Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом

Работа №156882

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разным интеллектуальным развитием 9
1.1. Современные исследования проблемы межличностного восприятия
детей дошкольного возраста 9
1.2. Межличностное восприятие детьми старшего дошкольного возраста
сверстников с сохранным и нарушенным развитием интеллекта как психолого-педагогическая проблема 17
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию процесса
восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разными интеллектуальными возможностями 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 35
2.1. Организация и методика экспериментального исследования межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования межличностного
восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 47
2.3. Методические рекомендации по развитию процесса восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом 61
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения


В дошкольном детстве закладываются основные личностные механизмы, возникает первая система ценностных представлений и ориентаций ребенка в окружающей его социальной действительности, оказывающая весомое влияние на всю последующую жизнь, формируются основы нравственности, гуманного отношения и толерантности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л.Коломенский, Д.Б.Эльконин и другие). В этом ключе особую ценность представляет изучение особенностей восприятия нормативными детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушенным интеллектом. Анализ теоретического материала и реальной образовательной практики показывает, что проблемы взаимодействия с другими людьми дети с ограниченными возможностями здоровья начинают испытывать особенно остро с начала обучения в школе. Их стремление к конструктивным контактам с другими школьниками часто наталкивается на непонимание, холодность и даже враждебность (Вачков, 2011), соответственно профилактические меры, направленные на нивелирование негативного восприятия сверстников с ограниченными возможностями должны проводиться еще в дошкольном детстве. Кроме того, в настоящее время своевременность и необходимость изучения различных аспектов межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников, имеющих ограниченные возможности здоровья, обусловлена реализацией в образовательных учреждениях инклюзивных форм обучения, закрепленных на законодательном уровне рядом нормативно-правовых документов (ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО, приказ №1958 от 19.12.2014 гг., Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» от 26 июня 2014 г. № 6-2519 и другие).
Несмотря на то, что различные стороны межличностного восприятия детей дошкольного возраста по отношению к друг другу были изучены рядом ученых (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Р.А.Максимова и другие), аспект межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с разными интеллектуальными возможностями оказался вне русла данных исследований.
Наличие определенных противоречий в современном состоянии проблемы, определяющих актуальность нашего исследования:
• социальное противоречие между закрепленным законодательно правом ребенка с ментальными нарушениями, дающим ему возможность на получение образования и сложностью реализации этого права вследствие непринятия особенностей его личностного и интеллектуального развития сверстниками;
• методическое противоречие между увеличением количества детей
с нарушенным интеллектом в общеобразовательных учреждениях и не всегда достаточной методической базой для построения полноценного процесса психолого-педагогического сопровождения совместного обучения детей с нормой и нарушенным интеллектом, создания профилактических и развивающих программ;
• личностное противоречие между естественной потребностью личности в признании и безусловном принятии ее уникальности, несмотря на врожденные особенности, и процессом стигматизации со стороны сверстников, который препятствует ее развитию.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной разработке теоретических аспектов темы исследования и поиске путей развития межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с различным уровнем интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом и разработать методические рекомендации для педагогов-психологов по оптимизации данного процесса с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: межличностное восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с сохранным и нарушенным интеллектом.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что:
• межличностное восприятие в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением его основных компонентов: восприятие и оценка элементов внешнего облика и внутренних (личностных) качеств человека, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков;
• существуют определенные особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с различным уровнем интеллекта, которые затрагивают все основные стороны восприятия другого ребенка (внешний облик, личностные характеристики, прогнозирование поведения);
• процесс восприятия старшими дошкольниками с сохранным интеллектом сверстников с разными интеллектуальными возможностями будет более эффективным при специально спланированной работе педагога-психолога по развитию основных компонентов межличностного восприятия в процессе активного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом в психолого-педагогической литературе;
2. Экспериментальным путем выявить особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом;
3. Разработать методические рекомендации по развитию процесса
межличностного восприятия детей старшего дошкольного возраста сверстников с различными интеллектуальными возможностями с учетом выявленных особенностей.
Теоретико-методологической основой исследования выступает положение Б.Ф.Ломова о системном подходе к изучению психического (принцип системности), субъектно - деятельностный подход к изучению психических явлений, позволяющий рассматривать процесс межличностного восприятия в общем контексте психического развития ребенка как субъекта познания, общения и деятельности (А.Н.Леонтьев Б.Г.Ананьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Я.З. Неверович и другие); комплексный подход к изучению системы взаимоотношений в детских группах (Л.И.Даргевичене, Я.Л.Коломинский и другие); идеи Л.С.Выготского о совместном воспитании и обучении детей с разным интеллектуальным потенциалом (Л.С.Выготский).
