Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Работа №156886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Конфликтное поведение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Понятие конфликта и конфликтного поведения 6
1.2 Психологические особенности конфликтного поведения детей
дошкольного возраста 17
1.3. Психолого-педагогические условия формирования навыков эффективного конфликтного поведения детей дошкольного возраста 28
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста 36
2.1 Диагностика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Исследование особенностей конфликтного поведения детей старшего
дошкольного возраста 43
2.3. Рекомендации по формированию навыков эффективного
конфликтного поведения у воспитанников детского сада 52
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложения


Особенности конфликтного поведения детей дошкольного возраста, а также психолого-педагогические условия эффективной коррекции конфликтного поведения являются предметом изучения исследователей разных направлений общей и специальной педагогики и психологии. Особую актуальность сегодня приобретает проблема конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста, их регулирование и пути разрешения.
Жизненный опыт человека показывает, что в процессе личностного и эмоционального значимого общения довольно часто возникают конфликты. Проблема конфликтов занимает весомое место и сегодня находится под пристальным изучением педагогов и психологов. Изучением этой проблемы были посвящены многие исследования и работы известных отечественных и зарубежных исследователей: Н.В. Гришиной, А.С. Залужного, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломенский, А.А. Рояк, Л.С. Выготский, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин, Шипилов А.И., А.Я. Анцупов, Д. Скотт, Х. Корнелиус М.И. Лисина и другие.
Актуальность проблемы исследования определяется важностью проблемы разрешения и предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Возникновение и существование различных противоречий, приводящих к конфликтам детей дошкольного возраста, является следствием объективных особенностей педагогического процесса. Но не столько важны противоречия, сколько острота их субъективных переживаний и характер влияния на поведение детей дошкольного возраста.
Позитивный смысл конфликта заключается в раскрытии для детей дошкольного возраста его возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения конфликта. Отсюда и возникает проблема поиска форм и методов организации условий для
максимально эффективного формирования навыков поведения в конфликтных ситуациях детей дошкольного возраста.
Цель исследования — выявить и охарактеризовать особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования — конфликтное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Разработать программу диагностики особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести исследование особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать и интерпретировать данные экспериментальной работы.
5. Разработать рекомендации по формированию эффективного конфликтного поведения воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, характерен низкий уровень сформированности конфликтного поведения, проявляющийся:
- в преобладании неадекватного отношения к конфликтной ситуации;
- в неумении использовать продуктивные стратегии разрешения конфликта;
- в предпочтении агрессивного стиля поведения в конфликте.
Методы исследования:
1) анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы;
2) диагностические методы, направленные на изучение причин конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста:
- метод беседы;
- метод наблюдения - наблюдение за детьми в игровой деятельности;
- методика «Несуществующее животное» - автор данной методики М.3. Друкаревич;
- методика «Картинки» - авторы данной методики - Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова.
3) методы качественного и количественного анализа данных экспериментальной работы
База исследования: МКДОУ «Аленький цветочек» г. Кодинск. В исследовании приняли участие 14 дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема конфликтного поведения детей дошкольного возраста остается на сегодняшний день актуальной для психолого-педагогической науки и практики образования. Особенности конфликтного поведения детей дошкольного возраста, а также психолого -педагогические условия эффективной коррекции конфликтного поведения являются предметом изучения исследователей разных направлений общей и специальной педагогики и психологии.
Существует много определений конфликта и конфликтного поведения. Авторами выделяются особенности конфликтного поведения детей дошкольного возраста, виды конфликтного поведения, функции, причины и как конфликтное поведение влияет на развитие детей дошкольного возраста.
Мы в своем исследовании под конфликтным поведением детей дошкольного возраста понимаем реакцию на неблагоприятные условия, предъявляемые ему со стороны окружающих людей (сверстников, семьи). Кроме того, конфликтное поведение может свидетельствовать о том, что у ребенка присутствует психоэмоциональное напряжение (страх, тревога), и он при помощи агрессии пытается его снять.
