ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Определение сущности и особенностей дистанционного подхода к
финансовой грамотности 6
1.2. Выявление тенденций развития финансовой грамотности 19
1.3. Анализ рынка дистанционного дополнительного образования по
программам повышения финансовой грамотности 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
2.1 Анализ методик расчета уровня финансовой грамотности 43
2.2 Оценка состояния уровня финансовой грамотности 48
2.3. Предложения по повышению уровня финансовой грамотности 61
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
3.1. Разработка проекта по повышению финансовой грамотности на основе
дистанционного подхода в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева 68
3.2. Результаты от внедрения разработанного проекта 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Определение сущности и особенностей дистанционного подхода к
финансовой грамотности 6
1.2. Выявление тенденций развития финансовой грамотности 19
1.3. Анализ рынка дистанционного дополнительного образования по
программам повышения финансовой грамотности 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
2.1 Анализ методик расчета уровня финансовой грамотности 43
2.2 Оценка состояния уровня финансовой грамотности 48
2.3. Предложения по повышению уровня финансовой грамотности 61
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
3.1. Разработка проекта по повышению финансовой грамотности на основе
дистанционного подхода в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева 68
3.2. Результаты от внедрения разработанного проекта 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
В современном мире финансовая грамотность становится необходимым условием общей культуры современного человека. Хотя основная часть населения имеет навыки функционирования, но они, на самом деле, касаются только повседневной деятельности, благоприятных масштабных операций с денежными средствами данные знания, умения и навыки обеспечить не могут. А вот финансово грамотное население в большей мере защищено от рисков, оно отличается более ответственным отношением к планированию своего бюджета и эффективным использованием временно свободных денежных средств.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Во многих странах мира осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования.
В данной работе будет предоставлено исследование и оценка состояния финансовой грамотности населения в системе непрерывного образования в Российской Федерации, а также пути его совершенствования.
Целью исследования является определение особенности дистанционного подхода к повышению финансовой грамотности и разработка проекта по повышению финансовой грамотности.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Определить особенности дистанционного подхода к повышению финансовой грамотности;
2. Разработать проект по повышению финансовой грамотности на основе дистанционного подхода;
3. Провести оценку результатов внедрения проекта по повышению финансовой грамотности.
Объектом исследования является Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Предметом исследования является дистанционный подход к повышению финансовой грамотности .
Нормативную базу настоящей работы составили Конституция Российской Федерации, Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Теоретическую базу моего диссертационного исследования составили труды Белехова Г.В., Грунт Е.В., Девтеровой З.Р., Жилюк Д.А., Зеленцовой А.В., Заичкиной О.И., Егоровой Л.А., Евдошенко О.В., Лукъяновой Н.Ю., Марчук Н.Ю., Моисеевой Д.В., Никуличевой Н.В. и другими учеными.
Апробация результатов исследования от внедрения проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности была осуществлена в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева. По теме диссертации были опубликованы 2 статьи:
1. Исследование дистанционных программ повышения финансовой грамотности населения на территории РФ // Образование и социализация в современном обществе, 2020.
2. Влияние факторов, формирующих финансовую грамотность // Яблоковские чтения, 2020.
Данная работа выполнена посредством использования комплекса общенаучных методов (общенаучные и специфические методы познания: методы анализа и синтеза, сравнительный анализ, методы эконометрического моделирования, прогнозирования, статистической проверки гипотез).
Структура работы обусловлена избранной темой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и 2 приложений. Объем диссертации 117 страниц, включая 19 таблиц, 20 рисунков. Список использованных источников включает 56 наименований.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Во многих странах мира осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования.
В данной работе будет предоставлено исследование и оценка состояния финансовой грамотности населения в системе непрерывного образования в Российской Федерации, а также пути его совершенствования.
Целью исследования является определение особенности дистанционного подхода к повышению финансовой грамотности и разработка проекта по повышению финансовой грамотности.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Определить особенности дистанционного подхода к повышению финансовой грамотности;
2. Разработать проект по повышению финансовой грамотности на основе дистанционного подхода;
3. Провести оценку результатов внедрения проекта по повышению финансовой грамотности.
Объектом исследования является Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Предметом исследования является дистанционный подход к повышению финансовой грамотности .
