Особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разным интеллектуальным развитием 9
1.1. Современные исследования проблемы межличностного восприятия
детей дошкольного возраста 9
1.2. Межличностное восприятие детьми старшего дошкольного возраста
сверстников с сохранным и нарушенным развитием интеллекта как психолого-педагогическая проблема 17
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию процесса
восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разными интеллектуальными возможностями 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 35
2.1. Организация и методика экспериментального исследования межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования межличностного
восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 47
2.3. Методические рекомендации по развитию процесса восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 61
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разным интеллектуальным развитием 9
1.1. Современные исследования проблемы межличностного восприятия
детей дошкольного возраста 9
1.2. Межличностное восприятие детьми старшего дошкольного возраста
сверстников с сохранным и нарушенным развитием интеллекта как психолого-педагогическая проблема 17
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию процесса
восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разными интеллектуальными возможностями 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 35
2.1. Организация и методика экспериментального исследования межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования межличностного
восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 47
2.3. Методические рекомендации по развитию процесса восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 61
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения
В дошкольном детстве закладываются основные личностные механизмы, возникает первая система ценностных представлений и ориентаций ребенка в окружающей его социальной действительности, оказывающая весомое влияние на всю последующую жизнь, формируются основы нравственности, гуманного отношения и толерантности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л.Коломенский, Д.Б.Эльконин и другие). В этом ключе особую ценность представляет изучение особенностей восприятия нормативными детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушенным интеллектом. Анализ теоретического материала и реальной образовательной практики показывает, что проблемы взаимодействия с другими людьми дети с ограниченными возможностями здоровья начинают испытывать особенно остро с начала обучения в школе. Их стремление к конструктивным контактам с другими школьниками часто наталкивается на непонимание, холодность и даже враждебность (Вачков, 2011), соответственно профилактические меры, направленные на нивелирование негативного восприятия сверстников с ограниченными возможностями должны проводиться еще в дошкольном детстве. Кроме того, в настоящее время своевременность и необходимость изучения различных аспектов межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников, имеющих ограниченные возможности здоровья, обусловлена реализацией в образовательных учреждениях инклюзивных форм обучения, закрепленных на законодательном уровне рядом нормативно-правовых документов (ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО, приказ №1958 от 19.12.2014 гг., Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» от 26 июня 2014 г. № 6-2519 и другие).
Несмотря на то, что различные стороны межличностного восприятия детей дошкольного возраста по отношению к друг другу были изучены рядом ученых (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Р.А.Максимова и другие), аспект межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разными интеллектуальными возможностями оказался вне русла данных исследований.
Наличие определенных противоречий в современном состоянии проблемы, определяющих актуальность нашего исследования:
• социальное противоречие между закрепленным законодательно правом ребенка с ментальными нарушениями, дающим ему возможность на получение образования и сложностью реализации этого права вследствие непринятия особенностей его личностного и интеллектуального развития сверстниками;
• методическое противоречие между увеличением количества детей
с нарушенным интеллектом в общеобразовательных учреждениях и не всегда достаточной методической базой для построения полноценного процесса психолого-педагогического сопровождения совместного обучения детей с нормой и нарушенным интеллектом, создания профилактических и развивающих программ;
• личностное противоречие между естественной потребностью личности в признании и безусловном принятии ее уникальности, несмотря на врожденные особенности, и процессом стигматизации со стороны сверстников, который препятствует ее развитию.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной разработке теоретических аспектов темы исследования и поиске путей развития межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с различным уровнем интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом и разработать методические рекомендации для педагогов-психологов по оптимизации данного процесса с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: межличностное восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с сохранным и нарушенным интеллектом.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что:
• межличностное восприятие в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением его основных компонентов: восприятие и оценка элементов внешнего облика и внутренних (личностных) качеств человека, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков;
• существуют определенные особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с различным уровнем интеллекта, которые затрагивают все основные стороны восприятия другого ребенка (внешний облик, личностные характеристики, прогнозирование поведения);
• процесс восприятия старшими дошкольниками с сохранным интеллектом сверстников с разными интеллектуальными возможностями будет более эффективным при специально спланированной работе педагога-психолога по развитию основных компонентов межличностного восприятия в процессе активного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом в психолого-педагогической литературе;
2. Экспериментальным путем выявить особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом;
3. Разработать методические рекомендации по развитию процесса
межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста сверстников с различными интеллектуальными возможностями с учетом выявленных особенностей.
