Расширение пассивного словарного запаса через использование инфографики как
средства реализации лингвострановедческого подхода к обучению взрослых
иностранному языку в условиях дополнительного образования
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы работы с лексикой при обучении иностранному языку взрослых в условиях дополнительного образования на основе лингвострановедческого подхода 10
1.1. Особенности обучения иноязычной лексике взрослых в условиях дополнительного образования на основе
лингвострановедческого подхода 10
1.2 Способы расширения словарного запаса в процессе работы с реалиями при обучении взрослых иноязычной лексике в рамках
лингвострановедческого подхода 20
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели применения инфографики как способа расширения пассивного словарного запаса в процессе обучения взрослых немецкому языку в условиях дополнительного образования в рамках лингвострановедческого подхода (на основе УМК Schritte international А1 (1 часть). Авторы: D.Niebisch, S.Penning- Hiemstra, F.Specht, M.Bovermann, M.Reimann 37
2.1. Использование инфографики при работе с реалиями на уроке
немецкого языка при обучении взрослых в условиях дополнительного образования 37
2.2. Разработка и апробация модели применения инфографики как
способа расширения пассивного словарного запаса в процессе обучения взрослых немецкому языку в условиях дополнительного образования в рамках лингвострановедческого подхода (на основе УМК Schritte international А1 (1 часть). Авторы: D.Niebisch,
S.Penning-Hiemstra, F.Specht, M.Bovermann, M.Reimann 50
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Библиография 69
Приложения 76
Актуальность работы. Современные условия жизни таковы, что каждый человек время от времени сталкивается с необходимостью осуществления коммуникации на иностранном языке. Каждый день происходит взаимодействие между представителями различных культур, будь то переговоры представителей различных стран, чтение книги на языке оригинала или общение при совершении покупок на международных торговых платформах, и без знания хотя бы одного иностранного языка осуществить такое общение не представляется возможным. Однако не все люди, окончившие в свое время средние и высшие образовательные учреждения, сохраняют навыки владения иностранным языком на достаточном для их целей и желаний уровне. Это объясняет причину высокой популярности учреждений дополнительного образования: школ, курсов, семинаров и мастер-классов по обучению иностранным языкам взрослых.
Еще 20-30 лет назад необходимость изъясняться на иностранном языке не была столь очевидной, поэтому сейчас все больше людей, окончивших образовательные учреждения несколько лет назад, стремятся изучать иностранные языки. Тенденция к получению образования во взрослом возрасте становится все заметнее и все больше ученых обращают внимание на вопросы организации обучения во взрослом возрасте: С.И. Змеев, Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров, Г.М Коджаспирова, М.Ш. Ноулз, Э.Л. Трондайк
Говоря о потребности изучения иностранных языков, нельзя не отметить, что целью изучения иностранного языка в настоящее время является не только получение знаний, но и знакомство со страноведческой, лингвострановедческой и культурной информацией о стране изучаемого языка. Теоретические и практические исследования о
лингвострановедческом подходе к обучению иностранным языкам разрабатывали такие ученые, как: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, О.Н. Маслова, Г.Д. Томахин, И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, Е.В. Милосердова, Э. Сепир, Б. Уорф, H. Herde, E. Kirsch, H. Uhleman.
Широко обсуждаемой темой многих современных исследований является использование инфографики при обучении иностранному языку: В. Лаптев, Н.В. Кубрак, Д.Желязны, Д. Лауфенберг, Р.Анхейм.
При обучении иностранному языку преподавателю следует не только включать лингвострановедческий материал в работу, но и тщательно подбирать такой материал в соответствии с требованиями учебной программы, потребностями везде обучающихся и актуальности самого материала. Важно также отметить, что современное общество быстро развивается и в техническом плане, что позволяет использовать современные средства обучения иностранному языку, такие как: интернет, пк, приложения и обучающие программы, онлайн-платформы, мессенджеры и т.п. Это обусловило выбор темы исследования: «Расширение пассивного словарного запаса через использование инфографики как средства реализации лингвострановедческого подхода к обучению взрослых иностранному языку в условиях дополнительного образования».
Объектом данного исследования является лингвострановедческий подход к обучению взрослых иностранному языку в условиях дополнительного образования.
