Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Работа №156898

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современное состояние изученности вопросов развития игровой деятельности у детей с расстройством аутистического спектра 10
1.1. Формирование игровой деятельности в онтогенезе у детей без
особенностей в развитии 10
1.2. Специфика развития игровой деятельности у детей с расстройствами
аутистического спектра 17
1.3. Обзор методик по развитию игровой деятельности у старших дошкольников
с расстройствами аутистического спектра 21
Выводы по первой главе 38
Глава II. Экспериментальное исследование игровой деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 42
2.1. Организация и методология изучения игровой деятельности и имеющихся
игровых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 42
2.2. Изучение полученных результатов исследования игровых компетенций у
старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 48
Выводы по второй главе 51
Глава III. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы с целью развития игровой деятельности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 54
3.1. Теоретические основы организации процесса коррекционной работы по
развитию игровой деятельности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 54
3.2. Методические рекомендации для специалистов ДОУ комбинированного
вида и родителей по развитию игровой деятельности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 57
Заключение 66
Библиография 69
Приложения 75


Актуальность выбранной темы обусловлена ростом в нашей стране, и в том числе в нашем городе, непосредственно рядом с нами числа детей с расстройствами аутистического спектра, воспитывающихся в общеобразовательных группах детского сада и не посещающих детские сады по различным причинам.
Оценка распространенности РАС имеет некоторые колебания, но, тем не менее, в соответствии с официальным документом ВОЗ, РАС встречаются у 1 из 160 детей, [30] и это означает, что расстройства аутистического спектра уже не уникальность.
Так как аутизм это нарушение с детства характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями, перед ответственными взрослыми возникает сложная задача социализировать такого ребенка, так как успешное существование в человеческом обществе возможно только при условии объединения человека и общества.
Одна из возможностей для интеграции в социум это возможность вызывать интерес к происходящему вокруг у детей, погруженных в свой мир, что можно сделать через игровую деятельность. Взрослые и дети теряются в ситуации агрессии, аффективных вспышек, стереотипного поведения, со стороны особенных детей, иногда и поведение взрослых явно требует разъяснения и вмешательства со стороны окружающих. В июле 2021 года в сети интернет было размещено видео, где женщина, выгоняет с детской площадки детей с особенностями, просто потому что они себя странно ведут, и пугают ее внучку. Видео вызвало большой резонанс, 99% людей, просмотревших видеоролик, осудили поведение женщины, что, безусловно, вселяет надежду на изменение отношения социума к необычно ведущим себя детям.
Воспитатели в детском саду обнаруживают, что приемы воспитания, которые с успехом и долгое время использовались в работе, со многими другими детьми, в случаях с детьми с РАС не дают результата. Поведение маленьких детей аутистов ставит в затруднение заслуженных педагогов, опытных бабушек и неопытных родителей. В настоящее время проблема развития и обучения детей с РАС привлекает многих специалистов и даже бизнесменов. В отечественной дефектологии проблемой РАС активно занимается ряд исследователей Баенская Е.Р., Власова Т.А., Коган В.Е., Лебединский В.В., Лебединская К.С., Либлинг М.М., Мастюкова Е.М., Никольская О.С., Нуриева Л.Г., и другие. [4, 23, 31, 40]. В крупных городах России открываются, и развиваются частные и государственные детские центры, специализирующиеся на занятиях с особенными детьми, но организация помощи таким детям в нашей стране все-таки находится на неудовлетворительном уровне. Не хватает информированности у специалистов детского сада у родителей, у бабушек и дедушек о методах и приемах работы с детьми, имеющими проблему аутичного развития. Большинство воспитателей в стандартных детских садах не знают, как себя вести с ребенком, имеющим аутистические отклонения, и выбирают наиболее легкий путь, а именно - не обращать внимание на такого малыша, рекомендуют другим детям не подходить и не беспокоить особенного ребенка. После малейшего его сопротивления предъявляемым требованиям, воспитатели предоставляют ему возможность целыми днями смотреть в окно или играть в свои стереотипные игры.
