Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие монологической речи в онтогенезе
Особенности монологической речи у детей перенесших КИ
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие
монологической речи.
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
2.1 Организация и методика оценки монологической речи у старших
дошкольников с кохлеарными имплантами
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по организации логопедической работы
по развитию монологической речи у старших дошкольников перенесших КИ
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие монологической речи в онтогенезе
Особенности монологической речи у детей перенесших КИ
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие
монологической речи.
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
2.1 Организация и методика оценки монологической речи у старших
дошкольников с кохлеарными имплантами
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по организации логопедической работы
по развитию монологической речи у старших дошкольников перенесших КИ
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Актуальность исследования. За последние несколько лет среди детей с нарушениями слуха увеличивается количество детей после кохлеарной имплантации.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования (Приказ №1958 от 19.12.2014 г.) прописано что, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе со слышащими сверстниками, и образовательные учреждения столкнулись с необходимостью слухоречевой реабилитации и развитием монологической речи у таких детей.
Высокий уровень развития монологической речи у ребенка после кохлеарной имплантации будет в том случае, если слухоречевая реабилитация проходила в благоприятных условиях. То есть операция по кохлеарной имплантации проведена в раннем возрасте, были обеспечены регулярные занятия со специалистами, родители были включены в процесс образовательной реабилитации и ребенок находился в естественной речевой среде (Гончарова Е.Л, Зонтова О.В., Королева И.В., Сатаева А.И., Миронова
Э.В. и др.). Таким образом, встает вопрос о создании благоприятных условий для развития монологической речи детей с кохлеарными имплантами.
Проблема исследования в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса заключается в поиске условий слухоречевой реабилитации, которые будут способствовать развитию монологической речи детей после кохлеарной имплантации в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию монологической речи у старших дошкольников с кохлеарным имплантом с учетом выявленных особенностей монологической речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Провести анкетирование родителей, с целью выявления условий прохождения слухоречевой реабилитации.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению и обобщению особенностей монологической речи старших дошкольников после кохлеарной имплантации.
4. Описать условия и содержание логопедической работы по развитию монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что:
1) Монологическая речь детей после кохлеарной имплантации имеет такие особенности как: аграмматизмы, нарушения звукослоговой структуры слова и дефицит словаря (активного и пассивного).
2) У дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию в возрасте с двух до трех лет, у которых реабилитация проходила при неблагоприятных условиях, будет низкий уровень монологической речи.
Объект: монологическая речь.
Предмет: особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, А.Стребелева);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза (П.К. Анохин, А.Г. Асманов, Л.С.Выгодский, А.Р. Лурия, и др.);
• о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.);
• положения «слухового» метода реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева);
• подход отечественной научной школы сурдопедагогики к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификации детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.);
• базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о возможности приближения глухого ребенка к возрастной норме в адекватных условиях обучения и воспитания (Б.Д.Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым - констатирующий эксперимент по методике В.П. Глухова и его анализ.
База исследования: эксперимент проводился на базе «МБДОУ №194 комбинированного вида» г. Красноярска и КГБДОУ «Березовский детский сад».
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический (10.2015 - 06.2016 год): осуществлялся подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - опытно-экспериментальный (10.2016-12.2016 год): на этом этапе проводилась диагностика старших дошкольников с кохлеарными имплантами, анкетирование родителей и анализ результатов.
3 этап - заключительно - обобщающий (01.2017-11.2017 год):
обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в изучении и описании особенностей монологической речи старших дошкольников после кохлеарной имплантации.
Теоретическая значимость исследования:
• в расширении представлений о монологической речи детей после кохлеарной имплантации;
• в обобщении особенностей монологической речи детей с кохлеарными имплантами;
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке методических рекомендаций по организации и содержанию логопедической работы по развитию монологической речи у детей с кохлеарным имплантом;
• представленные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для их целенаправленного развития монологической речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, библиографический список, приложения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования (Приказ №1958 от 19.12.2014 г.) прописано что, дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе со слышащими сверстниками, и образовательные учреждения столкнулись с необходимостью слухоречевой реабилитации и развитием монологической речи у таких детей.
