ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Мотивационная сфера младшего школьника 19
1.3. Возможности ИКТ-технологий для формирования мотивации младшего
школьника 34
Выводы по Главе1 48
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации учения в младшем школьном возрасте 49
2.1. Методическая организация исследования 49
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 55
2.3 Программа по повышению мотивации учения у младших школьников на основе применения ИКТ 63
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список используемых источников 73
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте 6
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Мотивационная сфера младшего школьника 19
1.3. Возможности ИКТ-технологий для формирования мотивации младшего
школьника 34
Выводы по Главе1 48
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации учения в младшем школьном возрасте 49
2.1. Методическая организация исследования 49
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 55
2.3 Программа по повышению мотивации учения у младших школьников на основе применения ИКТ 63
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список используемых источников 73
Приложения
В современной школе одной из главных проблем является мотивации учения. Особенно этот вопрос актуален для учащихся младшего школьного возраста. Так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. А младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Как побудить захотеть учиться, пробудить интерес, тягу к знаниям - эти вопросы актуальны для современной психологии и педагогики, несмотря на многочисленные исследования в этом направлении. Огромное значение решения проблемы учебной мотивации исходит из того, что именно она является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Важность данного вопроса так же обусловлена требованиями общества по повышению качества обучения и воспитания. В связи с этим активно обновляется содержание обучения. Ставятся задачи по формированию у школьников самостоятельности, развитию активности в поиске и усвоении знаний, познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Проблема мотивации учения стоит на стыке обучения, воспитания и психологии.
Мотивы учебной деятельности рассматривали известные ученые, такие как: В.С. Ильин, Ю.В. Шаров (познавательные потребности), М.В. Матюхина, А.К. Маркова, А.В. Орлов (социальные и познавательные мотивы), Г.И. Щукина, Ф.К.Савина, М.Г. Морозова, Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач).
Ряд учёных (Н.А. Бакшаева, М.А. Данилов, В.С. Ильин) исследовали различные средства воздействия учителя на развитие мотивационно - познавательной сферы обучаемых. Работы по проблемам мотивации учения и труда школьников (О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, В.А. Ядов) позволили учёным выявить специальные условия, которые позволили управлять учебным процессом на основе его мотивационной базы.
Согласно А.К. Марковой, в начале обучения первоклассники воспринимают учение с позиции общественно значимой деятельности. Всё, что происходит в школе, связано с этой позицией, придаёт новой деятельности личный, значимый и важный смысл. Однако подобная мотивация, не может подпитывать учёбу в течение длительного времени, и постепенно теряет своё значение. Содержательные мотивы учения часто заменяются внешними мотивами: принуждения или соперничества.
Все чаще у учителей в их повседневной педагогической деятельности, возникает вопрос о формировании мотивации у младших школьников. И несмотря на большое количество исследований на эту тему, вопрос не теряет своей актуальности, так как общество и общественные отношения развиваются, технический прогресс так же оказывает влияние развитие детей. Всё выше сказанное обусловливает актуальность выбранной темы: «Особенности мотивации учения младшего школьника».
Цель работы: на основе изучения особенностей учебной мотивации разработать программу уроков с применением ИКТ для повышения учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: мотивационная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития мотивации младших школьников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что:
1) в начальной школе мотивационный компонент учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста недостаточно сформирован;
2) ведущими мотивами являются материальные и социальные мотивы;
3) применение ИКТ в учебном процессе способствуют повышению уровня учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения мотивации учения младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивации учения младших школьников.
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования мотивации учения младших школьников.
5. Составить программу по повышению учебной мотивации младших школьников с помощью применения икт на уроках.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 60 младших школьников 1 классов в возрасте 6-8 лет, из них 34 мальчика и 26 девочек. Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников
Как побудить захотеть учиться, пробудить интерес, тягу к знаниям - эти вопросы актуальны для современной психологии и педагогики, несмотря на многочисленные исследования в этом направлении. Огромное значение решения проблемы учебной мотивации исходит из того, что именно она является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Важность данного вопроса так же обусловлена требованиями общества по повышению качества обучения и воспитания. В связи с этим активно обновляется содержание обучения. Ставятся задачи по формированию у школьников самостоятельности, развитию активности в поиске и усвоении знаний, познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Проблема мотивации учения стоит на стыке обучения, воспитания и психологии.
Мотивы учебной деятельности рассматривали известные ученые, такие как: В.С. Ильин, Ю.В. Шаров (познавательные потребности), М.В. Матюхина, А.К. Маркова, А.В. Орлов (социальные и познавательные мотивы), Г.И. Щукина, Ф.К.Савина, М.Г. Морозова, Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач).
Ряд учёных (Н.А. Бакшаева, М.А. Данилов, В.С. Ильин) исследовали различные средства воздействия учителя на развитие мотивационно - познавательной сферы обучаемых. Работы по проблемам мотивации учения и труда школьников (О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, В.А. Ядов) позволили учёным выявить специальные условия, которые позволили управлять учебным процессом на основе его мотивационной базы.
Согласно А.К. Марковой, в начале обучения первоклассники воспринимают учение с позиции общественно значимой деятельности. Всё, что происходит в школе, связано с этой позицией, придаёт новой деятельности личный, значимый и важный смысл. Однако подобная мотивация, не может подпитывать учёбу в течение длительного времени, и постепенно теряет своё значение. Содержательные мотивы учения часто заменяются внешними мотивами: принуждения или соперничества.
