Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нарушения письма у младших 6
школьников с ОНР III уровня.
1.1. Закономерности формирования процесса письма у детей. 6
1.2. Особенности проявления дисграфии у младших школьников 15
с ОНР III уровня.
1.3. Анализ методик по коррекции дисграфий. 24
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению 30
дисграфий у учащихся 3 класса с ОНР III уровня.
2.1. Цель, задачи организации и методики исследования. 30
2.2. Анализ результатов исследования. 40
2.3. Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии.
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение
В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письма у детей, обучающихся в школе. Нарушение письма у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи.
Наша работа посвящена исследованию особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Данная тема является актуальной, т.к. в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, и младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку, в связи с чем одним из важнейших направлений логопедической работы является подготовка указанной категории учащихся к полноценному овладению программными учебными навыками.
Нарушение формирования письма препятствует успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывает вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма - дисграфия, влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Нарушение письма изучается давно, но до настоящего времени оно остается одной из актуальных проблем логопедии.
Над механизмами развития письма в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.
Как указывает Р.Е. Левина, в соответствии с речевой патологией и характером нарушения речи, у детей различают и различные степени нарушений письма.
При общеем недоразвития речи нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо и «расшифровки» - чтение.
Взрослому, который свободно пишет, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.
Своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность нашей работы .
Актуальность и практическая значимость исследования проблемы нарушения письма у младших школьников позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Цель исследования: Анализ особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и составление методических рекомендаций с комплексом подобранных упражнений по преодолению дисграфий.
Объект исследования: Письмо у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: Дисграфические ошибки у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Изучить научно-исследовательские материалы по проблеме исследования. Рассмотреть закономерности формирования процесса письма у детей.
2. Выявить уровень сформированности письма у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методические рекомендации, включающие комплекс упражнений, по преодолению выявленных видов дисграфии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что при исследовании уровня сформированности письма у младших школьников с ОНР III уровня будут выявлены различные формы дисграфий входящие в структуру смешанной дисграфии. Наиболее часто встречающиеся виды: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. Менее распространенные: аграмматическая и оптическая дисграфии.
Методологической базой и теоретической основой нашей работы являются работы по проблеме нарушений письма Т.В.Ахутиной и О.Б.Иншаковой, Н.Н.Баль и И.А.Захарченя, И.Н.Садовниковой, Г.В.Чиркиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что мы рассмотрели и проанализировали теоретический материал по проблеме нарушения письма у младших школьников с ОНР III уровня. Рассмотрели различные подходы и методики выявления и устранения дисграфии.
Практическая значимость заключается в том, что в рамках методических рекомендаций мы подобрали комплекс упражнений для конкретных детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте. Эти упражнения направлены на коррекцию выявленных у них специфических ошибок и в дальнейшем могут применяться в работе логопеда.
Проблема нарушения письма у младших школьников является актуальной для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи. В связи с тем, что в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, и младшие школьники с таким заключением составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ, мы посвятили нашу работу исследованию особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Мы предполагаем, что при исследовании уровня сформированности письма у младших школьников с ОНР III уровня будут выявлены различные формы дисграфий входящие в структуру смешанной дисграфии. Наиболее часто встречающиеся виды: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. Менее распространенные: аграмматическая и оптическая дисграфии.
Исследование нами проведено в три этапа:
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2016г.) мы рассмотрели закономерности формирования процесса письма у детей в норме и особенности проявления дисграфии у младших школьников с ОНР Зуровня. Изучили и проанализировали научно-исследовательские материалы по коррекции дисграфии таких авторов как А.В. Ястребова, И.Н. Садовникова, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, Л.Н. Ефименкова.
На втором этапе (январь-февраль 2017г.) для выявления нарушенных звеньев навыка письма, характера и выраженности специфических ошибок при списывании с печатного текста и записи под диктовку (слуховой диктант) мы провели обследование учащихся 3 класса с ОНР III уровня на базе МБОУ СОШ № 2 с.Тасеево Красноярского края.
В качестве экспериментальной группы, в констатирующем эксперименте, принимали участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика), возраст которых 9-10 лет.
Обследование детей мы провели индивидуально с использованием модифицированной методики, которая была составлена на основе методик обследования письма таких авторов как Т.В.Ахутина и О.Б.Иншаковова, Н.Н.Баль и И.А.Захарченя, И.Н.Садовникова, Г.В.Чиркина, Р.И. Лалаева.
В структуру модифицированной методики входят следующие элементы:
Методика №1. Обследование произношения звуков.
Методика №2. Обследование слоговой структуры слова.
Методика№3. Обследование состояния функций фонематического слуха.
Методика №4. Обследование звукового анализа и синтеза.
Методика №5. Обследование зрительно-пространственного представления.
Методика №6. Списывание (с печатного текста).
