ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития быстроты у обучающихся младшего школьного возраста 6
1.1 Понятийный аппарат 6
1.2 Анатомо-физиологические (психологические) особенности
обучающихся младшего школьного возраста 15
1.3 Применение подвижных игр для развития быстроты у обучающихся .. 21
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1 Организация исследования и характеристика контингента испытуемых 29
2.2 Методы исследования 30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 36
3.1 Подвижные игры по совершенствованию физического качества
«быстрота» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 36
3.2 Результаты педагогического эксперимента 43
3.3 Практические рекомендации по развитию быстроты у обучающихся младшего школьного возраста с помощью подвижных игр 49
Заключение и выводы 51
Список использованных источников 53
Приложения 58
Актуальность темы исследования состоит в том, что правильное развитие ребенка происходит только в ситуации, если у детей развивать не только ценности культуры, правильные привычки, но и интерес к физическим упражнениям. Развитие физических качеств имеет большое значение, т.к. спортивные игры делают ребенка сильным, здоровым и придают ему уверенности в собственных силах. Физические упражнения оказывают мотивирующее воздействие на человека для достижения определенных целей. Еще с детского сада ребенку следует объяснять, что необходимо четко осознавать свои желания и то, как их достичь, если прилагать усилия. Так, у детей складывается сильный характер, с помощью, которого он может в дальнейшем достичь отличных результатов не только в спорте, а и в собственной жизни в общем.
Большинство физических упражнений связано с игрой в команде, где протекает общение между детьми - так ребенок учится взаимодействовать со своими ровесниками. Соответственно, высококачественное физическое развитие в детском возрасте неизбежно приведет к тому, что дети будут выносливыми, обладать хорошим здоровьем, умениями командной работы и адекватного общения с окружающими. Процесс физического развития связан с переменой веса, повышением мышечной силы, совершенствованием координации перемещений и т.д. В юном возрасте физическое воспитание считается основой всестороннего развития подрастающего поколения. В детстве закладывается фундамент самочувствия и формируются основные личностные черты [6]. Успешность в любом направлении во многом ориентируется физическим состоянием детей, организм которых остро откликается на незначимые отличия от нормы в находящейся вокруг среде, что имеет связь с его развитием и недостаточной многофункциональной зрелостью отдельных органов и систем. Взаимосвязи между соматическими и психическими процессами более узкие, чем у совершеннолетних. В следствии этого решение множества педагогических задач обязано осуществляться с учетом физических возможностей детей.
Процесс всестороннего физического развития представляет становление двигательных свойств. Играя, двигаясь, дети становятся более ловкими, выносливыми, убежденными в собственных силах, увеличивается их самостоятельность. Достигнутый уровень становления двигательных свойств, психологическая готовность к большей сосредоточения волевых усилий обусловливает новый виток в физическом развитии, подъем физических возможностей детей, усвоение более трудных двигательных актов, овладение их техникой. Так, достигается уровень физического совершенства, достаточный для конкретного возрастного этапа [10].
Объект исследования: развитие быстроты на уроках физической культуры у обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс подвижных игр для развития быстроты у обучающихся 4-го класса.
Цель - разработать комплекс подвижных игр для развития быстроты у обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре и оценить его эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы развития быстроты у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Сформировать комплекс подвижных игр для развития быстроты у обучающихся 4-го класса и оценить его эффективность.
3. Разработать практические рекомендации по развитию быстроты у обучающихся младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование
подвижных игр на уроках физической культуры повысит уровень развития быстроты обучающихся младшего школьного возраста.
Методы иследования:
- анализ методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении возможностей развития физических качеств, обучающихся младшего школьного возраста, выявление основных положений в рассматриваемом процессе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию физических качеств, обучающихся младшего школьного возраста, которые проверены на практике, что позволяет применять их в учебном процессе.
Организационная база исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МБОУ Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского. В исследовании принимали участие обучающиеся в возрасте 9-10 лет, в количестве 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников и приложений. Объем работы составил 61 страницу машинописного текста.
В ходе изучения теоретико-методологических основ развития быстроты у обучающихся младшего школьного возраста установлено, что на данный момент в литературе представлен широкий спектр различных методов развития скоростных способностей обучающихся. Одно из перспективных направлений особенно для обучающихся младшего школьного возраста, является внедрение игрового метода в процесс обучения. Здесь активность обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного материала. При проведении занятий по физической культуре обучающиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении игр, изучении их правил. В данной работе мы изучили методы совершенствования уровня скоростной подготовленности обучающихся младшего школьного возраста 9-10 лет. К ним относятся разнообразные средства и методы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что подвижные игры являются одним из наиболее эффективных и целесообразных средств физической культуры, способствующих развитию быстроты и других физических качеств у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Сформирован комплекс подвижных игр для развития быстроты у обучающихся младшего школьного возраста, предусматривающий игры с ускорением и внедрен в образовательный процесс по физической культуре обучающихся 4-го класса.
3. Выявили, что посредством использования комплекса подвижных игр происходило увеличение уровня развития быстроты в экспериментальной группе на 3,5-12,7%, в то время как в контрольной - 0,7-3,5%
4. На основании педагогического эксперимента были разработаны практические рекомендации по развитию быстроты у обучающихся младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.
1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 17.12.2009 N 313- ФЗ).
3. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт». Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / С.В. Алексеев. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 380 с.
4. Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право,
2017. - 695 с.
5. Амаданов, Б.А. Методы и практика физического воспитания / Б.А. Амаданов, И.В. Григорьев, - М.: Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, 2015. - 159 с.
6. Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5- 11
классов. Методическое пособие / Е.П. Алексеева.- М.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2018. - 112 с.
7. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе обучающихся 5- 9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
8. Ачкасов, Евгений Евгеньевич Мониторинг сердечной деятельности в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте. - М.: Триада-Х, 2019. - 427 с.
9. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2017. - 352 с.
10. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 416 с.
11. Баскаков, Д. В.Основы и теория физического развития младших школьников / Д.В. Баскаов. - М.: Просвящение, 2019. - 154 с.
12. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 с.
13. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
14. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2017. - 256 с.
15. Бурякин, Ф.Г. Выпускная работа в области физической культуры и спорта. Учебное пособие / Ф.Г. Бурякин. - М.: КноРус, 2017. - 397 с.
...
57 источников