Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ЧЛЕНОВ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА

Работа №156879

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы182
Год сдачи2019
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе 6
1.1. Понятия детский коллектив, детская группа. Особенности межличностных
отношений в коллективе младших школьников 6
1.2. Особенности межличностных отношений нормативно развивающихся
младших школьников и младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании 15
1.3. Приемы и методы способствующие улучшению межличностных
отношений младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению включения младших школьников с ОВЗ в учебный коллектив 28
2.1 Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 35
2.3. Программа по повышению уровня включения младших школьников с
ОВЗ в детский коллектив 45
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А 79
Приложение Б 86
Приложение В 115
Приложение Г


С начала 2008-2009 года, в российские общеобразовательные школы стала включаться модель инклюзивного образования и на данный момент времени эта модель актуальна. В современное время почти в каждой стране дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получать общее образование. Родоначальником включения инклюзивной модели образования в России стала Алёхина С.В. Она говорит, что идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав [4].
Дети с разной тяжестью ОВЗ включены в обычные классы общеобразовательных учреждений и им приходится контактировать со здоровыми детьми. Важным аспектом адаптации младших школьников с ОВЗ, является включение и принятие таких детей членами учебного коллектива. На проблему межличностных отношений младших школьников обращали внимание такие ученые, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Н.А. Березовин, А.Б. Широкова и др. Обратимся к высказыванию Бодалева А.А.: "Общение представляет собой особый вид деятельности, обладающий целями, мотивами, средствами. Без него не возможно полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности" [8]. Исходя из данного высказывания можно сделать вывод, что ребенок с ограниченными возможностями не может полноценно развиваться без общения, а так как в наше время детей с проблемами и нарушениями здоровья всё больше, то им необходима коммуникация не только с такими же детьми, но и с детьми без ограничений здоровья.
Так же инклюзивным образованием занимались такие отечественные ученые как: Выготский Л.С. [14], Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р.[67], зарубежные ученые как: К. Кёниг, Самуил Гейник.
Объект исследования - межличностные отношения в детском коллективе, детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности младших школьников с ОВЗ, как членов учебного коллектива.
Цель исследования- выявить особенности межличностных отношений младших школьников с ОВЗ, как членов детского коллектива и на основе этого разработать программу психолого-педагогической работы, направленную на повышение уровня включения младших школьников с ОВЗ в детский коллектив.
Задачи:
1.Осуществить анализ зарубежной и отечественной литературы для уточнения сущности понятий детский коллектив, детская группа, учебный коллектив.
2.Описать особенности межличностных отношений нормативно развивающихся младших школьников и младших школьников с ОВЗ.
3. Подобрать и апробировать методики для анализа уровня включенности младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе.
^Проанализировать данные подобранных методик для анализа уровня включенности младших школьников с ОВЗ в учебном коллективе.
5. Разработать рекомендации по повышению уровня межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Гипотеза: младшие школьники с ОВЗ, как члены учебного коллектива характеризуются:
• Средним уровнем социально-психологических отношений
• Низким уровнем речевого взаимодействия
• Низким уровнем эмоциональной реакции на взаимодействие
База исследования: обучающиеся, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, гимназии № 5, г. Красноярска.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературой.
2. Проективный метод.
3. Метод опроса.
4. Количественный и качественный анализ данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В общеобразовательных учреждениях на данный период времени включена модель инклюзивного образования, из этого следует, что у младших школьников с ОВЗ возрастает потребность в общении и им необходимо вступаю в контакт с педагогами и одноклассниками, но общество не готово принимать их, с этим несомненно связанны их диагнозы, но не смотря на это, психологам, педагогам и другим специалистам школ стоит обращать внимание на проблему низкого уровня включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива.
По данной проблеме нами был осуществлён анализ зарубежной и отечественной литературы, для уточнения сущности понятия детский коллектив, детская группа, нами было замечено, что важно не только включение ребенка в детский коллектив, но и его принятие в нём, так как в младшем школьном возрасте значимость межличностного общения выходит на высокий уровень, что в свою очередь влияет на развитие ребёнка как личности в целом. Алехина С.В. считает, что детям с особыми потребностями необходимо активно включаться в процесс взаимодействия с другими детьми, но не менее важно общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.
Так же нам удалось описать особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников с ОВЗ и нормативно развивающимися младшими школьниками, и провести следственный эксперимент по изучению включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива.
После проделанной работы была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза, которая гласит, что : младшие школьники с ОВЗ, как члены учебного коллектива характеризуются:
• Средним уровнем социально-психологических отношений
• Низким уровнем речевого взаимодействия
• Низким уровнем эмоциональной реакции на взаимодействие
В соответствии подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была разработана психолого-педагогическая программа, направленная на повышения уровня включенности младших школьников с ОВЗ в систему учебного коллектива, представлена в Приложении В.



