ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нарушения письма у младших 6
школьников с ОНР III уровня.
1.1. Закономерности формирования процесса письма у детей. 6
1.2. Особенности проявления дисграфии у младших школьников 15
с ОНР III уровня.
1.3. Анализ методик по коррекции дисграфий. 24
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению 30
дисграфий у учащихся 3 класса с ОНР III уровня.
2.1. Цель, задачи организации и методики исследования. 30
2.2. Анализ результатов исследования. 40
2.3. Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии.
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение
Глава 1. Теоретические основы нарушения письма у младших 6
школьников с ОНР III уровня.
1.1. Закономерности формирования процесса письма у детей. 6
1.2. Особенности проявления дисграфии у младших школьников 15
с ОНР III уровня.
1.3. Анализ методик по коррекции дисграфий. 24
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению 30
дисграфий у учащихся 3 класса с ОНР III уровня.
2.1. Цель, задачи организации и методики исследования. 30
2.2. Анализ результатов исследования. 40
2.3. Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии.
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение
В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письма у детей, обучающихся в школе. Нарушение письма у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи.
Наша работа посвящена исследованию особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Данная тема является актуальной, т.к. в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, и младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку, в связи с чем одним из важнейших направлений логопедической работы является подготовка указанной категории учащихся к полноценному овладению программными учебными навыками.
Нарушение формирования письма препятствует успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывает вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма - дисграфия, влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Нарушение письма изучается давно, но до настоящего времени оно остается одной из актуальных проблем логопедии.
Над механизмами развития письма в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.
Как указывает Р.Е. Левина, в соответствии с речевой патологией и характером нарушения речи, у детей различают и различные степени нарушений письма.
При общеем недоразвития речи нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо и «расшифровки» - чтение.
Взрослому, который свободно пишет, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.
Своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность нашей работы .
Актуальность и практическая значимость исследования проблемы нарушения письма у младших школьников позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Цель исследования: Анализ особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и составление методических рекомендаций с комплексом подобранных упражнений по преодолению дисграфий.
Объект исследования: Письмо у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: Дисграфические ошибки у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Изучить научно-исследовательские материалы по проблеме исследования. Рассмотреть закономерности формирования процесса письма у детей.
2. Выявить уровень сформированности письма у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методические рекомендации, включающие комплекс упражнений, по преодолению выявленных видов дисграфии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что при исследовании уровня сформированности письма у младших школьников с ОНР III уровня будут выявлены различные формы дисграфий входящие в структуру смешанной дисграфии. Наиболее часто встречающиеся виды: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. Менее распространенные: аграмматическая и оптическая дисграфии.
Методологической базой и теоретической основой нашей работы являются работы по проблеме нарушений письма Т.В.Ахутиной и О.Б.Иншаковой, Н.Н.Баль и И.А.Захарченя, И.Н.Садовниковой, Г.В.Чиркиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что мы рассмотрели и проанализировали теоретический материал по проблеме нарушения письма у младших школьников с ОНР III уровня. Рассмотрели различные подходы и методики выявления и устранения дисграфии.
Практическая значимость заключается в том, что в рамках методических рекомендаций мы подобрали комплекс упражнений для конкретных детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте. Эти упражнения направлены на коррекцию выявленных у них специфических ошибок и в дальнейшем могут применяться в работе логопеда.
Наша работа посвящена исследованию особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Данная тема является актуальной, т.к. в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, и младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку, в связи с чем одним из важнейших направлений логопедической работы является подготовка указанной категории учащихся к полноценному овладению программными учебными навыками.
Нарушение формирования письма препятствует успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывает вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма - дисграфия, влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Нарушение письма изучается давно, но до настоящего времени оно остается одной из актуальных проблем логопедии.
Над механизмами развития письма в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.
Как указывает Р.Е. Левина, в соответствии с речевой патологией и характером нарушения речи, у детей различают и различные степени нарушений письма.
При общеем недоразвития речи нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо и «расшифровки» - чтение.
Взрослому, который свободно пишет, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.
Своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность нашей работы .
Актуальность и практическая значимость исследования проблемы нарушения письма у младших школьников позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Цель исследования: Анализ особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и составление методических рекомендаций с комплексом подобранных упражнений по преодолению дисграфий.
Объект исследования: Письмо у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: Дисграфические ошибки у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Изучить научно-исследовательские материалы по проблеме исследования. Рассмотреть закономерности формирования процесса письма у детей.
