Особенности номинативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи уровня
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на развитие номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 44
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимент 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенностей номинативного словаря 66
Заключение 101
Библиография 107
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты изучения номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на развитие номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 44
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимент 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенностей номинативного словаря 66
Заключение 101
Библиография 107
Приложения
В современном этапе развития Российского просвещение характерно понятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и стандартов школьного и дошкольного образования, а также и для детей с ОВЗ. Согласно данному закону от 29.12.2012 года, № 273 - ФЗ, дошкольное образование выступает первой ступенью в общем развитии детей. Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС ДО), утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года, № 1155, требования о создании психолого-педагогических условий по укреплению здоровья детей, об обеспечении личностного, общекультурного, познавательно-речевого формирование и развитие детей, о создании условий по формированию предпосылок учебных процессов. В документах они представлены как основные направления дошкольного образования. ФГОС ДО определяет равные возможности для потенциального развития всех детей, а также детей с ОВЗ. Согласно данным требованиям ставятся следующие задачи: индивидуализация, дифференциация в обучении и воспитании детей, выстраивание педагогического процесса, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка в каждом периоде его жизни. Вместе с тем ФГОС ДО в обновлении содержания образования дошкольников в наше время выделяет несколько серьезных требований по развитию речи дошкольников 5 - 6 лет, а также по формированию у детей разных сторон лексики, что не случайно. Речевое развитие предлагает овладение детьми способностью общения с окружающими, что способствует расширению пассивного и активного словаря. Обогащая словарь дошкольника, формируется его языковая, культурная и интеллектуальная база, для дальнейшего, его всестороннего развития. [70]
Актуальность
Выбранная нами тема исследования, обусловлена значимостью развития лексики детей с общим недоразвитием речи III уровня, как центральной дефект в составе всех нарушений. Многие исследователи (Н.А. Никашина, Н.С. Жукова, [21] Р.Е. Левина, [32] Е.М. Мастюкова, [21] С.Н. Шаховская [65], Н.В. Серебрякова, [46] В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева [59]) отмечают, что среди многих речевых нарушений, присущих дошкольникам с ОНР III уровня, особо заметен несформированный и бедный объем номинативного словаря. Малосодержательный пассивный и активный словарь детей с ОНР является их характерной особенностью, так же, как и недифференцированное и неточное употребление слов, своеобразие словообразования и словоизменения имен существительных. Недостаточно сформированный предметный словарь ребенка с ОНР, ощутимо влияет на процесс его включения в речевое общение с окружающими, что также сказывается на его гармоничном дальнейшем умственном и речевом развитии, и создает препятствия для успешного обучения в школе и овладения чтением и письмом. Несмотря на большое количество исследований, освещающих проблему формирования лексики детей с нормой речевого развития и с нарушениями речи детей, важно отметить. Что в настоящее время имеется недостаточно исследований, позволяющих выявить особенности развития номинативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и ориентированная на эффективное их преодоление.
Проблема исследования заключается в постоянном увеличении количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточно изученная область по нарушениям лексики, вызывает необходимость выявления особенностей развития номинативного словаря у данной группы дошкольников.
Все вышесказанное подтверждает необходимость данного исследования особенностей формирования номинативного словаря у детей с ОНР III уровня и подтверждает значимость определения продуктивных методов и приемов для логопедического взаимодействия с ними.
Объект исследования: номинативный словарь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности формирования номинативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и определить методические рекомендации, учитывая характер данных особенностей.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детям 5-6 лет с ОНР III уровня, свойственны следующие особенности номинативного словаря:
- Оъем их активного словаря резко отличается от пассивного.
- неточности объяснения значений имен существительных, грубые ошибки в актуализации слов, близких по значению.
- Недостаточно сформированы навыки словоизменения, словообразования, а также синонимических и антонимических связей.
Это обусловливает разработку методических рекомендаций по их преодолению.
Для достижения данной цели и согласно установленной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Анализ теоретических аспектов по проблеме исследования.
2. Определение особенностей развития номинативного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
3. Составить методические рекомендации по
коррекционно-логопедической работе с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня.
Методы исследования: (анализ теоретических аспектов), организационный (сравнительный), биографический (изучение
6 логопедических карт и медицинской литературы), эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), количественный (таблично-графический анализ результатов) и интерпретационный (количественный анализ и обсуждение результатов).
Практическая значимость исследования представлена в разработанной диагностический методике, позволяющей оценить состояние номинативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нацеленной на его развитие данной группы детей. Результаты будут доступны для использования каждому логопеду в своей практической деятельности, как в обследовании детей, так и в коррекционно-логопедической работе с ними.