Теоретико-методологической основой исследования выступает положение Б.Ф.Ломова о системном подходе к изучению психического (принцип системности), субъектно - деятельностный подход к изучению психических явлений, позволяющий рассматривать процесс межличностного восприятия в общем контексте психического развития ребенка как субъекта познания, общения и деятельности (А.Н.Леонтьев Б.Г.Ананьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Я.З. Неверович и другие); комплексный подход к изучению системы взаимоотношений в детских группах (Л.И.Даргевичене, Я.Л.Коломинский и другие); идеи Л.С.Выготского о совместном воспитании и обучении детей с разным интеллектуальным потенциалом (Л.С.Выготский).
Группы методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: проективный рисуночный тест, беседа, проективный вербальный тест, игровой оценочный эксперимент.
3. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось с 2014-2017 года и включало три этапа. На первом этапе работы изучались теория и практика исследуемой проблемы, были определены предмет, цель, основные задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования (ноябрь 2014 - август 2015 гг.). Второй этап был посвящен непосредственно организации и проведению экспериментального исследования особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой (сентябрь 2015 - май 2017 гг.). На третьем этапе оформлялись результаты исследования, разрабатывались рекомендации (июнь - ноябрь 2017 год).
Научная новизна:
1. Экспериментальным путем определены основные особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом;
2. Обозначена необходимость развития межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с различным уровнем интеллекта;
3. Дано теоретическое обоснование коррекционно - развивающей работы в области межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Систематизированы основные направления исследования по проблеме межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой;
2. Дан сравнительный анализ особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом;
3. Обоснован диагностический комплекс по изучению особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом.
Практическая значимость исследования:
1. Разработанные и модифицированные автором задания, входящие в диагностический комплекс, могут быть использованы в деятельности педагогов-психологов, реализующих инклюзивную практику работы;
2. Представленные методические рекомендации могут быть внедрены в образовательный процесс, и применяться педагогами-психологами, воспитателями и другими педагогами, работающими в инклюзивных группах дошкольных образовательных учреждений при составлении различных коррекционно-развивающих и профилактических программ. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации экспериментальной работы на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» (МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание») и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 243» (МБДОУ №243).
Отдельные аспекты диссертации и выводы нашли свое отражение в публикациях: 1. Опыт исследования представлений старших дошкольников о предполагаемых стратегиях поведения сверстников с различным уровнем интеллекта//Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве» (26-27 октября 2017 г. Москва). - М.:ФГБОУ ВО МГНПУ, 2017 г.-472 с.; 2. Возможности песочной терапии в процессе инклюзивного
включения детей с множественными нарушениями развития в работу коррекционно-развивающей группы// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования» 25-26 сентября 2014 г. Красноярск: Литера-Принт, 2014 г.-268 с. (в соавторстве с А.А.Лобкаевой).
Результаты работы также обсуждались заседаниях психологической лаборатории МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание» и методических объединениях педагогов-психологов Октябрьского района г. Красноярска.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Текст сопровождается таблицами, рисунком и гистограммой.
Несмотря на то, что различные стороны межличностного восприятия детей дошкольного возраста по отношению к друг другу были изучены рядом ученых (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Р.А.Максимова и другие), аспект межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разными интеллектуальными возможностями оказался вне русла данных исследований.