2. Выявить уровень сформированности письма у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методические рекомендации, включающие комплекс упражнений, по преодолению выявленных видов дисграфии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что при исследовании уровня сформированности письма у младших школьников с ОНР III уровня будут выявлены различные формы дисграфий входящие в структуру смешанной дисграфии. Наиболее часто встречающиеся виды: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. Менее распространенные: аграмматическая и оптическая дисграфии.
Методологической базой и теоретической основой нашей работы являются работы по проблеме нарушений письма Т.В.Ахутиной и О.Б.Иншаковой, Н.Н.Баль и И.А.Захарченя, И.Н.Садовниковой, Г.В.Чиркиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что мы рассмотрели и проанализировали теоретический материал по проблеме нарушения письма у младших школьников с ОНР III уровня. Рассмотрели различные подходы и методики выявления и устранения дисграфии.
Практическая значимость заключается в том, что в рамках методических рекомендаций мы подобрали комплекс упражнений для конкретных детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте. Эти упражнения направлены на коррекцию выявленных у них специфических ошибок и в дальнейшем могут применяться в работе логопеда.
Проблема нарушения письма у младших школьников является актуальной для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи. В связи с тем, что в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, и младшие школьники с таким заключением составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ, мы посвятили нашу работу исследованию особенностей нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Мы предполагаем, что при исследовании уровня сформированности письма у младших школьников с ОНР III уровня будут выявлены различные формы дисграфий входящие в структуру смешанной дисграфии. Наиболее часто встречающиеся виды: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. Менее распространенные: аграмматическая и оптическая дисграфии.
Исследование нами проведено в три этапа:
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2016г.) мы рассмотрели закономерности формирования процесса письма у детей в норме и особенности проявления дисграфии у младших школьников с ОНР Зуровня. Изучили и проанализировали научно-исследовательские материалы по коррекции дисграфии таких авторов как А.В. Ястребова, И.Н. Садовникова, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, Л.Н. Ефименкова.
На втором этапе (январь-февраль 2017г.) для выявления нарушенных звеньев навыка письма, характера и выраженности специфических ошибок при списывании с печатного текста и записи под диктовку (слуховой диктант) мы провели обследование учащихся 3 класса с ОНР III уровня на базе МБОУ СОШ № 2 с.Тасеево Красноярского края.
В качестве экспериментальной группы, в констатирующем эксперименте, принимали участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика), возраст которых 9-10 лет.
Обследование детей мы провели индивидуально с использованием модифицированной методики, которая была составлена на основе методик обследования письма таких авторов как Т.В.Ахутина и О.Б.Иншаковова, Н.Н.Баль и И.А.Захарченя, И.Н.Садовникова, Г.В.Чиркина, Р.И. Лалаева.
В структуру модифицированной методики входят следующие элементы:
Методика №1. Обследование произношения звуков.
Методика №2. Обследование слоговой структуры слова.
Методика№3. Обследование состояния функций фонематического слуха.
Методика №4. Обследование звукового анализа и синтеза.
Методика №5. Обследование зрительно-пространственного представления.
Методика №6. Списывание (с печатного текста).
Методика №7. Слуховой диктант.
По каждой методике предполагается балльная система оценок. Максимально успешный результат соответствует 36 баллам. Полученное абсолютное значение мы перевели в процентное выражение и соотнесли его с одним из четырех уровней успешности:
IV (высокий) - 36-29 баллов;
III (средний) - 28-23 балла;
II (н/среднего) - 22-18 баллов;
I (низкий) - 17 и ниже.
На третьем, заключительном этапе (февраль-апрель 2017г.) - мы структурировали и анализировали материалы по констатирующему эксперименту. В соответствии с полученными результатами подобрали методические рекомендации с комплексом упражнений по коррекции выявленных видов дисграфий.
На основе анализа полученных результатов по всем заданиям были выявлены следующие уровни сформированности навыков письма:
IV. Высокий уровень - 20% испытуемых
III. Средний уровень - 30% испытуемых
II. Н/среднего - 20% испытуемых
I. Низкий уровень - 30% испытуемых
Как мы и предполагали, анализ результатов исследования показал наличие у всех испытуемых смешанной дисграфии, которая включает специфические ошибки, характерные для нескольких видов дисграфий:
Акустическая дисграфия - 90% испытуемых
Оптическая дисграфия - 50% испытуемых
Аграмматическая дисграфия - 60% испытуемых
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - 100% испытуемых.