Непосредственное общение, наблюдение, изучение литературы показывает, что дети с аутизмом любят и хотят играть. Они также любят бегать, прыгать, обниматься, и получать призы, есть сладости, как это любят обычные дети. Для них игровая деятельность даже более важна, так как это совершенствование речи, фантазии и тренировка эмоциональной сферы. Иногда только через игровую деятельность есть возможность наладить контакт и достучаться до ребенка.
Во многих случаях аутизма в легкой форме, понимание проблемы и небольшая ежедневная поддержка специалистов в детских садах, и даже просто разъяснение ситуации другим нормотипичным детям, способно оказать существенную поддержку особенному ребенку, сократить то время, которое тратят родители для приближения ребенка к норме и на занятия с дорогими платными дефектологами.
Для улучшения ситуации нужны конкретные советы и рекомендации, всем тем, кто работает с аутичными детьми. Разъяснение особенностей развития тем, кто впервые сталкивается со случаями раннего детского аутизма и тем, кто проводит с ребенком длительное время.
Таким образом, в насущности проблемы изучения специфичности игровой деятельности у дошкольников с расстройствами аутистического спектра можно выделить педагогическое и научно-методическое значение.
Цель совершенствования игровой деятельности для всех детей установлена государством перед педагогическими организациями в разных частях мира. Это следствие наблюдений за уменьшением игровой деятельности в сфере жизни ребенка и следствие отрицательного влияния этого показателя на их общее развитие. Развитие игровой деятельности признается одной из главных задач образования дошкольников, также и для детей- дошкольников с особенностями развития, так как согласно ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №73-ФЗ в образовательное пространство должны быть включены все дети с ограниченными возможностями здоровья [1]. А ребенок, не научившийся играть и не наигравшийся, не сможет полноценно переключиться на учебную деятельность.
Также, актуальность выбранной темы продиктована имеющимся отличием в уровне развития детей с расстройствами аутистического спектра в своей группе. Аутичный спектр нарушений разнообразен от тяжелой умственной отсталости до одаренности.
При любом формате обучения дошкольника в случае отсутствия элементарных навыков игры продолжают развиваться иные, вторичные нарушения, идет отставание в иных сферах развития, страдает социализация, ребенок исключается из общих игр, исключается из совместной деятельности окружающих его детей.
В связи с тем, что у детей рассматриваемой нами категории игровая деятельность и игровые навыки не развиваются самопроизвольно, и возникает задача исследования, корректировки, и помощи в их становлении в максимально полном объеме.
Для научно - методического уровня важность исследования объясняется потребностью узкоцелевого изучения детей с расстройствами аутистического спектра разной сложности и их игровой деятельности и создания разных методических рекомендаций и практических советов для каждой из групп.
Изучение литературных источников выявило недостаточность исследований, посвященных рассматриваемой проблеме в российской науке. В итоге большинства исследований авторы описывают проблему, и резюмируют факт слабого уровня развития игровых навыков, как следствие отсутствие игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре, характеризуют игровую деятельность, как стереотипную, направленную на аутостимуляцию.
Цель исследования изучить теоретические основы развития игровой деятельности, выявить особенности игровой деятельности у детей с расстройством аутистического спектра, разработать методические рекомендации для специалистов ДОУ и родителей по развитию игровой деятельности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Объект исследования: игровая деятельность у детей с аутистическими расстройствами.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности у дошкольников с аутистическими расстройствами.
В эксперименте применены ограничения, участвовали старшие дошкольники, имеющие расстройства аутистического спектра, не имеющие агрессивного поведения, использующие речь для коммуникации, посещающие детские общеобразовательные организации.