Структура и объем работы: данное исследование подготовлено на 99 страницах, состоит из: введения, двух глав, вмещающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Каждая глава заканчивается подведением итогов. В исследовательской части представлен констатирующий эксперимент, результаты которого иллюстрируются 11 гистограммами и 4 таблицами. Содержит 4 приложения. Составлены методические рекомендации в виде таблицы.
Актуальность
Выбранная нами тема исследования, обусловлена значимостью развития лексики детей с общим недоразвитием речи III уровня, как центральной дефект в составе всех нарушений. Многие исследователи (Н.А. Никашина, Н.С. Жукова, [21] Р.Е. Левина, [32] Е.М. Мастюкова, [21] С.Н. Шаховская [65], Н.В. Серебрякова, [46] В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева [59]) отмечают, что среди многих речевых нарушений, присущих дошкольникам с ОНР III уровня, особо заметен несформированный и бедный объем номинативного словаря. Малосодержательный пассивный и активный словарь детей с ОНР является их характерной особенностью, так же, как и недифференцированное и неточное употребление слов, своеобразие словообразования и словоизменения имен существительных. Недостаточно сформированный предметный словарь ребенка с ОНР, ощутимо влияет на процесс его включения в речевое общение с окружающими, что также сказывается на его гармоничном дальнейшем умственном и речевом развитии, и создает препятствия для успешного обучения в школе и овладения чтением и письмом. Несмотря на большое количество исследований, освещающих проблему формирования лексики детей с нормой речевого развития и с нарушениями речи детей, важно отметить. Что в настоящее время имеется недостаточно исследований, позволяющих выявить особенности развития номинативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и ориентированная на эффективное их преодоление.
Проблема исследования заключается в постоянном увеличении количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточно изученная область по нарушениям лексики, вызывает необходимость выявления особенностей развития номинативного словаря у данной группы дошкольников.
Все вышесказанное подтверждает необходимость данного исследования особенностей формирования номинативного словаря у детей с ОНР III уровня и подтверждает значимость определения продуктивных методов и приемов для логопедического взаимодействия с ними.
Объект исследования: номинативный словарь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности формирования номинативного словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и определить методические рекомендации, учитывая характер данных особенностей.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детям 5-6 лет с ОНР III уровня, свойственны следующие особенности номинативного словаря:
- Оъем их активного словаря резко отличается от пассивного.
- неточности объяснения значений имен существительных, грубые ошибки в актуализации слов, близких по значению.
- Недостаточно сформированы навыки словоизменения, словообразования, а также синонимических и антонимических связей.
Это обусловливает разработку методических рекомендаций по их преодолению.
Для достижения данной цели и согласно установленной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Анализ теоретических аспектов по проблеме исследования.
2. Определение особенностей развития номинативного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
3. Составить методические рекомендации по
коррекционно-логопедической работе с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня.
Методы исследования: (анализ теоретических аспектов), организационный (сравнительный), биографический (изучение
6 логопедических карт и медицинской литературы), эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), количественный (таблично-графический анализ результатов) и интерпретационный (количественный анализ и обсуждение результатов).
Практическая значимость исследования представлена в разработанной диагностический методике, позволяющей оценить состояние номинативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нацеленной на его развитие данной группы детей. Результаты будут доступны для использования каждому логопеду в своей практической деятельности, как в обследовании детей, так и в коррекционно-логопедической работе с ними.
Структура и объем работы: данное исследование подготовлено на 99 страницах, состоит из: введения, двух глав, вмещающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Каждая глава заканчивается подведением итогов. В исследовательской части представлен констатирующий эксперимент, результаты которого иллюстрируются 11 гистограммами и 4 таблицами. Содержит 4 приложения. Составлены методические рекомендации в виде таблицы.
Целью нашего исследования является изучение особенностей номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, их выявление и коррекция.
Опираясь на анализ научной литературы и теоретические основы исследования, мы выделили следующие направления данного исследования по изучению особенностей номинативного словаря у детей с ОНР III уровня:
• Исследование особенностей объема активного и пассивного номинативного словаря;
• Исследование особенностей навыков понимания в значении предметов по представленному действию;
• Исследование особенностей овладения словами обобщающего значения;
• Исследование особенностей синонимии и антонимии;
• Исследование особенностей понимания имен существительных, в значении части и целого, и их употребления;
• Исследование особенностей словообразования существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;
• Исследование особенностей семантического значения слова и его лексической системности;
• Исследование особенностей понимания значения многозначных слов.
