ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков с
нарушениями интеллекта 20
1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Методика организации эксперимента 31
2.2. Описание особенностей межличностных отношений подростков с
нарушениями интеллекта 49
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 88
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков с
нарушениями интеллекта 20
1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Методика организации эксперимента 31
2.2. Описание особенностей межличностных отношений подростков с
нарушениями интеллекта 49
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 88
Многогранное интеллектуальное и личностное формирование требует создания оптимальных педагогических и психологических условий, которые обеспечивают полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и, тем самым, способствуют реализации их индивидуальных творческих потенций.
Актуальность исследования. Педагог-психолог, организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивает развитие у него основных личностных новообразований на данной ступени онтогенеза. В психолого-педагогической практике достаточно отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности: для дошкольного возраста игровой, для младшего школьного учебной. Проблема организации ведущей деятельности и необходимых условий личностного развития в подростковом возрасте рассматривалась многими учеными: И.В. Дубровина, А. Оботурова, Е.О. Смирнова, И.Б. Умняшова, Д.И. Фельдштейн и др. Однако в современных, динамично изменяющихся условиях жизни, информационного потока, ценностных ориентиров, эта тема заслуживает особого исследования.
Для растущего человека определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Именно в этот период формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, возникает стремление стать взрослым, тем более что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Неудачи в общении у подростков ведут к возникновению повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающим и т.п.
Для подростков с нарушениями интеллекта успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации. Они оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния (Р.Г. Аслаева, Е.Ю. Шаталова и др.). По нашим наблюдениям, анализ практики работы специальных учреждений таких как детские дома и общеобразовательных учреждений таких как школы позволяет предположить недостаточность целенаправленного внимания к организации ведущей для подросткового возраста деятельности, она не является обязательной и не включена в педагогические планы.
Потребность в психолого-педагогических рекомендациях по развитию и нормализации межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта делают данную проблему актуальной. Ее решение будет способствовать формированию необходимых для данного периода личностного развития психологических новообразований, обеспечивая тем самым нормализацию социального облика подростка с нарушениями интеллекта.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, каковы особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта и что обусловливает специфику межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Методологическую основу исследования составили положения о неразрывном единстве человека и общества; о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности; о решающем значении подросткового возраста для развития личности; о роли совместных видов деятельности в процессе социализации ребенка;
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент; наблюдение; социометрия; психодиагностика; эксперимент; количественный и качественный анализ данных исследования.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: выявление особенностей межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта позволит разработать психолого-педагогические рекомендации по их развитию.
Все вышеперечисленные условия обеспечат социальную адаптацию подростков с нарушениями интеллекта. Такая модель работы может быть реализована посредством активной включенности подростка в разнообразные виды совместной деятельности. Она будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, выделению сверстника как объекта общения, обогащению социальных представлений, овладению навыками коммуникации и кооперации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) проанализировать понятие «межличностные отношения» как психолого-педагогический феномен;
3) выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта;
4) разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Теоретическая значимость состоит в расширении имеющихся теоретических представлений о потенциальных возможностях личностного развития подростков с нарушениями интеллекта; выявлении и экспериментальном обосновании психолого-педагогических условий формирования межличностных отношений у данной группы детей.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме развития и совершенствования межличностных отношений, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических наук; количеством испытуемых; использованием выбранных методик, их надежностью и адекватностью поставленным задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, подтвержденных в ходе исследования.
Исследование проводилось на базе клуба «КТО Я» некоммерческой организации «Возрождение», который посещают подростки 13-15 лет, учащиеся общеобразовательных школ и воспитанники детских домов и интернатов.
На первом этапе проходило изучение и проводился анализ литературы по проблеме исследования, осуществлялась разработка методики констатирующего эксперимента. На втором этапе проходило изучение особенностей межличностных отношений подростков.
Были организованы и проведены психодиагностические исследования межличностных отношений подростков. Были разработаны психолого-педагогические рекомендации на основе проведенного исследования. На разных этапах в исследовании участвовало 30 подростков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 111 источников, и приложения. Объем работы - 89 страниц; работа содержит 5 таблиц, 6 рисунков.
Актуальность исследования. Педагог-психолог, организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивает развитие у него основных личностных новообразований на данной ступени онтогенеза. В психолого-педагогической практике достаточно отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности: для дошкольного возраста игровой, для младшего школьного учебной. Проблема организации ведущей деятельности и необходимых условий личностного развития в подростковом возрасте рассматривалась многими учеными: И.В. Дубровина, А. Оботурова, Е.О. Смирнова, И.Б. Умняшова, Д.И. Фельдштейн и др. Однако в современных, динамично изменяющихся условиях жизни, информационного потока, ценностных ориентиров, эта тема заслуживает особого исследования.