Гипотеза исследования - специфика игровой деятельности у дошкольников, с расстройствами аутистического спектра, имеет отличия от нормально развивающихся сверстников, которые проявляются:
- в недостаточности навыков творческой и социальной игры;
- в несформированности навыка подражания, концентрации внимания, навыка выбора и удержания игровой роли;
- в отсутствии интереса к ролевым играм, к играм по правилам,
- в сосредоточении интересов на уровне стереотипной и предметной игры;
- в отсутствии навыков режиссерской игры и игры драматизации.
Указанные специфичности игровой деятельности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра послужили началом для создания методических рекомендаций по их коррекции.
Задачи исследования.
1. Изучить специальную литературу по вопросу магистерской работы.
2. Выявить особенности формирования игровой деятельности в онтогенезе.
3. Экспериментально выявить особенности формирования игровой деятельности у старших дошкольников с РАС.
4. Разработать методические рекомендации для специалистов детских образовательных учреждений, родителей по развитию игровой деятельности старших дошкольников с РАС.
Теоретической базой при проведении исследования послужили основные постулаты общей и специальной психологии (педагогики):
Игра - ведущая деятельность дошкольника, которая является инструментом формирования его высших психических функций эмоционально-личностной сферы (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.).
Поэтапная эволюции игровых навыков, и общая закономерность развития детей (Выготский, Л.С., Лубовский В.И , Эльконин Д.Б.).
Важнейшая роль взрослого в развитии ребенка, социальная функция развития игровых навыков (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Усанова О.Н.).
Детский аутизм, как искаженный вариант развития психики, основным выражением которого является расстройство в сфере социального взаимодействия, возникающее в результате аффективных недостатков и недостатков в познавательной деятельности (Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Хаустов А.В., Черенева Е.А., R.Jordan, M.Sigman, L.Wing и др.).
Эмпирический метод исследования (наблюдение) выбран основным методом для исследования, также применен теоретический метод для анализа литературных источников и метод констатирующего эксперимента с использованием методики Хаустова А.В., [59] позволяющей дать оценку развитию игровых навыков, и как следствие уровню развития игровой деятельности экспериментальной группе.
Проведенное исследование в своей теоретической части имеет значение в части обобщения информации об игровой деятельности и ее своеобразии у старших дошкольников с РАС.
Практически значимость исследования в возможности использования результатов исследования специалистами, начинающими работу по коррекции развития особенных детей с аутичными расстройствами, воспитателями, родителями, иными членами семьи.
Этапы исследования. Исследование проходило в несколько этапов (с сентября 2020 по сентябрь 2021). В процессе первого теоретического этапа проходил выбор и изучение литературных источников, изучалась педагогическая и специальная литература, оформлялась гипотеза, цели и задачи для эксперимента, проводился анализ литературных источников На последующем этапе организовано эмпирическое исследование (в форме констатирующего эксперимента) игровой деятельности и навыков старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра, подведение итогов эксперимента анализ полученных результатов. На заключительном этапе результаты, полученные в процессе эксперимента, формировались в логические заключения, уточнялись, и разрабатывались рекомендации.
База исследования. Изучение проблемы исследования проводилось на базе частного детского центра в г.Красноярске, специализирующего на реабилитационной и коррекционной работе с детьми, имеющими особые потребности при развитии.
Структуре работа. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников, приложений, для наглядности имеет иллюстрации фотографии, таблицы и видео.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование отличий игровой деятельности старших дошкольников с аутичными расстройствами, проведенное нами, несет в себе практическую и теоретическую ценность для решения актуального вопроса сопровождения и коррекции детей с особенностями развития и в частности развития игровой деятельности, на базе которых возможно построить дальнейшее обучение. Об актуальности говорит рост детей с выявленными расстройствами аутистического спектра, и неполнота практических исследований, позволяющих специалистам ДОУ, тьютерам и родителям квалифицировано проводить занятия с детьми, имеющими аутичные расстройства. Учитывая изложенную проблему, проведенное исследование мы посвятили теоретическому и практическому поиску эффективных и доступных средств развития навыков игры и формирования игровой деятельности у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Целью исследования, в связи с выявленной проблемой, стала разработка доступных методических рекомендаций по построению коррекционной работы по формированию игровой деятельности с детьми, имеющими аутистические проблемы. Для достижения цели нами были пройдены следующие этапы:
1. Анализ и обобщение теоретических исследований по выявленной проблеме становления игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра отражен в первой главе исследования.