Группы методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: проективный рисуночный тест, беседа, проективный вербальный тест, игровой оценочный эксперимент.
3. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось с 2014-2017 года и включало три этапа. На первом этапе работы изучались теория и практика исследуемой проблемы, были определены предмет, цель, основные задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования (ноябрь 2014 - август 2015 гг.). Второй этап был посвящен непосредственно организации и проведению экспериментального исследования особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой (сентябрь 2015 - май 2017 гг.). На третьем этапе оформлялись результаты исследования, разрабатывались рекомендации (июнь - ноябрь 2017 год).
Научная новизна:
1. Экспериментальным путем определены основные особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом;
2. Обозначена необходимость развития межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с различным уровнем интеллекта;
3. Дано теоретическое обоснование коррекционно - развивающей работы в области межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Систематизированы основные направления исследования по проблеме межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой;
2. Дан сравнительный анализ особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом;
3. Обоснован диагностический комплекс по изучению особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом.
Практическая значимость исследования:
1. Разработанные и модифицированные автором задания, входящие в диагностический комплекс, могут быть использованы в деятельности педагогов-психологов, реализующих инклюзивную практику работы;
2. Представленные методические рекомендации могут быть внедрены в образовательный процесс, и применяться педагогами-психологами, воспитателями и другими педагогами, работающими в инклюзивных группах дошкольных образовательных учреждений при составлении различных коррекционно-развивающих и профилактических программ. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации экспериментальной работы на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» (МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание») и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 243» (МБДОУ №243).
Отдельные аспекты диссертации и выводы нашли свое отражение в публикациях: 1. Опыт исследования представлений старших дошкольников о предполагаемых стратегиях поведения сверстников с различным уровнем интеллекта//Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве» (26-27 октября 2017 г. Москва). - М.:ФГБОУ ВО МГНПУ, 2017 г.-472 с.; 2. Возможности песочной терапии в процессе инклюзивного
включения детей с множественными нарушениями развития в работу коррекционно-развивающей группы// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования» 25-26 сентября 2014 г. Красноярск: Литера-Принт, 2014 г.-268 с. (в соавторстве с А.А.Лобкаевой).
Результаты работы также обсуждались заседаниях психологической лаборатории МБУ ЦППМиСП №5 «Сознание» и методических объединениях педагогов-психологов Октябрьского района г. Красноярска.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Текст сопровождается таблицами, рисунком и гистограммой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленной целью и задачами исследования в первой главе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия детьми дошкольного возраста сверстников с нормой и нарушенным интеллектом в психолого-педагогической литературе. Мы проанализировали основные существующие точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно проблемы межличностного восприятия детей дошкольного возраста, раскрыли проблемное поле, связанное с восприятием детьми с сохранным интеллектом сверстников с нарушенным, рассмотрели известные аспекты развития межличностного восприятия у старших дошкольников. Анализ различных теоретических концепций и направлений, показывает, что авторы рассматривают проблему межличностного восприятия, ее сущностные характеристики, структуру с разных позиций. Хотя о существовании интеграционного подхода, объединяющего данные направления, утверждать еще преждевременно, на сегодняшний день можно говорить о частичной выработке общих точек зрения относительно отдельных аспектов межличностного восприятия (его структуры, развития в дошкольном детстве).
Выводы, сделанные в рамках теоретических обобщений первой главы, позволили нам определиться с ключевыми категориями, необходимыми для дальнейшего экспериментального исследования. Межличностное восприятие в старшем дошкольном возрасте впервые начинает обретать структуру целостного процесса, включающего в себя восприятие и оценку элементов внешнего облика и внутренних (личностных) качеств человека, попытки интерпретации и прогнозирования на этой основе его поступков. Процесс межличностной перцепции детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлен личностью сверстника, его обратной реакцией. Сниженная потребность в установление социальных контактов, недостаточная ответная реакция на взаимодействие со сверстниками, характерная для детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом, вызывает трудности социального познания у нормативно развивающихся детей. Проблему развития межличностного восприятия авторы рассмотрели с различных сторон: раскрыты механизмы, которые позволяют улучшить процесс восприятия и оценки людей, факторы, оказывающее значение на формирование образа другого человека у детей дошкольного возраста, формы, методы и средства формирования перцептивных способностей детей. Авторы едины во мнении, что характер восприятия и понимания особенностей сверстников связан с развитием ребенка как субъекта познания, общения и деятельности. Вместе с тем, вопрос развития межличностного восприятия у детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с разными интеллектуальными возможностями раскрыт недостаточно, отсутствует целостный подход к решению данной проблемы.
