ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
|
Введение 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
1.1. Коммуникативная компетентность и ее поэтапное формирование у детей
дошкольного возраста 13
1.2. Особенности коммуникативной компетентности детей дошкольного
возраста с кохлеарными имплантами 27
1.3. Психолого-педагогические подходы к формированию коммуникативной
компетентности у старших дошкольников с нарушением слуха 39
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
2.1. Организация и методика проведения эмпирического исследования
коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 54
2.2. Результаты исследования коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с кохлеарными имплантами 66
2.3. Программа коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников
с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение А. Анамнестические данные детей 137
Приложение Б. Протоколы фиксации данных для методик исследования 138
Приложение В. Дидактический материал для Программы коррекционно-развивающей работы психолога 149
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
1.1. Коммуникативная компетентность и ее поэтапное формирование у детей
дошкольного возраста 13
1.2. Особенности коммуникативной компетентности детей дошкольного
возраста с кохлеарными имплантами 27
1.3. Психолого-педагогические подходы к формированию коммуникативной
компетентности у старших дошкольников с нарушением слуха 39
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
2.1. Организация и методика проведения эмпирического исследования
коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 54
2.2. Результаты исследования коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с кохлеарными имплантами 66
2.3. Программа коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников
с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение А. Анамнестические данные детей 137
Приложение Б. Протоколы фиксации данных для методик исследования 138
Приложение В. Дидактический материал для Программы коррекционно-развивающей работы психолога 149
Коммуникативная компетентность в дошкольном и любом другом возрасте относится к категории наиболее важных, которые имеют особое значение в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять особое внимание. Важность коммуникативная компетентности заключается в том, что дает возможность ребёнку найти своё место в обществе в качестве полноценного члена общества.
Всестороннее формирование личности ребенка, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе является целью коррекционно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач воспитания и обучения детей с нарушенным слухом является формирование умений адекватного взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми на основе речевого общения.
Проблема коммуникативной компетентности в целом, ее определение, структура, компоненты и пути развития исследовались в педагогической науке многими авторами (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Н.А. Зимняя, Г.М. Бушуева и др.). Проблемы создания условий для формирования коммуникативных компетенций дошкольников находились в центре внимания: С. В. Проняевой, А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова, JI. M. Шипицыной, и др. Вместе с тем, вопрос особенностей коммуникативной компетентности этапов формирования в дошкольном детстве некоторыми авторами- исследователями приравнивался к процессу общения или взаимодействия (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Л.В. Чернецкая, Г.Р. Хузеева и др.).
Исследования авторов (Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, В.И. Лубовского, И.М. Соловьева и др.) помогают определить связь особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом после кохлеарной имплантации, которые связаны с проблемами понимания речи, особенностями межличностного общения, ограничением темпа переработки и объема словесной информации.
На сегодняшний день разработаны методические рекомендации, разнообразные дидактические материалы для слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова, Н.Д. Шматко и др.). В рамках данного материала коммуникативная компетентность детей приравнивается авторами-исследователями к речевой компетентности, к развитию речи и ее коммуникативной функции. В свою очередь, дети с кохлеарными имплантами имеют разный уровень стартовых возможностей на начало слухоречевой образовательной реабилитации и разные прогнозы дальнейшего развития их коммуникативной компетентности. Это определяет основную цель психолого-педагогической реабилитации после кохлеаной имплантации, которая предполагает переход ребенка на путь естественного развития слухового восприятия информации, коммуникации и развития речи. В специальной педагогике проблема изучения коммуникативной компетентности представлена единичными исследованиями. Работы, посвященные именно проблеме формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарным имплантом в современной сурдопедагогике, отсутствуют.
Проблема исследования, таким образом, заключается в определении особенностей коммуникативной компетентности, а также в поиске оптимальных путей и средств ее формирования у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической основой исследования являются положения об особом значении социального воспитания неслышащих детей Л.С. Выготского; положения о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.); учения об коммуникативно-деятельностной системе обучения детей с нарушениями слуха (С.А. Зыков, Т. С. Зыкова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.); положения «слухового метода» и слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева); новый подход к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификацией детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.).