Методика №7. Слуховой диктант.
По каждой методике предполагается балльная система оценок. Максимально успешный результат соответствует 36 баллам. Полученное абсолютное значение мы перевели в процентное выражение и соотнесли его с одним из четырех уровней успешности:
IV (высокий) - 36-29 баллов;
III (средний) - 28-23 балла;
II (н/среднего) - 22-18 баллов;
I (низкий) - 17 и ниже.
На третьем, заключительном этапе (февраль-апрель 2017г.) - мы структурировали и анализировали материалы по констатирующему эксперименту. В соответствии с полученными результатами подобрали методические рекомендации с комплексом упражнений по коррекции выявленных видов дисграфий.
На основе анализа полученных результатов по всем заданиям были выявлены следующие уровни сформированности навыков письма:
IV. Высокий уровень - 20% испытуемых
III. Средний уровень - 30% испытуемых
II. Н/среднего - 20% испытуемых
I. Низкий уровень - 30% испытуемых
Как мы и предполагали, анализ результатов исследования показал наличие у всех испытуемых смешанной дисграфии, которая включает специфические ошибки, характерные для нескольких видов дисграфий:
Акустическая дисграфия - 90% испытуемых
Оптическая дисграфия - 50% испытуемых
Аграмматическая дисграфия - 60% испытуемых
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - 100% испытуемых.
Нами составлены методические рекомендации, включающие комплекс упражнений по коррекции выявленных форм дисграфий на основе методик, предлагаемых такими авторами как И.Н.Садовникова, Е.В.Мазанова, Р.И.Лалаева и Л.В.Бенедиктова.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в проделанной работе, мы рассмотрели и проанализировали теоретический материал по проблеме нарушения письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрели различные подходы и методики выявления и устранения дисграфии.
Практическая значимость заключается в том, что в своей работе, в рамках методических рекомендаций мы подобрали комплекс упражнений для конкретных детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте. Эти упражнения направлены на коррекцию выявленных у них специфических ошибок и в дальнейшем могут применяться в работе логопеда.
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». М., 2008
3. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников Минск«Ураджай» -М.: 2001г.
4. Безруких М. М, Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М.: Новая школа, 1994.
5. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы
учителя-логопеда общеобразовательного учереждения: метод.реком.-
М.:АРКТИ; ГНОМ,2016-74с.(Коррекционная педагогика)
6. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, .-5-е изд., - М.: ВЛАДОС, 2007.- 703с.
7. Волкова Л.С., Селиверстова В.И. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) -М.,ВЛАДОС, 1997 - 560 с.
8. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб., 1995. - 12 с.
9. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. - М., 1989.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М.: ВЛАДОС, 2003.-335с.
11. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
13. Левина Р.Е. / Характеристика общего недоразвития речи у детей/Логопедия сегодня №1 (23) 2009г., «Образование плюс»,-М. 82стр.
14. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989.
15. Лалаева.Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998г.
16. Львов М.Р. Основы теории речи -М.: Изд.Центр «Акадения», 2000 -248с.
17. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
18. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр «Академия», 1999. - С. 223 - 226.
19. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. - СПб.: Питер, 2002.
20. Мазанова Е.В. Логопедия: преодоление нарушения письма - комплект тетрадей по кор. лог. раб. с детьми, имеющими отклонение в развитии -М.:АКВАРИУМ, 2006 -77с.
21. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1 Упражнения по профилактике и коррекции дисграфии -М.: ГНОМ и Д, 2006 -32с.
22. Мазанова Е.В. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы:метод.пособие для учетелей- логопедов.-М.:ГНОМ,2011.-136с.
23. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987.
24. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001.-283с.
25. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
26. Садовникова И.Н. Дисграфия, Дислексия:технология преодоления.- М.:ПАРАДИГМА, 2012-279с.
27. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963.
28. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969.
29. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 1999. - 198 с.
30. ФомичеваМ.Ф., Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т. В. Волосовец - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
31. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей:
Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.:
Профессиональное образование, 1993. - 232с.
32. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. - СПб.: КАРО, Дельта +,2004. - 272с.
33. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003г. - 240с.
34. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии.// Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л.Б. Халиловой - М.: Экономика, 1997. - 240с.
35. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. -- М.: Когито- Центр, 1996 - 47 с.
36. Габибова З.М., Гасанова С.С. Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] /З.М.Грибова //
Электр. научн. жур. Международный студенческий научный вестник- 2013
Режим доступа:http://www.scienceforum.ru/2013/discus/169/3445
37. Литвинова О.В. Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи и предпосылки ее развития в онтогенезе [Электронный ресурс]/О.В.Литвинова//
Электр. научн. жур. Международный студенческий научный вестник-2015 Режим доступа: htt://www.scienceforum.ru/2015/856/16209
38. Малышева М. А. Статья по теме: Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2012/12/06