Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

Работа №156881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков с
нарушениями интеллекта 20
1.3. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Методика организации эксперимента 31
2.2. Описание особенностей межличностных отношений подростков с
нарушениями интеллекта 49
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 88


Многогранное интеллектуальное и личностное формирование требует создания оптимальных педагогических и психологических условий, которые обеспечивают полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и, тем самым, способствуют реализации их индивидуальных творческих потенций.
Актуальность исследования. Педагог-психолог, организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивает развитие у него основных личностных новообразований на данной ступени онтогенеза. В психолого-педагогической практике достаточно отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности: для дошкольного возраста игровой, для младшего школьного учебной. Проблема организации ведущей деятельности и необходимых условий личностного развития в подростковом возрасте рассматривалась многими учеными: И.В. Дубровина, А. Оботурова, Е.О. Смирнова, И.Б. Умняшова, Д.И. Фельдштейн и др. Однако в современных, динамично изменяющихся условиях жизни, информационного потока, ценностных ориентиров, эта тема заслуживает особого исследования.
Для растущего человека определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Именно в этот период формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, возникает стремление стать взрослым, тем более что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Неудачи в общении у подростков ведут к возникновению повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающим и т.п.
Для подростков с нарушениями интеллекта успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации. Они оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния (Р.Г. Аслаева, Е.Ю. Шаталова и др.). По нашим наблюдениям, анализ практики работы специальных учреждений таких как детские дома и общеобразовательных учреждений таких как школы позволяет предположить недостаточность целенаправленного внимания к организации ведущей для подросткового возраста деятельности, она не является обязательной и не включена в педагогические планы.
Потребность в психолого-педагогических рекомендациях по развитию и нормализации межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта делают данную проблему актуальной. Ее решение будет способствовать формированию необходимых для данного периода личностного развития психологических новообразований, обеспечивая тем самым нормализацию социального облика подростка с нарушениями интеллекта.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос, каковы особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта и что обусловливает специфику межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Методологическую основу исследования составили положения о неразрывном единстве человека и общества; о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности; о решающем значении подросткового возраста для развития личности; о роли совместных видов деятельности в процессе социализации ребенка;
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент; наблюдение; социометрия; психодиагностика; эксперимент; количественный и качественный анализ данных исследования.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: выявление особенностей межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта позволит разработать психолого-педагогические рекомендации по их развитию.
Все вышеперечисленные условия обеспечат социальную адаптацию подростков с нарушениями интеллекта. Такая модель работы может быть реализована посредством активной включенности подростка в разнообразные виды совместной деятельности. Она будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, выделению сверстника как объекта общения, обогащению социальных представлений, овладению навыками коммуникации и кооперации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) проанализировать понятие «межличностные отношения» как психолого-педагогический феномен;
3) выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта;
4) разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений подростков с нарушениями интеллекта.
Теоретическая значимость состоит в расширении имеющихся теоретических представлений о потенциальных возможностях личностного развития подростков с нарушениями интеллекта; выявлении и экспериментальном обосновании психолого-педагогических условий формирования межличностных отношений у данной группы детей.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме развития и совершенствования межличностных отношений, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических наук; количеством испытуемых; использованием выбранных методик, их надежностью и адекватностью поставленным задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, подтвержденных в ходе исследования.
Исследование проводилось на базе клуба «КТО Я» некоммерческой организации «Возрождение», который посещают подростки 13-15 лет, учащиеся общеобразовательных школ и воспитанники детских домов и интернатов.
На первом этапе проходило изучение и проводился анализ литературы по проблеме исследования, осуществлялась разработка методики констатирующего эксперимента. На втором этапе проходило изучение особенностей межличностных отношений подростков.
Были организованы и проведены психодиагностические исследования межличностных отношений подростков. Были разработаны психолого-педагогические рекомендации на основе проведенного исследования. На разных этапах в исследовании участвовало 30 подростков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 111 источников, и приложения. Объем работы - 89 страниц; работа содержит 5 таблиц, 6 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социальной адаптации подростков с нарушениями интеллекта является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть подростков с нарушениями интеллекта оказывается не способной самостоятельно войти в сферу социальных отношений, стать полноправной частью социума. В то же время именно подростковый возраст оказывается особенно сенситивным к социальным влияниям, которые обеспечиваются деловым и личностным взаимодействиям подростка со взрослым и сверстниками.
