ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Типы современных семей: особенности функционирования и семейных
взаимоотношений 6
1.2. Детско-родительские отношения. Особенности детско-родительских
отношений в семье, воспитывающей ребенка-дошкольника 9
1.3. Специфика детско-родительских отношений в неполных семьях,
воспитывающих детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего
дошкольного возраста 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты изучения детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста .31
2.3 Направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-
родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по второй главе 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 51
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Типы современных семей: особенности функционирования и семейных
взаимоотношений 6
1.2. Детско-родительские отношения. Особенности детско-родительских
отношений в семье, воспитывающей ребенка-дошкольника 9
1.3. Специфика детско-родительских отношений в неполных семьях,
воспитывающих детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего
дошкольного возраста 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты изучения детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста .31
2.3 Направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-
родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по второй главе 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 51
В последние годы проблемы, которые связанные с взаимоотношениями в семье, становятся все более актуальными и вызывают большой интерес у психологов. Ведь семья - это главный и первый институт социализации ребенка. Именно в семье ребенок делает первые открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать. Важно, чтобы ребенок рос и воспитывался в полной семье. За последние годы, по словам уполномоченного при президенте России по правам ребенка П.А. Астахова, число неполных семей выросло до 6,2 млн. из них насчитывается 5,6 млн. матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов.
В настоящее время детско-родительские отношения изучены достаточно хорошо. В работах Овчаровой Р.В., Варги А.Я., Спиваковской А.С., Захарова А.И. и других отечественных и зарубежных психологов представлен обширный материал по проблеме воспитания ребенка в семье и детско-родительских отношений. Они выделяют различные стили и типы семейного воспитания, которые в свою очередь по-разному влияют на развитие личности ребенка.
Особенности воспитания в неполных семьях также не остались без внимания таких психологов, как В.М.Целуйко, З.Матейчик, В.С.Мухиной, Е.О.Смирновой, В.С.Собкина и других. С давних времен семейная жизнь сложилась так, что обязанности родителей разделены, у каждого своя роль. Но с увеличением числа неполных семей, возникают проблемы в воспитании детей. Увеличивается число не только одиноких матерей, но и одиноких отцов. А вопрос об особенностях детско-родительских отношений в разных типах неполных семей, разнополых и однополых, которые воспитывают детей дошкольного возраста, в настоящее время остается малоизученным. Указанные положения делают тему исследования актуальной и практически значимой.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа выявить особенности детско- родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
3. Подобрать методики диагностики детско-родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, сделать выводы.
5. Разработать направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях имеют ряд отличительных особенностей. Отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже; отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы: анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Диагностический инструментарий: Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»; Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс.
Научная новизна исследования.
1. Установлено, что отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже;
2. Определено, что отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по-разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные
В настоящее время детско-родительские отношения изучены достаточно хорошо. В работах Овчаровой Р.В., Варги А.Я., Спиваковской А.С., Захарова А.И. и других отечественных и зарубежных психологов представлен обширный материал по проблеме воспитания ребенка в семье и детско-родительских отношений. Они выделяют различные стили и типы семейного воспитания, которые в свою очередь по-разному влияют на развитие личности ребенка.
Особенности воспитания в неполных семьях также не остались без внимания таких психологов, как В.М.Целуйко, З.Матейчик, В.С.Мухиной, Е.О.Смирновой, В.С.Собкина и других. С давних времен семейная жизнь сложилась так, что обязанности родителей разделены, у каждого своя роль. Но с увеличением числа неполных семей, возникают проблемы в воспитании детей. Увеличивается число не только одиноких матерей, но и одиноких отцов. А вопрос об особенностях детско-родительских отношений в разных типах неполных семей, разнополых и однополых, которые воспитывают детей дошкольного возраста, в настоящее время остается малоизученным. Указанные положения делают тему исследования актуальной и практически значимой.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа выявить особенности детско- родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
3. Подобрать методики диагностики детско-родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, сделать выводы.
5. Разработать направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях имеют ряд отличительных особенностей. Отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже; отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы: анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Диагностический инструментарий: Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»; Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс.
Научная новизна исследования.
1. Установлено, что отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже;
2. Определено, что отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по-разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные
Изучив научную литературу, мы выявили особенности детско- родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Для диагностики детско-родительских отношений мы выбрали методики «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс) и «Представления об идеальном родителе» (Р.В.Овчарова). С помощью этих методик мы провели диагностику в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, в которой принимали участие как дети, так и родители (мамы). Проанализировав полученные результаты, нам удалось доказать, что детско-родительские отношения в разных типах семей имеют отличительные особенности. Так в отношениях детей к родителям в неполных семьях наблюдается преобладание симптомокомплекса конфликтность в семье, когда в полных семьях преобладающим является такой показатель, как тревожность. В отношениях родителей к детям, так же мы увидели отличия. Несмотря на то, что в обоих типах семей преобладающим является эмоциональный показатель, он оказывает существенное влияния на разные стороны воспитания. В неполных семьях эмоциональный показатель больше отражается на когнитивный показатель, а в полных на поведенческий.
В ходе работы решены следующие задачи: была изучена научная литература по проблеме исследования, на основе теоретического анализа выявлены особенности детско-родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, были подобраны методики диагностики детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование, сделаны выводы. Опираясь на полученные результаты, мы разработали коррекционно- развивающие мероприятия по оптимизации детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования о том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях имеют ряд отличительных особенностей: отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже; отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные.
Таким образом, цель исследования достигнута.
В ходе работы решены следующие задачи: была изучена научная литература по проблеме исследования, на основе теоретического анализа выявлены особенности детско-родительских отношений в разных типах семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, были подобраны методики диагностики детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование, сделаны выводы. Опираясь на полученные результаты, мы разработали коррекционно- развивающие мероприятия по оптимизации детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования о том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях имеют ряд отличительных особенностей: отношение детей из неполных семей к родителям характеризуется более ярким проявлением тревожности, чем у их сверстников из полных семей, при этом показатели, отражающие эмоциональное благополучие у детей из неполных семей несколько ниже; отношение родителей к детям в полных и неполных семьях по разному проявляется на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях: в неполных семьях родителям более свойственны эмоционально негативные реакции; контролирующие способы общения с ребенком, при этом их представления о ребенке более осознанные, критичные.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОТЦОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2071 - ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ
В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬНХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Особенности тревожности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОЮ ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018