В результате проведенного нами констатирующего эксперимента были получены следующие данные: для детей 5-6 лет с ОНР III уровня характерны: недостаточный объем словарного запаса, значительно преобладают слова обиходно-бытовой тематики, объем активного и пассивного словаря резко отличается, употребление имен существительных неточное, наблюдаются стойкие аграмматизмы, вербальные парафразии.
Исследование проводилось с учетом того, что развитие номинативной лексики у детей с ОНР осуществляется по таким же закономерностям, как и у детей с нормой речевого развития.
С учетом этиологии и симптоматики общего недоразвития речи и с учетом того, что речемыслительная деятельность является сложным процессом развития, что является анализом, синтезом, сравнением речевых единиц, обобщением языковых закономерностей, в нашем исследовании была определена гипотеза: в возрасте 5-6 лет у данной группы детей выявляется качественное своеобразие и низкий уровень развития номинативной лексики.
В данном констатирующем эксперименте было отмечено преобладание у дошкольников с ОНР пассивного словаря над активным, активный словарь содержит преимущественно обиходно-бытовую лексику и понятия, которыми выражают дети, имеющиеся в их словаре, чаще неполноценные - неточны, сужены и ошибочны.
В данном экспериментальном исследовании был выявлен у детей 5-6 лет с ОНР III уровня низкий уровень развития активного словаря имен существительных, так как у них процесс поиска нужного слова осуществляется медленно, со значительными аграмматизмами и искажениями.
В словаре детей с ОНР многие наименования предметов отсутствуют, это обусловлено ограниченностью представлений детей об окружающем мире.
У большинства данных детей недостаточно развиты обобщающие понятия, и они допускают лексические замены слов по функциональному значению.
Также было выявлено у детей с ОНР III уровня нарушение понимания образования синонимических связей, в которых так же допускались грубые ошибки. Были отмечены специфические ошибки, которые свидетельствуют об ограниченности словарного запаса, и недоразвитием понимания значения слова, неумением выделять семантические признаки в значении слова, неумением актуализации слова, недостаточным пониманием поставленной задачи.
В процессе выполнения заданий по подбору синонимов и антонимов были отмечены следующие особенности:
- несоформированность объема словаря, что значительно затрудняет поиск нужного слова,
-недостаточное понимание семантического поля, в котором существует данное слово.
-Несформированность умений выделять основное дифференциальное семантическое значение,
- недоразвитие умения соотносить слова существительные по семантическому признаку.
В исследовании навыков понимания предмета по данному действию было отмечено, что дети чаще всего затрудняются соотносить название предмета с действием и употреблять их в речи правильно.
В исследовании уровня развития понимания существительных в значении части и целого и их употреблении, выявлены особенности объема словаря, свойственные для детей с ОНР и их специфические ошибки. Дети заменяли названия части предмета, целым, другим названием, близким по значению, также словосочетанием.
В процессе исследования дети допускали ошибки в семантической структуре и его лексической системности.
В словообразовании существительных у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня отмечались употребления только некоторых суффиксов в уменьшительно-ласкательном значении, наиболее им понятных, которым они предают эмоциональную окраску. Много неточностей и ошибок дети допускают при употреблении морфем.
Значительное количество ошибок допускалось в тематических, синтагматических, случайных ответах, в воспроизведении однокоренных слов и реакциях по семантическому значению близком стимулу, что свидетельствует об ограниченности словарного запаса существительных, неточном понимании значений слов-стимулов и о существенной несформированности лексической семантики.
Используя бально-уровневую систему оценок по И. А. Смирновой [48], мы выделили условные уровни развития номинативного словаря у экспериментальной группы детей, где были отмечены:
Один ребенок - высокий уровень номинативной лексики (10%);
Четыре ребенка - средний уровень (40%);
Пять детей - низкий уровень (50%).
По результатам качественного и количественного анализа данных эксперимента у детей 5-6 лет с ОНР III уровня выявляется неоднородность сформированности номинативной лексики. С учетом степени выраженности особенностей и характера недоразвития словаря мы выделили две подгруппы испытуемых.
Дифференцированный логопедический подход по взаимодействию с детьми был обусловлен их разным уровнем сформированности номинативного словаря.
Учитывая вышесказанное, можно сделать заключение о том, что в процессе коррекционно-логопедической работы нужно реализовывать комплексное развитие всех компонентов номинативной лексики детей, учитывая преобладающие особенности словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня. Таким образом мы подобрали разнообразные упражнения и игры, направленные на преодоление особенностей номинативной лексики у детей 5-6 лет с ОНР III уровня в экспрессивной и импрессивной речи, на формирование антонимии и синонимии имен существительных, их словоизменение и словообразование.
