ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня 56
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Современный этап развития российского образования характеризуется принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также стандартов дошкольного и школьного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, ориентирует педагогов на создание психолого-
педагогических условий для укрепления здоровья детей, обеспечения общекультурного, личностного и познавательно-речевого развития, создания условий для формирования предпосылок учебной деятельности. В документе они представлены как целевые ориентиры дошкольного образования. ФГОС ДО обеспечивает равные возможности потенциального развития каждого ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учета общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в каждый конкретный период его жизни. При этом ориентиры ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования в настоящее время очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию старших дошкольников, частью которого является развитие у них различных сторон лексики. И это не случайно.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью развития лексической стороны речи как центрального дефекта в структуре нарушений при общем недоразвитии речи. Как отмечают многие исследователи (Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.В. Серебрякова и др.), среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяется недостаточный объем и бедность номинативного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного номинативного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования существительных. Кроме того, ребенок с ОНР, имея недостаточный предметный словарный запас, долгое время не может активно включаться в речевое общение, что в свою очередь помешает его гармоничному развитию в дальнейшем, как в умственном, так и в речевом плане, создаст препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе.
Несмотря на достаточное количество исследований, посвященных проблеме развития лексической стороны речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием, стоит отметить, что и в настоящее время существует недостаточно современных исследований, раскрывающих особенности формирования номинативного словаря у детей с ОНР, не определена система специальных занятий, ориентированная на успешное овладение детьми данной частью речи, и позволяющая в оптимальные сроки устранить имеющие недостатки лексикона у данной категории детей.
Проблема исследования: в связи с увеличением числа детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, а также недостаточностью изучения нарушений развития номинативного словаря, существует необходимость в выявлении особенностей номинативного словаря у исследуемой группы дошкольников.
В целом, все вышеизложенное подчеркивает актуальность дальнейшего исследования особенностей номинативного словаря у дошкольников с ОНР и свидетельствует о важности определения эффективных методов и приемов логопедической работы с ними.
Объект исследования: номинативный словарь у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня и составить методические рекомендации с учетом индивидуальных особенностей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Учитывая этиологию, механизмы и структуру речевого дефекта у старших дошкольников с ОНР III уровня с дизартрией, мы предполагаем, что у данной категории детей будут проявляться особенности номинативного словаря:
- резкое расхождение объёма активного и пассивного словаря;
- неточное объяснение значений существительных, грубое нарушение актуализации близких по значению слов;
- недостаточное развитие навыка словообразования и словоизменения, антонимических и синонимических связей.
Это позволит разработать методические рекомендации по их преодолению.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), организационные (сравнительный); биографические (изучение медицинской документации и логопедических карт); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), количественные (таблично-графический анализ результатов) и интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена диагностическая методика, позволяющая оценить состояние номинативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня, а также определены основные направления и содержание логопедической работы, направленной на его формирование у данной категории детей. Результаты работы могут быть использованы логопедом в практической деятельности, как при диагностике, так и в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Структура и объем работы: дипломное исследование подготовлено на 111 страницах компьютерного текста, состоит из введения, двух глав, вмещающих шесть параграфов, заключения, списка изученной литературы и приложений. В конце каждой главы подводятся итоги с соответствующими выводами. Исследовательская часть представлена констатирующим экспериментом, результаты работы иллюстрируются 12 гистограммами. Разработаны методические рекомендации, представленные в виде таблицы.
Основной целью нашего исследования являлось изучение, выявление особенностей и коррекция нарушений номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
На основе анализа литературных данных и определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления констатирующего эксперимента по изучению номинативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи:
- исследование объема пассивного и активного номинативного словаря;
- исследование овладения обобщающими словами;
- исследование синонимии и антонимии;
- исследование понимания предмета по представленному действию;
- исследование понимания и употребления существительных, обозначающих части и целое;
- исследование семантической структуры слова и лексической системности;
- исследование словообразования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- исследование понимания многозначности слова.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента получили следующие данные: характеризуется недостаточным объёмом, значительным преобладанием слов обиходно-бытовой тематики, резким расхождением пассивного и активного словаря, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии, стойкие аграмматизмы.
Исследование основывалось на понимании того, что формирование номинативного лексики у дошкольников с речевым недоразвитием подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормальным речевым развитием. Однако, учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи, а также то, что лексика является сложной речемыслительной деятельностью, овладение которой предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц, а также обобщение языковых закономерностей, в исследовании была выдвинута гипотеза о том, что в старшем дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается качественное своеобразие и более низкий уровень сформированности номинативной лексики.
В процессе констатирующего эксперимента было отмечено заметное преобладание у детей с ОНР3 уровня пассивного словаря над активным. В то же время в активном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладает обиходная- бытовая лексика, а понятия, выражаемые имеющимися в их словаре словами, часто неполноценны - сужены, неточны, а часто даже ошибочны.
