Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на развитие номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 44
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимент 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенностей номинативного словаря 66
Заключение 101
Библиография 107
Приложения
В современном этапе развития Российского просвещение характерно понятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и стандартов школьного и дошкольного образования, а также и для детей с ОВЗ. Согласно данному закону от 29.12.2012 года, № 273 - ФЗ, дошкольное образование выступает первой ступенью в общем развитии детей. Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС ДО), утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года, № 1155, требования о создании психолого-педагогических условий по укреплению здоровья детей, об обеспечении личностного, общекультурного, познавательно-речевого формирование и развитие детей, о создании условий по формированию предпосылок учебных процессов. В документах они представлены как основные направления дошкольного образования. ФГОС ДО определяет равные возможности для потенциального развития всех детей, а также детей с ОВЗ. Согласно данным требованиям ставятся следующие задачи: индивидуализация, дифференциация в обучении и воспитании детей, выстраивание педагогического процесса, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка в каждом периоде его жизни. Вместе с тем ФГОС ДО в обновлении содержания образования дошкольников в наше время выделяет несколько серьезных требований по развитию речи дошкольников 5 - 6 лет, а также по формированию у детей разных сторон лексики, что не случайно. Речевое развитие предлагает овладение детьми способностью общения с окружающими, что способствует расширению пассивного и активного словаря. Обогащая словарь дошкольника, формируется его языковая, культурная и интеллектуальная база, для дальнейшего, его всестороннего развития. [70]
Актуальность
Выбранная нами тема исследования, обусловлена значимостью развития лексики детей с общим недоразвитием речи III уровня, как центральной дефект в составе всех нарушений. Многие исследователи (Н.А. Никашина, Н.С. Жукова, [21] Р.Е. Левина, [32] Е.М. Мастюкова, [21] С.Н. Шаховская [65], Н.В. Серебрякова, [46] В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева [59]) отмечают, что среди многих речевых нарушений, присущих дошкольникам с ОНР III уровня, особо заметен несформированный и бедный объем номинативного словаря. Малосодержательный пассивный и активный словарь детей с ОНР является их характерной особенностью, так же, как и недифференцированное и неточное употребление слов, своеобразие словообразования и словоизменения имен существительных. Недостаточно сформированный предметный словарь ребенка с ОНР, ощутимо влияет на процесс его включения в речевое общение с окружающими, что также сказывается на его гармоничном дальнейшем умственном и речевом развитии, и создает препятствия для успешного обучения в школе и овладения чтением и письмом. Несмотря на большое количество исследований, освещающих проблему формирования лексики детей с нормой речевого развития и с нарушениями речи детей, важно отметить. Что в настоящее время имеется недостаточно исследований, позволяющих выявить особенности развития номинативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и ориентированная на эффективное их преодоление.
Проблема исследования заключается в постоянном увеличении количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточно изученная область по нарушениям лексики, вызывает необходимость выявления особенностей развития номинативного словаря у данной группы дошкольников.
Все вышесказанное подтверждает необходимость данного исследования особенностей формирования номинативного словаря у детей с ОНР III уровня и подтверждает значимость определения продуктивных методов и приемов для логопедического взаимодействия с ними.
Объект исследования: номинативный словарь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности формирования номинативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и определить методические рекомендации, учитывая характер данных особенностей.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детям 5-6 лет с ОНР III уровня, свойственны следующие особенности номинативного словаря:
- Оъем их активного словаря резко отличается от пассивного.
- неточности объяснения значений имен существительных, грубые ошибки в актуализации слов, близких по значению.
- Недостаточно сформированы навыки словоизменения, словообразования, а также синонимических и антонимических связей.
Это обусловливает разработку методических рекомендаций по их преодолению.
Для достижения данной цели и согласно установленной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Анализ теоретических аспектов по проблеме исследования.
2. Определение особенностей развития номинативного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
3. Составить методические рекомендации по
коррекционно-логопедической работе с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня.
Методы исследования: (анализ теоретических аспектов), организационный (сравнительный), биографический (изучение
6 логопедических карт и медицинской литературы), эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), количественный (таблично-графический анализ результатов) и интерпретационный (количественный анализ и обсуждение результатов).
Практическая значимость исследования представлена в разработанной диагностический методике, позволяющей оценить состояние номинативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нацеленной на его развитие данной группы детей. Результаты будут доступны для использования каждому логопеду в своей практической деятельности, как в обследовании детей, так и в коррекционно-логопедической работе с ними.