Наличие определенных противоречий в современном состоянии проблемы, определяющих актуальность нашего исследования:
• социальное противоречие между закрепленным законодательно правом ребенка с ментальными нарушениями, дающим ему возможность на получение образования и сложностью реализации этого права вследствие непринятия особенностей его личностного и интеллектуального развития сверстниками;
• методическое противоречие между увеличением количества детей
с нарушенным интеллектом в общеобразовательных учреждениях и не всегда достаточной методической базой для построения полноценного процесса психолого-педагогического сопровождения совместного обучения детей с нормой и нарушенным интеллектом, создания профилактических и развивающих программ;
• личностное противоречие между естественной потребностью личности в признании и безусловном принятии ее уникальности, несмотря на врожденные особенности, и процессом стигматизации со стороны сверстников, который препятствует ее развитию.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной разработке теоретических аспектов темы исследования и поиске путей развития межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с различным уровнем интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом и разработать методические рекомендации для педагогов-психологов по оптимизации данного процесса с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: межличностное восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с сохранным и нарушенным интеллектом.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что:
• межличностное восприятие в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением его основных компонентов: восприятие и оценка элементов внешнего облика и внутренних (личностных) качеств человека, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков;
• существуют определенные особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с различным уровнем интеллекта, которые затрагивают все основные стороны восприятия другого ребенка (внешний облик, личностные характеристики, прогнозирование поведения);
• процесс восприятия старшими дошкольниками с сохранным интеллектом сверстников с разными интеллектуальными возможностями будет более эффективным при специально спланированной работе педагога-психолога по развитию основных компонентов межличностного восприятия в процессе активного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом в психолого-педагогической литературе;
2. Экспериментальным путем выявить особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом;
3. Разработать методические рекомендации по развитию процесса
межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста сверстников с различными интеллектуальными возможностями с учетом выявленных особенностей.
Теоретико-методологической основой исследования выступает положение Б.Ф.Ломова о системном подходе к изучению психического (принцип системности), субъектно - деятельностный подход к изучению психических явлений, позволяющий рассматривать процесс межличностного восприятия в общем контексте психического развития ребенка как субъекта познания, общения и деятельности (А.Н.Леонтьев Б.Г.Ананьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Я.З. Неверович и другие); комплексный подход к изучению системы взаимоотношений в детских группах (Л.И.Даргевичене, Я.Л.Коломинский и другие); идеи Л.С.Выготского о совместном воспитании и обучении детей с разным интеллектуальным потенциалом (Л.С.Выготский).
Группы методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: проективный рисуночный тест, беседа, проективный вербальный тест, игровой оценочный эксперимент.
3. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось с 2014-2017 года и включало три этапа. На первом этапе работы изучались теория и практика исследуемой проблемы, были определены предмет, цель, основные задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования (ноябрь 2014 - август 2015 гг.). Второй этап был посвящен непосредственно организации и проведению экспериментального исследования особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой (сентябрь 2015 - май 2017 гг.). На третьем этапе оформлялись результаты исследования, разрабатывались рекомендации (июнь - ноябрь 2017 год).
Научная новизна:
1. Экспериментальным путем определены основные особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом;
2. Обозначена необходимость развития межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с различным уровнем интеллекта;
3. Дано теоретическое обоснование коррекционно - развивающей работы в области межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Систематизированы основные направления исследования по проблеме межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой;
2. Дан сравнительный анализ особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом;
3. Обоснован диагностический комплекс по изучению особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом.
Практическая значимость исследования:
1. Разработанные и модифицированные автором задания, входящие в диагностический комплекс, могут быть использованы в деятельности педагогов-психологов, реализующих инклюзивную практику работы;
2. Представленные методические рекомендации могут быть внедрены в образовательный процесс, и применяться педагогами-психологами, воспитателями и другими педагогами, работающими в инклюзивных группах дошкольных образовательных учреждений при составлении различных коррекционно-развивающих и профилактических программ. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации экспериментальной работы на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» (МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание») и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 243» (МБДОУ №243).
Отдельные аспекты диссертации и выводы нашли свое отражение в публикациях: 1. Опыт исследования представлений старших дошкольников о предполагаемых стратегиях поведения сверстников с различным уровнем интеллекта//Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве» (26-27 октября 2017 г. Москва). - М.:ФГБОУ ВО МГНПУ, 2017 г.-472 с.; 2. Возможности песочной терапии в процессе инклюзивного
включения детей с множественными нарушениями развития в работу коррекционно-развивающей группы// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования» 25-26 сентября 2014 г. Красноярск: Литера-Принт, 2014 г.-268 с. (в соавторстве с А.А.Лобкаевой).