2. Описание игровых методик, применяющихся для формирования игровой деятельности, с учетом имеющихся практических значений, также отражены во второй части первой главы исследования.
3. Организация констатирующего эксперимента, который предполагал выбор методики для изучения сформированности игровой деятельности у детей исследуемой группы, описан во второй главе исследования. Нами выбрана методика А.В. Хаустова, И.М. Хаустовой разработанная для оценки имеющихся игровых навыков у детей с особенностями в развитии. Методика Хаустовых предполагала диагностику навыков, необходимых для ведения различных видов игры и выполнялась в два этапа. Диагностика и сбор необходимых данных для эксперимента проведены с помощью эмпирических методов наблюдения, опроса и анкетирования. В начале диагностики исследовалась свободная игра ребенка, затем организованная игра, что позволяло выявить уровень ближайшего развития ребенка. Анализу и качественному сравнению подлежали результаты полученного исследования о сформированности игровых навыков детей. Анализ полученных данных эксперимента выявил: имеющиеся игровые навыки у дошкольников с РАС не соответствуют биологическому возрасту и приходятся на возрастной промежуток 3-5 лет; в сравнении с аналогичной возрастной группой у 100% детей с РАС имеются особенности игровой деятельности (не полностью сформированы навыки функциональной и символический игры, навык творческого развития сюжета, имитации и удерживания внимания; не достаточно сформированный навык социальных игр; не устойчив навык удержания принятой роли; отсутствует интерес к игре с переходом ходов; не имеется навык игры с правилами; не доступен навык пантомимической и режиссерской игры; не сформирован навык коллективных и спортивных игр.
4. Методические рекомендации, описанные нами в третей главе исследования, являются итогом решения главной цели исследования, поставленной нами. Мы представили теоретическое и практическое описание процесса коррекционной работы с игровой деятельностью, необходимой ребенку с РАС для подъема на следующий уровень его жизни- социализация и обучение в школьном коллективе. Рекомендации предназначены для педагогов (воспитателей) работающих ежедневно с детьми в ДОУ, музыкальных и физкультурных работников, участвующих в систематических занятиях с детьми, сопровождающих лиц и родителей детей с аутичными расстройствами.
Гипотеза, сформированная в начале нашего исследования, о том что - специфика игровой деятельности у дошкольников, с расстройствами аутистического спектра, имеет отличия от нормально развивающихся сверстников, которые проявляются:
- в недостаточности навыков творческой и социальной игры;
- в несформированности навыка подражания, концентрации внимания, навыка выбора и удержания игровой роли;
- в отсутствии интереса к ролевым играм, к играм по правилам,
- в сосредоточении интересов на уровне стереотипной и предметной игры;
- в отсутствии навыков режиссерской игры и игры драматизации, нашла свое подтверждение.
Таким образом, мы пришли к выводу, что группа старших дошкольники с расстройствами аутистического спектра имеет особенности игровой деятельности, отличающие их от других групп детей. В планировании ежедневной коррекционной работы в рамках дошкольной организации специалистам ДОУ необходимо учитывать описанные отличия. Рекомендации, благодаря простоте их применения, могут быть использованы родителями в домашней обстановке, при организации игр в семейном кругу.
Вовлечение родителей дошкольников в процесс коррекционной работы имеет огромное значение. Поскольку конечной целью коррекционного пути будет обеспечение дошкольникам с РАС возможности поступления в общеобразовательную школу по месту жительства, очевидно, что без совместных усилий педагогического коллектива детского сада и семьи данной цели достигнуть невозможно.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. 2012. № 303.
