Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие монологической речи в онтогенезе
Особенности монологической речи у детей перенесших КИ
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие
монологической речи.
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
2.1 Организация и методика оценки монологической речи у старших
дошкольников с кохлеарными имплантами
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по организации логопедической работы
по развитию монологической речи у старших дошкольников перенесших КИ
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Актуальность исследования. За последние несколько лет среди детей с нарушениями слуха увеличивается количество детей после кохлеарной имплантации.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования (Приказ №1958 от 19.12.2014 г.) прописано что, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе со слышащими сверстниками, и образовательные учреждения столкнулись с необходимостью слухоречевой реабилитации и развитием монологической речи у таких детей.
Высокий уровень развития монологической речи у ребенка после кохлеарной имплантации будет в том случае, если слухоречевая реабилитация проходила в благоприятных условиях. То есть операция по кохлеарной имплантации проведена в раннем возрасте, были обеспечены регулярные занятия со специалистами, родители были включены в процесс образовательной реабилитации и ребенок находился в естественной речевой среде (Гончарова Е.Л, Зонтова О.В., Королева И.В., Сатаева А.И., Миронова
Э.В. и др.). Таким образом, встает вопрос о создании благоприятных условий для развития монологической речи детей с кохлеарными имплантами.
Проблема исследования в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса заключается в поиске условий слухоречевой реабилитации, которые будут способствовать развитию монологической речи детей после кохлеарной имплантации в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию монологической речи у старших дошкольников с кохлеарным имплантом с учетом выявленных особенностей монологической речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Провести анкетирование родителей, с целью выявления условий прохождения слухоречевой реабилитации.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению и обобщению особенностей монологической речи старших дошкольников после кохлеарной имплантации.
4. Описать условия и содержание логопедической работы по развитию монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что:
1) Монологическая речь детей после кохлеарной имплантации имеет такие особенности как: аграмматизмы, нарушения звукослоговой структуры слова и дефицит словаря (активного и пассивного).
2) У дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию в возрасте с двух до трех лет, у которых реабилитация проходила при неблагоприятных условиях, будет низкий уровень монологической речи.
Объект: монологическая речь.
Предмет: особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, А.Стребелева);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза (П.К. Анохин, А.Г. Асманов, Л.С.Выгодский, А.Р. Лурия, и др.);
• о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.);
• положения «слухового» метода реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева);
• подход отечественной научной школы сурдопедагогики к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификации детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.);
• базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о возможности приближения глухого ребенка к возрастной норме в адекватных условиях обучения и воспитания (Б.Д.Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым - констатирующий эксперимент по методике В.П. Глухова и его анализ.
База исследования: эксперимент проводился на базе «МБДОУ №194 комбинированного вида» г. Красноярска и КГБДОУ «Березовский детский сад».
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический (10.2015 - 06.2016 год): осуществлялся подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - опытно-экспериментальный (10.2016-12.2016 год): на этом этапе проводилась диагностика старших дошкольников с кохлеарными имплантами, анкетирование родителей и анализ результатов.
3 этап - заключительно - обобщающий (01.2017-11.2017 год):
обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в изучении и описании особенностей монологической речи старших дошкольников после кохлеарной имплантации.
Теоретическая значимость исследования:
• в расширении представлений о монологической речи детей после кохлеарной имплантации;
• в обобщении особенностей монологической речи детей с кохлеарными имплантами;
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке методических рекомендаций по организации и содержанию логопедической работы по развитию монологической речи у детей с кохлеарным имплантом;
• представленные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для их целенаправленного развития монологической речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, библиографический список, приложения.
Анализ литературных источников показал, что, в настоящее время существует проблема поиска путей развития монологической речи детей с кохлеарными имплантами с учетом организации условий слухоречевой реабилитации.
