Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №156877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы186
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Мотивационная сфера младшего школьника 19
1.3. Возможности ИКТ-технологий для формирования мотивации младшего
школьника 34
Выводы по Главе1 48
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации учения в младшем школьном возрасте 49
2.1. Методическая организация исследования 49
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 55
2.3 Программа по повышению мотивации учения у младших школьников на основе применения ИКТ 63
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список используемых источников 73
Приложения

В современной школе одной из главных проблем является мотивации учения. Особенно этот вопрос актуален для учащихся младшего школьного возраста. Так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. А младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Как побудить захотеть учиться, пробудить интерес, тягу к знаниям - эти вопросы актуальны для современной психологии и педагогики, несмотря на многочисленные исследования в этом направлении. Огромное значение решения проблемы учебной мотивации исходит из того, что именно она является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Важность данного вопроса так же обусловлена требованиями общества по повышению качества обучения и воспитания. В связи с этим активно обновляется содержание обучения. Ставятся задачи по формированию у школьников самостоятельности, развитию активности в поиске и усвоении знаний, познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Проблема мотивации учения стоит на стыке обучения, воспитания и психологии.
Мотивы учебной деятельности рассматривали известные ученые, такие как: В.С. Ильин, Ю.В. Шаров (познавательные потребности), М.В. Матюхина, А.К. Маркова, А.В. Орлов (социальные и познавательные мотивы), Г.И. Щукина, Ф.К.Савина, М.Г. Морозова, Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач).
Ряд учёных (Н.А. Бакшаева, М.А. Данилов, В.С. Ильин) исследовали различные средства воздействия учителя на развитие мотивационно - познавательной сферы обучаемых. Работы по проблемам мотивации учения и труда школьников (О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, В.А. Ядов) позволили учёным выявить специальные условия, которые позволили управлять учебным процессом на основе его мотивационной базы.
Согласно А.К. Марковой, в начале обучения первоклассники воспринимают учение с позиции общественно значимой деятельности. Всё, что происходит в школе, связано с этой позицией, придаёт новой деятельности личный, значимый и важный смысл. Однако подобная мотивация, не может подпитывать учёбу в течение длительного времени, и постепенно теряет своё значение. Содержательные мотивы учения часто заменяются внешними мотивами: принуждения или соперничества.
Все чаще у учителей в их повседневной педагогической деятельности, возникает вопрос о формировании мотивации у младших школьников. И несмотря на большое количество исследований на эту тему, вопрос не теряет своей актуальности, так как общество и общественные отношения развиваются, технический прогресс так же оказывает влияние развитие детей. Всё выше сказанное обусловливает актуальность выбранной темы: «Особенности мотивации учения младшего школьника».
Цель работы: на основе изучения особенностей учебной мотивации разработать программу уроков с применением ИКТ для повышения учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: мотивационная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития мотивации младших школьников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что:
1) в начальной школе мотивационный компонент учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста недостаточно сформирован;
2) ведущими мотивами являются материальные и социальные мотивы;
3) применение ИКТ в учебном процессе способствуют повышению уровня учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения мотивации учения младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивации учения младших школьников.
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования мотивации учения младших школьников.
5. Составить программу по повышению учебной мотивации младших школьников с помощью применения икт на уроках.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 60 младших школьников 1 классов в возрасте 6-8 лет, из них 34 мальчика и 26 девочек. Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Школа занимает основную часть детской жизни, очень важно, чтобы это время было потрачено не в пустую, а с максимальной пользой. Школа - это источник знаний, без которых в дальнейшем человеку будет крайне тяжело жить. Важно, чтобы ребенок не просто посещал школу, но и был замотивирован в получении знаний, побудить в нем интерес, тягу к знаниям. Поэтому учителям и родителям необходимо в первую очередь работать над учебной мотивацией ребенка, развивать его познавательную активность. Чтобы его любознательность и стремление узнать что-то новое не угасало.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие мотивации, его основные характеристики, виды, и особенное внимание уделено познавательной и учебной мотивации.
Проанализировав представленные подходы к учебной мотивации, мы увидели, что не существует единой теории учебной мотивации, но есть отдельные концепции, описывающие различные аспекты мотивации, которые могут быть взяты за основу для решения конкретных задач. Для решения поставленных нами задач больше всего подходит теория А. К. Марковой, где она разделяет мотивы по уровням: познавательные мотивы делятся на широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям), учебно - познавательные мотивы и мотивы самообразования.
Понятие мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Мы увидели, что работа с ИКТ-технологиями многогранна и задействует большинство органов чувств человека, что является крайне важным, так как каждый ребенок индивидуален и воспринимает информацию с учетом своих особенностей.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня учебной мотивации младшего школьника.