2. Аутизм// Интернет источник:http://www.autisminrussia.ru/
3. Алыко Т.Н., Григорьева Н.К., Докунина Т.В., Игумнов С.А., Кононенко И.А., Третьяк И.Г. Психологическое развитие детей 5-6-летнего возраста с синдромом аутизма и особенности игрового процесса // Оториноларингология. Восточная Европа. 2011. № 4 (5). С. 80-88.
4. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психотерапия страхов у детей с аутизмом средствами игры-драматизации // Научный поиск. 2017. № 1.1. С. 53-58.
5. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теория и практика. М.: Терениф, 2017. 768 с.
6. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. 236 с.
7. Барбина В.Д. Применение игровых технологий в коррекции нарушений у детей с РАС. //Студент и наука (гуманитарный цикл). Материалы международной науч.-практич. конф., Магнитогорск, 2021. С. 289-294.
8. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В., Классификация расстройств аутистического спектра у детей//Аутизм и нарушения развития.
2003. №2 С. 2-9.
9. Болдыш Н.В. Использование сенсорной комнаты в коррекционно¬развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционной-реабилитационной работы. 2014 №3. С. 40-54.
10. Вавилова О.С. Игра, как метод коррекции эмоционально-волевой сферы и поведенческих расстройств у детей с аутизмом// Новая наука: Стратегии ивекторы развития. 2015. № 2. С. 18-22.
11. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков. Учебное пособие. Красноярск, 2015. 278 с.
12. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом. М.: Генезис, 2011. 260 с.
13. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма Класс, 2007. 80 с.
14. Воскресенская С.А. Иванов М.В. Патологические формы игровой деятельности как диагностический маркер психопатологических нарушений в раннем детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. №3. С 61-70.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 479 с.
16. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им.А.И. Герцена //Психология развития. СПб.: Питер, 2001. С.56-79
17. Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения
развития - 2017. Том. 15, № 4] с.35-41 Портал психологических
изданийРзу1оигпа1з.ги-
https: //psyj ournals.ru/autism/2017/n4/gomozova_full. shtml
18. Гращенкова Н.С., Либлинг М.М. Развитие способности к общению у
дошкольников с расстройствами аутистического спектра в групповых коммуникативных играх «лицом к лицу» [Электронный ресурс] //
Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. C. 15-35. DOI: 10.17759/ cpse.2021100102
19. Гринспен С.,Уидер С. На ты с аутизмом. М.: Терениф, 2016. 600 с.
20. Дутчак В. И. Организация процесса обучения основным двигательным навыкам детей с расстройствами аутичного спектра //Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Материалы междунар. науч.-практич. конф.,/ Под научной редакцией Ю.В. Богинской. 2017. С. 106-109.
21. Захарова И.Ю., Е.В. Моржина. Игровая педагогика. М.: Теревинф, 2020.151
с.
22. Зворыгина Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления (ранний возраст) // Дошкольное воспитание.1981. №12 С.38-45.
23. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981. 206 с.
24. Кац Л.И., Тюлина В.Б. Игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС // Аутизм и нарушения развития. 2015. №3.С .21-30.
25. Кириченко Л. Н. Игра-основа познания аутичного ребенка // https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/05/30/
26. Кондрат Е.С. Роль музыкального искусства в обучении детей с расстройством аутистического спектра в ДМШ и ДШИ // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика / под ред. : Е.В. Аликина. М.: 2021. Спец. Выпуск, С. 113- 117. - ISBN 978-5-98594-691-8
27. Коновалова Т.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с расстройствами аутистического спектра//В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VII междунар. науч.- практич. конф.,/ под ред. А.И. Ахулковой. 2020. С. 195-198.
28. Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2006 №4. С.44-45.
