ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
1.1. Проектная деятельность как педагогическая технология в работе с
детьми дошкольного возраста 12
1.2. Сущность и содержание профессиональной компетенции педагогов
по организации проектной деятельности детей 25
1.3. Теоретическое обоснование и практическое состояние процесса развития профессиональной компетенции педагогов по организации
проектной деятельности детей 40
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 52
2.1 Изучение уровня развития профессиональной компетенции педагогов
по организации проектной деятельности детей 52
2.2 Реализация условий развития профессиональной компетенции
педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста 65
2.3 Анализ и интерпретация результатов 73
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Приложение А 93
Приложение Б 95
Приложение В 97
Приложение Г 99
Приложение Д 101
Приложение Е 101
Приложение Ж 102
Приложение 3 102
Приложение И 103
Приложение К 104
Приложение Л 109
Приложение М 111
Приложение Н 111
Приложение О 112
Приложение П 112
На современном этапе развития российского общества смысл и значение образования меняются. Его главной целью становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько целостное развитие личности. Сегодня каждая образовательная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать собственную модель образования и конструировать образовательный процесс на основе адекватных идей и технологий. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития дошкольников в образовательном процессе.
Становление новой системы дошкольного образования предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагога. Сегодня дошкольной организации нужны педагоги способные самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять свои должностные обязанности. Педагогам необходимо включаться в инновационную деятельность, осваивать новые технологии методы и приемы взаимодействия с детьми. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной организацией жизни ребенка в детском саду, направленной на развитие самостоятельной деятельности ребенка и развитие личности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Оценивая степень разработанности проблемы, отметим, что в научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов, активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Сегодня многие дошкольные организации реализуют программы, в основе которых проектная деятельность дошкольников является ведущей («Вдохновение», «ПРОдетей», «Сообщество» и др.). Следовательно, для работы с детьми дошкольного возраста требуются педагоги, имеющие профессиональную компетенцию по организации проектной деятельности детей.
Идеи компетентностного подхода в профессиональной деятельности нашли свое отражение в трудах Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, А.И. Щербаков, В.А. Адольф, Б.С. Гершунский,
А.В. Хуторского, Т.И. Шамова, которые посвящены формированию профессиональной компетентности педагогов посредством развития ее структурных компонентов.
Известные ученые, работающие в компетентностном подходе, Я.И. Кузьминова, Л.В. Матросова, Д.В. Шадриков провели многоуровневый анализ основных понятий, использующихся в этом подходе, и выяснили, что компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен. Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личные качества могут рассматриваться с позиции компетентности.
Признавая бесспорную ценность проведенных исследований, необходимо отметить, что в представленном многообразии работ не рассматривалась проблема развития профессиональных компетенций педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выявить ряд противоречий:
1) между социальным заказом на педагогов, владеющих технологией организации проектной деятельности детей, и уровнем развития их профессиональной компетенции;
2) между необходимостью развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста и отсутствием педагогических исследований по разработке модели данной компетентности;
3) между необходимостью развивать профессиональную компетенцию педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста и неразработанностью педагогических условий, способствующих этому в детском саду;
4) между необходимостью отбора содержания и путей развития профессиональной компетенции педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста и отсутствием теоретического обоснования этого отбора в практике методической деятельности детского сада.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия развития профессиональных компетенций педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая востребованность позволили конкретизировать тему нашего исследования: «Развитие профессиональной компетенции педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий, способствующих развитию профессиональной компетенции педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста...
Проведенное нами исследование проблемы развития профессиональной компетенции педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста позволяет систематизировать полученные результаты.
Проект в детском саду - это спланированное образовательное событие. В центре этой деятельности находится интересная детям тема. Тема исследуется и изучается совместно всеми участниками проектной деятельности. Независимо от вида и типа проекта он реализуется в несколько этапов: нахождение темы проекта и осознание ее всеми участниками, планирование проектных действий и их реализация; завершение и анализ проекта, демонстрация результата. На каждом этапе проекта педагог действует совместно с детьми, но не решает все поставленные задачи за ребенка, а помогает ему в решении, соблюдая демократический стиль общения, являясь модератором, партнером по диалогу. Педагогам необходимо уметь наблюдать за детьми, чтобы вместе определять тему проекта, развивать высказанные детьми идеи, давать возможность детям действовать самим, завершать проект в зависимости от его хода и потребностей участников, анализировать собственную деятельность. В связи с этим педагогу необходимо обладать рядом умений и знаний по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Опираясь на идеи компетентностного подхода, мы рассматриваем «профессиональную компетенцию» по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, как сферу профессиональной деятельности, требующую от педагога владения знаниями теоретического и прикладного плана о проектной деятельности детей, опытом мотивационно¬рефлексивного отношения к своей профессиональной деятельности и деятельности детей, а также умениями организовывать проектную деятельность детей в образовательном процессе.
С учетом современных тенденций педагогической науки развитие профессиональной компетенции по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста реализуется при создании педагогических условий, ориентированных на расширение знаний педагогов о проектной деятельности детей и особенностях ее организации, на обогащение мотивационно-рефлексивного опыта и приобретения опыта практического взаимодействия с детьми в проектном режиме.
В качестве педагогических условий, способствующих развитие педагогической компетенции по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, выявлены: разработка и реализация теоретического образовательного модуля, направленного на овладение педагогами системой знаний об организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; активизация рефлексивных форм взаимодействия педагогов, направленных на расширение опыта эмоционально-рефлексивного отношения ко всем субъектам образования и их деятельности; практическое включение педагогов в организацию проектной деятельности детей дошкольного возраста на стажировочной площадке...
Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. 2-е изд., Сургут: РИО СурГПИ, 2005. 137 с.
2. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. // Детский сад от А до Я, 2008. № 3. С. 6.
3. Атмахова Л.Н. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание, 2008. № 3. С. 15-17.
4. Атмахова Л.Н Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание, 2008. № 4. С. 24-31.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
6. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция. Ярославский педагогический вестник Том II, №3.2010. С. 203-206.
7. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2010. 128 с.
8. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Определение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ при прохождении аттестации // Управление ДОУ, 2011. № 5. С. 39-44.
9. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме. Педагогика, 2003. №10. С. 8-14.
10. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ, 2009. №7. С. 34-35.
11. Буренина А.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования. М.: Инфра-М, 2007. 204 с.
12. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2001. 224 с.
13. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
14. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-Пресс, 2008. 208 с.
15. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под. Ред. О.С. Газмана: Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ Инноватор, 1996. 50 с...67