В результате были выявлены следующие особенности: большинство детей имеет низкий уровень учебной мотивации, эти дети не включены в учебный процесс, они не работают на уроке, не выполняют домашнее задание, игнорируют некоторые требования учителя, что приводит к их низкой успеваемости и освоению надлежащим образом учебного материала. Учитель может создавать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, путем задействования ИКТ -технологий, индивидуального подхода, и т.д. Но главная работа лежит на родителях, так как они формируют отношение и заинтересованность ребенка к школе.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть детей практически впустую посещают школу. Если не сформировать высокий уровень мотивации младшего школьника, то в дальнейшем такому ребенку будет трудно учиться в школе, что чревато различными негативными последствиями.
На основании результатов констатирующего экспериментами была составлена программа по повышению уровня учебной мотивации младшего школьника. В разработанной программе представлены уроки с применением икт.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.



1. Андреева А. Д. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. 148 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
3. Бандура А. Теория Социального научения. СПБ.: Евразия, 2000. 320 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 95 с.
5. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951.№ 36. 45 с.
6. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. СПб.: Детство - пресс, 2002. 112 с.
7. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М.: Академия, 1966. 196с.
8. Вахитова Г. Х. Педагогика: подготовка ребенка к школе: метод. рекомендации. Т.: ТГПУ, 2007. 36 с.
9. Волокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А. В. Молокова // Учебное пособие. 2005. № 1. С.119-123.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 261с.
11. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума «Обзор Российской психологии в регионах страны и в мире». 2009. №7. С. 17 - 19.
12. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. 2014. №6. С. 686-687.
13. Головастикова П.М. Как сделать учение увлекательным. //
«Начальная школа». 2006. №2. С. 30.
14. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998. 800 с.
15. Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста. М.: Наука, 2016.272 с.
16. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2009. №1. С.8-12.
17. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминацияв психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Района // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. 343 с.
18. Долгова В.И. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 31. С. 1-5.
19. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников // Молодой ученый. 2014. №4. С. 954-956
20. Ермакова С. Д. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов. СПБ.: Питер, 1996. 211 с.
21. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников// «Начальная школа». 2009. №2. С. 13.
22. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 699 с.
23. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // «Начальная школа». 2008. №11. С. 15.
24. Задунова, Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е.В. Задунова, А.А. Омельченко // Начальная школа. 2007. №2. С.20-26.
25. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. / Е.П. Ильин. 2005. № 2.С. 22.
26. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Х.: Юго-Восток, 2001. 122с.
27. Клейман Г.Б. Возможности использования информационных технологий. М.: Просвещение, 2006. 398с.
28. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. №3. С. 121-125.
29. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Науч.-пед. обозр. 2013. №1. С. 63-69.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет //Ун-т Рос. Акад. Образования.1999. №5. С. 175.
31. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
32. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. С. 13 - 46.
33. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
34. Матюхина М. В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».
М.: Просвещение, 1984. 256 с.
35. Митрофанова Е.Г. Информационно - коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. №2. С. 11-13.
36. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 13-24.
37. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: АПН РСФСР, 1961. 224 с.
38. Нисканен А. Г., Родина Е.В., Шаграева О. А. и др. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пос. для студ. выш. пед. учеб. зав. М.: Академия, 2002. 208 с.
39. Осипова И. А. Формирование учебной мотивации школьников / И.А. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. №3. С. 16.
40. Пешковская В.Р. Развитие познавательных процессов учащихся начальной школы: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2007. 56с.
41. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и учеников. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2009. 86 с.
42. Сапронов И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Проблемы педагогики и психологии. 2008. №3. С. 185 - 188.
43. Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185- 194.
44. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.:АПН РСФСР, 1958. 214 с.
45. Сушко Н.Г. Теории Мотивации учебной деятельности // Вестник ТОГУ. 2006. №2. С. 195-204.
46. Титова Т.Е. Мотивация успеха // «Начальная школа». 2007. №10. С. 11-14.
47. Филиппова Н.В. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте. М.: Просвещение, 2008. С. 74 - 78.
48. Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». 2006 г. № 2. С. 50-51.
49. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий. М.: Просвещение, 2006. 145с.
50. Широкая А.А. Познавательная мотивация в учебной деятельности младшего школьника // «Начальная школа». 2014. №5. С. 25.
51. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // «Начальная школа». 2007. № 2. С. 18- 19.
52. Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Журнал вопросы психологии. 2005. №2. С.35.
53. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. М.:Речь, 1988. 189 с.
54. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной
потребности у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 2. С.83 -92.
55. Юркина С. В. Использование ИКТ в начальной школе // Современное образование. 2015. №4. С. 19.
56. Ясвин, В. А. Образовательная среда. М.: Смысл, 2001. 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