Для растущего человека определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Именно в этот период формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, возникает стремление стать взрослым, тем более что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Неудачи в общении у подростков ведут к возникновению повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающим и т.п.
Для подростков с нарушениями интеллекта успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации. Они оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния (Р.Г. Аслаева, Е.Ю. Шаталова и др.). По нашим наблюдениям, анализ практики работы специальных учреждений таких как детские дома и общеобразовательных учреждений таких как школы позволяет предположить недостаточность целенаправленного внимания к организации ведущей для подросткового возраста деятельности, она не является обязательной и не включена в педагогические планы.
Потребность в психолого-педагогических рекомендациях по развитию и нормализации межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта делают данную проблему актуальной. Ее решение будет способствовать формированию необходимых для данного периода личностного развития психологических новообразований, обеспечивая тем самым нормализацию социального облика подростка с нарушениями интеллекта.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, каковы особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта и что обусловливает специфику межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Методологическую основу исследования составили положения о неразрывном единстве человека и общества; о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности; о решающем значении подросткового возраста для развития личности; о роли совместных видов деятельности в процессе социализации ребенка;
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент; наблюдение; социометрия; психодиагностика; эксперимент; количественный и качественный анализ данных исследования.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: выявление особенностей межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта позволит разработать психолого-педагогические рекомендации по их развитию.
Все вышеперечисленные условия обеспечат социальную адаптацию подростков с нарушениями интеллекта. Такая модель работы может быть реализована посредством активной включенности подростка в разнообразные виды совместной деятельности. Она будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, выделению сверстника как объекта общения, обогащению социальных представлений, овладению навыками коммуникации и кооперации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) проанализировать понятие «межличностные отношения» как психолого-педагогический феномен;
3) выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта;
4) разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Теоретическая значимость состоит в расширении имеющихся теоретических представлений о потенциальных возможностях личностного развития подростков с нарушениями интеллекта; выявлении и экспериментальном обосновании психолого-педагогических условий формирования межличностных отношений у данной группы детей.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме развития и совершенствования межличностных отношений, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических наук; количеством испытуемых; использованием выбранных методик, их надежностью и адекватностью поставленным задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, подтвержденных в ходе исследования.
Исследование проводилось на базе клуба «КТО Я» некоммерческой организации «Возрождение», который посещают подростки 13-15 лет, учащиеся общеобразовательных школ и воспитанники детских домов и интернатов.
На первом этапе проходило изучение и проводился анализ литературы по проблеме исследования, осуществлялась разработка методики констатирующего эксперимента. На втором этапе проходило изучение особенностей межличностных отношений подростков.
Были организованы и проведены психодиагностические исследования межличностных отношений подростков. Были разработаны психолого-педагогические рекомендации на основе проведенного исследования. На разных этапах в исследовании участвовало 30 подростков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 111 источников, и приложения. Объем работы - 89 страниц; работа содержит 5 таблиц, 6 рисунков.
Проблема социальной адаптации подростков с нарушениями интеллекта является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть подростков с нарушениями интеллекта оказывается не способной самостоятельно войти в сферу социальных отношений, стать полноправной частью социума. В то же время именно подростковый возраст оказывается особенно сенситивным к социальным влияниям, которые обеспечиваются деловым и личностным взаимодействиям подростка со взрослым и сверстниками.
Подростки с нарушениями интеллекта, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они оказываются зависимыми от взрослого, который играет решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию подростков с нарушениями интеллекта.
Наиболее характерными чертами социального облика подростка с нарушениями интеллекта являются: ослабление социальной направленности личности, не сформированность эмоционально-волевой сферы и субъект- объектных отношений, коммуникативных умений. В результате незрелым оказывается как мотивационно-потребностный, так и операционально-технический план межличностных отношений, что находит наглядное отражение в недоразвитии основных, наиболее сенситивных для подросткового возраста видов деятельности.
В процессе экспериментального исследования подростки значительно расширили запас представлений о социальных явлениях. В ходе исследования создавались условия, в которых они могли проявить сообразительность, продемонстрировать умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Подростки научились планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
Подводя итоги проведенного исследования по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта, сформулируем выводы:
Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить структуру межличностных отношений в подростковом возрасте и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов. Собственно межличностные отношения (аффективная структура) возникают и развиваются в процессе общения (актометрическая структура), которое сопровождается обменом эмоциональными состояниями (гностическая структура). При характеристике особенностей межличностных отношений в 65
ситуации полноценного и нарушенного развития позволил выявить их общие и специфические закономерности, влияние степени выраженности умственной отсталости, структуры дефекта и возраста на их характер и динамику и т.п.
