Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ

Работа №156884

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы148
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
1.1. Коммуникативная компетентность и ее поэтапное формирование у детей
дошкольного возраста 13
1.2. Особенности коммуникативной компетентности детей дошкольного
возраста с кохлеарными имплантами 27
1.3. Психолого-педагогические подходы к формированию коммуникативной
компетентности у старших дошкольников с нарушением слуха 39
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
2.1. Организация и методика проведения эмпирического исследования
коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 54
2.2. Результаты исследования коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с кохлеарными имплантами 66
2.3. Программа коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников
с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение А. Анамнестические данные детей 137
Приложение Б. Протоколы фиксации данных для методик исследования 138
Приложение В. Дидактический материал для Программы коррекционно-развивающей работы психолога 149


Коммуникативная компетентность в дошкольном и любом другом возрасте относится к категории наиболее важных, которые имеют особое значение в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять особое внимание. Важность коммуникативная компетентности заключается в том, что дает возможность ребёнку найти своё место в обществе в качестве полноценного члена общества.
Всестороннее формирование личности ребенка, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе является целью коррекционно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач воспитания и обучения детей с нарушенным слухом является формирование умений адекватного взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми на основе речевого общения.
Проблема коммуникативной компетентности в целом, ее определение, структура, компоненты и пути развития исследовались в педагогической науке многими авторами (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Н.А. Зимняя, Г.М. Бушуева и др.). Проблемы создания условий для формирования коммуникативных компетенций дошкольников находились в центре внимания: С. В. Проняевой, А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова, JI. M. Шипицыной, и др. Вместе с тем, вопрос особенностей коммуникативной компетентности этапов формирования в дошкольном детстве некоторыми авторами- исследователями приравнивался к процессу общения или взаимодействия (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Л.В. Чернецкая, Г.Р. Хузеева и др.).
Исследования авторов (Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, В.И. Лубовского, И.М. Соловьева и др.) помогают определить связь особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом после кохлеарной имплантации, которые связаны с проблемами понимания речи, особенностями межличностного общения, ограничением темпа переработки и объема словесной информации.
На сегодняшний день разработаны методические рекомендации, разнообразные дидактические материалы для слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева, О.В. Зонтова, Н.Д. Шматко и др.). В рамках данного материала коммуникативная компетентность детей приравнивается авторами-исследователями к речевой компетентности, к развитию речи и ее коммуникативной функции. В свою очередь, дети с кохлеарными имплантами имеют разный уровень стартовых возможностей на начало слухоречевой образовательной реабилитации и разные прогнозы дальнейшего развития их коммуникативной компетентности. Это определяет основную цель психолого-педагогической реабилитации после кохлеаной имплантации, которая предполагает переход ребенка на путь естественного развития слухового восприятия информации, коммуникации и развития речи. В специальной педагогике проблема изучения коммуникативной компетентности представлена единичными исследованиями. Работы, посвященные именно проблеме формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарным имплантом в современной сурдопедагогике, отсутствуют.
Проблема исследования, таким образом, заключается в определении особенностей коммуникативной компетентности, а также в поиске оптимальных путей и средств ее формирования у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической основой исследования являются положения об особом значении социального воспитания неслышащих детей Л.С. Выготского; положения о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.); учения об коммуникативно-деятельностной системе обучения детей с нарушениями слуха (С.А. Зыков, Т. С. Зыкова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.); положения «слухового метода» и слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева); новый подход к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификацией детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.).
Цель исследования: изучить особенности коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами и разработать коррекционно-развивающую программу работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выявленными особенностями.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.
3. Разработать программу коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: коммуникативная компетентность детей 5-6 лет.
Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности детей 5-6 лет с кохлеарными имплантами.
Гипотеза исследования:
- Под коммуникативной компетентностью у старших дошкольников можно понимать способность к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коммуникативных и социальных навыков с учетом норм и ценностей принятых в обществе, а ходе которого обнаруживается достаточная самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий, а также эмоциональная отзывчивость и сопереживание.