Подростки с нарушениями интеллекта, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они оказываются зависимыми от взрослого, который играет решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию подростков с нарушениями интеллекта.
Наиболее характерными чертами социального облика подростка с нарушениями интеллекта являются: ослабление социальной направленности личности, не сформированность эмоционально-волевой сферы и субъект- объектных отношений, коммуникативных умений. В результате незрелым оказывается как мотивационно-потребностный, так и операционально-технический план межличностных отношений, что находит наглядное отражение в недоразвитии основных, наиболее сенситивных для подросткового возраста видов деятельности.
В процессе экспериментального исследования подростки значительно расширили запас представлений о социальных явлениях. В ходе исследования создавались условия, в которых они могли проявить сообразительность, продемонстрировать умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Подростки научились планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
Подводя итоги проведенного исследования по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта, сформулируем выводы:
Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить структуру межличностных отношений в подростковом возрасте и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов. Собственно межличностные отношения (аффективная структура) возникают и развиваются в процессе общения (актометрическая структура), которое сопровождается обменом эмоциональными состояниями (гностическая структура). При характеристике особенностей межличностных отношений в 65
ситуации полноценного и нарушенного развития позволил выявить их общие и специфические закономерности, влияние степени выраженности умственной отсталости, структуры дефекта и возраста на их характер и динамику и т.п.
В процессе исследования выяснилось, что развитие межличностных отношений наиболее продуктивно осуществляется в условиях совместных видов деятельности, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и являются реальными формами деятельности по усвоению норм взаимоотношений.
Изучение состояния межличностных отношений доказало, что их становление у подростков с нарушениями интеллекта отличается своеобразием, в структуре которого определяющее место занимают новообразования, характеризующие подростковый возраст (неустойчивость и стихийность детских объединений, низкий уровень развития взаимоотношений в них; наличие нескольких групп мотивов, лежащих в основе объединений, среди которых на первое место выходит интерес к совместной деятельности и т.п.).
Были разработаны рекомендации для психолого-педагогической работы по формированию межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта. Ее основу должны составлять наиболее значимые виды совместной деятельности подросткового возраста, обеспечивающие развитие эмоционально-волевой сферы, выделение сверстника в качестве объекта общения, развитие сферы субъект-объектных отношений, обогащение социальных представлений, овладение навыками коммуникации и кооперации на основе моделирования проблемных ситуаций и сюжетно-ролевой игры с учетом индивидуальных особенностей развития внутри экспериментальной группы, выделения в процессе обучения нескольких этапов и пошаговой структуры овладения ими.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых теоретических положений, актуальность разработанной модели, направленной на развитие межличностных отношений у подростков с нарушениями интеллекта.
В исследовании выпускной квалификационной работы решены поставленные задачи, цель исследования достигнута, полученные результаты подтвердили правомерность гипотезы и положений, вынесенных на защиту.



1. Агеев B.C. Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Московского университета, 2000. 92с.
2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Московского университета, 2000. 144с.
3. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? // Хрестоматия по соц. психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С.25-30.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1997. 144с.
5. Аслаева Р.Г. Формирование социально значимых качеств личности у умственно отсталых учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. 16с.
6. Белкин А.С. Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск: Просвещение, 1999. 122с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособ. для высш. пед. уч. зав. М.: Academia, 2000. 187с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М.С. Марковского. СПб.: Лениздат, 2002. 400с.
9. Бернштам A.M. Социально-психологический критерий малой группы и измерение этапов ее развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1992. 16с.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Московского университета, 2002. 199с.
11. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к столетию со дня рождения В.И. Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. №2. С.89-91.
12. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1. С.122-126.
13. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 2005. 328с.
14. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212с.
15. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально¬психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207с.
16. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения, Игры. СПб.: Соц. психол. центр, 1996. 379с.
17. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1991. 32с.
18. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR - Аргус, 1994. 207с.
19. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144с.
20. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения / Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Педагогика, 2005. 156с.
21. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Уч. пособие. М.: Лабиринт, 1998. 336с.
22. Бубер М. Я и Ты. М.: Педагогика, 1993. 82с.
23. Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопросы психологии. 2007. №4. С.7-10.
24. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160с.
25. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: А.П.О., 1996. 143с.
26. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999. 221с.
27. Выготская Н.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. 174с.
28. Вярянен В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы // Дефектология. 1994. №4. С.15-20.
29. Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского, М.С. Лисиной. Минск: Университетское, 1985. 207с.
30. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1996. №5. С.13-20.
31. Грибанова Г.В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. 1993. №6. С.13-19.
32. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1994. №2. С.99-106.
33. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства // Родник. 2002. №79. С.56.
34. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1987. 206с.
35. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1981. 136с.
36. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. №1(17). С.264-277.
37. Елизарова Е.Н. Воспитательная система коррекционной школы // Народное образование. 1998. № 910. С.79-82.
38. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. Рабочая книга родителей. М.: Педагогика, 1993. 45с.
39. Забрамная С.Д., Фоменко О.Е. Об изучении личностных особенностей умственно отсталых детей / Учитель-дефектолог: проблемы подготовки. М.: Педагогика, 1989. С.20-22.
40. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192с.
41. Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: Речь, 2001. 176с.
42. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. 203с.
43. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 184с.
44. Карпова С.И., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во Московского университета, 1996. 142с.
45. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Academia, 2000. 223с.
46. Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис. докт. пед. наук. Киев, 1974. 58с.
47. Кожалиева Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» умственно отсталых подростков // Дефектология. 1997. №4. С.36-39.
48. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. школа, 2000. 87с.
49. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Нар. Асвета, 2000. 106с.
50. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. Минск.: ТетраСистемс, 2000. 231с.
51. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 246с.
52. Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения / Под ред. А.А. Пахомовой. СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1995. 86с.
53. Кричевский Г.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 149с.
54. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 245с.
55. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 365с.
56. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с.
57. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 125с.
58. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы психологии. 1979. №1. С.59.
59. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2001. 256с.
60. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144с.
61. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997. 384с.
62. Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 0. С.38-47.
63. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1996. 169с.
64. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, A.M. Додонцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 294с.
65. Москоленко Н.В. Круг общения и формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Дефектология. 1991. №3. С.30-34.
66. Мудрик А.В. Роль социального окружения в нормировании личности подростка. М.: Педагогика, 1979. 124с.
67. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994. 112с.
68. Мухина B.C. Проблема генезиса личности. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина, 1995. 204с.
69. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 1999. 452с.
70. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблемы общей и социальной психологии / Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.
71. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Воронеж, 1998. 356 с.
72. Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Союз, 1999. 144с.
73. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 200с.
74. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1997. 41с.
75. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1988. 127с.
76. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1999. 151с.
77. Оботурова И.А. Психология общения. Сыктывкар: АО «Коми республиканская типография», 1994. 79с.
78. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Гном и Д., 2000. 156с.
79. Петровский А.В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1987. 222с.
80. Певзнер М.С. Дети-олигофрены: Изучение детей-олигофренов в процессе их обучения и воспитания. М.: Изд-во АПН, 1959. 489с.
81. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. С.20-33.
82. Проблема общения в психологии / Отв. Ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. 235с.
83. Просецкий П.А. Проблемы психологии личности и коллектива. М.: Педагогика, 1989. 82с.
84. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2002. 239с.
85. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика-Пресс, 1990. 494с.
86. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 2007. 240с.
87. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 128с.
88. Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. №3. С.36-40.
89. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Педагогика, 1992. 256с.
90. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 2006. 192с.
91. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000. 367с.
92. Салманова Е.В. Роль учреждений дополнительного образования в межличностном развитии ребенка // Родник. 2002. №79. С.12.
93. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Моск. псих. соц. ин-т.: Флинта, 1998. 121с.
94. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №6. С.5-15.
95. Соколов Н.Е. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 160с.
96. Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. М.: Академический Проект, 2001. 224с.
97. Умняшова И.Б. Маска, я тебя знаю! // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2002. №5. С.45-48.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