Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №156899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 6
1.1. Понятие «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста с ОВЗ 16
1.3. Особенности детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования детско-
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 42
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на
развитие эффективных детско-родительских отношений в семье, воспитывающей детей младшего школьного возраста с ОВЗ 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59


Основу жизни и развития человека составляет семья. Все социальные процессы косвенно или прямо также связаны с семьей. В тоже время семья имеет относительную автономность, выступая одним из самых традициозных и устойчивых социальных институтов. Другой формы жизни детей и воспитания подрастающего поколения человечество просто не придумало.
Семья является естественной и оптимальной средой для развития, обучения и воспитания каждого ребенка, где формируется его неповторимый личностный склад. Семья предоставляет ему социальную и психологическую защиту, направляет личностное развитие, обеспечивает эмоциональную поддержку. В семье складывается определенная система воспитания, которая характеризуется определенными сторонами отношений родителей к детям.
В последние годы всё большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их влияние на психическое развитие детей. Семья с ребенком-инвалидом это семья с особым статусом. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом (сенсорном, моторном и интеллектуальном) развитии. Опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители (шок, вина, горечь) никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют и являются частью эмоциональной жизни семьи. В определенные циклы семьи они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому такие семьи нуждаются в постоянной психологической поддержке [40].
Дети с проблемами в развитии разнообразная и сложная группа. Важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития ребенка, являются качественные характеристики детско-родительских отношений. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, происходит становление его личности, самооценки, усвоение морально-этических норм, образцов поведения, присвоение социальных ролей и т.д.
В случае нарушения нормального хода психического развития, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, воздействие социальных факторов приобретает ещё большую значимость. Семейная социализация детей с ОВЗ во многом зависит от качества детско- родительских отношений. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что он приобретает в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество [10].
Гармоничные, соответствующие возможностям и потребностям ребенка такие взаимоотношения являются необходимым условием формирования у него готовности и способности относительно самостоятельной жизни, а так же уменьшают риск социальной дезадаптации в дальнейшем.
Чтобы не допустить социальную дезадаптацию детей с различными отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и другие), определить и устранить препятствия на пути их социальной интеграции, предупредить деструктивные межличностные взаимодействия с окружающими, имеет смысл исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
3. Выделить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
4. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие эффективных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ и в семьях, воспитывающих детей с норма типичным развитием, а именно в типах родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка в семье.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
эмпирические: опрос, тестирование:
1) опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
2) методика «Кинетический рисунок семьи» (Р.С. Бернса, С.Х. Кауфмана).
Теоретическая значимость: расширенные представления о детско- родительских отношениях в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Практическая значимость: применение разработанных психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие эффективных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ педагогам-психологам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что детско-родительские отношения представляют собой систему или совокупность эмоционального родительского отношения, восприятия родителем ребенка и поведения с ним. Благоприятные детско-родительские отношения являются значимым фактором его психофизического развития и формируют у ребенка чувство защищенности и безопасности. В психологии выделяют следующие стили детско-родительских отношений: авторитарный, демократический, разрешительно-попустительский. В специальной психологии признается, что детско-родительские отношения являются значимым фактором развития ребенка с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста характеризуются рядом особенностей.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной инфорации. Об окружающем мире у этих детей так же недостаточно знаний.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять анализ формы, симметричность конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости или соединить в одно целое.
Внимание у детей с ОВЗ неустойчивое, рассеянное, с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Данный недостаток обусловлен слабым развитием интеллектуальной активности, самоконтроля, чувства ответственности и интереса к учебе, несовершенством навыков и умений самоконтроля.
Память преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Познавательная активность снижена, замедленный темп переработки информации.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное.
Сюжеты игры обычны, игровые роли бедны.
Потребность в общении снижена.
Имеются нарушения речевых функций.
В результате повышенной истощаемости наблюдается низкая работоспособность.
Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости.
Вследствие этого у детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, характеризуются рядом особенностей, проявляющихся в отношении родителей к ребенку. Их можно дифференцировать на четыре группы:
1. Принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов.
2. Отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально нодобряемые черты и дурные наклонности, а так же видят его младшим по возрасту.
3. Симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой.
4. Симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Неконструктивные детско-родительские отношения создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
В ходе эмпирического исследования детско-родительских отношений были выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Отмечена дисгармоничность детско- родительских отношений, проявляющаяся в дисбалансе эмоционального принятия ребенка и требовательности к нему со стороны родителей. В рассматриваемых семьях преобладает авторитарный стиль отношения к ребенку. Нарушено восприятие ребенка как самостоятельной личности. Основным типом родительского отношения является отвергающе-авторитарный.
Выявленные особенности детско-родительских отношений
свидетельствуют о необходимости разработки психолого-педагогических рекомендаций и проведение психокоррекционных мероприятий: просветительская работа, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, подгрупповые занятия с родителями и детьми.
Таким образом, поставленная цель и задачи в ходе исследования решены, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение об особенностях детско-родительских отношений, а именно в типах родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка в семье. Полученные данные в ходе исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ.



1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Хрестоматия Спб.: Питер, 2001. 276 с.
2. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск: Мирос, 1999. 357 с.
3. Бикметов Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы // Журнал современные проблемы науки и образования. 2013. № 4 С. 17-25.
4. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: дис... канд. психол. наук. Красноярск, 2000. 175 с.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дисс... канд. психол. наук МГУ М., 1986. 209 с.
6. Гринина Е.С. Отношение младших школьников с интеллектуальным недоразвитием к представителям ближайшего социального окружения // Молодой ученый. 2015. № 2 (17). С. 371-374.
7. Граматкина И.Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестник Московского гор. пед. ун-та. 2011. № 2 (16). C. 78-84.
8. Друзь В.А., Клименко А.И., Помещикова И.П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. 2010. № 1. С. 34-37.
9. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. 325 с.
10. Зацепин В.И., Бучинская Л.М., Гавриленко И.Н. Семья: социально-психологические и этические проблемы. Киев: Политиздат Украины, 1989. 255 с.
11. Истратова О.Н., Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 316 с.
12. Калачева И.В. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях. // Вектор науки ТГУ. №18. 2012. С. 166-169.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие М.: Гардарики, 2005. 320 с.
14. Ковалевский В.А. Психология семьи и больной ребенок: учебно-методическое пособие. Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. 84 с.
15. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: учебное пособие. Красноярск РИО КГПУ, 2003. 176 с.
16. Кузьменкова С.Н, Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих семьях. М.: Детский фонд «Виктория», 2010. С. 17-20.
17. Люблинская А.А., Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка. М.: Высшая школа, 1977. 248 с.
18. Марченко Т.М. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями // В мире научных открытий. 2013. № 32. С. 11-32.
19. Марченко Т.М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи // Дефектология. 2014. № 1. С. 45-51.
20. Михеева А.А., Манелис Н.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой // Школа здоровья. 1996. № 4. С. 116-117.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
22. Мамайчук И.И. Исследование личностных особенностей детей с церебральными параличами // Дефектология. 1990. № 3. С. 57-61.
23. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
24. Николаева Е.И. Навстречу ребенку. М: Проспект, 2010. 34 с.
25. Никольская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М.: Теревинф, 2003. 232 с.
26. Овчарова Р.В.: Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
27. Ольхина Е.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. 2006. № 7. С. 34-39.
28. Прохорова О.Г. Мы и наши дети. Как построить отношения в семье. СПб.: КАРО, 2007 160 с.
29. Психологическая диагностика // Ежеквартальный научно¬
практический журнал. 2005 № 2. 136 с.
30. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2005. 348 с.
31. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. 160 с.
32. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ОВЗ в семье. М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
33. Спиваковская А.С. Как быть родителями? М.: Педагогика, 2006. 297 с.
34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.
35. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 2001. 96 с.
36. Ткачева В.В., Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
37. Удодов А.Г. Коррекционно-воспитательная работа по формированию самооценки умственно отсталых подростков: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2014. 23 с.
38. Фомина Л.К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 815-816.
39. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: РИПОП КЛАССИК, 2003. 224 с.
40. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2005. 477 с.
41. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис... канд. социол. наук. Уфа, 2010. 25 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