ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ЧЛЕНОВ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе 6
1.1. Понятия детский коллектив, детская группа. Особенности межличностных
отношений в коллективе младших школьников 6
1.2. Особенности межличностных отношений нормативно развивающихся
младших школьников и младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании 15
1.3. Приемы и методы способствующие улучшению межличностных
отношений младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению включения младших школьников с ОВЗ в учебный коллектив 28
2.1 Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 35
2.3. Программа по повышению уровня включения младших школьников с
ОВЗ в детский коллектив 45
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А 79
Приложение Б 86
Приложение В 115
Приложение Г
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе 6
1.1. Понятия детский коллектив, детская группа. Особенности межличностных
отношений в коллективе младших школьников 6
1.2. Особенности межличностных отношений нормативно развивающихся
младших школьников и младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании 15
1.3. Приемы и методы способствующие улучшению межличностных
отношений младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению включения младших школьников с ОВЗ в учебный коллектив 28
2.1 Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 35
2.3. Программа по повышению уровня включения младших школьников с
ОВЗ в детский коллектив 45
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А 79
Приложение Б 86
Приложение В 115
Приложение Г
С начала 2008-2009 года, в российские общеобразовательные школы стала включаться модель инклюзивного образования и на данный момент времени эта модель актуальна. В современное время почти в каждой стране дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получать общее образование. Родоначальником включения инклюзивной модели образования в России стала Алёхина С.В. Она говорит, что идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав [4].
Дети с разной тяжестью ОВЗ включены в обычные классы общеобразовательных учреждений и им приходится контактировать со здоровыми детьми. Важным аспектом адаптации младших школьников с ОВЗ, является включение и принятие таких детей членами учебного коллектива. На проблему межличностных отношений младших школьников обращали внимание такие ученые, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Н.А. Березовин, А.Б. Широкова и др. Обратимся к высказыванию Бодалева А.А.: "Общение представляет собой особый вид деятельности, обладающий целями, мотивами, средствами. Без него не возможно полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности" [8]. Исходя из данного высказывания можно сделать вывод, что ребенок с ограниченными возможностями не может полноценно развиваться без общения, а так как в наше время детей с проблемами и нарушениями здоровья всё больше, то им необходима коммуникация не только с такими же детьми, но и с детьми без ограничений здоровья.
Так же инклюзивным образованием занимались такие отечественные ученые как: Выготский Л.С. [14], Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р.[67], зарубежные ученые как: К. Кёниг, Самуил Гейник.
Объект исследования - межличностные отношения в детском коллективе, детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности младших школьников с ОВЗ, как членов учебного коллектива.
Цель исследования- выявить особенности межличностных отношений младших школьников с ОВЗ, как членов детского коллектива и на основе этого разработать программу психолого-педагогической работы, направленную на повышение уровня включения младших школьников с ОВЗ в детский коллектив.
Задачи:
1.Осуществить анализ зарубежной и отечественной литературы для уточнения сущности понятий детский коллектив, детская группа, учебный коллектив.
2.Описать особенности межличностных отношений нормативно развивающихся младших школьников и младших школьников с ОВЗ.
3. Подобрать и апробировать методики для анализа уровня включенности младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе.
^Проанализировать данные подобранных методик для анализа уровня включенности младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе.
5. Разработать рекомендации по повышению уровня межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Гипотеза: младшие школьники с ОВЗ, как члены учебного коллектива характеризуются:
• Средним уровнем социально-психологических отношений
• Низким уровнем речевого взаимодействия
• Низким уровнем эмоциональной реакции на взаимодействие
База исследования: обучающиеся, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, гимназии № 5, г. Красноярска.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературой.
2. Проективный метод.
3. Метод опроса.
4. Количественный и качественный анализ данных.
Дети с разной тяжестью ОВЗ включены в обычные классы общеобразовательных учреждений и им приходится контактировать со здоровыми детьми. Важным аспектом адаптации младших школьников с ОВЗ, является включение и принятие таких детей членами учебного коллектива. На проблему межличностных отношений младших школьников обращали внимание такие ученые, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Н.А. Березовин, А.Б. Широкова и др. Обратимся к высказыванию Бодалева А.А.: "Общение представляет собой особый вид деятельности, обладающий целями, мотивами, средствами. Без него не возможно полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности" [8]. Исходя из данного высказывания можно сделать вывод, что ребенок с ограниченными возможностями не может полноценно развиваться без общения, а так как в наше время детей с проблемами и нарушениями здоровья всё больше, то им необходима коммуникация не только с такими же детьми, но и с детьми без ограничений здоровья.