В процессе экспериментального исследования было получено, что у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с дизартрией низкий уровень сформированности активного словаря существительных. У детей с общим недоразвитием речи процесс поиска слов осуществлялся медленно, со значительными искажениями и аграмматизмами.
В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с ОНР3 уровня отсутствуют наименования многих предметов.
У большинства детей не достаточно сформированы обобщающие понятия. Характерны частые лексические замены по функциональному значению.
Было выявлено, что у детей с ОНР III уровня нарушено понимание и образование синонимических связей, допускались грубые аграмматизмы. Присутствовали специфические ошибки, обусловленные ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова, неумением выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточным осознанием поставленной задачи.
В ходе выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов были выявлены следующие особенности: недостаточность объема словаря, что существенно затрудняет поиск слов, несформированность семантического поля, в которое включено данное слово, отсутствие умений выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, несформированность умений сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.
При исследовании навыка понимания предмета по представленному действию было выявлено, что большинство детей затрудняются соотнести слово (название предмета) с обозначаемым действием и правильно употребить его в речи.
В ходе диагностики понимания и употребления существительных, обозначающих части и целое, были выявлены особенности словаря, характерные для детей с ОНР, и специфические ошибки. Чаще всего, дети заменяли название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, или словосочетанием.
В процессе эксперимента у детей присутствовали нарушения семантической структуры слова и лексической системности.
При словообразовании имен существительных у детей с ОНР наблюдалось употребление лишь некоторых уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им, то есть придают эмоциональную окраску. При этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей в употреблении морфем.
Исследование употребления многозначных слов в экспрессивной речи показало низкий уровень сформированности навыка поиска существительных конкретного значения.
Среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным, синтагматическим и тематическим ответам, воспроизведению однокоренных слов. Данные явления указывают на ограниченный словарный запас существительных, неточное понимание значений слов-стимулов, существенное нарушение формирования лексической семантики.
Использование балльно-уровневой системы оценок по И.А. Смирновой позволило выделить условные уровни сформированности номинативного словаря у детей экспериментальной группы. При этом у дошкольников экспериментальной группы ДОУ с дизартрией и ОНР III уровня был отмечен 1 ребёнок с высоким уровнем номинативной лексики (10%) , у 4 детей выявлен средний уровень (40%), у 5 детей наблюдается низкий уровень (50%). Таким образом, по результатам количественного и качественного анализа экспериментальных данных у старших дошкольников с ОНР III уровня была выявлена неоднородность развития номинативной лексики. В зависимости от степени выраженности и характера недоразвития лексики, было выделено две подгруппы детей.
Разный уровень сформированности номинативного словаря обусловил выбор дифференцированного подхода к детям.
В целом, учитывая вышесказанное, можно заключить, что в процессе логопедической работы необходимо осуществлять комплексное формирование всех компонентов номинативной лексики, при этом обращая особое внимание на преобладающие у старших дошкольников с ОНР III уровня нарушения. Поэтому нами были подобраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие номинативного словаря в импрессивной и экспрессивной речи, на развитие синонимии и антонимии существительных, а также на формирование словообразования и словоизменения существительных.
В целом, можно сказать, что нами была подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза, а именно: в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР III уровня обнаруживается качественное своеобразие и низкий уровень сформированности номинативного словаря, который выражается в резком расхождении объёма активного и пассивного словарного запаса; неточном объяснении значений существительных, грубом нарушении актуализации близких по значению слов, недостаточном развитии навыка словообразования и словоизменения, развитии синонимии и антонимии.
Развитие номинативной лексики у детей с дизартрией и ОНР III уровня является более эффективным при условии: применения в учебно-воспитательном процессе специально организованной коррекционно - логопедической работы; учета выявленных особенностей нарушения номинативного словаря у детей с ОНР III уровня; применения комплексного подхода, включающего формирование словаря существительных в импрессивной и экспрессивной речи, развитие антонимии и синонимии, а также формирование словообразования и словоизменения существительных для развития активного словаря можно использовать разные методы и приёмы работы: дидактические, словесные, наглядные, практические методы; игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры; эксперимент, наблюдение, экскурсии, режимные моменты, непосредственная образовательная деятельность. Расширение словаря существительных необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности. Так же, следует отметить, что коррекционная работа должна проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических и специальных принципов: принцип системности, комплексности, обходного пути, этиопатогенетический принцип. Необходимо обеспечить доступность понимания наглядного материала, индивидуальный подход к детям, конкретность поставленных в работе целей и задач. В ходе непосредственной образовательной деятельности важно соблюдать этапность работы, постепенно усложняя задания и речевой материал.
1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Краснояр. гос. пед. ун-т
им. В.П. Астафьева. Изд. второе, доп. Красноярск, 2014. 240 с.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство Пресс, 2008. - 127с.