Таким образом была подтверждена нами выдвинутая гипотеза данного исследования, а именно:
У детей 5-6 лет с ОНР III уровня существуют особенности развития номинативного словаря:
- объем пассивного и активного словаря имеют резкое отличие;
- в объяснении значений существительных имеются неточности и грубые ошибки в актуализации слов близких по значению;
- недостаточная сформированность навыков словообразования и словоизменения имен существительных и их синонимических и антонимических связей.
Это способствует к разработке методических рекомендаций по их преодолению.
Формирования номинативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня может быть более эффективным если: применять в учебно-воспитательном процессе специально организованную коррекционно-логопедическую работу, с учетом данных особенностей развития номинативного словаря у старших дошкольников, применять комплексный подход, включающий формирование словаря имен существительных в экспрессивной и импрессивной речи детей, развитие синонимии и антонимии, а также развитие умений словообразования и словоизменения имен существительных в формировании активного словаря, используя разнообразные приемы и методы работы: словесные, дидактические, практические, наглядные, упражнения и игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение, эксперимент, режимные моменты, экскурсии, а также непосредственная учебная деятельность. Пополнение словаря имен существительных следует осуществлять в тесной связи с реализацией развития познавательной деятельности. Также нужно отметить, что логопедическую работу нужно проводить в условиях комплексного организованного педагогического и логопедического взаимодействия, учитывая общие дидактические и специальные принципы: комплексности, системности, этиопатогенетический принцип и принцип обходного пути. Важно обеспечить индивидуальный подход к ребенку, доступность наглядного материала, конкретность и четкость поставленных целей и задач в работе. Также в работе обязательно соблюдается этапность работы, с постепенным усложнением заданий и речевого материала
Опираясь на анализ научной литературы и теоретические основы исследования, мы выделили следующие направления данного исследования по изучению особенностей номинативного словаря у детей с ОНР III уровня:
• Исследование особенностей объема активного и пассивного номинативного словаря;
• Исследование особенностей навыков понимания в значении предметов по представленному действию;
• Исследование особенностей овладения словами обобщающего значения;
• Исследование особенностей синонимии и антонимии;
• Исследование особенностей понимания имен существительных, в значении части и целого, и их употребления;
• Исследование особенностей словообразования существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;
• Исследование особенностей семантического значения слова и его лексической системности;
• Исследование особенностей понимания значения многозначных слов.
В результате проведенного нами констатирующего эксперимента были получены следующие данные: для детей 5-6 лет с ОНР III уровня характерны: недостаточный объем словарного запаса, значительно преобладают слова обиходно-бытовой тематики, объем активного и пассивного словаря резко отличается, употребление имен существительных неточное, наблюдаются стойкие аграмматизмы, вербальные парафразии.
Исследование проводилось с учетом того, что развитие номинативной лексики у детей с ОНР осуществляется по таким же закономерностям, как и у детей с нормой речевого развития.
С учетом этиологии и симптоматики общего недоразвития речи и с учетом того, что речемыслительная деятельность является сложным процессом развития, что является анализом, синтезом, сравнением речевых единиц, обобщением языковых закономерностей, в нашем исследовании была определена гипотеза: в возрасте 5-6 лет у данной группы детей выявляется качественное своеобразие и низкий уровень развития номинативной лексики.
В данном констатирующем эксперименте было отмечено преобладание у дошкольников с ОНР пассивного словаря над активным, активный словарь содержит преимущественно обиходно-бытовую лексику и понятия, которыми выражают дети, имеющиеся в их словаре, чаще неполноценные - неточны, сужены и ошибочны.
В данном экспериментальном исследовании был выявлен у детей 5-6 лет с ОНР III уровня низкий уровень развития активного словаря имен существительных, так как у них процесс поиска нужного слова осуществляется медленно, со значительными аграмматизмами и искажениями.
В словаре детей с ОНР многие наименования предметов отсутствуют, это обусловлено ограниченностью представлений детей об окружающем мире.
У большинства данных детей недостаточно развиты обобщающие понятия, и они допускают лексические замены слов по функциональному значению.
Также было выявлено у детей с ОНР III уровня нарушение понимания образования синонимических связей, в которых так же допускались грубые ошибки. Были отмечены специфические ошибки, которые свидетельствуют об ограниченности словарного запаса, и недоразвитием понимания значения слова, неумением выделять семантические признаки в значении слова, неумением актуализации слова, недостаточным пониманием поставленной задачи.