Структура и объем работы: данное исследование подготовлено на 99 страницах, состоит из: введения, двух глав, вмещающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Каждая глава заканчивается подведением итогов. В исследовательской части представлен констатирующий эксперимент, результаты которого иллюстрируются 11 гистограммами и 4 таблицами. Содержит 4 приложения. Составлены методические рекомендации в виде таблицы.
Целью нашего исследования является изучение особенностей номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, их выявление и коррекция.
Опираясь на анализ научной литературы и теоретические основы исследования, мы выделили следующие направления данного исследования по изучению особенностей номинативного словаря у детей с ОНР III уровня:
• Исследование особенностей объема активного и пассивного номинативного словаря;
• Исследование особенностей навыков понимания в значении предметов по представленному действию;
• Исследование особенностей овладения словами обобщающего значения;
• Исследование особенностей синонимии и антонимии;
• Исследование особенностей понимания имен существительных, в значении части и целого, и их употребления;
• Исследование особенностей словообразования существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;
• Исследование особенностей семантического значения слова и его лексической системности;
• Исследование особенностей понимания значения многозначных слов.
В результате проведенного нами констатирующего эксперимента были получены следующие данные: для детей 5-6 лет с ОНР III уровня характерны: недостаточный объем словарного запаса, значительно преобладают слова обиходно-бытовой тематики, объем активного и пассивного словаря резко отличается, употребление имен существительных неточное, наблюдаются стойкие аграмматизмы, вербальные парафразии.
Исследование проводилось с учетом того, что развитие номинативной лексики у детей с ОНР осуществляется по таким же закономерностям, как и у детей с нормой речевого развития.
С учетом этиологии и симптоматики общего недоразвития речи и с учетом того, что речемыслительная деятельность является сложным процессом развития, что является анализом, синтезом, сравнением речевых единиц, обобщением языковых закономерностей, в нашем исследовании была определена гипотеза: в возрасте 5-6 лет у данной группы детей выявляется качественное своеобразие и низкий уровень развития номинативной лексики.
В данном констатирующем эксперименте было отмечено преобладание у дошкольников с ОНР пассивного словаря над активным, активный словарь содержит преимущественно обиходно-бытовую лексику и понятия, которыми выражают дети, имеющиеся в их словаре, чаще неполноценные - неточны, сужены и ошибочны.
В данном экспериментальном исследовании был выявлен у детей 5-6 лет с ОНР III уровня низкий уровень развития активного словаря имен существительных, так как у них процесс поиска нужного слова осуществляется медленно, со значительными аграмматизмами и искажениями.
В словаре детей с ОНР многие наименования предметов отсутствуют, это обусловлено ограниченностью представлений детей об окружающем мире.
У большинства данных детей недостаточно развиты обобщающие понятия, и они допускают лексические замены слов по функциональному значению.
Также было выявлено у детей с ОНР III уровня нарушение понимания образования синонимических связей, в которых так же допускались грубые ошибки. Были отмечены специфические ошибки, которые свидетельствуют об ограниченности словарного запаса, и недоразвитием понимания значения слова, неумением выделять семантические признаки в значении слова, неумением актуализации слова, недостаточным пониманием поставленной задачи.
В процессе выполнения заданий по подбору синонимов и антонимов были отмечены следующие особенности:
- несоформированность объема словаря, что значительно затрудняет поиск нужного слова,
-недостаточное понимание семантического поля, в котором существует данное слово.
-Несформированность умений выделять основное дифференциальное семантическое значение,
- недоразвитие умения соотносить слова существительные по семантическому признаку.
В исследовании навыков понимания предмета по данному действию было отмечено, что дети чаще всего затрудняются соотносить название предмета с действием и употреблять их в речи правильно.
В исследовании уровня развития понимания существительных в значении части и целого и их употреблении, выявлены особенности объема словаря, свойственные для детей с ОНР и их специфические ошибки. Дети заменяли названия части предмета, целым, другим названием, близким по значению, также словосочетанием.
В процессе исследования дети допускали ошибки в семантической структуре и его лексической системности.
В словообразовании существительных у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня отмечались употребления только некоторых суффиксов в уменьшительно-ласкательном значении, наиболее им понятных, которым они предают эмоциональную окраску. Много неточностей и ошибок дети допускают при употреблении морфем.