Результаты работы также обсуждались заседаниях психологической лаборатории МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание» и методических объединениях педагогов-психологов Октябрьского района г. Красноярска.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Текст сопровождается таблицами, рисунком и гистограммой.
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования в первой главе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом в психолого-педагогической литературе. Мы проанализировали основные существующие точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно проблемы межличностного восприятия детей дошкольного возраста, раскрыли проблемное поле, связанное с восприятием детьми с сохранным интеллектом сверстников с нарушенным, рассмотрели известные аспекты развития межличностного восприятия у старших дошкольников. Анализ различных теоретических концепций и направлений, показывает, что авторы рассматривают проблему межличностного восприятия, ее сущностные характеристики, структуру с разных позиций. Хотя о существовании интеграционного подхода, объединяющего данные направления, утверждать еще преждевременно, на сегодняшний день можно говорить о частичной выработке общих точек зрения относительно отдельных аспектов межличностного восприятия (его структуры, развития в дошкольном детстве).
Выводы, сделанные в рамках теоретических обобщений первой главы, позволили нам определиться с ключевыми категориями, необходимыми для дальнейшего экспериментального исследования. Межличностное восприятие в старшем дошкольном возрасте впервые начинает обретать структуру целостного процесса, включающего в себя восприятие и оценку элементов внешнего облика и внутренних (личностных) качеств человека, попытки интерпретации и прогнозирования на этой основе его поступков. Процесс межличностной перцепции детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлен личностью сверстника, его обратной реакцией. Сниженная потребность в установление социальных контактов, недостаточная ответная реакция на взаимодействие со сверстниками, характерная для детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом, вызывает трудности социального познания у нормативно развивающихся детей. Проблему развития межличностного восприятия авторы рассмотрели с различных сторон: раскрыты механизмы, которые позволяют улучшить процесс восприятия и оценки людей, факторы, оказывающее значение на формирование образа другого человека у детей дошкольного возраста, формы, методы и средства формирования перцептивных способностей детей. Авторы едины во мнении, что характер восприятия и понимания особенностей сверстников связан с развитием ребенка как субъекта познания, общения и деятельности. Вместе с тем, вопрос развития межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с разными интеллектуальными возможностями раскрыт недостаточно, отсутствует целостный подход к решению данной проблемы.
Выделяемое проблемное поле, связанное с восприятием детей с нарушенным интеллектом сверстниками с нормативным развитием, перспективность и малоизученность позволили нам продолжить исследование в данной области экспериментальным путем. Вторая глава магистерской работы посвящена экспериментальному исследованию особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом. В процессе реализации второй задачи исследования нами составлен диагностический комплекс, направленный на изучение трех компонентов межличностного восприятия: 1) восприятие и оценка элементов внешнего облика, 2) оценка внутренних личностных качеств; 3) анализ предполагаемого поведения сверстников. В результате анализа проводимых заданий были выделены три уровня межличностного восприятия, которые характеризуются различным соотношением диагностических баллов по исследуемым параметрам. Сравнение выделенных уровней межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста позволило выявить следующие особенности в отношении сверстников с нарушенным и сохранным интеллектом:
• при восприятии детьми исследуемой группы сверстников с сохранным интеллектом присутствуют разные уровни восприятия, что может свидетельствовать о полифакторном феномене межличностного восприятия, процесс становления которого обусловлен как личностью наблюдателя, так и наблюдаемого;
• в процессе восприятия сверстников с нарушенным интеллектом у детей доминирует низкий уровень восприятия, который характеризуется затруднением создания перцептивного образа, низкой оценкой личностных характеристик партнера, прогнозом социально не привлекательных поведенческих реакций.
Процесс восприятия старшими дошкольниками с сохранным интеллектом сверстников с нарушенным будет более эффективным при организации специально спланированной работы педагога-психолога по развитию основных компонентов межличностного восприятия в процессе активного взаимодействия детей друг с другом. Для реализации третей задачи настоящего исследования нами разработаны методические рекомендации, содержащие описание цели, задач, принципов, условий и содержания данного направления.
