ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 6
1.1. Понятие «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста с ОВЗ 16
1.3. Особенности детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования детско-
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 42
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на
развитие эффективных детско-родительских отношений в семье, воспитывающей детей младшего школьного возраста с ОВЗ 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ,ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 6
1.1. Понятие «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста с ОВЗ 16
1.3. Особенности детско-родительских отношений в семьях,
воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 33
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования детско-
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 42
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на
развитие эффективных детско-родительских отношений в семье, воспитывающей детей младшего школьного возраста с ОВЗ 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Основу жизни и развития человека составляет семья. Все социальные процессы косвенно или прямо также связаны с семьей. В тоже время семья имеет относительную автономность, выступая одним из самых традициозных и устойчивых социальных институтов. Другой формы жизни детей и воспитания подрастающего поколения человечество просто не придумало.
Семья является естественной и оптимальной средой для развития, обучения и воспитания каждого ребенка, где формируется его неповторимый личностный склад. Семья предоставляет ему социальную и психологическую защиту, направляет личностное развитие, обеспечивает эмоциональную поддержку. В семье складывается определенная система воспитания, которая характеризуется определенными сторонами отношений родителей к детям.
В последние годы всё большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их влияние на психическое развитие детей. Семья с ребенком-инвалидом это семья с особым статусом. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом (сенсорном, моторном и интеллектуальном) развитии. Опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители (шок, вина, горечь) никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют и являются частью эмоциональной жизни семьи. В определенные циклы семьи они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому такие семьи нуждаются в постоянной психологической поддержке [40].
Дети с проблемами в развитии разнообразная и сложная группа. Важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития ребенка, являются качественные характеристики детско-родительских отношений. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, происходит становление его личности, самооценки, усвоение морально-этических норм, образцов поведения, присвоение социальных ролей и т.д.
В случае нарушения нормального хода психического развития, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, воздействие социальных факторов приобретает ещё большую значимость. Семейная социализация детей с ОВЗ во многом зависит от качества детско- родительских отношений. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что он приобретает в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество [10].
Гармоничные, соответствующие возможностям и потребностям ребенка такие взаимоотношения являются необходимым условием формирования у него готовности и способности относительно самостоятельной жизни, а так же уменьшают риск социальной дезадаптации в дальнейшем.
Чтобы не допустить социальную дезадаптацию детей с различными отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и другие), определить и устранить препятствия на пути их социальной интеграции, предупредить деструктивные межличностные взаимодействия с окружающими, имеет смысл исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
3. Выделить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
4. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие эффективных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ и в семьях, воспитывающих детей с норма типичным развитием, а именно в типах родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка в семье.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
эмпирические: опрос, тестирование:
1) опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
2) методика «Кинетический рисунок семьи» (Р.С. Бернса, С.Х. Кауфмана).
Теоретическая значимость: расширенные представления о детско- родительских отношениях в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Практическая значимость: применение разработанных психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие эффективных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ педагогам-психологам.
Семья является естественной и оптимальной средой для развития, обучения и воспитания каждого ребенка, где формируется его неповторимый личностный склад. Семья предоставляет ему социальную и психологическую защиту, направляет личностное развитие, обеспечивает эмоциональную поддержку. В семье складывается определенная система воспитания, которая характеризуется определенными сторонами отношений родителей к детям.
В последние годы всё большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их влияние на психическое развитие детей. Семья с ребенком-инвалидом это семья с особым статусом. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом (сенсорном, моторном и интеллектуальном) развитии. Опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители (шок, вина, горечь) никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют и являются частью эмоциональной жизни семьи. В определенные циклы семьи они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому такие семьи нуждаются в постоянной психологической поддержке [40].
Дети с проблемами в развитии разнообразная и сложная группа. Важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития ребенка, являются качественные характеристики детско-родительских отношений. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, происходит становление его личности, самооценки, усвоение морально-этических норм, образцов поведения, присвоение социальных ролей и т.д.
В случае нарушения нормального хода психического развития, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, воздействие социальных факторов приобретает ещё большую значимость. Семейная социализация детей с ОВЗ во многом зависит от качества детско- родительских отношений. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что он приобретает в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество [10].
Гармоничные, соответствующие возможностям и потребностям ребенка такие взаимоотношения являются необходимым условием формирования у него готовности и способности относительно самостоятельной жизни, а так же уменьшают риск социальной дезадаптации в дальнейшем.
Чтобы не допустить социальную дезадаптацию детей с различными отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и другие), определить и устранить препятствия на пути их социальной интеграции, предупредить деструктивные межличностные взаимодействия с окружающими, имеет смысл исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
3. Выделить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
4. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие эффективных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ и в семьях, воспитывающих детей с норма типичным развитием, а именно в типах родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка в семье.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
эмпирические: опрос, тестирование:
1) опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
2) методика «Кинетический рисунок семьи» (Р.С. Бернса, С.Х. Кауфмана).