Предмет - процесс обучения иноязычной лексике взрослых на занятиях в условиях дополнительного образования
Цель данной работы: теоретически обосновать и разработать модель использования инфографики как средства расширения пассивного словарного запаса в процессе реализации лингвострановедческого подхода к обучению взрослых немецкому языку в условиях дополнительного образования...
В ходе работы описаны теоретические основы особенностей обучения взрослых с точки зрения психологии, педагогики и возрастной психологии. Охарактеризован лингвострановедческий подход в обучении иностранным языкам взрослых в условиях дополнительного образования. Описаны особенности работы с реалиями и описаны способы расширения пассивного словарного запаса. Рассмотрены возможности использования инфографики в процессе обучения иностранному языку взрослых в условиях дополнительного образования. Проведена опытно-экспериментальная работа, которая доказала правильность представленной в начале исследования гипотезы:
использование инфографики при обучении иностранному языку взрослых в условиях дополнительного образования приведет к расширению пассивного словарного запаса, так как инфографика является эффективным средством реализации лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку.
По результатам опытно-экспериментальной работы разработана модель использования инфографики как средства расширения пассивного словарного запаса в процессе реализации лингвострановедческого подхода к обучению взрослых немецкому языку в условиях дополнительного образования, что являлось целью данного исследования.
Модель применения инфографики как способа расширения словарного запаса в процессе обучения взрослых немецкому языку в условиях дополнительного образования в рамках лингвострановедческого подхода (на основе УМК Schritte international А1 (1 часть). (D.Niebisch, S.Penning- Hiemstra, F.Specht, M.Bovermann, M.Reimann) апробирована и внедрена в образовательный процесс языковой школы (ИП Крикунова «Школа иностранных языков iSchool») - языковой уровень А1 (на базе немецкого языка).
Дальнейшая перспектива исследования заключается в том, чтобы разработать модель применения инфографики как способа расширения словарного запаса в процессе обучения взрослых иностранному языку в условиях дополнительного образования в рамках лингвострановедческого подхода для более высоких уровней владения иностранным языком (В2-С2).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]: от 21 ноября 2014. - Режим доступа: URL: https://минобрнауки.рф/документы. (01.04.2018).
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам [Текст] / Э. Г. Азимов. - М.: ИКАР. - 2009. - 448 с.
3. Аранова, С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического [Текст] / С. В. Аранова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 18-24.
4. Ахатова, Р. Ю. Возможности применения инфографики в процессе обучения [Текст] / Р. Ю. Ахатова // Молодой ученый. - М.: 2016 - №11. - С. 133-135.
5. Белкина, О. В. Особенности применения коммуникативного подхода при обучении иностранному языку взрослых слушателей [Текст] / О. В. Белкина, И. Н. Дмитрученко, Е. В. Кравцова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - №4. - С. 79-84.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. М. Бим-Бад. - М.: Юрайт. - 2018. - 224 с.
7. Бондаренко, Т. Н. Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку [Текст] / Т. Н. Бондаренко // Вестник МГУЛ. - Лесной вестник. - 2012. - №3. - С. 110-111.
8. Бухбиндер, В. А., Основы перестройки школьного курса иностранных языков [Текст] / В. А Бухбиндер., А.А. Миролюбов // Педагогика. - 2012. - № 10. - С. 16-21.
9. Василькова, Т. А. Основы андрагогики [Текст]: учеб. пособие / Т. А. Василькова. - М.: КНОРУС. - 2011. - 256 с.
10. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М: Высшая школа. - 1991. - 207 с.
11. Верещагин, Е. М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М. - 2016. - 138 с.
12. Верещагин, Е. М. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: Русский язык. - 2011. - 212 с.
13. Вершловский, С. Г. Андрагогика [Текст]: учебн.-метод. Пособие / С. Г. Вершловский. - СПб.: АППО. - 2014. - 148 с.
14. Виноградов, В. С. Введение в переводоведение (общие и
лексические вопросы) [Текст] / В. С. Виноградов. - М.: Издательство
Института общего среднего образования РАО. - 2004. - 224 с.
15. Витренко, А. В. Лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка [Текст] / А. В. Витренко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология . - 2013. - №3. - С. 45-48...61