Нормативную базу настоящей работы составили Конституция Российской Федерации, Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Теоретическую базу моего диссертационного исследования составили труды Белехова Г.В., Грунт Е.В., Девтеровой З.Р., Жилюк Д.А., Зеленцовой А.В., Заичкиной О.И., Егоровой Л.А., Евдошенко О.В., Лукъяновой Н.Ю., Марчук Н.Ю., Моисеевой Д.В., Никуличевой Н.В. и другими учеными.
Апробация результатов исследования от внедрения проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности была осуществлена в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева. По теме диссертации были опубликованы 2 статьи:
1. Исследование дистанционных программ повышения финансовой грамотности населения на территории РФ // Образование и социализация в современном обществе, 2020.
2. Влияние факторов, формирующих финансовую грамотность // Яблоковские чтения, 2020.
Данная работа выполнена посредством использования комплекса общенаучных методов (общенаучные и специфические методы познания: методы анализа и синтеза, сравнительный анализ, методы эконометрического моделирования, прогнозирования, статистической проверки гипотез).
Структура работы обусловлена избранной темой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и 2 приложений. Объем диссертации 117 страниц, включая 19 таблиц, 20 рисунков. Список использованных источников включает 56 наименований.
Таким образом, в различных литературных источниках понятие «финансовая грамотность», как правило, трактуют двояко. С одной стороны, подразумевают совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать. С другой стороны, рассматривают данное понятие более широко, подразумевая, что финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Финансово-экономическая грамотность отдельного человека состоит из:
1. Знания Налогового кодекса.
2. Теоретического и практического знания бухгалтерии.
3. Составления базового плана доходов и расходов.
4. Знания понятия «Деньги» и их использования.
Эти основы являются фундаментом финансовой грамотности.
Наиболее финансово грамотные жители России - это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, работающие, семейные с 1-2 детьми, проживающие в городах-миллионниках и активно пользующиеся финансовыми продуктами и услугами. Семейное положение сильно дифференцирует уровень финансовой грамотности: люди, состоящие в браке, в среднем, существенно грамотнее своих холостых/незамужних ровесников. Это имеет место в любой возрастной группе, но особенно сильно выражено в диапазоне от 40 до 50 лет.
Низкий уровень финансовой грамотности характерен для неработающих (студентов и, особенно, пенсионеров), людей, не пользующихся финансовыми продуктами, многодетных семей, сельских жителей и жителей малых городов.
В Красноярском крае был создан Красноярский Региональный центр финансовой грамотности создан на базе «Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в 2019 году. Таким образом, количество педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности в 2019 году, составило 200 человек; количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности в 2019 году, составило 709 человек; количество школ, принимающих участие в проекте «Онлайн уроки по финансовой грамотности» в 2019 году, составило 160 человек; общий индекс финансовой грамотности (целевой индикатор) равен С. Подводя итого, отметим, что особенно в 2020 году Правительство Красноярского края усиленно работает в области повышения финансовой грамотности своего региона, и активно привлекает к себе всех участников этой сферы.
Тем не менее, созрела необходимость реализации дистанционной образовательной программы: проект Дистанционного курса «Основы финансовой грамотности» определяется задачами российской образовательной и профориентационной политики, задачами инновационного развития экономического образования не только в стране, но и в Красноярском крае, аспектами программы «Цифровая экономика» и Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Целевая аудитория нашего проекта - студенты КГПУ им. В.П. Астафьева. Основу программы составляет развитие у обучающихся навыков и необходимых базовых компетенций по финансовой грамотности, важное место в программе уделяется цифровой среде, личному планированию доходов и расходов, вопросам формирования пассивного дохода, грамотного инвестирования сбережений и информационной безопасности гражданина в условиях цифровой экономики.
Курс предполагает последовательное прохождение обучающимся всех девяти тематических модулей. Освоение каждой темы завершается контрольным тестированием. Успешно прошедшим обучение выдается свидетельство установленного образца.
Экономическая выгода применения дистанционных форм обучения в рамках современного развития системы образования очевидна. И чтобы точно определить экономическую эффективность предлагаемого нами проекта мы сравнили данную форму обучения с очным обучением программы повышению финансовой грамотности. В итоге при проведении курса 36 ч. с применением дистанционных форм обучения экономия составит 46,55%.
Таким образом, проведя сравнительный анализ экономических показателей проведения обучения в двух видах форм, а именно очного обучения по основам финансовой грамотности и предложенного нами проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева были сделаны следующие выводы:
1. При проведении обучения с использованием средств дистанционного обучения мы получаем большую экономическую выгоду, в среднем дистанционное обучение обходится дешевле на 46,55%.