Теоретическая значимость: расширенные представления о детско- родительских отношениях в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Практическая значимость: применение разработанных психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие эффективных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ педагогам-психологам.
Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что детско-родительские отношения представляют собой систему или совокупность эмоционального родительского отношения, восприятия родителем ребенка и поведения с ним. Благоприятные детско-родительские отношения являются значимым фактором его психофизического развития и формируют у ребенка чувство защищенности и безопасности. В психологии выделяют следующие стили детско-родительских отношений: авторитарный, демократический, разрешительно-попустительский. В специальной психологии признается, что детско-родительские отношения являются значимым фактором развития ребенка с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста характеризуются рядом особенностей.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной инфорации. Об окружающем мире у этих детей так же недостаточно знаний.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять анализ формы, симметричность конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости или соединить в одно целое.
Внимание у детей с ОВЗ неустойчивое, рассеянное, с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Данный недостаток обусловлен слабым развитием интеллектуальной активности, самоконтроля, чувства ответственности и интереса к учебе, несовершенством навыков и умений самоконтроля.
Память преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Познавательная активность снижена, замедленный темп переработки информации.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное.
Сюжеты игры обычны, игровые роли бедны.
Потребность в общении снижена.
Имеются нарушения речевых функций.
В результате повышенной истощаемости наблюдается низкая работоспособность.
Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости.
Вследствие этого у детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, характеризуются рядом особенностей, проявляющихся в отношении родителей к ребенку. Их можно дифференцировать на четыре группы:
1. Принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов.
2. Отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально нодобряемые черты и дурные наклонности, а так же видят его младшим по возрасту.
3. Симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой.
4. Симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Неконструктивные детско-родительские отношения создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
В ходе эмпирического исследования детско-родительских отношений были выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Отмечена дисгармоничность детско- родительских отношений, проявляющаяся в дисбалансе эмоционального принятия ребенка и требовательности к нему со стороны родителей. В рассматриваемых семьях преобладает авторитарный стиль отношения к ребенку. Нарушено восприятие ребенка как самостоятельной личности. Основным типом родительского отношения является отвергающе-авторитарный.
Выявленные особенности детско-родительских отношений
свидетельствуют о необходимости разработки психолого-педагогических рекомендаций и проведение психокоррекционных мероприятий: просветительская работа, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, подгрупповые занятия с родителями и детьми.
Таким образом, поставленная цель и задачи в ходе исследования решены, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение об особенностях детско-родительских отношений, а именно в типах родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка в семье. Полученные данные в ходе исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста характеризуются рядом особенностей.
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной инфорации. Об окружающем мире у этих детей так же недостаточно знаний.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять анализ формы, симметричность конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости или соединить в одно целое.
Внимание у детей с ОВЗ неустойчивое, рассеянное, с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Данный недостаток обусловлен слабым развитием интеллектуальной активности, самоконтроля, чувства ответственности и интереса к учебе, несовершенством навыков и умений самоконтроля.
Память преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Познавательная активность снижена, замедленный темп переработки информации.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное.
Сюжеты игры обычны, игровые роли бедны.
Потребность в общении снижена.
Имеются нарушения речевых функций.
В результате повышенной истощаемости наблюдается низкая работоспособность.
Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости.
Вследствие этого у детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, характеризуются рядом особенностей, проявляющихся в отношении родителей к ребенку. Их можно дифференцировать на четыре группы:
1. Принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов.
2. Отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально нодобряемые черты и дурные наклонности, а так же видят его младшим по возрасту.
3. Симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой.
4. Симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Неконструктивные детско-родительские отношения создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
В ходе эмпирического исследования детско-родительских отношений были выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Отмечена дисгармоничность детско- родительских отношений, проявляющаяся в дисбалансе эмоционального принятия ребенка и требовательности к нему со стороны родителей. В рассматриваемых семьях преобладает авторитарный стиль отношения к ребенку. Нарушено восприятие ребенка как самостоятельной личности. Основным типом родительского отношения является отвергающе-авторитарный.
Выявленные особенности детско-родительских отношений
свидетельствуют о необходимости разработки психолого-педагогических рекомендаций и проведение психокоррекционных мероприятий: просветительская работа, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, подгрупповые занятия с родителями и детьми.
Таким образом, поставленная цель и задачи в ходе исследования решены, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение об особенностях детско-родительских отношений, а именно в типах родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка в семье. Полученные данные в ходе исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Организация работы тьютора в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