Исследованием особенностей конфликтного поведения детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные исследователи: Н. В. Гришиной, А. С. Залужного, В. Я. Зедгенидзе, Я. Л. Коломенский, А. А. Рояк, Л. С. Выготский, Т. А. Репина, Д. Б. Эльконин, Шипилов А. И., А. Я. Анцупов, Д. Скотт, Х. Корнелиус М. И. Лисина и другие. Они отмечают, что конфликты у детей в дошкольном возрасте в основном возникают по поводу игры, потому что игра является ведущем видом деятельности детей дошкольного возраста.
Как считают отечественные ученые, для детей дошкольного возраста характерны следующие особенности конфликтного поведения:
- причинами конфликта являются игрушки, разрушение игры, выбор общей темы, распределение ролей, состав участников, правила игры;
- выделили следующие воздействия: физическое воздействие,
опосредованное воздействие, психологическое воздействие, словесные воздействия, угрозы и санкции, аргументы.
Исследователи данной проблемы - Я. Л. Коломинский и Б.П. Жизневский - отметили, что виды конфликтов дифференцируются на этапах дошкольного детства.
Таким образом, можно сказать, что, так как дети дошкольного возраста проводят большую часть времени в игре, этим и обусловлено появление конфликтов, и дальнейшее развитие конфликтного поведения.
В совокупности с другими психологическими особенностями это дает возможность определить специфический, свойственный только дошкольному возрасту портрет конфликтной ситуации и поведения.
Конфликты в детских взаимоотношениях могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Они могут оказывать как разрушающее - деструктивное, так и развивающее - конструктивное воздействие на личность ребенка. Все будет зависеть от того, насколько конструктивно будет разрешен конфликт.
Для того, чтобы конфликт выполнил свою позитивную, развивающую функцию необходимо, чтобы он разрешился правильно, конструктивно. Такое завершение конфликтной ситуации вызывает у участников ощущение удовлетворения, спокойствия, торжества справедливости, радости общения.
При неправильном, деструктивном разрешении конфликта (наличие пострадавших сторон, игнорирование ситуации или ее подавление), последствия имеют очень неприятный, разрушительный для личности характер и проявляются в возникновении чувства обиды, тревоги, усталости, затаенной агрессии, одиночества.
Эмпирическое исследование особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста было организованно и проведено в период с ноября - март месяц, на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Аленький цветочек» г. Кодинска Красноярского края. В экспериментальной работе приняли участие дети старшего дошкольного возраста группы «Одуванчики».
На основе полученных результатов нами были сделаны следующие выводы. У детей экспериментальной группы в основном конфликтные ситуации возникают: из-за ролей, из-за правил игры и по поводу состава участников. Из-за игрушек и по поводу сюжета игры - конфликтные ситуации возникают очень редко. И в качестве способов разрешения конфликтных ситуаций дети не договариваются и не ищут способы разрешения, а чаще всего используют угрозы, словесное воздействие, аргументы и физическое воздействие или жалуются.
У детей умение позитивно решать конфликты практически неразвито, что ведет к учащению возникновения конфликтных ситуаций. Отсутствие навыков общения. Они не умеют договариваться, затрудняются в конструктивном разрешении конфликта, в преобладании такие стратегии как соперничество, агрессия, избегание, очень редко компромисс . Не сформирована совместная деятельность, которая объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. Дети часто ссорятся, спорят, обижаются друг на друга и даже дерутся. При недостаточном внимании родителей и педагогов, в дальнейшем ситуация может ухудшиться.
Полученные результаты позволили нам определить направления психолого-педагогической работы по формированию эффективного конфликтного поведения воспитанников детского сада старшего дошкольного возраста и разработать рекомендации для специалистов .
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, нашла свое подтверждение. Для детей старшего дошкольного возраста характерен низкий уровень сформированности конфликтного поведения, который проявляется:
- в преобладании неадекватного отношения к конфликтной ситуации;
- в неумении использовать продуктивные стратегии разрешения конфликта;
- в предпочтении агрессивный стиль поведения в конфликте.



1. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10. - с. 25-30
2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2005. - №10. - с. 47-49
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.,2004. - с. 94¬98
4. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию./А.Я. Анцупов А.Я., А.А. Малышев - М.: МАУП. 2006 - с. 549-551
5. Блог Наталии Годун «Психология рисунка» / Тест
«Несуществующее животное». / 2011-2014. Режим доступа:
http://detskiefantazii.ru/detskij-risunok/test-nesushhestvuyushhee-zhivotnoe- protsedura-testirovaniya.html. (Дата обращения: 11.04.2014).
6. Буртовая Е. Конфликтология: учебное пособие. М.: Юнити, 2003.
- с.512-513
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; 2005 - с. 18-20
8. Гришина Н.В. Психология конфликта — Питер; Спб., 2001- с.3-5
9. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: Тандем, 2000.
- с.313-316
10. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социометрические исследования, 1994г. - № 5, - с. 142 — 147.
11. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга. СПб.: Питер пресс, 2009. с. 392-400
12. Запорожец А.В. Психология восприятия дошкольником детских произведений: тезисы докладов. — М., 1978. — №9. — с.41-47
13. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-Пресс,
2009. - с.112-113
14. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.,1991. - с.23-27
15. Коломинский Я. П., Жизневский Б. П. Социально - психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. // Вопросы психологии. 1990. №2. - с. 35-42.
16. Конфликтология. Вопросы - ответы: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.63-65
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - Воронеж, 1997. - с. 47-50
18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: Питер; СПб.; 2009 - с. 3-5
19. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1986. - с.17-21
20. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., — М., 1959. - с.100-105
21. Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003 - с.207-210
22. Мельникова Н.В., Семеновских Т.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск: Исеть, 2003. - с.212-217
23. Московский Городской Психолого-Педагогический Университет. факультет «Психология образования» / Положение о службе практической психологии (Министерство образования РФ). / М.: 1997-2014. Режим доступа: http://www.fpo.ru/psyslu/polozenie.html. (Дата обращения: 28.05.2014). - с.2-3
24. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2000. - с.123-127
25. Национальная энциклопедическая служба /Анцупов А.Я.,
Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. / М., 2014. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/konfliktnoe-povedeme.(,H,aTaобращения: 11.04.2014). - с.243-250
26. Немов Р.С. Психология - К.2. - М., 2011. - с.97-101
27. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликты. -М.:ТЦ Сфера, 2011. - с.45-48
28. Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — Курск. 1999. — с. 13-16
29. Психологический центр «Адалин» / Тест «Рисунок
несуществующего животного»./2014. Режим доступа:
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030197.shtml. (Дата обращения: 11.04.2014).
30. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. - СПб.,2001. - с.32-37
31. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно - игровые занятия [текст] / авт.-сост. О.Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - с.138-142
32. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 1987. - с.82-85
33. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. - с.117¬120
34. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. - М. 1997. - с.62-66
35. Смирнова Е.О, Хохлачева И.А. Особенности отношения родителей к ребенку с трудностями в общении // Вопросы психологии. № 4. 2008. - с.7-12
36. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо,
2010. - с.176-179
37. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения
дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2005. - с.155-158
38. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/Под ред. Н.В. Микляевой. М.:ТЦ Сфера, 2013. - с.19-24
39. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. - Киев, 1996. - с.34-37
40. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. / Л.И. Снигирева - М.: Минск, 2005 - с.118-123
41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2011.- с. 198-203
42. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.,1995. - с.153-157
43. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности: Пер. с нем. - М.,1989 - с.38-42
44. Чичварина, Т.В. Социализация ребенка средствами конфликта [текст] / Т.В. Чичварина// Сельская школа. - 2010. - № 4. - с. 78 - 81.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2009. - с.136-141
46. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985. - с.100-102.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