ОСОБЕННОСТИ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня 56
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня 56
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Современный этап развития российского образования характеризуется принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также стандартов дошкольного и школьного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, ориентирует педагогов на создание психолого-
педагогических условий для укрепления здоровья детей, обеспечения общекультурного, личностного и познавательно-речевого развития, создания условий для формирования предпосылок учебной деятельности. В документе они представлены как целевые ориентиры дошкольного образования. ФГОС ДО обеспечивает равные возможности потенциального развития каждого ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учета общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в каждый конкретный период его жизни. При этом ориентиры ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования в настоящее время очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию старших дошкольников, частью которого является развитие у них различных сторон лексики. И это не случайно.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью развития лексической стороны речи как центрального дефекта в структуре нарушений при общем недоразвитии речи. Как отмечают многие исследователи (Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.В. Серебрякова и др.), среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяется недостаточный объем и бедность номинативного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного номинативного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования существительных. Кроме того, ребенок с ОНР, имея недостаточный предметный словарный запас, долгое время не может активно включаться в речевое общение, что в свою очередь помешает его гармоничному развитию в дальнейшем, как в умственном, так и в речевом плане, создаст препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе.
Несмотря на достаточное количество исследований, посвященных проблеме развития лексической стороны речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием, стоит отметить, что и в настоящее время существует недостаточно современных исследований, раскрывающих особенности формирования номинативного словаря у детей с ОНР, не определена система специальных занятий, ориентированная на успешное овладение детьми данной частью речи, и позволяющая в оптимальные сроки устранить имеющие недостатки лексикона у данной категории детей.
Проблема исследования: в связи с увеличением числа детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, а также недостаточностью изучения нарушений развития номинативного словаря, существует необходимость в выявлении особенностей номинативного словаря у исследуемой группы дошкольников.
В целом, все вышеизложенное подчеркивает актуальность дальнейшего исследования особенностей номинативного словаря у дошкольников с ОНР и свидетельствует о важности определения эффективных методов и приемов логопедической работы с ними.
Объект исследования: номинативный словарь у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня и составить методические рекомендации с учетом индивидуальных особенностей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Учитывая этиологию, механизмы и структуру речевого дефекта у старших дошкольников с ОНР III уровня с дизартрией, мы предполагаем, что у данной категории детей будут проявляться особенности номинативного словаря:
- резкое расхождение объёма активного и пассивного словаря;
- неточное объяснение значений существительных, грубое нарушение актуализации близких по значению слов;
- недостаточное развитие навыка словообразования и словоизменения, антонимических и синонимических связей.
Это позволит разработать методические рекомендации по их преодолению.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), организационные (сравнительный); биографические (изучение медицинской документации и логопедических карт); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), количественные (таблично-графический анализ результатов) и интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена диагностическая методика, позволяющая оценить состояние номинативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня, а также определены основные направления и содержание логопедической работы, направленной на его формирование у данной категории детей. Результаты работы могут быть использованы логопедом в практической деятельности, как при диагностике, так и в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Структура и объем работы: дипломное исследование подготовлено на 111 страницах компьютерного текста, состоит из введения, двух глав, вмещающих шесть параграфов, заключения, списка изученной литературы и приложений. В конце каждой главы подводятся итоги с соответствующими выводами. Исследовательская часть представлена констатирующим экспериментом, результаты работы иллюстрируются 12 гистограммами. Разработаны методические рекомендации, представленные в виде таблицы.
педагогических условий для укрепления здоровья детей, обеспечения общекультурного, личностного и познавательно-речевого развития, создания условий для формирования предпосылок учебной деятельности. В документе они представлены как целевые ориентиры дошкольного образования. ФГОС ДО обеспечивает равные возможности потенциального развития каждого ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учета общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в каждый конкретный период его жизни. При этом ориентиры ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования в настоящее время очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию старших дошкольников, частью которого является развитие у них различных сторон лексики. И это не случайно.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью развития лексической стороны речи как центрального дефекта в структуре нарушений при общем недоразвитии речи. Как отмечают многие исследователи (Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.В. Серебрякова и др.), среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяется недостаточный объем и бедность номинативного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного номинативного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования существительных. Кроме того, ребенок с ОНР, имея недостаточный предметный словарный запас, долгое время не может активно включаться в речевое общение, что в свою очередь помешает его гармоничному развитию в дальнейшем, как в умственном, так и в речевом плане, создаст препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе.
Несмотря на достаточное количество исследований, посвященных проблеме развития лексической стороны речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием, стоит отметить, что и в настоящее время существует недостаточно современных исследований, раскрывающих особенности формирования номинативного словаря у детей с ОНР, не определена система специальных занятий, ориентированная на успешное овладение детьми данной частью речи, и позволяющая в оптимальные сроки устранить имеющие недостатки лексикона у данной категории детей.