Знание закономерностей развития монологической речи в онтогенезе необходимо для определения нарушений развития монологической речи, и для дальнейшего построения коррекционной работы по преодолению особенностей монологической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации. К ним относятся:
• неадекватно настроенный речевой процессор кохлеарного импланта;
• отсутствие регулярных занятий со специалистами (комплексного сопровождения) в соответствии с положениями «слухового метода»;
• отсутствие речевой среды в дошкольном учреждении;
• неумение родителей обеспечить проведение занятий по развитию слухового восприятия и речи в домашних условиях.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации дошкольников с КИ, уровень развития монологической речи будет низким, и не будет соответствовать этапу слухоречевой работы и возрасту ребенку. Особенности монологической речи детей дошкольного возраста с КИ после кохлеарной имплантации в таком случае будут выражены в грамматических ошибках, дефиците активного и пассивного словаря и нарушениях слоговой структуры слова.
Для устранения данных особенностей рекомендуют использовать логопедические методики по развитию речи и методики изучения русского языка как иностранного (Т.М. Балыхина, Глухова В.П., Т.А.Ткаченко и др.) Данные методики можно использовать с детьми после кохлеарной имплантации учитывая этап слухоречевой реабилитации. Наиболее эффективной, по нашему мнению, будет слухоречевая реабилитация, сочетающая в себе принципы, методы и приемы разных методик, с учётом слухоречевого статуса каждого ребенка.
Для подтверждения гипотезы исследования мы провели констатирующий эксперимент с целью изучить особенности монологической речи старших дошкольников с КИ. В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап эксперимента предполагал проведение анкетирования родителей детей с КИ для выявления условий слухоречевой реабилитации.
Второй этап - выявление особенностей и уровня монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами с помощью диагностической методики Глухова В.П.
Третий этап - анализ и сопоставление результатов анкетирования и диагностики монологической речи.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами:
• многочисленные нарушений грамматического строя речи;
• недостаточное количество прилагательных, глаголов, слов-антонимов в словаре, часто используются жесты вместо слов;
• нарушения звукослоговой структуры слова;
• дети используют простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
На основе сопоставления результатов диагностики монологической речи и анкетирования родителей, сделан вывод о важности организации благоприятных условий для прохождения слухоречевой реабилитации.
Для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с КИ нами были разработаны методические рекомендации для учителей-логопедов. Важным условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность постоянно находиться среди слышащих сверстников. Так же нужно организовать сопровождение детей с КИ сурдопедагогом, логопедом, адекватную настройку речевого процессора и родители должны организовать занятия в домашних условиях.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования реализованными, а гипотезу нашедшей подтверждение.
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М. 2000. - 400 с.
2. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного
(нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов/ Т.М. Балыхина. - М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- 185 с.
3. Беляева, О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография /О.Л. Беляева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015.-248 с.
4. Беляева,О.Л., Брюховских, Л.А., Юкина, Т.Л. Выявление
взаимозависимости уровня развития устной речи и уровня слухоречевой памяти старших дошкольников с кохлеарными имплантами/ О.Л.Беляева, Л.А. Брюховских, Т.Л. Юкина // Сибирский вестник специального образования.- Красноярск, 2016.- С.12-14.
5. Беляева, О.Л., Карпова, Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /О.Л.Беляева, Г.А.Карпова.- Красноярск, 2015.-308 с.
6. Беляева, О.Л., Сопинская, Т.В. Создание специальных условий для эффективного слухоречевого развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами/ О.Л. Беляева, Т.В. Сопинская// Сибирский вестник специального образования.- Красноярск, 2016.- С.15-22.
7. Беляева, О.Л., Сопинская, Т.В., Викулина, Л.М. Командный подход к
организации и планированию индивидуальных занятий с кохлеарно имплантированными дошкольниками в ДОУ. /О.Л.Беляева, Т.В. Сопинская, Л.М. Викулина //Психолого-педагогическое
сопровождение реализации программ развития ребенка. Сборник
статей Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015.- С. 162
8. Беляева, О.Л., Сопинская, Т.В., Узикова, С.С. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей./ О.Л.Беляева, Т.В. Сопинская, С.С. Узикова, // Психолого-медико-педпагогическое сопровождение особого ребенка. Сборник статей. Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2014.- С. 57
9. Беляева, О.Л., Ступакова, М.В. Организационно-педагогические
условия развития слухоречевого восприятия и устной речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами в доу комбинированного вида/ О.Л. Беляева, М.В. Ступакова // Сибирский вестник специального образования. - Красноярск, 2016.- С.12-17.
10. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособиедля студ. высш. учебных заведений/ О.А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
11. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
12. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис.- М.: Советский спорт, 2004. —304 с.
13. Волковой, Л. С., Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.—680 с.
14. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева.- М.: ACT, Транзиткнига, 2006. — 158 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В.В.Гербова. — М., 1984.-с 425 с.
16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.. Гвоздев. - М., 1961.- 365 с.
17. Гвоздев, А.Н., Фомичева, Г.А., Ушакова, О.С. Вопросы изучения детской речи/ А.Н.Гвоздев, Г.А.Фомичева, О.С.Ушакова. - М., 1961.¬244 с.
18. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР / В.П. Глухов. - М., МГОПУ, 1996. - 236 с.
19. Гончарова, Е.Л., Кукушкина, О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации - новое явление в сурдопедагогике/ Е.Л.Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. - 2014. - №1. - С.14-16.
20. Гризик, Т.И. Особенности обучения детей 4—6 лет описанию и повествованию: Автореф. дис. ... канд.пед. наук. /Гризик Татьяна Ивановна. - М. - 1990. - 16 с.
21. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь / Н.И. Жинкин.- М., 1971.- 326с.
22. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.
Метод.пособие/ Н.С. Жукова. - М: Соц-полит. журн, 1994. - 96 с.
23. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
24. Жукова, О.С. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации / О.С. Жукова // Логопед в детском саду. - 2006. - №3.- С. 12-26.
25.Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации / О.В. Зонтова. - СПб., 2007.- 225 с.
26. Зыкова, Т.С. Актуальные проблемы обучения глухих школьников /Т.С. Зыкова // Просвещение проблемы и перспективы: науч.-метод. иинформац. журнал для работников образования. - Пенза. - 1996. - N 2 -С. 71-74.
27. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие / В. В.Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: Изда-тельство ГНОМ,
2001. - 48 с.
28. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева. - СПб.: КАРО,2005. -288с.
29. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха) / И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2008. - 725 с.
30. Королева, И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации/ И.В.Королева // Российская оториноларингология.- 2011.- №2.- С.88-98.
31. Королева, И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию . сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта./ И.В. Королева СПб.: СПБ НИИ ухо, горла, носа и речи , 2007.- 358 с.
32. Королева, И.В.Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов/ Королева И. В. — СПб: КАРО, 2016. — 304 с.
33. Королева, И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева.- СПб.: С. Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.
34. Королёва, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом. 4 издание, дополненное/ И.В. Королева. - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006. - 101 с.
35. Королёва, И.В. Учусь слушать и говорить: Методические
рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода / И.В. Королева. - СПб: КАРО, 2014.- 304 с.
36. Королева, И.В. Этапы развития слухоречевого восприятия и речи у ранооглохших детей с кохлеарным имплантом/ И.В. Королева // Российская оториноларингология. - 2008. - № 1.- С. 11-20.
37. Королева, И.В., Жукова, О.С., Зонтова, О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста/ И.В.Королева, О.С.Жукова, О.В. Зонтова //Дефектология. -
2002. - № 3. -С. 25-38.
38. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию:
Пособие для воспитателей дет. Сада. - 2-е изд., испр. И доп./
Э.П.Короткова.- М.:Просвещение, 1982.-128с.
39. Кукушкина, О. И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога./ О. И. Кукушкина// Дефектология.- 2014. -№ 2.- С. 29-35.
40. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. ... канд.пед.наук / Лаврик Михаил Сергеевич.- М.- 1977.- с 18.