3. Алексеева М.М. , Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений М.М. Алексеева - М.: Издатаельский центр «Академия», 2000.- 89 с.
4. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. / Аркин Е.А. - М.: Учпедгиз, 1948. - 336 с.
5. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
6. Брюховских Л.А. Дизартрия. Учебно-методическое пособие. — Изд-е 2, перераб. и доп. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В.П. Астафьева, 2015. — 180 с. — ISBN 978-5-85981-516-6
7. Быховская А.М. и Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская - СПб.: ООО Издательство Детство - Пресс, 2002.-32 с.
8. Бюлер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1935. - 127 с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 — 144 с.
10. Волкова Л.С. Логопедия. Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов // Учебное пособие Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Собрание сочинений -5-е издание, испр. Л. С. Выготский - М., Изд-во «Лабиринт», 1999.- 502 с.
12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования./ Л. С. Выготский - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 523 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций./ Л. С. Выготский - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 507с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство- Пресс, 2007. - 480с.
15. Гимадиева К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8223/(дата обращения: 19.01.2018). https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8223/
16. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003. . — 176 с.
17. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования // Методическое пособие О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2005.
- 38 с.
18. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. М., 2000.
19. Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. Б.М Гриншпун
- М.: Изд-во НИИ дефектологии, 1979. - 422 с.
20. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология Б.М Гриншпун - М.: Изд-во НИИ дефектологии, 1988.- 20 с.
21. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии./ Т.В. Егорова - М. : Педагогика, 1973. - 150 с.
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи). - М.: Просвещение, 1985. - 112с.
23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
24. Захарова А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: Овладение категорией падежа имени существительного: Автореф. канд. дне.— М., 1955.— 16 с.
25. Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов- классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми // Психолингвистика. Е.В. Кларк - М.: Прогресс, 1984. - 240с.
26. Кольцова М.И. Ребенок учится говорить./ М.И. Кольцова - М.: Сов.Россия, 1979. - 192 с.
27. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей./ М.М. Кольцова - Л.: Наука, 1980. - 164 с.
28. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 136 с.
29. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 90 с.
30. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраст а, СПб, 2005. - 96с.
31. Кубрякова Е.С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Е.С. Кубрякова - М.: Наука, 1991.
- 81 с.
32. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Е.С. Кубрякова - М.: Наука, 1991. - 180 с.
33. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка.
А.И. Лавреньева - Спб.: Образование, 1996. - 69 с.
34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПб, 1999.
35. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
36. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной
разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2004
37. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии./ Р.Е. Левина
- А.: Просвещение, 1968 - 114 с.
38. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)./ Р.Е. Левина - М.: Учпедгиз, 1951. - 131 с.
39. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей/ Р.Е. Левина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 31 с.
40. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи/ Р.Е. Левина. - Изд-во АПН СССР, 1961. - 311 с.
41. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии.
Р.Е. Левина - М. : Просвещение, 1968. - 85 с.
42. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии./ Р.Е. Левина - А.: Просвещение, 1968 - 114 с.
43. Логинова В.И. Формирование словаря, изд.:Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. Сохина. - М., 1984 г. - 223с.
44. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов/ Л.В.Лопатина - 15 с.
45. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. . — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
46. Нищева Н. В. Планирование коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) и рабочая программа учителя - логопеда / Н. В. Нищева - СПб.: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2014 - 192 с.
47. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999 - 61 с.
48. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Пед-вузов/ О.В. Правдина - М.: "Просвещение", 1969. -310с.
49. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 - 279 с.
50. Серебрякова Н. В., Соломаха Л. C. // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство - пресс.2001. - 576 с.
51. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 52с.
52. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» 2-еизд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09¬012040-4.
53. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.
54. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детских садов / под ред. Ф.А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
55. Тихеева Е.И. Несколько слов о развитии речи детей. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высшее пед. учеб. заведений/ сост. П.А. Лебедев. — М.: Академия, 2001. — С. 360-362.
56. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.- 112 с.
57. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. Н.Н. Трауготт - Л.: Каргосиздат, 1940. - 103 с.
58. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. Т.Н. Ушакова - 1970. - №6. - 117 с.
59. Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы сигнальной системы./ Т.Н. Ушакова -М.: Наука, 1979. - 248 с.
60. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
61. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
62. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1 ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1- %D0%94%D0%9E.pdf
63. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
64. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
65. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1989. - 42с.
66. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1993, Ч.2. - 87 с.
67. Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987-254 с.
68. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Учпедгиз, 1959. - 374 с.
69. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Ученые записки МГПИ. С.Н. Шаховская - М., 1971. - Т.406. - 62 с.
70. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 250 с.
71. Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.
Н. X. Швачкин- М.; Л., 1948. 35 с.
72. Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
73. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2005. - 452 с.
74. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968. - 115с.