Проблема исследования: в связи с увеличением числа детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, а также недостаточностью изучения нарушений развития номинативного словаря, существует необходимость в выявлении особенностей номинативного словаря у исследуемой группы дошкольников.
В целом, все вышеизложенное подчеркивает актуальность дальнейшего исследования особенностей номинативного словаря у дошкольников с ОНР и свидетельствует о важности определения эффективных методов и приемов логопедической работы с ними.
Объект исследования: номинативный словарь у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня и составить методические рекомендации с учетом индивидуальных особенностей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей развития номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Учитывая этиологию, механизмы и структуру речевого дефекта у старших дошкольников с ОНР III уровня с дизартрией, мы предполагаем, что у данной категории детей будут проявляться особенности номинативного словаря:
- резкое расхождение объёма активного и пассивного словаря;
- неточное объяснение значений существительных, грубое нарушение актуализации близких по значению слов;
- недостаточное развитие навыка словообразования и словоизменения, антонимических и синонимических связей.
Это позволит разработать методические рекомендации по их преодолению.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), организационные (сравнительный); биографические (изучение медицинской документации и логопедических карт); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), количественные (таблично-графический анализ результатов) и интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлена диагностическая методика, позволяющая оценить состояние номинативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня, а также определены основные направления и содержание логопедической работы, направленной на его формирование у данной категории детей. Результаты работы могут быть использованы логопедом в практической деятельности, как при диагностике, так и в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Структура и объем работы: дипломное исследование подготовлено на 111 страницах компьютерного текста, состоит из введения, двух глав, вмещающих шесть параграфов, заключения, списка изученной литературы и приложений. В конце каждой главы подводятся итоги с соответствующими выводами. Исследовательская часть представлена констатирующим экспериментом, результаты работы иллюстрируются 12 гистограммами. Разработаны методические рекомендации, представленные в виде таблицы.
Основной целью нашего исследования являлось изучение, выявление особенностей и коррекция нарушений номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня.
На основе анализа литературных данных и определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления констатирующего эксперимента по изучению номинативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи:
- исследование объема пассивного и активного номинативного словаря;
- исследование овладения обобщающими словами;
- исследование синонимии и антонимии;
- исследование понимания предмета по представленному действию;
- исследование понимания и употребления существительных, обозначающих части и целое;
- исследование семантической структуры слова и лексической системности;
- исследование словообразования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- исследование понимания многозначности слова.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента получили следующие данные: характеризуется недостаточным объёмом, значительным преобладанием слов обиходно-бытовой тематики, резким расхождением пассивного и активного словаря, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии, стойкие аграмматизмы.
Исследование основывалось на понимании того, что формирование номинативного лексики у дошкольников с речевым недоразвитием подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормальным речевым развитием. Однако, учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи, а также то, что лексика является сложной речемыслительной деятельностью, овладение которой предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц, а также обобщение языковых закономерностей, в исследовании была выдвинута гипотеза о том, что в старшем дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается качественное своеобразие и более низкий уровень сформированности номинативной лексики.
В процессе констатирующего эксперимента было отмечено заметное преобладание у детей с ОНР3 уровня пассивного словаря над активным. В то же время в активном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладает обиходная- бытовая лексика, а понятия, выражаемые имеющимися в их словаре словами, часто неполноценны - сужены, неточны, а часто даже ошибочны.
В процессе экспериментального исследования было получено, что у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с дизартрией низкий уровень сформированности активного словаря существительных. У детей с общим недоразвитием речи процесс поиска слов осуществлялся медленно, со значительными искажениями и аграмматизмами.
В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с ОНР3 уровня отсутствуют наименования многих предметов.
У большинства детей не достаточно сформированы обобщающие понятия. Характерны частые лексические замены по функциональному значению.
Было выявлено, что у детей с ОНР III уровня нарушено понимание и образование синонимических связей, допускались грубые аграмматизмы. Присутствовали специфические ошибки, обусловленные ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова, неумением выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточным осознанием поставленной задачи.
В ходе выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов были выявлены следующие особенности: недостаточность объема словаря, что существенно затрудняет поиск слов, несформированность семантического поля, в которое включено данное слово, отсутствие умений выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, несформированность умений сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.
При исследовании навыка понимания предмета по представленному действию было выявлено, что большинство детей затрудняются соотнести слово (название предмета) с обозначаемым действием и правильно употребить его в речи.
В ходе диагностики понимания и употребления существительных, обозначающих части и целое, были выявлены особенности словаря, характерные для детей с ОНР, и специфические ошибки. Чаще всего, дети заменяли название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, или словосочетанием.
В процессе эксперимента у детей присутствовали нарушения семантической структуры слова и лексической системности.
