаточным уровнем, он демонстрирует способность к логическим конструкциям речи, имеет достаточно развитию память, речь, внимание.
Проблема исследования: на этапе формирования графомоторных умений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью можно наблюдать отсутствие дифференцированных методических рекомендаций.
Объект исследования: графомоторные умения старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности графомоторных умений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Цель исследования: теоретически изучить и выявить особенности графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, составить методические рекомендации, направленные на формирование графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью будут выявлены следующие особенности: с трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения; неправильно воспроизводят пространственное направление движения; не могут одновременно изменять положение обеих рук; трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую, дифференцировка поочередно пальцев.
В связи с этим необходимо предусмотреть дифференцированную коррекцию, что в конечном итоге будет способствовать формированию графомоторных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Описать психолого-педагогические особенности дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Рассмотреть методики для исследования особенностей графомоторных умений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей графомоторных умений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
5. Составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методологическая основа:
1. субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.);
2. личностно-ориентированный подход в педагогике (А.В. Петровский, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и др.);
3. положения о ведущей роли в обучения в процессе развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
4. исследования в области формирования графомоторных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, О.С. Филиппова, С.Г. Шевченко);
5. теоретические исследования по проблеме развития графомоторных умений детей (Л.А. Венгера, Н.И. Вьюновой и др.).
Методы исследования:
В исследовательской работе нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относятся изучение научной литературы по заданной теме, обобщение. К эмпирическим методам относится количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования конкретизируют и восполняют существующие знания особенностей сформированности графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью, что способствует составлению дифференцированных методических рекомендаций для работы со старшими дошкольниками с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендаций по формированию графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Исследование проводилось в течение 2023 - 2024 гг. и проходило в четыре этапа:
1) Сентябрь-ноябрь 2023 г. - изучение психолого-педагогической литературы, определение содержания констатирующего эксперимента;
2) Декабрь-январь 2023-2024 г. - проведение констатирующего эксперимента;
3) Февраль 2024 г. - анализ результатов констатирующего эксперимента;
4) Март 2024 г. - обобщение; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главными показателями интеллектуального развития дошкольника является уровень развития мелкой моторики и формирования графомоторных умений. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики и графомоторных умений, способны последовательно рассуждать по какому - либо заданию и у них достаточно развиты такие познавательные процессы, как память, внимание и связная речь.
Как показало исследование, дети, имеющие нарушения мелкой моторики, при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением умений письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. И все эти компоненты в целом формируют графический навык.
У старших дошкольников с легкой умственной отсталостью выявлены отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации.
Для выявления особенностей графомоторных умений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью создано множество различных методик. В своей работе мы взяли три методики по таким направлениям:
• Мелкая моторика,
• Зрительный анализатор,
• Графические умения.
Данные направления являются составляющими для формирования графомоторного умения. С помощью данных методик, мы смогли составить определённое представление об особенностях нарушений по всем направлениям. В итоге было выявлено два уровня: средний и низкий.
Исходя из исследования, мы создали дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование графомоторных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. В него входит комплекс упражнений на развитие мелкой моторики, зрительный анализ и на формирование графомоторных умений. В этом комплексе упражнений есть задания на каждый выявленный уровень сформированности графомоторных умений у старших дошкольников. К каждому упражнению есть инструкция и наглядность. Упражнения составлены, опираясь на возрастные особенности старших дошкольников.
Процесс формирования графомоторного умения является трудоёмким, длительным и систематичным. Многие авторы книг о графомоторных умениях, отмечают, что нельзя сформировать графомоторные умения за 8 упражнений, это прежде всего непрерывная работа и комплексная. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова.
Считается, что формирование графомоторики завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» - грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно, - не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.
Работа для формирования графомоторных умений обязательно должна проводиться, чтобы не возникало затруднений в обучении. Желательно, развивать мелкую моторику до прихода ребёнка в школу, потому что потом будут возникать трудности и ему будет очень нелегко справиться и со школьной программой, и с упражнениями на развитие мелкой моторики.



1. Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия / И.Б. Агаева - Красноярск гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. - 392с.
2. Агаева И.Б., Уфимцева Л.П. организационно-педагогические условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (стр.99-104).
3. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического умения у младших школьников. Начальная школа. М.: - 2009. - №4. - С. 15-17.
4. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика: для развития речи
дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. Москва: Издательство АСТ, 2019. - 61, [3] с.: ил. - (Популярная логопедия).
