Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Типы современных семей: особенности функционирования и семейных
взаимоотношений 6
1.2. Детско-родительские отношения. Особенности детско-родительских
отношений в семье, воспитывающей ребенка-дошкольника 9
1.3. Специфика детско-родительских отношений в неполных семьях,
воспитывающих детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего
дошкольного возраста 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты изучения детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста .31
2.3 Направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-
родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по второй главе 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 51


В последние годы проблемы, которые связанные с взаимоотношениями в семье, становятся все более актуальными и вызывают большой интерес у психологов. Ведь семья - это главный и первый институт социализации ребенка. Именно в семье ребенок делает первые открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать. Важно, чтобы ребенок рос и воспитывался в полной семье. За последние годы, по словам уполномоченного при президенте России по правам ребенка П.А. Астахова, число неполных семей выросло до 6,2 млн. из них насчитывается 5,6 млн. матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов.
В настоящее время детско-родительские отношения изучены достаточно хорошо. В работах Овчаровой Р.В., Варги А.Я., Спиваковской А.С., Захарова А.И. и других отечественных и зарубежных психологов представлен обширный материал по проблеме воспитания ребенка в семье и детско-родительских отношений. Они выделяют различные стили и типы семейного воспитания, которые в свою очередь по-разному влияют на развитие личности ребенка.
Особенности воспитания в неполных семьях также не остались без внимания таких психологов, как В.М.Целуйко, З.Матейчик, В.С.Мухиной, Е.О.Смирновой, В.С.Собкина и других. С давних времен семейная жизнь сложилась так, что обязанности родителей разделены, у каждого своя роль. Но с увеличением числа неполных семей, возникают проблемы в воспитании детей. Увеличивается число не только одиноких матерей, но и одиноких отцов. А вопрос об особенностях детско-родительских отношений в разных типах неполных семей, разнополых и однополых, которые воспитывают детей дошкольного возраста, в настоящее время остается малоизученным. Указанные положения делают тему исследования актуальной и практически значимой.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа выявить особенности детско- родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
3. Подобрать методики диагностики детско-родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, сделать выводы.
5. Разработать направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях имеют ряд отличительных особенностей. Отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже; отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы: анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Диагностический инструментарий: Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»; Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс.
Научная новизна исследования.
1. Установлено, что отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже;
2. Определено, что отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по-разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив научную литературу, мы выявили особенности детско- родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Для диагностики детско-родительских отношений мы выбрали методики «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс) и «Представления об идеальном родителе» (Р.В.Овчарова). С помощью этих методик мы провели диагностику в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, в которой принимали участие как дети, так и родители (мамы). Проанализировав полученные результаты, нам удалось доказать, что детско-родительские отношения в разных типах семей имеют отличительные особенности. Так в отношениях детей к родителям в неполных семьях наблюдается преобладание симптомокомплекса конфликтность в семье, когда в полных семьях преобладающим является такой показатель, как тревожность. В отношениях родителей к детям, так же мы увидели отличия. Несмотря на то, что в обоих типах семей преобладающим является эмоциональный показатель, он оказывает существенное влияния на разные стороны воспитания. В неполных семьях эмоциональный показатель больше отражается на когнитивный показатель, а в полных на поведенческий.
В ходе работы решены следующие задачи: была изучена научная литература по проблеме исследования, на основе теоретического анализа выявлены особенности детско-родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, были подобраны методики диагностики детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование, сделаны выводы. Опираясь на полученные результаты, мы разработали коррекционно- развивающие мероприятия по оптимизации детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования о том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях имеют ряд отличительных особенностей: отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже; отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные.
Таким образом, цель исследования достигнута.



1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.пособие. - СПб.:Речь, 2005. -244с.
2. Башкирова Н.Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. -СПб.: Наука и Техника, 2007. - 272с.
3. Благушко М.В. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения/ М.В.Благушко // Психология и педагогика дошкольного возраста, 2012. №6
4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2010.- 212с.
5. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 112 с.
6. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. Ун-т. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2013. - 212с.
7. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
8. Захарова Н. В., Першина Т. В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1771¬1775. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85355.htm.
9. Захарова Е. И., Петрова А. А. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 3
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.
11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско- подростковой и семейной арт-терапии. — М.: Когито-центр, 2006. — 250 с
12. Копытин А.И.Техники семейной арт-терапии/ А.И.Копытин// Вестник практической психологии образования, 2010. № 1. С. 97¬103
13. Кочубей Б. И. Зачем нужен папа? // Семья и школа. 1990. № 6.
14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232с.
15. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: «Авицениум», 1984.
16. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие- практикум для студ.фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г.Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
17. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж.--Урал. гос. ун-т, Фак. психологии. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
18. Мухина В.С. Детская психология Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.)
19. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368с.
20. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.; 2003.
21. Основы психологии семьи и семейного консультирования: О 75 Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
22. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально¬личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.
23. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Ред. Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии : научный журнал : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. - 2007. - №2 март-апрель 2007. - с. 57-68.
24. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с.
25. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.- М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
27. Целуйко В.М. Неполная семья Информационно-методические материалы к изучению курса «Семьеведение». - Волгоград.: Издательство «Перемена», 2000. - 114 с.
28. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М., 2000.
29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -627С.
30. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии Текст. / В.В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. - 704 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