Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Работа №156893

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Определение сущности и особенностей дистанционного подхода к
финансовой грамотности 6
1.2. Выявление тенденций развития финансовой грамотности 19
1.3. Анализ рынка дистанционного дополнительного образования по
программам повышения финансовой грамотности 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
2.1 Анализ методик расчета уровня финансовой грамотности 43
2.2 Оценка состояния уровня финансовой грамотности 48
2.3. Предложения по повышению уровня финансовой грамотности 61
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
3.1. Разработка проекта по повышению финансовой грамотности на основе
дистанционного подхода в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева 68
3.2. Результаты от внедрения разработанного проекта 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 108


В современном мире финансовая грамотность становится необходимым условием общей культуры современного человека. Хотя основная часть населения имеет навыки функционирования, но они, на самом деле, касаются только повседневной деятельности, благоприятных масштабных операций с денежными средствами данные знания, умения и навыки обеспечить не могут. А вот финансово грамотное население в большей мере защищено от рисков, оно отличается более ответственным отношением к планированию своего бюджета и эффективным использованием временно свободных денежных средств.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Во многих странах мира осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования.
В данной работе будет предоставлено исследование и оценка состояния финансовой грамотности населения в системе непрерывного образования в Российской Федерации, а также пути его совершенствования.
Целью исследования является определение особенности дистанционного подхода к повышению финансовой грамотности и разработка проекта по повышению финансовой грамотности.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Определить особенности дистанционного подхода к повышению финансовой грамотности;
2. Разработать проект по повышению финансовой грамотности на основе дистанционного подхода;
3. Провести оценку результатов внедрения проекта по повышению финансовой грамотности.
Объектом исследования является Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Предметом исследования является дистанционный подход к повышению финансовой грамотности .
Нормативную базу настоящей работы составили Конституция Российской Федерации, Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.
Теоретическую базу моего диссертационного исследования составили труды Белехова Г.В., Грунт Е.В., Девтеровой З.Р., Жилюк Д.А., Зеленцовой А.В., Заичкиной О.И., Егоровой Л.А., Евдошенко О.В., Лукъяновой Н.Ю., Марчук Н.Ю., Моисеевой Д.В., Никуличевой Н.В. и другими учеными.
Апробация результатов исследования от внедрения проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности была осуществлена в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева. По теме диссертации были опубликованы 2 статьи:
1. Исследование дистанционных программ повышения финансовой грамотности населения на территории РФ // Образование и социализация в современном обществе, 2020.
2. Влияние факторов, формирующих финансовую грамотность // Яблоковские чтения, 2020.
Данная работа выполнена посредством использования комплекса общенаучных методов (общенаучные и специфические методы познания: методы анализа и синтеза, сравнительный анализ, методы эконометрического моделирования, прогнозирования, статистической проверки гипотез).
Структура работы обусловлена избранной темой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и 2 приложений. Объем диссертации 117 страниц, включая 19 таблиц, 20 рисунков. Список использованных источников включает 56 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в различных литературных источниках понятие «финансовая грамотность», как правило, трактуют двояко. С одной стороны, подразумевают совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать. С другой стороны, рассматривают данное понятие более широко, подразумевая, что финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Финансово-экономическая грамотность отдельного человека состоит из:
1. Знания Налогового кодекса.
2. Теоретического и практического знания бухгалтерии.
3. Составления базового плана доходов и расходов.
4. Знания понятия «Деньги» и их использования.
Эти основы являются фундаментом финансовой грамотности.
Наиболее финансово грамотные жители России - это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, работающие, семейные с 1-2 детьми, проживающие в городах-миллионниках и активно пользующиеся финансовыми продуктами и услугами. Семейное положение сильно дифференцирует уровень финансовой грамотности: люди, состоящие в браке, в среднем, существенно грамотнее своих холостых/незамужних ровесников. Это имеет место в любой возрастной группе, но особенно сильно выражено в диапазоне от 40 до 50 лет.