29. Кришталь (Слепян) М. Ода физкультуре, или почему спорт необходим в комплексной программе занятий для ребенка с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2018. №1 С. 61-68.
30. '’Клинические рекомендации "Расстройства аутистического спектра" (утв. Минздравом России 2020 год)https://cr.minzdrav.gov.ru/manuals
31. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушением общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. 95 с.
32. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Академия, 2004. 352 с.
33. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.
34. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной
игры//Психологическая наука и образование 1996. №3. С.19-31.
35. Лисина В.М. Общение, личность и психика ребенка. М.: НПО МОДЭК, 2007. 384 с.
36. Лодинова О.А. Игра как метод коррекции эмоционального развития детей с аутизмом//Научный альманах. 2017 №6-1 (32) С. 143-146.
37. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма.
Перевод с английского Л.Г. Бородиной.// Аутизм и нарушения развития. 2016 Т.14 №3 (52). С.42-48.
38. Никитин Б.С. Развивающие игры / Б.С. Никитин. М.: Просвет, 2008.120 с.
39. Никитская Е.А. Социализация детей с синдромом раннего детского аутизма посредством игровой терапии// Евразийский союз ученых. 2020. № 1-5 (70). С. 31-34.
40. Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма//
Альманах института коррекционной педагогики. 2014 №18.
https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/
41. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 1. С. 140— 152
42. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2018. 282 с.
43. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей . пер.с англ. Н.Л. Холмогоровой. М. :Терениф, 2019. 236 с.
44. Обухова Л.Ф. Детская психология. 2-е изд., стереотип. / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2006. 360 с.
45. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2010. 160с.
46. Пласкунова Э.В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры//Аутизм и нарушения развития. 2009. №1. С. 64-68.
47. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
48. Резерфорд М.Д. Когнитивные основы притворной игры при аутизме // Аутизм и нарушения развития. 2009. №33. С. 289-290.
49. Рубенштейн С.Л. Теории игры // СПб.: Основы общей психологии, 1998 https://www.psyoffice.ru/2339-9-rubin01-index.html
50. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 73-77.
51. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2: М.: Эксмо- Пресс, 2000.464 с.
52. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
53. Спилманн В., Портер Л.М. Модель вынужденной адаптации детей с аутизмом к навязываемым ориентирам в детской обучающей среде. Рискованная игра в развивающую башню Дженга // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 2 (63). С. 18—33.
54. Ставерова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. М.: Владос .2020. 143с.
55. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Избр. произв. в 5 -ти / Т.1. Киев: Рад.школа, 1979. 686 с.
56. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей./Под ред. А.В Запорожца. М.: Просвещение, 2006. 196 с.
57. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2012. № 1. С. 1-16.
58. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. -
2004. - №3. - С. 18 - 24.
59. Хаустов А.В., Хаустова И.М. Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра//Практика управления ДОУ.- 2013.№1. С.31-40.
60. Хейзинга Й. Человек играющий. М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.416 с.
61. Черепкова Н.В. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом//Science Time.2014. № 12. С. 606-613.
62. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. -М.: Владос, 2011. 368 с.
63. Шунькина А.В., Репин В.Ф., Ткаченко О.Н. Использование методики АВА в физическом воспитании детей, страдающих аутизмом//Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 224-6150). 2014 том 4 №5.
64. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
65. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей// Дошкольное воспитание. 1960. №3. С.48-52.
66. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.:Теревинф, 2019 132 с..
67. Beyer J., Gammeltoft L. Autism and play// Jessica Kingsley, 2000
68. Lewis V., Boucher J The test of pretend play// London, The phsyhological corporation& 1998.
69. Lowe M., Costello A.J. Symbolic play test// Windsor% BFER - Nelson& 1989.
70. L. Wing The autistic spectrum// London: Constabl, 1996.
71. Sherratt D., Peter M. Developing play and drama in children with ASD // London: David Fulson publishers, 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