Значительное количество ошибок допускалось в тематических, синтагматических, случайных ответах, в воспроизведении однокоренных слов и реакциях по семантическому значению близком стимулу, что свидетельствует об ограниченности словарного запаса существительных, неточном понимании значений слов-стимулов и о существенной несформированности лексической семантики.
Используя бально-уровневую систему оценок по И. А. Смирновой [48], мы выделили условные уровни развития номинативного словаря у экспериментальной группы детей, где были отмечены:
Один ребенок - высокий уровень номинативной лексики (10%);
Четыре ребенка - средний уровень (40%);
Пять детей - низкий уровень (50%).
По результатам качественного и количественного анализа данных эксперимента у детей 5-6 лет с ОНР III уровня выявляется неоднородность сформированности номинативной лексики. С учетом степени выраженности особенностей и характера недоразвития словаря мы выделили две подгруппы испытуемых.
Дифференцированный логопедический подход по взаимодействию с детьми был обусловлен их разным уровнем сформированности номинативного словаря.
Учитывая вышесказанное, можно сделать заключение о том, что в процессе коррекционно-логопедической работы нужно реализовывать комплексное развитие всех компонентов номинативной лексики детей, учитывая преобладающие особенности словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня. Таким образом мы подобрали разнообразные упражнения и игры, направленные на преодоление особенностей номинативной лексики у детей 5-6 лет с ОНР III уровня в экспрессивной и импрессивной речи, на формирование антонимии и синонимии имен существительных, их словоизменение и словообразование.
Таким образом была подтверждена нами выдвинутая гипотеза данного исследования, а именно:
У детей 5-6 лет с ОНР III уровня существуют особенности развития номинативного словаря:
- объем пассивного и активного словаря имеют резкое отличие;
- в объяснении значений существительных имеются неточности и грубые ошибки в актуализации слов близких по значению;
- недостаточная сформированность навыков словообразования и словоизменения имен существительных и их синонимических и антонимических связей.
Это способствует к разработке методических рекомендаций по их преодолению.
Формирования номинативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня может быть более эффективным если: применять в учебно-воспитательном процессе специально организованную коррекционно-логопедическую работу, с учетом данных особенностей развития номинативного словаря у старших дошкольников, применять комплексный подход, включающий формирование словаря имен существительных в экспрессивной и импрессивной речи детей, развитие синонимии и антонимии, а также развитие умений словообразования и словоизменения имен существительных в формировании активного словаря, используя разнообразные приемы и методы работы: словесные, дидактические, практические, наглядные, упражнения и игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение, эксперимент, режимные моменты, экскурсии, а также непосредственная учебная деятельность. Пополнение словаря имен существительных следует осуществлять в тесной связи с реализацией развития познавательной деятельности. Также нужно отметить, что логопедическую работу нужно проводить в условиях комплексного организованного педагогического и логопедического взаимодействия, учитывая общие дидактические и специальные принципы: комплексности, системности, этиопатогенетический принцип и принцип обходного пути. Важно обеспечить индивидуальный подход к ребенку, доступность наглядного материала, конкретность и четкость поставленных целей и задач в работе. Также в работе обязательно соблюдается этапность работы, с постепенным усложнением заданий и речевого материала
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство Пресс, 2008. - 127с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Аркин Е.А., Дошкольный возраст, 5 изд., М., 1948
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
5. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
6. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. — М.: АРКТИ, 1997. - 64 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
8. Быховская А.М.; Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А.М. Быховская, Н.А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебнометодическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. - 144 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
11. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М. : ЭКСМО- Пресс, 2000. — 1008 с.
12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Л. С.
Выготский - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 507с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство- Пресс,
2007. - 480с.
14. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А.Н. Гвоздев. — Куйбышев, 1990.
15. Гербова. В.В. Воспитание и развитие, 1981. — С. 183
16. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
17. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, ред. Алмазова А. А., Селиверстов В.И., Москва, 2011.
18. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 176 с.
19. Дудников А.В. Современный русский язык: учебник. - Москва: Высшая школа, 1990. - 424 с.
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с
общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.:
Просвещение, 1985. — 112 с.
21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
22. Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: Овладение категорией падежа имени существительного: Автореф. канд. дне. — М., 1955. — 16 с.
23. Иншаковой О.Б., Альбом для логопеда / Иншакова О.Б. - 2-е изд., испр.
и. доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
24. Кольцова М.И. Ребенок учится говорить. / М.И. Кольцова - М.:
Сов.Россия, 1979. - 192 с.
25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 90 с.
26. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005. - 96с.
27. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Е.С. Кубрякова - М.:
Наука, 1991. - 180 с.
28. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. А.И. Лавреньева - Спб.: Образование, 1996. - 69 с.
29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. —160 с; ил.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
31. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). / Левина Р.Е.
- М.: Учпедгиз, 1951. - 131 с.
32. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Р.Е. Левина. - А.: Просвещение, 1968 - 114 с.
33. Логинова В.И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1967 34.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
35. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.
Лопатина, Серебрякова Н.В. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
36. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
37. Нищева Н.В. Планирование коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) и рабочая программа учителя - логопеда / Н. В. Нищева - СПб.: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2014 - 192 с.
38. Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.
Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - iv, 86 с.
39. Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.
Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - vi, 142 с.
40. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 М.: ил. - (Внимание: дети!).
41. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.
Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с
42. Приходько О.Г. СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП //
Специальное образование. — 2018. — № 4. — С. 95-105.
43. Пулатова К.М. Развитие речи и языка у детей с Общим недоразвитием речи // Проблемы педагогики. - 2019. - № 02 (41). - с. 76 - 68.
44. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 - 279 с.
45. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 12-е изд. - М.: генезис, 2018. - 474 с.
46. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство - пресс.2001. - 576 с.
47. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований;
Под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
48. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с, ил.
49. Соловьева, Л.Г. Логопеди: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 208 с. — (Профессиональное образование).
50. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» 2-еизд., перераб. и доп. — М:
Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).
51. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников//Развитие речи и речевого общения дошкольников/Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1995. - С.
52. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 161 с.
53. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи:
Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. — 112 с: ил.
54. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервоной системы: Учебное пособие. - 11-е изд. - М.: МЕДпресс, 2000. - 304 с.
55. Успенский Л.В. Культура речи. - М., 1976. -С. 73.
56. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. Т.Н. Ушакова - 1970. - №6. - 117 с.
57. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
58. Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы сигнальной системы. / Т.Н. Ушакова -М.: Наука, 1979. - 248 с.
59. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А.
Чевелева, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. —223 с.: ил.
60. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
61. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.:
Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
62. Хватцев М.Е. Логопедия для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 / М.Е. Хватцев; под ред Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с.: ил. - (Педагогическое наследие).
63. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.:
ООО «Издательство АСТ», 2002. - 258, [14] с. - (Как воспитать гения).
64. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. - М.: Издательство
113 /Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 376 с. - (Серия «Библиотека психолога»).
65. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Ученые записки МГПИ. С.Н. Шаховская - М., 1971. - Т.406.
- 62 с.
66. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. - Издание 3-е. - Москва: Издательство ЛКИ, 2008. - 248 с. - (Лингвистическое наследие XX века).
67. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: из книги: учение / В. Штерн. - Москва // История зарубежной психологии конца XIX - начала XX века: хрестоматия: учебное пособие / Ред. Е.С. Минькова. - Москва: Флинта: МПСИ, 2009. - С. 80-87. - (Библиотека зарубежной психологии).
68. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
69. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968. - 115с.
70. Batyaeva S.V. ON THE PROBLEM OF LANGUAGE ABILITY
FORMATION AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GEN-ERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT // Intenational Research Journal - 2017/- №
08 (62) Part 1. - PP. 73-76.
71. Chernov D.N. THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF
DEVELOPMENT OF LANGUAGE COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH // Theoretical & Applied Science. - 2017. - Vol. 55. - № 11. - P. 207 - 210.
72. Emelyanova I.A. Particularities of Speech Readiness for Schooling in PreSchool Children Having General Speech Underdevelopment: A Social and Pedagogical Aspect / Emelyanova I. A. Borisova E.A., Shapovalova O.E., Karynbaeva O.V., Vorotilkina I. M. // Journal of Studies Educations Research -
2018. - № 9 (1). - PP. 85-105.
73. Yakusheva V.V. CORRELATION BETWEEN INDICATORS OF THE DEVELOPMENT OF PLAY ACTIVITY SKILLS AND VOCABULARY
FORMATION AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL
SPEECH UNDERDVELOPMENT // International Research Journal. - 2017. - №
04 (58). - P. 76 - 80.