1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М., 1981.
2. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. С.302.
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченный возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.¬368 с.
4. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В.Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95. Инклюзивное
образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1990, 2006.
6. Аржакаева Т. А. Психологические трудности общения: опыт их исследования и преодоления у начинающих учителей // Мир психологии. 1996. № 3.
7. Баталов, А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов / А. С. Баталов // Начальная школа, 2010. - №7. С. 101-104.
8. Бодалев А.А. Психология общения, М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 256 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 
(Психологическоеисследование.) М., «Просвещение», 1968. 464 с. (Акад. пед. наук СССР).
10. Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. М.: Форум, 2012. 272 с.
11. Виневская, А. В. Педагогика. Словарь -справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 268 с.
12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994.- 192 с.
13. Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 71-77.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
15. Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети - инвалиды в общеобразовательной школе / Н. А. Голиков // Педагогическая техника, 2006. №6. С. 93-99.
16. Головин С.Ю. словарь психолога практика / Сергей Юрьевич Головин. 2 -
е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2007. 976 с. (Библиотека
практической психологии).
17. Давыдов В.В. Концепция гуманизации начального образования. “Народное образование”. Москва, Педагогика, 1994.
18. Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация инвалидов / А. Ю. Домбровская // Социологические исследования, 2011. №11. С. 71 -75.
19. Жаворонков, Р. Н. Механизм реализиции права инвалидов на образование, закрепленный в конвенции о правах инвалидов / Р. Н. Жаворонков // Дефектология, 2009. №4. С. 81 -92.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. М.: Директ-Медиа, 2008. 1287 c.
21. Зверева Н.В Клиническая психология детей и подростков : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Зверева, Т.Г.Горячева. - М. : Издательский центр "Академия", 2013. 272 с. (Сер.Бакалавриат).
22. Инфоурок. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-izucheniya-kommunikativnih-sposobnostey-2623163.html.
23. _Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях
инклюзивного образования: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. М.: Владос, 2014. 142 с.
24. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004. С. 63-83.
25. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. - 214 с.
26. Леонтьев А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. 365с.
27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И.Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
28. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива/А.Н. Лутошкин. - М., 1988. - 231 с.
29. Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т. 1. - М., 1981. - 210 с.
30. Малофеев, Н.Дети с отклонениями в развитии: реабилитация через образование / Н. Малофеев // Народное образование, 1998. №9 -10. С. 224.
31. Мастюкова, Е. М.Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст:
советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М.: Владос, 1997. 304 с.
32. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие /Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина; Под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
33. Министерство образования и науки российской федерации.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B
34. _Мир психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. persev. ru/druzhba
35. _Молодой учёный. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //moluch. ru/archive/8/566/
36. _Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. С. 126.
37. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов Петровский А.В. М.: Просвещение, 2012. С. 465.
38.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 с.
39. Пасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография / А. Ю. Пасторова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. 250 с.
40. Петухова, Л.Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников / Л. Петухова // Социальная педагогика, 2009. №4. С. 53-58.
41. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка / 
Л.В.Петрановская. Москва : Издательство АСТ, 2017. 288 с.
42. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М. 2000г.
43. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.,1995.
44. Приступа, Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. М.: Инфра -М: Форум, 2015. 160 с.
45. Психология. Словарь / Под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 449с.
46. Пугачев, А. С. Инклюзивное обучение как средство интеграции в трудовую деятельность / А. С. Пугачев // Среднее профессиональное образование, 2012. №7. С. 5-6.
47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология./ Коломинский Я.Л., Реан А.А., Санкт-Петербург, 1999.
48. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы
детского сада. - М., 1988. - 232 с.
49. Романов, П. В.Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования, 2010. №9. С. 50-58.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. 705.
51. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб.: Питер. 316 е.: ил. (Серия «Учебное пособие»). 2004.
52. Спирина, Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. М.: Владос, 2014. 96 с.
53. Сухих, В. Г. Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические исследования, 2011. №2. С. 140-143. 

http://testoteka. narod.ru/pm/1/23 .html
55. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6. С. 207 -209.
56. Ткаченко, В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учеб. пособие / В. С. Ткаченко. М.: Дашков и К°. 384 с.
57. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. С. 192.
Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006. С. 400.
58. Файловый архив студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //studfiles. net/preview/6014861/page: 18/
59. -Файловый архив студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
htts://studfiles.net/preview/2238478/page: 14/
60. Файловый архив студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://stHdopedia.ru/10 166409 ponyatie-detskiy-kollektiv.html
61. Файловый архив студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://center-yf.ru/data/stat/mezhlichnostnye-otnosheniya.php
62. _Цыганок, А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью
адаптивно-игровых занятий / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. М.: Теревинф, 2006. 72 с. (Лечебно-педагогические
программы).
63. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. СПб, 2010. С. 200.
64. Щербакова, Ю. В.Специальная психология: учеб. пособие / Ю. В. Щербакова. М.: РИОР, 2006. 80 с.
65. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. 384 с.
66. Юнеско, Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, Юнеско/Министерство образования, Испания // 1994 г.
67. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. 2-е изд., стер. СПб.: Питер, 2004. 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