Выделяемое проблемное поле, связанное с восприятием детей с нарушенным интеллектом сверстниками с нормативным развитием, перспективность и малоизученность позволили нам продолжить исследование в данной области экспериментальным путем. Вторая глава магистерской работы посвящена экспериментальному исследованию особенностей межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом. В процессе реализации второй задачи исследования нами составлен диагностический комплекс, направленный на изучение трех компонентов межличностного восприятия: 1) восприятие и оценка элементов внешнего облика, 2) оценка внутренних личностных качеств; 3) анализ предполагаемого поведения сверстников. В результате анализа проводимых заданий были выделены три уровня межличностного восприятия, которые характеризуются различным соотношением диагностических баллов по исследуемым параметрам. Сравнение выделенных уровней межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста позволило выявить следующие особенности в отношении сверстников с нарушенным и сохранным интеллектом:
• при восприятии детьми исследуемой группы сверстников с сохранным интеллектом присутствуют разные уровни восприятия, что может свидетельствовать о полифакторном феномене межличностного восприятия, процесс становления которого обусловлен как личностью наблюдателя, так и наблюдаемого;
• в процессе восприятия сверстников с нарушенным интеллектом у детей доминирует низкий уровень восприятия, который характеризуется затруднением создания перцептивного образа, низкой оценкой личностных характеристик партнера, прогнозом социально не привлекательных поведенческих реакций.
Процесс восприятия старшими дошкольниками с сохранным интеллектом сверстников с нарушенным будет более эффективным при организации специально спланированной работы педагога-психолога по развитию основных компонентов межличностного восприятия в процессе активного взаимодействия детей друг с другом. Для реализации третей задачи настоящего исследования нами разработаны методические рекомендации, содержащие описание цели, задач, принципов, условий и содержания данного направления.
Таким образом, выдвигаемая ранее гипотеза подтверждена, теоретическая и практическая значимость работы нашла свое отражение, цели и задачи, поставленные перед данным исследованием, реализованы. Исследование может иметь продолжение, в рамках которого предложенные нами методические рекомендации пройдут практическую апробацию с подведением итогов внедрения и получением новых количественных и качественных результатов сформированности компонентов межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с нарушенным интеллектом и нормой.



1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-т, 2000. - 416 с.
2. Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: Дис. . ..канд. пед. наук / НИПК и ПРО. - Новосибирск.- 1998. - 189 с.
3. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск: Мирос, 1999.-356 с.
4. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология.- 1987.-№4.-76-80
5. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136-145.
6. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5-16.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.-288 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. пособие для студ.вузов.-М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
9. Андреева Г.М., Белинская Е.П., Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. — М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
10. Бабич Н.И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф. дис. . . канд. психол. наук. -М., 1988.-18 с.
11. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Исследование восприятия
эмоционального состояния человека по выражению лица //Проблема общения в психологии. - М., - 1981. - С. 121 - 132.
12. Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1986. -21 с.
13. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком/ А. А. Бодалев.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
14. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995.-209 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 1968. - 399 с.
16. Бреслав Г.М. Психология эмоций.- М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.-544с.
17. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М. «Прогресс», 1977. - 412 с.
18. Бутенко В.Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада // Психология обучения. 2010. № 10. С. 46-56.
19. Былкина, Н.Д., Люсин, Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе// Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 38 - 48.
20. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 196 с.;
21. Вачков И.В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников//Психологическая наука и образование. - 2011. - №3. - С. 59¬
65.
22. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
23. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. /Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982
24. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств.- М., 1984. - с.80
25. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез.докл. - Краснодар, 1975. - 179 с.
26. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников в
театрализованной деятельности: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - СПб, 2009. - 25 с.
27. Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М.,1976.-170 с.
28. Гидденс Э. Социология.- М.,1999.-153 с.
29. Головина Ж.Н. Некоторые особенности общения со взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития//Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. Иркутск ИГПИ., 1989. С.130-138
30. Гольдфарб О.С. Невербальное общение и внушаемость детей с
нарушениями интеллекта: Монография. - М., 2004.-183 с.
31. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 126 с.
32. Ильина Ю.А. Формирование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в условиях интегративной среды: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М.2008.-20 с.
33.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т./Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986
34.Заровняева А. Ю. Коррекция восприятия человека с учетом влияния вербальной установки на учащихся с нарушением интеллекта: Дис. ... канд. пед. наук / НИПК и ПРО. - Новосиб.:, 2002. - 249 с.
35. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 1998. - 207 с.
36. Кинстлер Н. И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития: / Дис. ... канд. пед. наук / Бийс. гос. пед. ин.-т. - Екатеринбург, 2000.-186 с.
37. Кистяковская М.Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка: Автореф. дис... канд. биолог, наук. - М., 1946. - 17с.
38. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
39. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск, 1976. - 350 с.
40. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. — М., 1981.-115 с.509-519
41. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М., 1983. -Т. 2.- С. 251-261.
42. Летурно М. Физиология страстей. -Санкт-Петербург, 1896.-272с.
43. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. -224 с.
44. Лобкаева А.А., Люкшина В.В. Возможности песочной терапии в процессе инклюзивного включения детей с множественными нарушениями развития в работу коррекционно-развивающей группы// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования» 25-26 сентября 2014 г. Красноярск: Литера-Принт, 2014 г.-268 с.
45. Люкшина В.В. Опыт исследования представлений старших дошкольников о предполагаемых стратегиях поведения сверстников с различным уровнем интеллекта//Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве» (26-27 октября 2017 г. Москва). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 г.-472 с.
46. Люкшина В.В. Стиль эмоционального реагирования и исследование его
девочек старшего дошкольного возраста//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- Кострома, 2006.-Серия психологические науки: «гендерная психология».- Т.12.- с.90-93.
47. Люкшина В.В. Диагностика актуальных эмоциональных переживаний дошкольников в контексте решения воспитательных задач ДОУ// Актуальные проблемы воспитания в практике дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции (28 ноября 2006г.)- Красноярск, 2008. -с. 183-188.
48. Манеров В.Х. Исследование речевого сигнала для определения
эмоционального состояния человека: Автореф. дис. .. .канд.наук.-Л., 1975.-22 с.
49. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999 - 380 с.
50. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. и др. Формирование коллективных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.:
«Просвещение», 1968. - 384 с.
51. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника /Под ред. Лисиной М.И. - М., - 1974. - 209 с.
52. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М.: «Педагогика», - 1988. - 135 с.
53. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Репиной Т.А. - М., - 1978. - 186 с.
54. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей //Вопросы психологии. - 1974. - № 2. - С. 59 - 64.
55. Панферов В.Н. Психологическая структура познания человека человеком //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар. - 1977. - С. 21 - 28.
56. Першина Н. А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания, употребления тактильно-кинестетических знаков невербального общения у умственно отсталых детей: Дис. . канд. пед. наук / Бийск. гос. пед. инст.- Бийск, 2000. - 352 с.
57. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
58. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты)/ Под ред. А. А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
59. Психологический словарь /Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. - М., 1997. - 503 с.
60. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. — М.; СПб., 2002 - 656 с.
61. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 170 с.
62. Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие. - СПб., 1999.
- 407 с.
63. Репина Т.А. О системе оценочных отношений на разных этапах дошкольного детства //Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. - Тез. Всесоюзн. симп. - М., -1976. - С. 148 - 151.
64. Роджерс К. Эмпатия //Психология эмоций: Тексты /Пер. с англ. - М., -1984.- С. 138-211.
65. Рослякова Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника. -СПб., - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,- 2008 с.314-319
66. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного
образования/под ред.В.Л.Рыскиной, Е.В.Самсоновой.-М:Форум, 2012.-208 с.
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.:,1999.-720с.
68. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: ВЛАДОС, 2005.
- 158 с.
69. Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых
дошкольников в игре//Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста./Под.ред. Л.П. Носковой.- М.,1982.- с. 125-134
70. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности эмпатии дошкольников в условиях инклюзивного образования //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. - №2 (4). - 2011. - С. 889-893.
71. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного
образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Дис. .. .докт. психол. наук.- Нижний Новгород - 2011, 44 с.
72. Социальная психология коллектива: учеб. пособие для пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. - Москва : Просвещение, 1978. - 176 с.
73. Стернина Т.З Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития [Текст] // Дефектология. - 1988. №3. - С. 8-15.
74. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М., 1996.-336 с.
75. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1995. -291 с.
76. Утробина В.Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику: Автореф. дис. . . канд. психол. наук. - М., 1995.-21 с.
77. Ушакова, О.В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. - Волгоград, 2012. - 61 с.
78. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. Приказ Минобрнауки России №1958 от 19.12.2014 г.
79. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. - М., 1949. - 192 с.
80. Хайртдинова Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] // Дефектология. - 2001. - №2. - С. 28-34
81.Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. Буянова М.И. - М., 1995. -160 с.
82. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.- 477 с.
83. Шевченко Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых детей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Биск. гос. пед. ин. - т. - Екатеринбург, 1999. -19 с.
84. Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека //Вопросы психологии. - 1984. - № 3.174- С. 60 - 86.
85.Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М.: "Учпедгиз", 1960. - 328 с.
86. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студен. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред.О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М., 2003.-107 с.
87. Ярмоленко А.В. К предыстории потребности общения у малого ребенка //Учен. зап. ЛГУ. - 1957. - № 244. - С. 154 - 167


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