2. Преподаватель тратит значительно меньше времени на обучение равного количества человек, не теряя при этом качества образования.
3. Преподаватель не затрачивает денежные средства на проезд, в случае если чтение лекций проходит не на рабочем месте.
4. Слушателям нет необходимости приезжать на место проведения занятий, так как они могут принять участие в дистанционной форме непосредственно из дома.
В результате сравнительного анализа было выяснено, что для внедрения проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева полностью доказана экономическая эффективность применения дистанционных технологий.
Финансово-экономическая грамотность отдельного человека состоит из:
1. Знания Налогового кодекса.
2. Теоретического и практического знания бухгалтерии.
3. Составления базового плана доходов и расходов.
4. Знания понятия «Деньги» и их использования.
Эти основы являются фундаментом финансовой грамотности.
Наиболее финансово грамотные жители России - это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, работающие, семейные с 1-2 детьми, проживающие в городах-миллионниках и активно пользующиеся финансовыми продуктами и услугами. Семейное положение сильно дифференцирует уровень финансовой грамотности: люди, состоящие в браке, в среднем, существенно грамотнее своих холостых/незамужних ровесников. Это имеет место в любой возрастной группе, но особенно сильно выражено в диапазоне от 40 до 50 лет.
Низкий уровень финансовой грамотности характерен для неработающих (студентов и, особенно, пенсионеров), людей, не пользующихся финансовыми продуктами, многодетных семей, сельских жителей и жителей малых городов.
В Красноярском крае был создан Красноярский Региональный центр финансовой грамотности создан на базе «Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в 2019 году. Таким образом, количество педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности в 2019 году, составило 200 человек; количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности в 2019 году, составило 709 человек; количество школ, принимающих участие в проекте «Онлайн уроки по финансовой грамотности» в 2019 году, составило 160 человек; общий индекс финансовой грамотности (целевой индикатор) равен С. Подводя итого, отметим, что особенно в 2020 году Правительство Красноярского края усиленно работает в области повышения финансовой грамотности своего региона, и активно привлекает к себе всех участников этой сферы.
Тем не менее, созрела необходимость реализации дистанционной образовательной программы: проект Дистанционного курса «Основы финансовой грамотности» определяется задачами российской образовательной и профориентационной политики, задачами инновационного развития экономического образования не только в стране, но и в Красноярском крае, аспектами программы «Цифровая экономика» и Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Целевая аудитория нашего проекта - студенты КГПУ им. В.П. Астафьева. Основу программы составляет развитие у обучающихся навыков и необходимых базовых компетенций по финансовой грамотности, важное место в программе уделяется цифровой среде, личному планированию доходов и расходов, вопросам формирования пассивного дохода, грамотного инвестирования сбережений и информационной безопасности гражданина в условиях цифровой экономики.
Курс предполагает последовательное прохождение обучающимся всех девяти тематических модулей. Освоение каждой темы завершается контрольным тестированием. Успешно прошедшим обучение выдается свидетельство установленного образца.
Экономическая выгода применения дистанционных форм обучения в рамках современного развития системы образования очевидна. И чтобы точно определить экономическую эффективность предлагаемого нами проекта мы сравнили данную форму обучения с очным обучением программы повышению финансовой грамотности. В итоге при проведении курса 36 ч. с применением дистанционных форм обучения экономия составит 46,55%.
Таким образом, проведя сравнительный анализ экономических показателей проведения обучения в двух видах форм, а именно очного обучения по основам финансовой грамотности и предложенного нами проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева были сделаны следующие выводы:
1. При проведении обучения с использованием средств дистанционного обучения мы получаем большую экономическую выгоду, в среднем дистанционное обучение обходится дешевле на 46,55%.
2. Преподаватель тратит значительно меньше времени на обучение равного количества человек, не теряя при этом качества образования.
3. Преподаватель не затрачивает денежные средства на проезд, в случае если чтение лекций проходит не на рабочем месте.
4. Слушателям нет необходимости приезжать на место проведения занятий, так как они могут принять участие в дистанционной форме непосредственно из дома.
В результате сравнительного анализа было выяснено, что для внедрения проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева полностью доказана экономическая эффективность применения дистанционных технологий.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЯНИНА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ИЗМЕРЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КУРС ПО ВЫБОРУ “ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ” ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОФИЛЬНОМУ ЕГЭ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ПАО РОСБАНК)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