Низкий уровень финансовой грамотности характерен для неработающих (студентов и, особенно, пенсионеров), людей, не пользующихся финансовыми продуктами, многодетных семей, сельских жителей и жителей малых городов.
В Красноярском крае был создан Красноярский Региональный центр финансовой грамотности создан на базе «Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в 2019 году. Таким образом, количество педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности в 2019 году, составило 200 человек; количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности в 2019 году, составило 709 человек; количество школ, принимающих участие в проекте «Онлайн уроки по финансовой грамотности» в 2019 году, составило 160 человек; общий индекс финансовой грамотности (целевой индикатор) равен С. Подводя итого, отметим, что особенно в 2020 году Правительство Красноярского края усиленно работает в области повышения финансовой грамотности своего региона, и активно привлекает к себе всех участников этой сферы.
Тем не менее, созрела необходимость реализации дистанционной образовательной программы: проект Дистанционного курса «Основы финансовой грамотности» определяется задачами российской образовательной и профориентационной политики, задачами инновационного развития экономического образования не только в стране, но и в Красноярском крае, аспектами программы «Цифровая экономика» и Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения.
Целевая аудитория нашего проекта - студенты КГПУ им. В.П. Астафьева. Основу программы составляет развитие у обучающихся навыков и необходимых базовых компетенций по финансовой грамотности, важное место в программе уделяется цифровой среде, личному планированию доходов и расходов, вопросам формирования пассивного дохода, грамотного инвестирования сбережений и информационной безопасности гражданина в условиях цифровой экономики.
Курс предполагает последовательное прохождение обучающимся всех девяти тематических модулей. Освоение каждой темы завершается контрольным тестированием. Успешно прошедшим обучение выдается свидетельство установленного образца.
Экономическая выгода применения дистанционных форм обучения в рамках современного развития системы образования очевидна. И чтобы точно определить экономическую эффективность предлагаемого нами проекта мы сравнили данную форму обучения с очным обучением программы повышению финансовой грамотности. В итоге при проведении курса 36 ч. с применением дистанционных форм обучения экономия составит 46,55%.
Таким образом, проведя сравнительный анализ экономических показателей проведения обучения в двух видах форм, а именно очного обучения по основам финансовой грамотности и предложенного нами проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева были сделаны следующие выводы:
1. При проведении обучения с использованием средств дистанционного обучения мы получаем большую экономическую выгоду, в среднем дистанционное обучение обходится дешевле на 46,55%.
2. Преподаватель тратит значительно меньше времени на обучение равного количества человек, не теряя при этом качества образования.
3. Преподаватель не затрачивает денежные средства на проезд, в случае если чтение лекций проходит не на рабочем месте.
4. Слушателям нет необходимости приезжать на место проведения занятий, так как они могут принять участие в дистанционной форме непосредственно из дома.
В результате сравнительного анализа было выяснено, что для внедрения проекта дистанционного образования по повышению финансовой грамотности в рамках КГПУ им. В.П. Астафьева полностью доказана экономическая эффективность применения дистанционных технологий.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 304- ФЗ // Консультант Плюс.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» // Консультант Плюс.
3. «Стратегия развития национальной платежной системы» (одобрена
Советом директоров Банка России 15.03.2013, протокол N 4) //
Консультант Плюс.
4. Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации. // Финансовая культура. // Банк России. URL: https://fincult.info/(дата обращения: 11.09. 2020).
5. Абаев А. Л. Исследование поведения потребителей финансовых услуг: ответственное отношение к получению кредита / А. Л. Абаев, Л. А. Корчагова // Практический маркетинг. - 2017. - № 9. - С. 19-24.
6. Ангелова О. Ю., Подольская Т. О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 2 (февраль). - С. 26-30.
7. Бадалян Р.М. Образование в эпоху глобальных проблем: переход с традиционного образования на дистанционное в условиях пандемии // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в научных исследованиях / Игнатенко М.А., Терехова М.А. // Сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Самара, 15 сентября 2020 г.). г. Уфа, 2020. С. 74-76.