Все чаще у учителей в их повседневной педагогической деятельности, возникает вопрос о формировании мотивации у младших школьников. И несмотря на большое количество исследований на эту тему, вопрос не теряет своей актуальности, так как общество и общественные отношения развиваются, технический прогресс так же оказывает влияние развитие детей. Всё выше сказанное обусловливает актуальность выбранной темы: «Особенности мотивации учения младшего школьника».
Цель работы: на основе изучения особенностей учебной мотивации разработать программу уроков с применением ИКТ для повышения учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: мотивационная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития мотивации младших школьников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что:
1) в начальной школе мотивационный компонент учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста недостаточно сформирован;
2) ведущими мотивами являются материальные и социальные мотивы;
3) применение ИКТ в учебном процессе способствуют повышению уровня учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать диагностический комплекс для изучения мотивации учения младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивации учения младших школьников.
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования мотивации учения младших школьников.
5. Составить программу по повышению учебной мотивации младших школьников с помощью применения икт на уроках.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Опросные методы.
5. Методы математической обработки данных.
6. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 60 младших школьников 1 классов в возрасте 6-8 лет, из них 34 мальчика и 26 девочек. Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников
Школа занимает основную часть детской жизни, очень важно, чтобы это время было потрачено не в пустую, а с максимальной пользой. Школа - это источник знаний, без которых в дальнейшем человеку будет крайне тяжело жить. Важно, чтобы ребенок не просто посещал школу, но и был замотивирован в получении знаний, побудить в нем интерес, тягу к знаниям. Поэтому учителям и родителям необходимо в первую очередь работать над учебной мотивацией ребенка, развивать его познавательную активность. Чтобы его любознательность и стремление узнать что-то новое не угасало.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие мотивации, его основные характеристики, виды, и особенное внимание уделено познавательной и учебной мотивации.
Проанализировав представленные подходы к учебной мотивации, мы увидели, что не существует единой теории учебной мотивации, но есть отдельные концепции, описывающие различные аспекты мотивации, которые могут быть взяты за основу для решения конкретных задач. Для решения поставленных нами задач больше всего подходит теория А. К. Марковой, где она разделяет мотивы по уровням: познавательные мотивы делятся на широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям), учебно - познавательные мотивы и мотивы самообразования.
Понятие мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Мы увидели, что работа с ИКТ-технологиями многогранна и задействует большинство органов чувств человека, что является крайне важным, так как каждый ребенок индивидуален и воспринимает информацию с учетом своих особенностей.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня учебной мотивации младшего школьника.
В результате были выявлены следующие особенности: большинство детей имеет низкий уровень учебной мотивации, эти дети не включены в учебный процесс, они не работают на уроке, не выполняют домашнее задание, игнорируют некоторые требования учителя, что приводит к их низкой успеваемости и освоению надлежащим образом учебного материала. Учитель может создавать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, путем задействования ИКТ -технологий, индивидуального подхода, и т.д. Но главная работа лежит на родителях, так как они формируют отношение и заинтересованность ребенка к школе.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть детей практически впустую посещают школу. Если не сформировать высокий уровень мотивации младшего школьника, то в дальнейшем такому ребенку будет трудно учиться в школе, что чревато различными негативными последствиями.
На основании результатов констатирующего экспериментами была составлена программа по повышению уровня учебной мотивации младшего школьника. В разработанной программе представлены уроки с применением икт.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены понятие мотивации, его основные характеристики, виды, и особенное внимание уделено познавательной и учебной мотивации.
Проанализировав представленные подходы к учебной мотивации, мы увидели, что не существует единой теории учебной мотивации, но есть отдельные концепции, описывающие различные аспекты мотивации, которые могут быть взяты за основу для решения конкретных задач. Для решения поставленных нами задач больше всего подходит теория А. К. Марковой, где она разделяет мотивы по уровням: познавательные мотивы делятся на широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям), учебно - познавательные мотивы и мотивы самообразования.
Понятие мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Мы увидели, что работа с ИКТ-технологиями многогранна и задействует большинство органов чувств человека, что является крайне важным, так как каждый ребенок индивидуален и воспринимает информацию с учетом своих особенностей.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня учебной мотивации младшего школьника.
В результате были выявлены следующие особенности: большинство детей имеет низкий уровень учебной мотивации, эти дети не включены в учебный процесс, они не работают на уроке, не выполняют домашнее задание, игнорируют некоторые требования учителя, что приводит к их низкой успеваемости и освоению надлежащим образом учебного материала. Учитель может создавать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации, путем задействования ИКТ -технологий, индивидуального подхода, и т.д. Но главная работа лежит на родителях, так как они формируют отношение и заинтересованность ребенка к школе.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть детей практически впустую посещают школу. Если не сформировать высокий уровень мотивации младшего школьника, то в дальнейшем такому ребенку будет трудно учиться в школе, что чревато различными негативными последствиями.
На основании результатов констатирующего экспериментами была составлена программа по повышению уровня учебной мотивации младшего школьника. В разработанной программе представлены уроки с применением икт.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Подобные работы
- Различия в показателях мотивации учения младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА
ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в проектной деятельности.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