При словообразовании имен существительных у детей с ОНР наблюдалось употребление лишь некоторых уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им, то есть придают эмоциональную окраску. При этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей в употреблении морфем.
Исследование употребления многозначных слов в экспрессивной речи показало низкий уровень сформированности навыка поиска существительных конкретного значения.
Среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным, синтагматическим и тематическим ответам, воспроизведению однокоренных слов. Данные явления указывают на ограниченный словарный запас существительных, неточное понимание значений слов-стимулов, существенное нарушение формирования лексической семантики.
Использование балльно-уровневой системы оценок по И.А. Смирновой позволило выделить условные уровни сформированности номинативного словаря у детей экспериментальной группы. При этом у дошкольников экспериментальной группы ДОУ с дизартрией и ОНР III уровня был отмечен 1 ребёнок с высоким уровнем номинативной лексики (10%) , у 4 детей выявлен средний уровень (40%), у 5 детей наблюдается низкий уровень (50%). Таким образом, по результатам количественного и качественного анализа экспериментальных данных у старших дошкольников с ОНР III уровня была выявлена неоднородность развития номинативной лексики. В зависимости от степени выраженности и характера недоразвития лексики, было выделено две подгруппы детей.
Разный уровень сформированности номинативного словаря обусловил выбор дифференцированного подхода к детям.
В целом, учитывая вышесказанное, можно заключить, что в процессе логопедической работы необходимо осуществлять комплексное формирование всех компонентов номинативной лексики, при этом обращая особое внимание на преобладающие у старших дошкольников с ОНР III уровня нарушения. Поэтому нами были подобраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие номинативного словаря в импрессивной и экспрессивной речи, на развитие синонимии и антонимии существительных, а также на формирование словообразования и словоизменения существительных.
В целом, можно сказать, что нами была подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза, а именно: в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР III уровня обнаруживается качественное своеобразие и низкий уровень сформированности номинативного словаря, который выражается в резком расхождении объёма активного и пассивного словарного запаса; неточном объяснении значений существительных, грубом нарушении актуализации близких по значению слов, недостаточном развитии навыка словообразования и словоизменения, развитии синонимии и антонимии.
Развитие номинативной лексики у детей с дизартрией и ОНР III уровня является более эффективным при условии: применения в учебно-воспитательном процессе специально организованной коррекционно - логопедической работы; учета выявленных особенностей нарушения номинативного словаря у детей с ОНР III уровня; применения комплексного подхода, включающего формирование словаря существительных в импрессивной и экспрессивной речи, развитие антонимии и синонимии, а также формирование словообразования и словоизменения существительных для развития активного словаря можно использовать разные методы и приёмы работы: дидактические, словесные, наглядные, практические методы; игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры; эксперимент, наблюдение, экскурсии, режимные моменты, непосредственная образовательная деятельность. Расширение словаря существительных необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности. Так же, следует отметить, что коррекционная работа должна проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических и специальных принципов: принцип системности, комплексности, обходного пути, этиопатогенетический принцип. Необходимо обеспечить доступность понимания наглядного материала, индивидуальный подход к детям, конкретность поставленных в работе целей и задач. В ходе непосредственной образовательной деятельности важно соблюдать этапность работы, постепенно усложняя задания и речевой материал.
На основе анализа литературных данных и определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления констатирующего эксперимента по изучению номинативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи:
- исследование объема пассивного и активного номинативного словаря;
- исследование овладения обобщающими словами;
- исследование синонимии и антонимии;
- исследование понимания предмета по представленному действию;
- исследование понимания и употребления существительных, обозначающих части и целое;
- исследование семантической структуры слова и лексической системности;
- исследование словообразования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- исследование понимания многозначности слова.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента получили следующие данные: характеризуется недостаточным объёмом, значительным преобладанием слов обиходно-бытовой тематики, резким расхождением пассивного и активного словаря, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии, стойкие аграмматизмы.
Исследование основывалось на понимании того, что формирование номинативного лексики у дошкольников с речевым недоразвитием подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормальным речевым развитием. Однако, учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи, а также то, что лексика является сложной речемыслительной деятельностью, овладение которой предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц, а также обобщение языковых закономерностей, в исследовании была выдвинута гипотеза о том, что в старшем дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается качественное своеобразие и более низкий уровень сформированности номинативной лексики.
В процессе констатирующего эксперимента было отмечено заметное преобладание у детей с ОНР3 уровня пассивного словаря над активным. В то же время в активном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладает обиходная- бытовая лексика, а понятия, выражаемые имеющимися в их словаре словами, часто неполноценны - сужены, неточны, а часто даже ошибочны.
В процессе экспериментального исследования было получено, что у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с дизартрией низкий уровень сформированности активного словаря существительных. У детей с общим недоразвитием речи процесс поиска слов осуществлялся медленно, со значительными искажениями и аграмматизмами.