Так же инклюзивным образованием занимались такие отечественные ученые как: Выготский Л.С. [14], Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р.[67], зарубежные ученые как: К. Кёниг, Самуил Гейник.
Объект исследования - межличностные отношения в детском коллективе, детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности младших школьников с ОВЗ, как членов учебного коллектива.
Цель исследования- выявить особенности межличностных отношений младших школьников с ОВЗ, как членов детского коллектива и на основе этого разработать программу психолого-педагогической работы, направленную на повышение уровня включения младших школьников с ОВЗ в детский коллектив.
Задачи:
1.Осуществить анализ зарубежной и отечественной литературы для уточнения сущности понятий детский коллектив, детская группа, учебный коллектив.
2.Описать особенности межличностных отношений нормативно развивающихся младших школьников и младших школьников с ОВЗ.
3. Подобрать и апробировать методики для анализа уровня включенности младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе.
^Проанализировать данные подобранных методик для анализа уровня включенности младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе.
5. Разработать рекомендации по повышению уровня межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Гипотеза: младшие школьники с ОВЗ, как члены учебного коллектива характеризуются:
• Средним уровнем социально-психологических отношений
• Низким уровнем речевого взаимодействия
• Низким уровнем эмоциональной реакции на взаимодействие
База исследования: обучающиеся, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, гимназии № 5, г. Красноярска.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературой.
2. Проективный метод.
3. Метод опроса.
4. Количественный и качественный анализ данных.
В общеобразовательных учреждениях на данный период времени включена модель инклюзивного образования, из этого следует, что у младших школьников с ОВЗ возрастает потребность в общении и им необходимо вступаю в контакт с педагогами и одноклассниками, но общество не готово принимать их, с этим несомненно связанны их диагнозы, но не смотря на это, психологам, педагогам и другим специалистам школ стоит обращать внимание на проблему низкого уровня включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива.
По данной проблеме нами был осуществлён анализ зарубежной и отечественной литературы, для уточнения сущности понятия детский коллектив, детская группа, нами было замечено, что важно не только включение ребенка в детский коллектив, но и его принятие в нём, так как в младшем школьном возрасте значимость межличностного общения выходит на высокий уровень, что в свою очередь влияет на развитие ребёнка как личности в целом. Алехина С.В. считает, что детям с особыми потребностями необходимо активно включаться в процесс взаимодействия с другими детьми, но не менее важно общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.
Так же нам удалось описать особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников с ОВЗ и нормативно развивающимися младшими школьниками, и провести следственный эксперимент по изучению включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива.
После проделанной работы была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза, которая гласит, что : младшие школьники с ОВЗ, как члены учебного коллектива характеризуются:
• Средним уровнем социально-психологических отношений
• Низким уровнем речевого взаимодействия
• Низким уровнем эмоциональной реакции на взаимодействие
В соответствии подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была разработана психолого-педагогическая программа, направленная на повышения уровня включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива, представлена в Приложении В.
По данной проблеме нами был осуществлён анализ зарубежной и отечественной литературы, для уточнения сущности понятия детский коллектив, детская группа, нами было замечено, что важно не только включение ребенка в детский коллектив, но и его принятие в нём, так как в младшем школьном возрасте значимость межличностного общения выходит на высокий уровень, что в свою очередь влияет на развитие ребёнка как личности в целом. Алехина С.В. считает, что детям с особыми потребностями необходимо активно включаться в процесс взаимодействия с другими детьми, но не менее важно общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.
Так же нам удалось описать особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников с ОВЗ и нормативно развивающимися младшими школьниками, и провести следственный эксперимент по изучению включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива.
После проделанной работы была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза, которая гласит, что : младшие школьники с ОВЗ, как члены учебного коллектива характеризуются:
• Средним уровнем социально-психологических отношений
• Низким уровнем речевого взаимодействия
• Низким уровнем эмоциональной реакции на взаимодействие
В соответствии подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была разработана психолого-педагогическая программа, направленная на повышения уровня включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива, представлена в Приложении В.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Сплочение коллектива младших школьников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция коммуникативных умений младших школьников в инклюзивной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Программа психологической коррекции общения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Обучение детей с нарушениями коммуникативному взаимодействию в процессе, моделируемой педагогом деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