Цель исследования: изучить особенности коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами и разработать коррекционно-развивающую программу работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выявленными особенностями.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.
3. Разработать программу коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей 5-6 лет.
Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности детей 5-6 лет с кохлеарными имплантами.
Гипотеза исследования:
- Под коммуникативной компетентностью у старших дошкольников можно понимать способность к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коммуникативных и социальных навыков с учетом норм и ценностей принятых в обществе, а ходе которого обнаруживается достаточная самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий, а также эмоциональная отзывчивость и сопереживание.
- Предполагается, что у старших дошкольников с кохлеарными имплантами будут выявлены особенности сформированности коммуникативной компетентности;
- Особенности коммуникативной компетентности, по нашему предположению, могут проявиться во всех выделенных нами компонентах. А именно: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности; развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, библиографический метод (анализ анамнестических данных, изучение документации).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МБДОУ детский сад №194 комбинированного вида», г. Красноярск.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - этап констатирующего эксперимента: проводилось эмпирическое исследование для определения особенностей формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, сравнительное изучение и анализ результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий этап: систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывалась программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1. В обобщении сведений по проблеме коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, об особенностях коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами.
2. В определении понятия «коммуникативная компетентность» относительно старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается:
- представленные материалы могут использоваться для проведения семинарских занятий со слушателями курсов повышения квалификации по теме «Комплексный подход к образовательной реабилитации детей с кохлеарными имплантами в дошкольной организации»; с обучающимися бакалавриата и магистратуры по направлению 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование в рамках учебных дисциплин «Сурдопедагогика», «Психолого-педагогические технологии реабилитации лиц с нарушением слуха», «Проектирование и мониторинг инклюзивного образования детей с нарушением слуха» и др.
- представленные методические рекомендации могут быть полезны педагогам-психологам; учителям-дефектологам (сурдопедагогам); учителям- логопедам; родителям детей старшего возраста с кохлеарными имплантами для целенаправленного формирования их коммуникативной компетентности в дошкольной организации, а также при реализации индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с кохлеарными имплантами.
Структура работы: работа включает в себя введение, реферат, две главы исследования, методические рекомендации в форме программы работы педагога-психолога, заключение, список используемой литературы, приложения.
Всестороннее формирование личности ребенка, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе является целью коррекционно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач воспитания и обучения детей с нарушенным слухом является формирование умений адекватного взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми на основе речевого общения.
Проблема коммуникативной компетентности в целом, ее определение, структура, компоненты и пути развития исследовались в педагогической науке многими авторами (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Н.А. Зимняя, Г.М. Бушуева и др.). Проблемы создания условий для формирования коммуникативных компетенций дошкольников находились в центре внимания: С. В. Проняевой, А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова, JI. M. Шипицыной, и др. Вместе с тем, вопрос особенностей коммуникативной компетентности этапов формирования в дошкольном детстве некоторыми авторами- исследователями приравнивался к процессу общения или взаимодействия (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Л.В. Чернецкая, Г.Р. Хузеева и др.).
Исследования авторов (Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, В.И. Лубовского, И.М. Соловьева и др.) помогают определить связь особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом после кохлеарной имплантации, которые связаны с проблемами понимания речи, особенностями межличностного общения, ограничением темпа переработки и объема словесной информации.
На сегодняшний день разработаны методические рекомендации, разнообразные дидактические материалы для слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова, Н.Д. Шматко и др.). В рамках данного материала коммуникативная компетентность детей приравнивается авторами-исследователями к речевой компетентности, к развитию речи и ее коммуникативной функции. В свою очередь, дети с кохлеарными имплантами имеют разный уровень стартовых возможностей на начало слухоречевой образовательной реабилитации и разные прогнозы дальнейшего развития их коммуникативной компетентности. Это определяет основную цель психолого-педагогической реабилитации после кохлеаной имплантации, которая предполагает переход ребенка на путь естественного развития слухового восприятия информации, коммуникации и развития речи. В специальной педагогике проблема изучения коммуникативной компетентности представлена единичными исследованиями. Работы, посвященные именно проблеме формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарным имплантом в современной сурдопедагогике, отсутствуют.