5. Ануфриев А.Ф., Кастромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения - М.: Ось - 89, 1997. - 224 с.
6. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие умений письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006. 88с.
7. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 - 7 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких. - М.: Новая школа, 1996. - 46 с.
8. Белова Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 274-277.
9. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ; Астрель, 2008.
10. Брунов Б.П. Петроченко В.И. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии, -Красноярск, 2009.
11. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных умений у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. -2005. - № 3. - С. 13-16.
12. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Акадения, 2002, - 207 с.
14. Выготский Л.С. Основы Дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
16. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С.Е, Гаврина, Н.Л. Кутявина. - М.: Просвещение, 2006. - 93 с.
17. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями. - М.:
Просвещение, 2019. - 349 с
18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Метод.
рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
19. И.Б. Агаева - Красноярск, гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. - 392 с.
20. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических умений и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина. - Начальная школа. - 1999. - № 8-125 с.
21. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных умений у детей 5-7 лет : пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2 : Формирование элементарного графического умения / О. Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003.
22. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 208 с.
23. Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида. // Дефектология. - 2002. - № 6. - с.60-66.
24. Клинические рекомендации. Умственная отсталость у детей и подростков. / разработчики: общественная организация «Российское общество психиатров», ФГБУ НМИЦ ПН им. В.П. Бехтерева
25. Князева М.Г. Тесты на определение ведущей руки. / М.Г. Князева и В.Л. Вильдавский. - M., 2013.
26. Коротовских Т.В. Формирование графомоторного умения у старших
дошкольников с интеллектуальными нарушениями. // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 1(35). -
Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 47-57.
27. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. ФГОС ДО - М.: Литера, 2017. - 64 с.
28. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
29. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском возрасте / К.С. Лебединская. - М.: Академия, 2003. - 410 с.
30. Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: моногр. / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. - М. : Академический Проект, 2015. - 304 с.
31. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Добровольская Т.А. Психолого - педагогическая диагностика: учеб. пособие для высших учебных заведений. - М.: Акадения, 2008.
32. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого -
педагогическая диагностика - М.: Академия, 2003 - 171с.
33. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. URL:
http://mkb-10.com/index.php?pid=4380
34. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
35. Моисеева Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова. - М.: 2006 - С. 33 - 34
36. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 256 с.
37. Озерецкий Н.О. Методика изучения состояния пальцев ведущей руки. / Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич. - M., 2009.
38. Петров А.В. Игротека "Ловкие ручки" обучает и воспитывает: Методическое пос.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
39. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию, протокол от 7 декабря 2017 г. № 6/17
40. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 60-64.
41. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1970
42. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. / М.С. Рузина. СПб.: 2000.-214c.
43. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. / А.Л. Сиротюк. СПб., 2000. - 65с.
44. Соколова Е. В. Тренируем пальчики / Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская. - Ярославль, 2008. - 120 с.
45. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. М.: 2001.
- 312 с.
46. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2009
47. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.
48. Тимощенко Е. Г. Развитие графомоторного умения у детей (консультация для родителей) / Е. Г. Тимощенко // Логопед. - 2012. - № 5.
49. Титов В.А. Дефектология: конспект лекций / В.А. Титов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014, - 380, [1] с. - (Зачет и экзамен).
50. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова . - М.: Просвещение, 2002.- 24c
51. Утехина К.Г. Развитие графических умений письма у дошкольников 6—7 лет: Опыт работы практического педагога. / К.Г. Утехина. - М.: Просвещение, 1996.-95c.
52. Утехина К.А. Развитие графических умений письма у дошкольников / К.А. Утехина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 80с. (Правовая библиотека образования).
54. Федеральный закон «Об образовании с Российской Федерации». - Москва: Проспект, 2020. - 224 с.
55. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму / С. О. Филиппова. - СПб.: Питер, 2015. - 94 с.
56. Формирование графомоторного умения у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 50 с.
57. Фотьянова А.Г. Особенности обучения грамоте обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательной школе // Образовательный альманах. 2023. № 9.
58. Хозяинова, М. А. Учимся штриховать (семинар-практикум для родителей детей 5 - 6 лет) / М. А. Хозяинова // Логопед. - 2012.
59. Шевелев К. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5 -6 лет.
ФГОС ДО. - М.: Ювента, 2016. - 64 с.
60. Элтон Д., Методика исследования состояния графических умений / Д. Элтон, Д. Тейлор. - 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