Нами составлены методические рекомендации, включающие комплекс упражнений по коррекции выявленных форм дисграфий на основе методик, предлагаемых такими авторами как И.Н.Садовникова, Е.В.Мазанова, Р.И.Лалаева и Л.В.Бенедиктова.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в проделанной работе, мы рассмотрели и проанализировали теоретический материал по проблеме нарушения письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрели различные подходы и методики выявления и устранения дисграфии.
Практическая значимость заключается в том, что в своей работе, в рамках методических рекомендаций мы подобрали комплекс упражнений для конкретных детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте. Эти упражнения направлены на коррекцию выявленных у них специфических ошибок и в дальнейшем могут применяться в работе логопеда.
Мы предполагаем, что при исследовании уровня сформированности письма у младших школьников с ОНР III уровня будут выявлены различные формы дисграфий входящие в структуру смешанной дисграфии. Наиболее часто встречающиеся виды: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. Менее распространенные: аграмматическая и оптическая дисграфии.
Исследование нами проведено в три этапа:
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2016г.) мы рассмотрели закономерности формирования процесса письма у детей в норме и особенности проявления дисграфии у младших школьников с ОНР Зуровня. Изучили и проанализировали научно-исследовательские материалы по коррекции дисграфии таких авторов как А.В. Ястребова, И.Н. Садовникова, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, Л.Н. Ефименкова.
На втором этапе (январь-февраль 2017г.) для выявления нарушенных звеньев навыка письма, характера и выраженности специфических ошибок при списывании с печатного текста и записи под диктовку (слуховой диктант) мы провели обследование учащихся 3 класса с ОНР III уровня на базе МБОУ СОШ № 2 с.Тасеево Красноярского края.
В качестве экспериментальной группы, в констатирующем эксперименте, принимали участие 10 детей (6 девочек и 4 мальчика), возраст которых 9-10 лет.
Обследование детей мы провели индивидуально с использованием модифицированной методики, которая была составлена на основе методик обследования письма таких авторов как Т.В.Ахутина и О.Б.Иншаковова, Н.Н.Баль и И.А.Захарченя, И.Н.Садовникова, Г.В.Чиркина, Р.И. Лалаева.
В структуру модифицированной методики входят следующие элементы:
Методика №1. Обследование произношения звуков.
Методика №2. Обследование слоговой структуры слова.
Методика№3. Обследование состояния функций фонематического слуха.
Методика №4. Обследование звукового анализа и синтеза.
Методика №5. Обследование зрительно-пространственного представления.
Методика №6. Списывание (с печатного текста).
Методика №7. Слуховой диктант.
По каждой методике предполагается балльная система оценок. Максимально успешный результат соответствует 36 баллам. Полученное абсолютное значение мы перевели в процентное выражение и соотнесли его с одним из четырех уровней успешности:
IV (высокий) - 36-29 баллов;
III (средний) - 28-23 балла;
II (н/среднего) - 22-18 баллов;
I (низкий) - 17 и ниже.
На третьем, заключительном этапе (февраль-апрель 2017г.) - мы структурировали и анализировали материалы по констатирующему эксперименту. В соответствии с полученными результатами подобрали методические рекомендации с комплексом упражнений по коррекции выявленных видов дисграфий.
На основе анализа полученных результатов по всем заданиям были выявлены следующие уровни сформированности навыков письма:
IV. Высокий уровень - 20% испытуемых
III. Средний уровень - 30% испытуемых
II. Н/среднего - 20% испытуемых
I. Низкий уровень - 30% испытуемых
Как мы и предполагали, анализ результатов исследования показал наличие у всех испытуемых смешанной дисграфии, которая включает специфические ошибки, характерные для нескольких видов дисграфий:
Акустическая дисграфия - 90% испытуемых
Оптическая дисграфия - 50% испытуемых
Аграмматическая дисграфия - 60% испытуемых
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - 100% испытуемых.
Нами составлены методические рекомендации, включающие комплекс упражнений по коррекции выявленных форм дисграфий на основе методик, предлагаемых такими авторами как И.Н.Садовникова, Е.В.Мазанова, Р.И.Лалаева и Л.В.Бенедиктова.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в проделанной работе, мы рассмотрели и проанализировали теоретический материал по проблеме нарушения письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрели различные подходы и методики выявления и устранения дисграфии.
Практическая значимость заключается в том, что в своей работе, в рамках методических рекомендаций мы подобрали комплекс упражнений для конкретных детей, принимающих участие в констатирующем эксперименте. Эти упражнения направлены на коррекцию выявленных у них специфических ошибок и в дальнейшем могут применяться в работе логопеда.
Подобные работы
- Коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ
МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированное нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