41. Ладыженская, Т.А. Связная речь/ Т.А.Ладыженская.- М., 1980.- 354 с.
42. Лебединский, С.И., Гербик, Л. Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие / C. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик. - Мн., 2011. - 309 с.
43. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности/ А.А. Леонтьев. - М., Просвещение, 1974. - 214с.
44. Мамева А.В. Составление рабочих программ курсов логопедической направленности/ А.В.Мамева.- Красноярск, 2016.- 100с.
45. Микшиной, Е.П., Зигле Л.А. Технологии инклюзивного (совместного) образования в дошкольных учреждениях (рекомендации для руководителей, учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений на примере инклюзивного образования детей с нарушениями слуха)./ Е.П.Микшиной, Л.А.Зигле. - СПб.: РЕМДОМ,2011.-200с.
46. Миронова, Э.В., Шматко, Н.Д. Организация коррекционной помощи имплантированным дошкольникам/ Э.В.Миронова, Н.Д. Шматко // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии».- СПб.- 2009.- С.15-35.
47. Нечаева, О.А. Описание, повествование, рассуждение/ О.А.Нечаева. -
М.,1986.- 233 с.
48. Пеньевская, Л. А. Обучение родному языку / Л. А. Пеньевская // Вопросы обучения в детском саду . - М.- 1955. - С. 92-125.
49. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения описательной речи на начальном этапе / Г.В.Рогова, И.Н. Верещагина. - М., 2004.-312с.
50. Сатаева, А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям / А.И. Сатаева //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008. - №1. - С. 55-63.
51. Сатаева, А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева// Дефектология,2012. - №2 - С.50-62.
52. Сатаева, А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарным имплантом / А.И. Сатаева //Дефектология, 2014. - №3 - С. 21-29.
53. Сатаева, А.И., Буданцов, А.В. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации/ А.И. Сатаева, А.В. Буданцов //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2015. - №2 -С.20-32.
54. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: авто- реф. дис. ... канд. пед. Наук / Семенова Наталья Владимировна.- М.-2001.- 26 с.
55. Смольникова. Н.Г. Формирование структуры высказываний у старших дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. /Смольникова Наталья Глебовна.- М.- 1986.- 23 с.
56. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. —М.: Классик Стиль, 2003. —160 с.
57. Соколовская, Т.А. Особенности речевого развития детей после
кохлеарной имплантации./ Т.А. Соколовская // Специальное
образование, 2013. -№2.- С. 15-26.
58. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Ф. А. Сохин.— М.: Просвещение, 1979.—223с.
59. Струнина, Е.М., Ушакова, О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников / Е.М.Струнина, О.С. Ушакова. - М., 1995. - 21-25 С.
60. Таварткиладзе, Г.А. Кохлеарная имплантация. Учебное пособие / Г.А. Таварткиладзе.- М.,2000. - 81 с.
61. Ткаченко, Т. П. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Т. П. Ткаченко //Дошкольное воспитание, 1990. - № 10. - С. 16-21.
62. Ткаченко, Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет»/ Т. А.Ткаченко. - М.: Издательство «Ювента», 2008. - 24 с.
63. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет/ Т.А. Ткаченко. — М: Гном и Д, 2001 г.- 150 с.
64. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ Ушакова, О.С. - М.: Изд- во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного общего образования. Приказ Минобрнауки России №1958 от 19.12.2014 г.
66. Федоренко, Л.П..Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко. — М., 1984.-с 366.
67. Филичева, Т. Б.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. — 5-е изд.—М.: Айрис-пресс, 2008.—224 с.
68. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии/ Т. Б. Филичева.- М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
69. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста/ Т.Е. Филичева. — М., 1999.- 344с.
70. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада/ Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1993.- 369 с.
71. Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н.Д. Шматко // Дефектология, 2012. - № 3 - С. 45-51.
72. Яшина, В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет / В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999.- С. 456—460