В процессе выполнения заданий по подбору синонимов и антонимов были отмечены следующие особенности:
- несоформированность объема словаря, что значительно затрудняет поиск нужного слова,
-недостаточное понимание семантического поля, в котором существует данное слово.
-Несформированность умений выделять основное дифференциальное семантическое значение,
- недоразвитие умения соотносить слова существительные по семантическому признаку.
В исследовании навыков понимания предмета по данному действию было отмечено, что дети чаще всего затрудняются соотносить название предмета с действием и употреблять их в речи правильно.
В исследовании уровня развития понимания существительных в значении части и целого и их употреблении, выявлены особенности объема словаря, свойственные для детей с ОНР и их специфические ошибки. Дети заменяли названия части предмета, целым, другим названием, близким по значению, также словосочетанием.
В процессе исследования дети допускали ошибки в семантической структуре и его лексической системности.
В словообразовании существительных у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня отмечались употребления только некоторых суффиксов в уменьшительно-ласкательном значении, наиболее им понятных, которым они предают эмоциональную окраску. Много неточностей и ошибок дети допускают при употреблении морфем.
Значительное количество ошибок допускалось в тематических, синтагматических, случайных ответах, в воспроизведении однокоренных слов и реакциях по семантическому значению близком стимулу, что свидетельствует об ограниченности словарного запаса существительных, неточном понимании значений слов-стимулов и о существенной несформированности лексической семантики.
Используя бально-уровневую систему оценок по И. А. Смирновой [48], мы выделили условные уровни развития номинативного словаря у экспериментальной группы детей, где были отмечены:
Один ребенок - высокий уровень номинативной лексики (10%);
Четыре ребенка - средний уровень (40%);
Пять детей - низкий уровень (50%).
По результатам качественного и количественного анализа данных эксперимента у детей 5-6 лет с ОНР III уровня выявляется неоднородность сформированности номинативной лексики. С учетом степени выраженности особенностей и характера недоразвития словаря мы выделили две подгруппы испытуемых.
Дифференцированный логопедический подход по взаимодействию с детьми был обусловлен их разным уровнем сформированности номинативного словаря.
Учитывая вышесказанное, можно сделать заключение о том, что в процессе коррекционно-логопедической работы нужно реализовывать комплексное развитие всех компонентов номинативной лексики детей, учитывая преобладающие особенности словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня. Таким образом мы подобрали разнообразные упражнения и игры, направленные на преодоление особенностей номинативной лексики у детей 5-6 лет с ОНР III уровня в экспрессивной и импрессивной речи, на формирование антонимии и синонимии имен существительных, их словоизменение и словообразование.
Таким образом была подтверждена нами выдвинутая гипотеза данного исследования, а именно:
У детей 5-6 лет с ОНР III уровня существуют особенности развития номинативного словаря:
- объем пассивного и активного словаря имеют резкое отличие;
- в объяснении значений существительных имеются неточности и грубые ошибки в актуализации слов близких по значению;
- недостаточная сформированность навыков словообразования и словоизменения имен существительных и их синонимических и антонимических связей.
Это способствует к разработке методических рекомендаций по их преодолению.
Формирования номинативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня может быть более эффективным если: применять в учебно-воспитательном процессе специально организованную коррекционно-логопедическую работу, с учетом данных особенностей развития номинативного словаря у старших дошкольников, применять комплексный подход, включающий формирование словаря имен существительных в экспрессивной и импрессивной речи детей, развитие синонимии и антонимии, а также развитие умений словообразования и словоизменения имен существительных в формировании активного словаря, используя разнообразные приемы и методы работы: словесные, дидактические, практические, наглядные, упражнения и игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение, эксперимент, режимные моменты, экскурсии, а также непосредственная учебная деятельность. Пополнение словаря имен существительных следует осуществлять в тесной связи с реализацией развития познавательной деятельности. Также нужно отметить, что логопедическую работу нужно проводить в условиях комплексного организованного педагогического и логопедического взаимодействия, учитывая общие дидактические и специальные принципы: комплексности, системности, этиопатогенетический принцип и принцип обходного пути. Важно обеспечить индивидуальный подход к ребенку, доступность наглядного материала, конкретность и четкость поставленных целей и задач в работе. Также в работе обязательно соблюдается этапность работы, с постепенным усложнением заданий и речевого материала
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Логопедические технологии активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности словаря у младших дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРИДЕКАTИBHOГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТAPШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С OHP III УРОВ11Я
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированности номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Особенности лексико - грамматического строя речи детей 5-6 лет с OHP Ш уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016