Высокий уровень развития монологической речи у ребенка после кохлеарной имплантации будет в том случае, если слухоречевая реабилитация проходила в благоприятных условиях. То есть операция по кохлеарной имплантации проведена в раннем возрасте, были обеспечены регулярные занятия со специалистами, родители были включены в процесс образовательной реабилитации и ребенок находился в естественной речевой среде (Гончарова Е.Л, Зонтова О.В., Королева И.В., Сатаева А.И., Миронова
Э.В. и др.). Таким образом, встает вопрос о создании благоприятных условий для развития монологической речи детей с кохлеарными имплантами.
Проблема исследования в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса заключается в поиске условий слухоречевой реабилитации, которые будут способствовать развитию монологической речи детей после кохлеарной имплантации в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию монологической речи у старших дошкольников с кохлеарным имплантом с учетом выявленных особенностей монологической речи.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Провести анкетирование родителей, с целью выявления условий прохождения слухоречевой реабилитации.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению и обобщению особенностей монологической речи старших дошкольников после кохлеарной имплантации.
4. Описать условия и содержание логопедической работы по развитию монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что:
1) Монологическая речь детей после кохлеарной имплантации имеет такие особенности как: аграмматизмы, нарушения звукослоговой структуры слова и дефицит словаря (активного и пассивного).
2) У дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию в возрасте с двух до трех лет, у которых реабилитация проходила при неблагоприятных условиях, будет низкий уровень монологической речи.
Объект: монологическая речь.
Предмет: особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, А.Стребелева);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза (П.К. Анохин, А.Г. Асманов, Л.С.Выгодский, А.Р. Лурия, и др.);
• о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.);
• положения «слухового» метода реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева);
• подход отечественной научной школы сурдопедагогики к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификации детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.);
• базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о возможности приближения глухого ребенка к возрастной норме в адекватных условиях обучения и воспитания (Б.Д.Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится библиографический метод, ко вторым - констатирующий эксперимент по методике В.П. Глухова и его анализ.
База исследования: эксперимент проводился на базе «МБДОУ №194 комбинированного вида» г. Красноярска и КГБДОУ «Березовский детский сад».
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический (10.2015 - 06.2016 год): осуществлялся подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - опытно-экспериментальный (10.2016-12.2016 год): на этом этапе проводилась диагностика старших дошкольников с кохлеарными имплантами, анкетирование родителей и анализ результатов.
3 этап - заключительно - обобщающий (01.2017-11.2017 год):
обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в изучении и описании особенностей монологической речи старших дошкольников после кохлеарной имплантации.
Теоретическая значимость исследования:
• в расширении представлений о монологической речи детей после кохлеарной имплантации;
• в обобщении особенностей монологической речи детей с кохлеарными имплантами;
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке методических рекомендаций по организации и содержанию логопедической работы по развитию монологической речи у детей с кохлеарным имплантом;
• представленные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям общеразвивающих, комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений; учителям-логопедам; родителям детей с кохлеарными имплантами для их целенаправленного развития монологической речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, библиографический список, приложения.
Анализ литературных источников показал, что, в настоящее время существует проблема поиска путей развития монологической речи детей с кохлеарными имплантами с учетом организации условий слухоречевой реабилитации.
Знание закономерностей развития монологической речи в онтогенезе необходимо для определения нарушений развития монологической речи, и для дальнейшего построения коррекционной работы по преодолению особенностей монологической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации. К ним относятся:
• неадекватно настроенный речевой процессор кохлеарного импланта;
• отсутствие регулярных занятий со специалистами (комплексного сопровождения) в соответствии с положениями «слухового метода»;
• отсутствие речевой среды в дошкольном учреждении;
• неумение родителей обеспечить проведение занятий по развитию слухового восприятия и речи в домашних условиях.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации дошкольников с КИ, уровень развития монологической речи будет низким, и не будет соответствовать этапу слухоречевой работы и возрасту ребенку. Особенности монологической речи детей дошкольного возраста с КИ после кохлеарной имплантации в таком случае будут выражены в грамматических ошибках, дефиците активного и пассивного словаря и нарушениях слоговой структуры слова.