- Предполагается, что у старших дошкольников с кохлеарными имплантами будут выявлены особенности сформированности коммуникативной компетентности;
- Особенности коммуникативной компетентности, по нашему предположению, могут проявиться во всех выделенных нами компонентах. А именно: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности; развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, библиографический метод (анализ анамнестических данных, изучение документации).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МБДОУ детский сад №194 комбинированного вида», г. Красноярск.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - этап констатирующего эксперимента: проводилось эмпирическое исследование для определения особенностей формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, сравнительное изучение и анализ результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий этап: систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывалась программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1. В обобщении сведений по проблеме коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, об особенностях коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами.
2. В определении понятия «коммуникативная компетентность» относительно старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается:
- представленные материалы могут использоваться для проведения семинарских занятий со слушателями курсов повышения квалификации по теме «Комплексный подход к образовательной реабилитации детей с кохлеарными имплантами в дошкольной организации»; с обучающимися бакалавриата и магистратуры по направлению 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование в рамках учебных дисциплин «Сурдопедагогика», «Психолого-педагогические технологии реабилитации лиц с нарушением слуха», «Проектирование и мониторинг инклюзивного образования детей с нарушением слуха» и др.
- представленные методические рекомендации могут быть полезны педагогам-психологам; учителям-дефектологам (сурдопедагогам); учителям- логопедам; родителям детей старшего возраста с кохлеарными имплантами для целенаправленного формирования их коммуникативной компетентности в дошкольной организации, а также при реализации индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с кохлеарными имплантами.
Структура работы: работа включает в себя введение, реферат, две главы исследования, методические рекомендации в форме программы работы педагога-психолога, заключение, список используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эксперимент по изучению особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников, проведенный нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность определяется, прежде всего, новой нормативно-правовой базой дошкольного образования детей с ограниченными возможностями (ФГОС ДО), во-вторых - растущим числом детей после кохлеарной имплантации дошкольного возраста, а также недостаточностью научно-практических исследований, позволяющих дошкольным работникам грамотно планировать содержание коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами.
Поэтому своё исследование мы посвятили теоретическому и экспериментальному поиску оптимальных путей и средств формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - разработать программу коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выявленными особенностями.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
В первой главе мы представили проанализированный теоретический материал по проблеме коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами. Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме формирования коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, об особенностях коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, а также обоснование и описание подходов к выбору путей и средств для формирования коммуникативной компетентности детей с кохлеарными имплантами, что и составило теоретическую значимость исследования.
Проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами, организовано нами в рамках решения второй задачи исследования.
Данная задача предполагала работу по организации изучения особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в соответствии с выделенными компонентами и подобранными методиками:
1. Компонент, касающийся усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, оценивался с помощью методики «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс), а также «Программы наблюдения за культурой поведения ребенка» (А.М.Щетинина).
2. Для оценки компонента, касающегося особенностей общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивался с помощью теста «Маски» (модификация метода «Социометрия»).
3. Компонент, касающийся становления самостоятельности, оценивался с помощью «Карты проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина).
4. Компонент, отражающий особенности эмоциональной отзывчивости и сопереживания, оценивался опросником «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М.Щетинина).
5. Компонент, характеризующий коммуникативные и социальные навыки ребенка, оценивался с помощью «Карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова).
Исследованием было охвачено 10 детей старшего возраста с кохлеарными имплантами и 10 детей с нормой развития, с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы и проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» г.Красноярска.
Анализу подлежали результаты исследования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами. Качественный анализ полученных результатов показал, что в группе А были выявлены более низкие результаты по всем проведенным методикам, а также были выявлены следующие особенности.