В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с ОНР3 уровня отсутствуют наименования многих предметов.
У большинства детей не достаточно сформированы обобщающие понятия. Характерны частые лексические замены по функциональному значению.
Было выявлено, что у детей с ОНР III уровня нарушено понимание и образование синонимических связей, допускались грубые аграмматизмы. Присутствовали специфические ошибки, обусловленные ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова, неумением выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточным осознанием поставленной задачи.
В ходе выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов были выявлены следующие особенности: недостаточность объема словаря, что существенно затрудняет поиск слов, несформированность семантического поля, в которое включено данное слово, отсутствие умений выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, несформированность умений сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.
При исследовании навыка понимания предмета по представленному действию было выявлено, что большинство детей затрудняются соотнести слово (название предмета) с обозначаемым действием и правильно употребить его в речи.
В ходе диагностики понимания и употребления существительных, обозначающих части и целое, были выявлены особенности словаря, характерные для детей с ОНР, и специфические ошибки. Чаще всего, дети заменяли название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, или словосочетанием.
В процессе эксперимента у детей присутствовали нарушения семантической структуры слова и лексической системности.
При словообразовании имен существительных у детей с ОНР наблюдалось употребление лишь некоторых уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им, то есть придают эмоциональную окраску. При этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей в употреблении морфем.
Исследование употребления многозначных слов в экспрессивной речи показало низкий уровень сформированности навыка поиска существительных конкретного значения.
Среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным, синтагматическим и тематическим ответам, воспроизведению однокоренных слов. Данные явления указывают на ограниченный словарный запас существительных, неточное понимание значений слов-стимулов, существенное нарушение формирования лексической семантики.
Использование балльно-уровневой системы оценок по И.А. Смирновой позволило выделить условные уровни сформированности номинативного словаря у детей экспериментальной группы. При этом у дошкольников экспериментальной группы ДОУ с дизартрией и ОНР III уровня был отмечен 1 ребёнок с высоким уровнем номинативной лексики (10%) , у 4 детей выявлен средний уровень (40%), у 5 детей наблюдается низкий уровень (50%). Таким образом, по результатам количественного и качественного анализа экспериментальных данных у старших дошкольников с ОНР III уровня была выявлена неоднородность развития номинативной лексики. В зависимости от степени выраженности и характера недоразвития лексики, было выделено две подгруппы детей.
Разный уровень сформированности номинативного словаря обусловил выбор дифференцированного подхода к детям.
В целом, учитывая вышесказанное, можно заключить, что в процессе логопедической работы необходимо осуществлять комплексное формирование всех компонентов номинативной лексики, при этом обращая особое внимание на преобладающие у старших дошкольников с ОНР III уровня нарушения. Поэтому нами были подобраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие номинативного словаря в импрессивной и экспрессивной речи, на развитие синонимии и антонимии существительных, а также на формирование словообразования и словоизменения существительных.
В целом, можно сказать, что нами была подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза, а именно: в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР III уровня обнаруживается качественное своеобразие и низкий уровень сформированности номинативного словаря, который выражается в резком расхождении объёма активного и пассивного словарного запаса; неточном объяснении значений существительных, грубом нарушении актуализации близких по значению слов, недостаточном развитии навыка словообразования и словоизменения, развитии синонимии и антонимии.
Развитие номинативной лексики у детей с дизартрией и ОНР III уровня является более эффективным при условии: применения в учебно-воспитательном процессе специально организованной коррекционно - логопедической работы; учета выявленных особенностей нарушения номинативного словаря у детей с ОНР III уровня; применения комплексного подхода, включающего формирование словаря существительных в импрессивной и экспрессивной речи, развитие антонимии и синонимии, а также формирование словообразования и словоизменения существительных для развития активного словаря можно использовать разные методы и приёмы работы: дидактические, словесные, наглядные, практические методы; игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры; эксперимент, наблюдение, экскурсии, режимные моменты, непосредственная образовательная деятельность. Расширение словаря существительных необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности. Так же, следует отметить, что коррекционная работа должна проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических и специальных принципов: принцип системности, комплексности, обходного пути, этиопатогенетический принцип. Необходимо обеспечить доступность понимания наглядного материала, индивидуальный подход к детям, конкретность поставленных в работе целей и задач. В ходе непосредственной образовательной деятельности важно соблюдать этапность работы, постепенно усложняя задания и речевой материал.
Подобные работы
- Развитие словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Логопедические технологии активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Особенности номинативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи уровня
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с ОНР II - III уровня с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРИДЕКАTИBHOГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТAPШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С OHP III УРОВ11Я
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Особенности лексико - грамматического строя речи детей 5-6 лет с OHP Ш уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