Проблема исследования, таким образом, заключается в определении особенностей коммуникативной компетентности, а также в поиске оптимальных путей и средств ее формирования у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической основой исследования являются положения об особом значении социального воспитания неслышащих детей Л.С. Выготского; положения о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.); учения об коммуникативно-деятельностной системе обучения детей с нарушениями слуха (С.А. Зыков, Т. С. Зыкова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.); положения «слухового метода» и слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева); новый подход к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификацией детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.).
Цель исследования: изучить особенности коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами и разработать коррекционно-развивающую программу работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выявленными особенностями.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.
3. Разработать программу коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей 5-6 лет.
Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности детей 5-6 лет с кохлеарными имплантами.
Гипотеза исследования:
- Под коммуникативной компетентностью у старших дошкольников можно понимать способность к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коммуникативных и социальных навыков с учетом норм и ценностей принятых в обществе, а ходе которого обнаруживается достаточная самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий, а также эмоциональная отзывчивость и сопереживание.
- Предполагается, что у старших дошкольников с кохлеарными имплантами будут выявлены особенности сформированности коммуникативной компетентности;
- Особенности коммуникативной компетентности, по нашему предположению, могут проявиться во всех выделенных нами компонентах. А именно: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности; развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, библиографический метод (анализ анамнестических данных, изучение документации).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МБДОУ детский сад №194 комбинированного вида», г. Красноярск.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - этап констатирующего эксперимента: проводилось эмпирическое исследование для определения особенностей формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, сравнительное изучение и анализ результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий этап: систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывалась программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1. В обобщении сведений по проблеме коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, об особенностях коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами.
2. В определении понятия «коммуникативная компетентность» относительно старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается:
- представленные материалы могут использоваться для проведения семинарских занятий со слушателями курсов повышения квалификации по теме «Комплексный подход к образовательной реабилитации детей с кохлеарными имплантами в дошкольной организации»; с обучающимися бакалавриата и магистратуры по направлению 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование в рамках учебных дисциплин «Сурдопедагогика», «Психолого-педагогические технологии реабилитации лиц с нарушением слуха», «Проектирование и мониторинг инклюзивного образования детей с нарушением слуха» и др.
- представленные методические рекомендации могут быть полезны педагогам-психологам; учителям-дефектологам (сурдопедагогам); учителям- логопедам; родителям детей старшего возраста с кохлеарными имплантами для целенаправленного формирования их коммуникативной компетентности в дошкольной организации, а также при реализации индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с кохлеарными имплантами.
Структура работы: работа включает в себя введение, реферат, две главы исследования, методические рекомендации в форме программы работы педагога-психолога, заключение, список используемой литературы, приложения.
Эксперимент по изучению особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников, проведенный нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность определяется, прежде всего, новой нормативно-правовой базой дошкольного образования детей с ограниченными возможностями (ФГОС ДО), во-вторых - растущим числом детей после кохлеарной имплантации дошкольного возраста, а также недостаточностью научно-практических исследований, позволяющих дошкольным работникам грамотно планировать содержание коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами.
Поэтому своё исследование мы посвятили теоретическому и экспериментальному поиску оптимальных путей и средств формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - разработать программу коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выявленными особенностями.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
В первой главе мы представили проанализированный теоретический материал по проблеме коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами. Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме формирования коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, об особенностях коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, а также обоснование и описание подходов к выбору путей и средств для формирования коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, что и составило теоретическую значимость исследования.
Проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, организовано нами в рамках решения второй задачи исследования.
Данная задача предполагала работу по организации изучения особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выделенными компонентами и подобранными методиками:
1. Компонент, касающийся усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, оценивался с помощью методики «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс), а также «Программы наблюдения за культурой поведения ребенка» (А.М.Щетинина).
2. Для оценки компонента, касающегося особенностей общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивался с помощью теста «Маски» (модификация метода «Социометрия»).
3. Компонент, касающийся становления самостоятельности, оценивался с помощью «Карты проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина).
4. Компонент, отражающий особенности эмоциональной отзывчивости и сопереживания, оценивался опросником «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М.Щетинина).