Для устранения данных особенностей рекомендуют использовать логопедические методики по развитию речи и методики изучения русского языка как иностранного (Т.М. Балыхина, Глухова В.П., Т.А.Ткаченко и др.) Данные методики можно использовать с детьми после кохлеарной имплантации учитывая этап слухоречевой реабилитации. Наиболее эффективной, по нашему мнению, будет слухоречевая реабилитация, сочетающая в себе принципы, методы и приемы разных методик, с учётом слухоречевого статуса каждого ребенка.
Для подтверждения гипотезы исследования мы провели констатирующий эксперимент с целью изучить особенности монологической речи старших дошкольников с КИ. В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап эксперимента предполагал проведение анкетирования родителей детей с КИ для выявления условий слухоречевой реабилитации.
Второй этап - выявление особенностей и уровня монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами с помощью диагностической методики Глухова В.П.
Третий этап - анализ и сопоставление результатов анкетирования и диагностики монологической речи.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами:
• многочисленные нарушений грамматического строя речи;
• недостаточное количество прилагательных, глаголов, слов-антонимов в словаре, часто используются жесты вместо слов;
• нарушения звукослоговой структуры слова;
• дети используют простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
На основе сопоставления результатов диагностики монологической речи и анкетирования родителей, сделан вывод о важности организации благоприятных условий для прохождения слухоречевой реабилитации.
Для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с КИ нами были разработаны методические рекомендации для учителей-логопедов. Важным условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность постоянно находиться среди слышащих сверстников. Так же нужно организовать сопровождение детей с КИ сурдопедагогом, логопедом, адекватную настройку речевого процессора и родители должны организовать занятия в домашних условиях.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования реализованными, а гипотезу нашедшей подтверждение.
Знание закономерностей развития монологической речи в онтогенезе необходимо для определения нарушений развития монологической речи, и для дальнейшего построения коррекционной работы по преодолению особенностей монологической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации. К ним относятся:
• неадекватно настроенный речевой процессор кохлеарного импланта;
• отсутствие регулярных занятий со специалистами (комплексного сопровождения) в соответствии с положениями «слухового метода»;
• отсутствие речевой среды в дошкольном учреждении;
• неумение родителей обеспечить проведение занятий по развитию слухового восприятия и речи в домашних условиях.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации дошкольников с КИ, уровень развития монологической речи будет низким, и не будет соответствовать этапу слухоречевой работы и возрасту ребенку. Особенности монологической речи детей дошкольного возраста с КИ после кохлеарной имплантации в таком случае будут выражены в грамматических ошибках, дефиците активного и пассивного словаря и нарушениях слоговой структуры слова.
Для устранения данных особенностей рекомендуют использовать логопедические методики по развитию речи и методики изучения русского языка как иностранного (Т.М. Балыхина, Глухова В.П., Т.А.Ткаченко и др.) Данные методики можно использовать с детьми после кохлеарной имплантации учитывая этап слухоречевой реабилитации. Наиболее эффективной, по нашему мнению, будет слухоречевая реабилитация, сочетающая в себе принципы, методы и приемы разных методик, с учётом слухоречевого статуса каждого ребенка.
Для подтверждения гипотезы исследования мы провели констатирующий эксперимент с целью изучить особенности монологической речи старших дошкольников с КИ. В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап эксперимента предполагал проведение анкетирования родителей детей с КИ для выявления условий слухоречевой реабилитации.
Второй этап - выявление особенностей и уровня монологической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами с помощью диагностической методики Глухова В.П.
Третий этап - анализ и сопоставление результатов анкетирования и диагностики монологической речи.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности монологической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами:
• многочисленные нарушений грамматического строя речи;
• недостаточное количество прилагательных, глаголов, слов-антонимов в словаре, часто используются жесты вместо слов;
• нарушения звукослоговой структуры слова;
• дети используют простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
На основе сопоставления результатов диагностики монологической речи и анкетирования родителей, сделан вывод о важности организации благоприятных условий для прохождения слухоречевой реабилитации.
Для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с КИ нами были разработаны методические рекомендации для учителей-логопедов. Важным условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность постоянно находиться среди слышащих сверстников. Так же нужно организовать сопровождение детей с КИ сурдопедагогом, логопедом, адекватную настройку речевого процессора и родители должны организовать занятия в домашних условиях.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования реализованными, а гипотезу нашедшей подтверждение.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017