В процессе исследования выяснилось, что развитие межличностных отношений наиболее продуктивно осуществляется в условиях совместных видов деятельности, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и являются реальными формами деятельности по усвоению норм взаимоотношений.
Изучение состояния межличностных отношений доказало, что их становление у подростков с нарушениями интеллекта отличается своеобразием, в структуре которого определяющее место занимают новообразования, характеризующие подростковый возраст (неустойчивость и стихийность детских объединений, низкий уровень развития взаимоотношений в них; наличие нескольких групп мотивов, лежащих в основе объединений, среди которых на первое место выходит интерес к совместной деятельности и т.п.).
Были разработаны рекомендации для психолого-педагогической работы по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта. Ее основу должны составлять наиболее значимые виды совместной деятельности подросткового возраста, обеспечивающие развитие эмоционально-волевой сферы, выделение сверстника в качестве объекта общения, развитие сферы субъект-объектных отношений, обогащение социальных представлений, овладение навыками коммуникации и кооперации на основе моделирования проблемных ситуаций и сюжетно-ролевой игры с учетом индивидуальных особенностей развития внутри экспериментальной группы, выделения в процессе обучения нескольких этапов и пошаговой структуры овладения ими.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых теоретических положений, актуальность разработанной модели, направленной на развитие межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта.
В исследовании выпускной квалификационной работы решены поставленные задачи, цель исследования достигнута, полученные результаты подтвердили правомерность гипотезы и положений, вынесенных на защиту.
Подростки с нарушениями интеллекта, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они оказываются зависимыми от взрослого, который играет решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию подростков с нарушениями интеллекта.
Наиболее характерными чертами социального облика подростка с нарушениями интеллекта являются: ослабление социальной направленности личности, не сформированность эмоционально-волевой сферы и субъект- объектных отношений, коммуникативных умений. В результате незрелым оказывается как мотивационно-потребностный, так и операционально-технический план межличностных отношений, что находит наглядное отражение в недоразвитии основных, наиболее сенситивных для подросткового возраста видов деятельности.
В процессе экспериментального исследования подростки значительно расширили запас представлений о социальных явлениях. В ходе исследования создавались условия, в которых они могли проявить сообразительность, продемонстрировать умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Подростки научились планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
Подводя итоги проведенного исследования по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта, сформулируем выводы:
Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить структуру межличностных отношений в подростковом возрасте и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов. Собственно межличностные отношения (аффективная структура) возникают и развиваются в процессе общения (актометрическая структура), которое сопровождается обменом эмоциональными состояниями (гностическая структура). При характеристике особенностей межличностных отношений в 65
ситуации полноценного и нарушенного развития позволил выявить их общие и специфические закономерности, влияние степени выраженности умственной отсталости, структуры дефекта и возраста на их характер и динамику и т.п.
В процессе исследования выяснилось, что развитие межличностных отношений наиболее продуктивно осуществляется в условиях совместных видов деятельности, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и являются реальными формами деятельности по усвоению норм взаимоотношений.
Изучение состояния межличностных отношений доказало, что их становление у подростков с нарушениями интеллекта отличается своеобразием, в структуре которого определяющее место занимают новообразования, характеризующие подростковый возраст (неустойчивость и стихийность детских объединений, низкий уровень развития взаимоотношений в них; наличие нескольких групп мотивов, лежащих в основе объединений, среди которых на первое место выходит интерес к совместной деятельности и т.п.).
Были разработаны рекомендации для психолого-педагогической работы по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта. Ее основу должны составлять наиболее значимые виды совместной деятельности подросткового возраста, обеспечивающие развитие эмоционально-волевой сферы, выделение сверстника в качестве объекта общения, развитие сферы субъект-объектных отношений, обогащение социальных представлений, овладение навыками коммуникации и кооперации на основе моделирования проблемных ситуаций и сюжетно-ролевой игры с учетом индивидуальных особенностей развития внутри экспериментальной группы, выделения в процессе обучения нескольких этапов и пошаговой структуры овладения ими.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых теоретических положений, актуальность разработанной модели, направленной на развитие межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта.
В исследовании выпускной квалификационной работы решены поставленные задачи, цель исследования достигнута, полученные результаты подтвердили правомерность гипотезы и положений, вынесенных на защиту.