5. Компонент, характеризующий коммуникативные и социальные навыки ребенка, оценивался с помощью «Карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова).
Исследованием было охвачено 10 детей старшего возраста с кохлеарными имплантами и 10 детей с нормой развития, с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы и проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» г.Красноярска.
Анализу подлежали результаты исследования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами. Качественный анализ полученных результатов показал, что в группе А были выявлены более низкие результаты по всем проведенным методикам, а также были выявлены следующие особенности.
Было выявлено, что дети с КИ принимают и осознают поступки соответствующие общепринятой социальной норме, но не могут аргументировать свой выбор. Сталкиваясь с конфликтной ситуацией, дети с КИ, как правило, выбирают агрессивные поступки для решения проблемы. Недостаточно сформировано умение здороваться и умение прощаться, а также редко выражают благодарность самостоятельно. Не сформирована культура ведения диалога. Недостаточно сформировано умение оказывать и принимать помощь. Особенностью общения детей с КИ со сверстниками является то, что на фоне удовлетворенности или неудовлетворенности своим статусом в группе у них наблюдается четкая тенденция либо к «доминированию», либо к «подчинению». Самостоятельно решают конфликты со сверстниками, не заботятся о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством сверстников. Негативно относятся к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстника. Дети с КИ одинаково часто проявляют гуманистический и эгоцентрический типы эмпатии. Редко стараются понять и ответить на вопросы собеседника, не проявляют выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. Говорят и действуют напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям или проблемам, а также чаще искренны в своих высказываниях и проявлениях своих чувств, не «подхалимничают». Редко открыто заявляют о своих намерениях. Недостаточно сформированы организационные действия и умения. Крайне редко являются лидерами в отдельных видах деятельности и практически не владеют организаторскими навыками. Стремятся понять другого ребенка, его мысли и чувства. Недостаточно сформированы оперативные действия и умения.
Программа коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами включает в себя: цели, задачи, структуру занятия, наиболее подходящие приемы для решения поставленных задач, а также формы организации на занятиях. Разработано тематическое планирование с подборкой игр и упражнений для детей 5-6 лет (33 занятия) и для детей 6-7 лет (32 занятия).
Обязательно сопровождение образовательного процесса специалистами, имеющими высшее дефектологическое образование: педагогом-психологом, воспитателем. Всем педагогам (воспитатели группы, музыкальный руководитель и др.) необходимо пройти курсы повышения квалификации по теме «Комплексная реабилитация детей, пользующихся кохлеарными имплантами, в образовательном учреждении».
Отличительной особенностью данной Программы является тщательный подбор и активное использование коммуникативных игр и упражнений, поскольку их применение приближает детей к естественной речевой коммуникации и учитывает разный уровень слухоречевых возможностей всех детей, участвующих в занятиях. А ситуативно-тематическая основа действий коммуникативных игр и упражнений способствует возникновению потребности в общении.
Материалы исследования представляют собой оконченное исследование, проведенное в соответствии с поставленными целью, задачами, этапами. Гипотеза, выдвинутая перед началом практической части исследования, подтверждена результатами констатирующего эксперимента, проведенным изучением особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Таким образом, доказано, что старшие дошкольники с кохлеарными имплантами, имеют отличительные особенности коммуникативной компетентности, что требует оптимального подхода к организации практической коррекционной работы с ними в дошкольной образовательной организации.
Актуальность определяется, прежде всего, новой нормативно-правовой базой дошкольного образования детей с ограниченными возможностями (ФГОС ДО), во-вторых - растущим числом детей после кохлеарной имплантации дошкольного возраста, а также недостаточностью научно-практических исследований, позволяющих дошкольным работникам грамотно планировать содержание коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами.
Поэтому своё исследование мы посвятили теоретическому и экспериментальному поиску оптимальных путей и средств формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - разработать программу коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выявленными особенностями.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
В первой главе мы представили проанализированный теоретический материал по проблеме коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами. Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме формирования коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, об особенностях коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, а также обоснование и описание подходов к выбору путей и средств для формирования коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, что и составило теоретическую значимость исследования.
Проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, организовано нами в рамках решения второй задачи исследования.