Было выявлено, что дети с КИ принимают и осознают поступки соответствующие общепринятой социальной норме, но не могут аргументировать свой выбор. Сталкиваясь с конфликтной ситуацией, дети с КИ, как правило, выбирают агрессивные поступки для решения проблемы. Недостаточно сформировано умение здороваться и умение прощаться, а также редко выражают благодарность самостоятельно. Не сформирована культура ведения диалога. Недостаточно сформировано умение оказывать и принимать помощь. Особенностью общения детей с КИ со сверстниками является то, что на фоне удовлетворенности или неудовлетворенности своим статусом в группе у них наблюдается четкая тенденция либо к «доминированию», либо к «подчинению». Самостоятельно решают конфликты со сверстниками, не заботятся о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством сверстников. Негативно относятся к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстника. Дети с КИ одинаково часто проявляют гуманистический и эгоцентрический типы эмпатии. Редко стараются понять и ответить на вопросы собеседника, не проявляют выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. Говорят и действуют напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям или проблемам, а также чаще искренны в своих высказываниях и проявлениях своих чувств, не «подхалимничают». Редко открыто заявляют о своих намерениях. Недостаточно сформированы организационные действия и умения. Крайне редко являются лидерами в отдельных видах деятельности и практически не владеют организаторскими навыками. Стремятся понять другого ребенка, его мысли и чувства. Недостаточно сформированы оперативные действия и умения.
Программа коррекционно-развивающей работы психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами включает в себя: цели, задачи, структуру занятия, наиболее подходящие приемы для решения поставленных задач, а также формы организации на занятиях. Разработано тематическое планирование с подборкой игр и упражнений для детей 5-6 лет (33 занятия) и для детей 6-7 лет (32 занятия).
Обязательно сопровождение образовательного процесса специалистами, имеющими высшее дефектологическое образование: педагогом-психологом, воспитателем. Всем педагогам (воспитатели группы, музыкальный руководитель и др.) необходимо пройти курсы повышения квалификации по теме «Комплексная реабилитация детей, пользующихся кохлеарными имплантами, в образовательном учреждении».
Отличительной особенностью данной Программы является тщательный подбор и активное использование коммуникативных игр и упражнений, поскольку их применение приближает детей к естественной речевой коммуникации и учитывает разный уровень слухоречевых возможностей всех детей, участвующих в занятиях. А ситуативно-тематическая основа действий коммуникативных игр и упражнений способствует возникновению потребности в общении.
Материалы исследования представляют собой оконченное исследование, проведенное в соответствии с поставленными целью, задачами, этапами. Гипотеза, выдвинутая перед началом практической части исследования, подтверждена результатами констатирующего эксперимента, проведенным изучением особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Таким образом, доказано, что старшие дошкольники с кохлеарными имплантами, имеют отличительные особенности коммуникативной компетентности, что требует оптимального подхода к организации практической коррекционной работы с ними в дошкольной образовательной организации.



1. Актуальные проблемы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Сборник статей; под ред. Е.П. Микшиной. - СПб.: ООО «Арт бук», 2011, - 96с.
2. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015.-248 с.
3. Беляева О.Л., Давыдова О.Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2017. - 232 с.
4. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Сопинская Т.В., Ступакова М.В.
Современная организационно-правовая модель образовательной
(ре)абилитации и социализации дошкольников с кохлеарными имплантами: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2016. - 286 с.
5. Беляева О.Л, Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из
прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений. - Красноярск, 2015. - 308с.
6. Беляева О. Л., Карпова Г. А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее Текст : учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Л. Беляева, Г. А. Карпова - Красноярск, 2016. - 230 с. Издание второе: исправленное, дополненное.
7. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Узикова С.С. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей. // Психолого- медико-педагогическое сопровождение особого ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2014.- с. 57.
8. Беляева О.Л., Ступакова М.В. Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида. Монография. КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2017. 158 с.
9. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - М., Советский спорт, 2004. - 303 с.
10. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
11. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. М. : Просвещение, 1995. - 527с
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961. - с. 178
13. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Головчиц. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
14. Глухота - не приговор: от диагностики до инклюзии. Пособие о нарушении слуха: от и до.. .Составитель: ООО «Исток Аудио», официальный дистрибьютор компании Cochlear.
15. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации - новое явление в сурдопедагогике // Дефектология. - 2014. - №1 - С.14-16
16. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебн. пособие. М.:Лабиринт, 1997. - 224 с.
17. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. Методическое пособие. Под редакцией Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М., 2005 - 131 с.
18. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе
детского сада. / Практическое пособие: реализация мероприятий
Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы
по направлению «Распространение современных образовательных и организационно правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов». / Руководитель авторского коллектива Беляева О.Л. / Красноярск, 2014. - 130с.
19. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2008. 64 с
20. Жукова О.С., Жерновенкова Н. Готовим ребенка с кохлеарным имплантом к школе. Рекомендации и практические упражнения. Санкт- Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Издательство «Умная Маша».
2013. 166 с.
21. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом / науч. ред. проф. И.В. Королева. СПб. : Умная Маша, 2010. - 200 с.
22. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения / С.А.Зыков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 360 с.
23. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: избр. тр. / С.А. Зыков; Рос. акад. Образования. - М.: Загрей, 1997. - 231 с.
24. Зыкова Т. С., Соловьева, Т. А. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушенным слухом / Т. С. Зыкова, Соловьева Т. А. // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. - 2008. - №3.
25. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих первых лет жизни. М., 1999. - 98 с.
26. Калинина Румия. Прикоснись к душе ребенка. - М.: Речь, 2010. - 160 с.
27. Карпова Г. А.. Основы сурдопедагогики. Учебное пособие. М., Просвещение. 2008. 224 с.
28. А. Н. Корнев Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией.
29. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха. Учебное пособие. СПб., 2005. - 144 с.
30. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет.- Ярославль: Академия развития Академия холдинг, 2001. - 160 с.
31. Комаров К.В. Формирование речевого общения слабослышащих учащихся / К.В.Комаров. - М.: Просвещение.1983. - 95 с.
32. Коровин К.Г.. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин. - М.: Педагогика, 1976 - 255 с.
33. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Всё самое важное для родителей / И.В. Королева. СПб. : Умная Маша, 2010. - 208 с.
34. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). - СПб.: КАРО, 2008. - 752 с.
35. Королева И.В. Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха. Книга специалиста. Под ред. И.В. Королевой. СПб НИИ уха, горла, носа и речи.
36. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие. СПб.: С.- Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.
37. Королёва И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом. 4 издание, дополненное. - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006. - 101 с.
38. Королева И.В. Учусь слушать и говорить: Методические
рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода. СПб: КАРО,
2014. - 304 с.
39. Королева, И.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантантами / И.В., Королева, В.И. Пудов, О.В. Зонтова // Дефектология. - 2001. - № 5. - С. 21-29.
40. Королева И. В., Дмитриева И.В. Проблема оценки слухового и речевого развития детей с кохлеарными имплантами: русскоязычная версия методики EARS// Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение 1: Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - С. 97-107.
41. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. / Б.Д. Корсунская. М.: Педагогика, 1970. - 189 с.
42. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., «Просвещение», 1969. - 295 с.
43. Красильникова, О.А., Люкина, А.С. Результаты исследования
коммуникативных умений младших школьников с кохлеарнымиимплантами[Электронный ресурс] / А.С. Люкина, О.А. Красильникова // Письма вЭмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научныйжурнал. - СПб., март 2014., ART 2163. - URL:
http://www.emissia. org/offline/2014/2163.htm
44. Кукушкина О. И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога. - Дефектология. - 2014. - № 2.- с. 29-35
45. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации // Альманах №24 "Кохлеарная имплантация: запускающий этап реабилитации" ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, 2016.
46. .Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха. - Москва .: - МГППУ. - 2011. - 278с.
47. Леонгард, Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Часть I. / Э.И. Леонгард. - М.: ООО «Полиграф сервис», 2002. - 164 с
48. Леонгард, Э.И. И снова о кохлеарной имплантации [Текст] / Э.И. Леонгард // В едином строю. - 2008. - № 6. - С. 16-17.
49. Леонгард, Э.И. Кохлеарная имплантация и речь [Текст] : университет для родителей / Э.И. Леонгард // В едином строю. - 2006. - № 3. - С. 21-25.
50. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., Просвещение. 1974. 214 с.
51. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб., Питер, 2009. - 320 с.
52. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. - 1971. - №6. - с 15-19.
53. Люкина А.С., Развитие коммуникативных умений у младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.03 / Люкина А.С. - Санкт-Петербург, 2016. - 25 с.
54. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ.вузов. М., 2003.
55. Миронова, Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых)восприятию устной речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Э.В.Миронова. - М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. - 304 с., ил. с. 227-239.
56. Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей послекохлеарной имплантации [Текст] / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д.Фроленкова // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.52-56.
57. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Организация коррекционной помощи имплантированным дошкольникам // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии». СПб., 2009.
58. Носков Л.П. Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 / Носкова Людмила Петровна. - Москва, 1992. - 38 с.
59. Носкова Л.П. Словесная речь как средство социализации неслышащего ребенка: монография / Л.П. Носкова. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2001. - 64 с.
60. Носкова Л.П., Головчиц, Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
61. Нудельман М.М. Практикум по сурдопсихологии. - М.: Педагогика, 1990. - 158 с.
62. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи
дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. —224с: ил. (Коррекционная
педагогика).
63. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, А. И. Сатаева, Н. Д. Шматко и др.: монография. - М.: Полиграф Сервис, 2014 - 192 с.
64. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 421 с.
65. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: методическое пособие / Е.Г. Речицкая, Т.Ю. Кулигина. - Москва: Книголюб, 2006. - 207 с.
66. Речицкая, Е.Г. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: монография / Ю.В. Гайдова, Е.Г. Речицкая. - Оре,л, ООО Горизонт, 2013. - 116 с.
67. Сатаева А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарным имплантом // Дефектология. - 2014. - №3 - С. 21-29.
68. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. - М.: Просвещение, 1975. - 189 с.
69. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в
общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации. - М.:
МГППУ. - 2012. -56с
70. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманит. изд. центр БЛЛДОС, 2005. - 158 с
71. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 371-374.
72. Тарасова, Н.В. Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.03 / Тарасова Н. В. - Москва, 2010. - 25 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России №1958 от 19.12.2014 г.
74. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
75. Хайдарпашич М.Р., Зельдина Е.В., Сатаева А.И. Дети с КИ вшкольном возрасте: четыре истории развития [Электронный ресурс] / М.Р.Хайдарпашич, Е.В. Зельдина, А.И. Сатаева // Альманах Института
коррекционной педагогики. - 2016. - Альманах №24. - Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/deti-s-ki-v-shkolnom-vozraste-
chetyire-istorii-razvitiya.
76. Хузеева Г. Р., Авдулова Т. П. Личностная и коммуникативная
компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. - М.:
Прометей, 2013. - 154 с.
77. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. - РнД.: Феникс, 2005. — 256 с.
78. Шипицина Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2009. -203с. Шипицина Л.М., стр. 20.
79. Широкова Ю.Н. Результаты исследования эмпатических проявлений у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами. Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 16 мая 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Ю. Жуковин; ред. кол.; - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун¬т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.
80. Широкова Ю.Н.Индивидуальное сопровождение кохлеарно
имплантированных дошкольников педагогом-психологом в условиях дошкольного образовательного учреждения: материалы научно¬
практической конференции. / отв. ред. Л.П.Уфимцева., Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2014, с. 98-99
81. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1968. - 318 с.
82. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГу им.Ярослава Мудрого, 2000
83. Шматко, Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит.,, [Текст] :пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2003 - 204 с. - Библиогр.: с. 201-203.
84. Archbold S.M., Nikolopoulos T.P., Lutman M.E., O'Donoghue G.M. The educational settings of profoundly deaf children with cochlear implants compared with age-matched peers with hearing aids: Implications for management: International Journal of Audiology. Vol 41(3), Apr 2002, 157-161.
85. Clark, G.M. Cochlear Implants: historical perspectives. In: Plant, G. and K.-E. Spens, eds. Profound deafness and communication. London, Whurr: 2013, 165-218.
86. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed. Allum D.J. - Whurr Publishers, 1996. P. 166-179. - 344 pages.
87. Edwards L.C. Children with cochlear implants and complex needs: A review of outcome research and psychological practice: Journal of Deaf Studies and Deaf Education Vol 12(3) Sum 2007, 258-268.
88. Estabrooks W. (Ed.) Auditory-verbal therapy for parents and professionals. -Washington. DC: A.G.Bell, 1994.
89. Geers A., Moog J.S. 1991. Evaluating the benefits of cochlear implants in an educational settings // American Journal of Otology, 12, (Suppl.), 116-125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