8. Бокарев А. А. За пять лет мы заложили основы для системного развития финансовой грамотности: [интервью] / А. А. Бокарев // Финансы. - 2017. - № 6. - С. 17-20.
9. Блохина И.М. Основные факторы развития глобальных финансовых центров / И.М. Блохина, И.А. Неводова, А.Р. Газизов // Экономика и бизнес: теория и практика. -2017. -No5. - С.48-50.
10. Богомолова О.В., Мамедова Р.И., Скотников А.Э., Часовников С.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения благосостояния населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-3. - С. 380-383.
11. Белехова, Г.В., Калачикова, О.Н. Финансовая грамотность молодежи // Проблемы развития территории. -2016. -No5 (85). -С. 90-105.
12. Бабин, И. Э. Финансовая грамотность россиян в XXI в. как направление государственной политики: основные тенденции / И. Э. Бабин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 7 (297). - С. 329-333.
13. Бурыкин Д. В. Взаимосвязь кредитного контроля и финансовой грамотности заемщиков при обеспечении экономической безопасности домашних хозяйств и банков / Д. В. Бурыкин, Е. И. Кузнецова, С. А. Мастерова // Вестник Московского университета. Сер. 26: Государственный аудит. - 2017. - № 2. - С. 35-44.
14. Горяев А., Чумаченко В. УМК «Основы финансовой грамотности». - М: Просвещение, 2017. -240 с.
15. Грунт Е.В. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию: Беляева Е.А., Л. Сабина // Перспективы науки и образования. -Воронеж, 2020. №5(47). С. 45-58.
16. Девтерова З.Р. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -Майкоп, 2010. №7. С. 37-39.
17. Дьякова О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа // Ученые записки ИСГЗ. -Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. -№2. -С. 18-22.
18. Жилюк Д.А. Новые подходы к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей // Экономические науки: Финансы, денежное обращение и кредит. -СПБ, 2017. №6(151). С 51-56.
19.Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика [Текст] / А.В. Зеленцова Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. -М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. -С. 31 -112.
20.Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) -М.: ИИУ МГОУ, 2016. - С.10-15.
21. Егорова Л. А., Юхновская Е. А. Повышение финансовой грамотности населения современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 41. - С. 91-96.
22. Евдошенко О.В. Традиционное и дистанционное обучение в условиях пандемии 2020 года // Наука и образование. М., 2020. №2. С. 376.
23. Евстафьева И.Ю., Иванова Н.Г., Шубаева В.Г. Методология и практика повышения финансовой грамотности населения России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -№4 (100). - 2016.
24. Евстафьева И.Ю. Предпосылки развития парадигмы финансов домашних хозяйств // Современная научная мысль.:2016.: No 4.
25. Киреев А. П. Финансовая грамотность: экономический профиль: материалы для учащихся: 10-11-й классы. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. - 367 с.
26. Курамшин Ш. Финансовая грамотность населения как важная
составляющая развития инфраструктуры рынка / Ш. Курамшин // Рынок ценных бумаг. - 2016. - №5. С. 57-58.
27. Коркин Р. И. Финансовая грамотность населения и экономическая безопасность: аспекты взаимовлияния / Р. И. Коркин // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 4. С. 219-222.
28. Кондрашов С.В. Дистанционное образование в российской федерации в период пандемии COVID-19 // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты / Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - Кемерово, 2020. С. 267-269.
29. Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая
функциональной грамотности: международный контекст //
Отечественная и зарубежная педагогика. -2017. -Т.1. №2(37). -С. 31-43.
30. Кокаева И.Ю. Охрана психологического здоровья студентов - будущих
учителей в условиях пандемии и организации дистанционного образования // Педагогическая деятельность как творческий процесс / Материалы Всероссийской научно -практической конференции.
Грозный, 2020. С. 297-305.
31. Коровкин А. С. Индивидуальные инвестиционные счета как
альтернатива банковским вкладам / А. С. Коровкин, Л. Н. Назаров // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9, ч. 1. - С. 942-948.
32. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность:
определение, методики измерения и результаты применения в России // Вопросы экономики. -2019. -No 8. - С. 129-148.
33. Лукьянова Н.Ю. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов: Зонин Н.А., Щепкова И.В., Тищук М.О. // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. г. Калининград, 2020. №3. С. 215-219
34. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. -М., 2013. -No2. -С. 41-47.
35. Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. -2016. -No4. -С. 452-456.
36. Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 / Моисеева Дарья Викторовна. - Волгоград, 2017. -29 с.
37. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие/Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. -72с.
38. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горячев. - 2¬е изд. - М.: Просвещение, 2017. -271 с.
39. О совершенствовании системы подготовки преподавателя для работы в среде дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск No1(13). Материалы VII Международной научно-практической конференции «Электронная Казань - 2015». -Казань: Юниверсум, 2015.
40. Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе: учебно-методическое пособие / авт. -сост. Т.Ю. Ерёмина. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. - 166 с.
41. Попова Н.В. Организационные особенности формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения / Н.В. Попова, Н.Г. Баринова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - No 60¬3. - С. 265-268.
42. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 с. - 200 экз. - (Факты образования № 4 (29).
43. Петухов, Р. Н. Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния населения / Р. Н. Петухов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 5 (139). - С. 217-220.
44. Рыжановская Л.Ю. Системный подход к повышению уровня
финансовой грамотности с использованием информационных технологий «Экономики знаний» // Экономика и бизнес. -М, 2009. -№8. С. 78-84.
45. Сулейманова С. С. Международный опыт разработки и внедрения стратегии повышения финансовой и страховой грамотности / С. С. Сулейманова // Страховое право. - 2018. - № 1. - С. 29-34.
46. Старченко Е.Н., Вержицкий Д.Г., Копышева Т.В. Повышение финансовой грамотности населения как фактор решения социальных проблем // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-2. - С. 401¬405.
47. Силина С.Н. От финансовой грамотности к финансовой культуре / Силина С.Н., Ступин В.Ю. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2017. - С.73-75.
48. Терентьева Н.Ю. Дистанционное образование в условиях пандемии: проблемы и особенности их решения в рамках вуза // Тенденции развития науки и образования. М., 2020. №65(3). С. 76-79.
49. Фёдорова Л.А. Концепция формирования информационно - образовательного ресурсного центра профессиональной подготовки в системе удалённого доступа /Л.А. Фёдорова // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - No 1. - С. 109-120.
50.Чумаченко В. В., Горяев А. П. «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016 г. Такмакова Е. В. Сбережения в механизме трансформации доходов населения в инвестиции / Е. В. Такмакова, Н. В. Спасская // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, вып. 16. - С. 949-957.
51. Чулков А. С. Повышение уровня финансовой грамотности населения России как элемент системы укрепления экономической безопасности государства / А. С. Чулков // Финансы и кредит. - 2016. - № 27. - С. 34¬45.
52. Шадрина Ю. А. Совершенствование процесса повышения уровня финансовой грамотности / Ю. А. Шадрина // Финансовый бизнес. - 2016.- № 2. - С. 38-42.
53. Вот как финансовая грамотность влияет на жизнь, здоровье и успех человека. 20.10.2019 г. / URL: https://moneypapa.ru/kak-finansovaya-gramotnost-vliyaet-na-zhizn-zdorove-uspeh-cheloveka/ (дата обращения: 05.09.2020). - Текст: электронный.
54. Индекс финансовой грамотности россиян вырос: Минфин представил исследование знаний, навыков и установок населения в финансовой сфере // URL: https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-vyros-minfin-predstavil-issledovanie-znaniy-navykov-i-ustanov/(дата обращения: 12.08.2020). - Текст: электронный
55. Информация о численности обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева/ URL: http://www.kspu.ru/page-25147.html (дата обращения: 01.12.2020). - Текст: электронный
56. Музей. Отделение Банка России по Красноярскому краю/ URL: https://www.cbr.ru/krsk/museum/ (дата обращения: 11.09.2020). - Текст: электронный


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