Введение 7
Глава 1 10
1.1 Особенности организации процесса обучения в малокомлектной школе 10
1.2 Состояние проблемы исследования в практике работы школы 24
Глава 2.Методика экспериментального обучения дисциплины «Природа и экология Красноярского края» 37
2.1 Методика проведения уроков по дисциплине «Природа и экология
Красноярского края» 37
2.2. Результаты педагогического эксперимента 64
Выводы 65
Список литературы 68
Приложение
Проблема организации учебно-воспитательного процесса в сельских школах, всегда вызывала интерес у ученых, педагогов, методистов. Эта проблема нашла отражение в работах Г.Ф. Суворовой, А.М. Мельникова, В.Б. Лебединцева, В.М. Пакуловой, П.И, Габриеляна, М.И Зайкина, А.Е. Кондратенкова и многих других.
В условиях изменения системы Российского образование на современном этапе, большое значение уделяется сельским малокомплектным школам. Сельских школ в целом по стране около 70 % и количество учащихся в данных школах составляет от 10 до15 человек, а в некоторых школах и того меньше. Сельская малокомплектная школа является составной частью системы Российского образования. Это главный резерв пополнение кадров для сельскохозяйственного производства.
В Законе «Об образовании» декларировалось, что малокомплектная школа финансируется независимо от числа учащихся. Сельская школа не только реализует образовательно-воспитательные задачи, она создает большую роль в решении задач подъема сельского хозяйства [31].
Школа — это особая часть сельского социума, которая не может развиваться в отрыве от него, в связи с этим от развития сельского производства и развития социальных объектов, зависят перспективы малокомплектной школы.
В настоящие время в Красноярском крае насчитывается - 789, в том числе муниципальных образовательных учреждений (самостоятельных юридических лиц) - 653 и филиалов - 136. В них обучаются 36064 школьника.
Актуальность выбранной нами проблемы по методике обучения дисциплины: «Природа и экология Красноярского края» в сельской малокомплектной школе, связана с недостаточной разработанностью методики обучения данной дисциплины в условиях малокомплектных школ. Исходя из актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную теоретическую и методическую проработанность, а также острую потребность общеобразовательных учреждений, нами была определена тема исследования: Особенности изучения дисциплины «Природа и экология Красноярского края» в условиях малокомплектной школы.
Предмет исследования: методика изучения дисциплины «Природа и экология Красноярского края».
Объект исследования: образовательный процесс в сельской малокомплектной школе по дисциплине «Природа и экология Красноярского края».
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить условия работы малокомлектной сельской школы;
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования различных форм и методов учебной деятельности учащихся, направленных на усвоение экологических знаний.
Методами исследования являются:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы в аспекте исследуемой проблемы;
2. Педагогическое наблюдение уроков в малокомплектных школах;
3. Педагогический эксперимент;
4. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Данные методы выбраны с учетом их необходимости и достаточности для решения поставленных задач.
Исследование проводилось на базе малокомплектной МБОУ «Юрьевская СОШ», Красноярского края в течение полугода.
На первом этапе — проводился анализ научно-методической литературы, выявлялись особенности обучения, специфичные для данного типа школ. Посещались и анализировались уроки Природы экологии Красноярского края, определялась методология исследования - объект, цель, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.
На втором этапе — разрабатывались экспериментальные варианты обучения биологии, проводился обучающийся эксперимент; выявлялось влияние различных форм организации учебной деятельности учащихся на усвоение знаний по предмету «Природа экология Красноярского края».
На третьем этапе — осуществлялась обработка и коррекция результатов педагогического эксперимента, обобщались результаты теоретического и эмпирического исследования, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, 64 страниц, 8 рисунков, 10 таблиц, 1 схемы,33 рисунков.
Проведенные исследование по данной теме позволили сформулировать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основными особенностями сельской современной малокомплектной школы являются: малое число учащихся, отсутствие параллельных классов, объедение классов в один класс-комплект.
2. В ходе педагогического эксперимента были выявлены условия
эффективной работы малокомплектной школы: рациональное объедение классов в комплекты; выбор эффективных методов обучения и воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе и т.д.
3. Экспериментально доказано, что применение различных форм и методов учебной деятельности способствуют повышению уровня знаний учащихся по экологии.