Данная задача предполагала работу по организации изучения особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выделенными компонентами и подобранными методиками:
1. Компонент, касающийся усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, оценивался с помощью методики «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс), а также «Программы наблюдения за культурой поведения ребенка» (А.М.Щетинина).
2. Для оценки компонента, касающегося особенностей общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивался с помощью теста «Маски» (модификация метода «Социометрия»).
3. Компонент, касающийся становления самостоятельности, оценивался с помощью «Карты проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина).
4. Компонент, отражающий особенности эмоциональной отзывчивости и сопереживания, оценивался опросником «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М.Щетинина).
5. Компонент, характеризующий коммуникативные и социальные навыки ребенка, оценивался с помощью «Карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова).
Исследованием было охвачено 10 детей старшего возраста с кохлеарными имплантами и 10 детей с нормой развития, с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы и проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» г.Красноярска.
Анализу подлежали результаты исследования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами. Качественный анализ полученных результатов показал, что в группе А были выявлены более низкие результаты по всем проведенным методикам, а также были выявлены следующие особенности.
Было выявлено, что дети с КИ принимают и осознают поступки соответствующие общепринятой социальной норме, но не могут аргументировать свой выбор. Сталкиваясь с конфликтной ситуацией, дети с КИ, как правило, выбирают агрессивные поступки для решения проблемы. Недостаточно сформировано умение здороваться и умение прощаться, а также редко выражают благодарность самостоятельно. Не сформирована культура ведения диалога. Недостаточно сформировано умение оказывать и принимать помощь. Особенностью общения детей с КИ со сверстниками является то, что на фоне удовлетворенности или неудовлетворенности своим статусом в группе у них наблюдается четкая тенденция либо к «доминированию», либо к «подчинению». Самостоятельно решают конфликты со сверстниками, не заботятся о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством сверстников. Негативно относятся к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстника. Дети с КИ одинаково часто проявляют гуманистический и эгоцентрический типы эмпатии. Редко стараются понять и ответить на вопросы собеседника, не проявляют выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. Говорят и действуют напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям или проблемам, а также чаще искренны в своих высказываниях и проявлениях своих чувств, не «подхалимничают». Редко открыто заявляют о своих намерениях. Недостаточно сформированы организационные действия и умения. Крайне редко являются лидерами в отдельных видах деятельности и практически не владеют организаторскими навыками. Стремятся понять другого ребенка, его мысли и чувства. Недостаточно сформированы оперативные действия и умения.
Программа коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами включает в себя: цели, задачи, структуру занятия, наиболее подходящие приемы для решения поставленных задач, а также формы организации на занятиях. Разработано тематическое планирование с подборкой игр и упражнений для детей 5-6 лет (33 занятия) и для детей 6-7 лет (32 занятия).
Обязательно сопровождение образовательного процесса специалистами, имеющими высшее дефектологическое образование: педагогом-психологом, воспитателем. Всем педагогам (воспитатели группы, музыкальный руководитель и др.) необходимо пройти курсы повышения квалификации по теме «Комплексная реабилитация детей, пользующихся кохлеарными имплантами, в образовательном учреждении».
Отличительной особенностью данной Программы является тщательный подбор и активное использование коммуникативных игр и упражнений, поскольку их применение приближает детей к естественной речевой коммуникации и учитывает разный уровень слухоречевых возможностей всех детей, участвующих в занятиях. А ситуативно-тематическая основа действий коммуникативных игр и упражнений способствует возникновению потребности в общении.
Материалы исследования представляют собой оконченное исследование, проведенное в соответствии с поставленными целью, задачами, этапами. Гипотеза, выдвинутая перед началом практической части исследования, подтверждена результатами констатирующего эксперимента, проведенным изучением особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Таким образом, доказано, что старшие дошкольники с кохлеарными имплантами, имеют отличительные особенности коммуникативной компетентности, что требует оптимального подхода к организации практической коррекционной работы с ними в дошкольной образовательной организации.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМ ПЛАН ГАМ И В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию социально-
коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-
АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Содержательно-методическое обеспечение процесса обучения произношению дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха, речи посредством фонетической ритмики
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И
БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