Таким образом, выдвигаемая ранее гипотеза подтверждена, теоретическая и практическая значимость работы нашла свое отражение, цели и задачи, поставленные перед данным исследованием, реализованы. Исследование может иметь продолжение, в рамках которого предложенные нами методические рекомендации пройдут практическую апробацию с подведением итогов внедрения и получением новых количественных и качественных результатов сформированности компонентов межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой.
Выводы, сделанные в рамках теоретических обобщений первой главы, позволили нам определиться с ключевыми категориями, необходимыми для дальнейшего экспериментального исследования. Межличностное восприятие в старшем дошкольном возрасте впервые начинает обретать структуру целостного процесса, включающего в себя восприятие и оценку элементов внешнего облика и внутренних (личностных) качеств человека, попытки интерпретации и прогнозирования на этой основе его поступков. Процесс межличностной перцепции детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлен личностью сверстника, его обратной реакцией. Сниженная потребность в установление социальных контактов, недостаточная ответная реакция на взаимодействие со сверстниками, характерная для детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом, вызывает трудности социального познания у нормативно развивающихся детей. Проблему развития межличностного восприятия авторы рассмотрели с различных сторон: раскрыты механизмы, которые позволяют улучшить процесс восприятия и оценки людей, факторы, оказывающее значение на формирование образа другого человека у детей дошкольного возраста, формы, методы и средства формирования перцептивных способностей детей. Авторы едины во мнении, что характер восприятия и понимания особенностей сверстников связан с развитием ребенка как субъекта познания, общения и деятельности. Вместе с тем, вопрос развития межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с разными интеллектуальными возможностями раскрыт недостаточно, отсутствует целостный подход к решению данной проблемы.
Выделяемое проблемное поле, связанное с восприятием детей с нарушенным интеллектом сверстниками с нормативным развитием, перспективность и малоизученность позволили нам продолжить исследование в данной области экспериментальным путем. Вторая глава магистерской работы посвящена экспериментальному исследованию особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом. В процессе реализации второй задачи исследования нами составлен диагностический комплекс, направленный на изучение трех компонентов межличностного восприятия: 1) восприятие и оценка элементов внешнего облика, 2) оценка внутренних личностных качеств; 3) анализ предполагаемого поведения сверстников. В результате анализа проводимых заданий были выделены три уровня межличностного восприятия, которые характеризуются различным соотношением диагностических баллов по исследуемым параметрам. Сравнение выделенных уровней межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста позволило выявить следующие особенности в отношении сверстников с нарушенным и сохранным интеллектом:
• при восприятии детьми исследуемой группы сверстников с сохранным интеллектом присутствуют разные уровни восприятия, что может свидетельствовать о полифакторном феномене межличностного восприятия, процесс становления которого обусловлен как личностью наблюдателя, так и наблюдаемого;
• в процессе восприятия сверстников с нарушенным интеллектом у детей доминирует низкий уровень восприятия, который характеризуется затруднением создания перцептивного образа, низкой оценкой личностных характеристик партнера, прогнозом социально не привлекательных поведенческих реакций.
Процесс восприятия старшими дошкольниками с сохранным интеллектом сверстников с нарушенным будет более эффективным при организации специально спланированной работы педагога-психолога по развитию основных компонентов межличностного восприятия в процессе активного взаимодействия детей друг с другом. Для реализации третей задачи настоящего исследования нами разработаны методические рекомендации, содержащие описание цели, задач, принципов, условий и содержания данного направления.
Таким образом, выдвигаемая ранее гипотеза подтверждена, теоретическая и практическая значимость работы нашла свое отражение, цели и задачи, поставленные перед данным исследованием, реализованы. Исследование может иметь продолжение, в рамках которого предложенные нами методические рекомендации пройдут практическую апробацию с подведением итогов внедрения и получением новых количественных и качественных результатов сформированности компонентов межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой.
Подобные работы
- Особенности сформированности номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Изучение коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление психологической депривации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМ ПЛАН ГАМ И В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



