Введение 3
Глава I. Топонимы как класс имён собственных 8
1.1. Общие понятия ономастики и топонимики 8
1.2. Основные топонимические классы в научных
исследованиях 10
1.3. Роль топонимов в системе языка 14
1.4. Система урбанонимической терминологиии 15
1.5. Историческая справка развития топонимики. Основные
этапы 16
Вывод к главе 1 20
Глава II. Особенности изучения топонимов в школе 21
2.1. Для чего нужно изучать топонимы в школе? 21
2.2. Основные виды и приёмы работы на уроке русского языка
при изучении топонимов 22
2.3. Лингвокраеведение в школе как процесс изучения топонимии в
национально-культурном аспекте 26
2.4. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку на
предмет выявления места и роли топонимов в заданиях 30
Вывод к главе II 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение А. Лингвокраеведческий кружок как форма внеурочной
деятельности для учащихся 10-го класса «Топонимия Нерюнгринского района и
города Нерюнгри» 73
Приложение Б. Словарь с толкованиями значений топонимов,
употреблённых в проанализированных учебниках 94
Географические названия окружают человека повсюду, где бы он ни жил. Поэтому жизнь человека неразрывно связана с топонимами (от греч. topos - место и (onoma) onima - имя, название). Возникновение и развитие топонимических единиц - процесс непрекращающийся, он связан как с появлением новых топонимов, так и переименованием старых, уже имеющихся. Имена собственные играют важную роль в жизни каждого народа и являются неотъемлемой частью истории родного края, поскольку представляют собой своеобразные исторические памятники, знакомство с которыми способствует развитию языковой культуры.
Изучением топонимии Нерюнгринского района, а также всей Южной Якутии в целом занимались многие учёные-исследователи, в частности: Багдарыын Сюлбэ, С. А. Черепанова, Р. Г. Нигаматьянова, В. П. Корякина, А. Ф. Еникеева, Е.В. Меркель, Т. В. Сафарова, А. Н. Крюкова и другие. Их работы в существенной мере способствовали изучению топонимических единиц на территории Нерюнгринского района и города Нерюнгри.
Большой вклад в развитие методики преподавания русского языка внесли Ф. И. Буслаев, Я. А Коменский, М. Смотрицкий, К. Истомин, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и многие другие. В выпускной квалификационной работе уделено внимание идеям, отражённым в пособиях Е. М. Поспелова «Топонимика в школьной географии» и М. Т. Баранова «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка».
Актуальность исследования
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что материал топонимии дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления, способствует воспитанию бережного отношения к культурному наследию, прививает чувство любви и уважения к своей Родине. Изучение и использование в речи топонимов - это один из путей осознанного восприятия родного края, природы, культуры и традиций. В процессе изучения имён собственных реализуются три основные функции: образовательная (овладение знаниями, умениями, навыками), развивающая и воспитательная. Реализация воспитательной функции ориентирована на формирование нравственных качеств учащихся, то есть выработку нравственного отношения к себе, людям и природе. Одной из сторон этого вида воспитания является развитие чувства патриотизма [Гасанова 2010].
При лингвокраеведческой работе важен исследовательский аспект. Вовлекать учащихся в научную работу необходимо систематически. Например, предлагать школьникам разработать презентацию или подготовить сообщение, доклад к уроку, постепенно расширяя темы. В дальнейшем обучающиеся смогут реализовать свой исследовательский проект, основные положения которого отразят на научно-практической конференции. В ходе научной работы ученики обогащают словарный запас, расширяют уровень знаний: знакомятся с различными учебными пособиями по топонимике, работают с географическими картами, изучают словари, анализируют лексическое значение, происхождение топонима, оттачивают навыки критического мышления, связывая географические названия и их значение, происхождение, местонахождение, расположение. Кроме того, топонимика оказывает существенную помощь в изучении географических карт. Учащиеся с трудом запоминают непонятные иноязычные или редко используемые в современном русском языке названия. В результате номенклатура карты остается неусвоенной, что не способствует формированию пространственных представлений. Успешным освоением географической номенклатуры является изучение происхождения и смыслового значения географических названий. Методически этот вопрос выстраивается в соответствии со следующей ассоциативной цепочкой: название - его происхождение - смысловое значение - привязка к территории - запоминание [Корнев 2014]...
В заключение можно отметить, что имена собственные являются как частью языка, так и важной составляющей общего историко-культурного наследия страны. Топонимы играют малосущественную роль в программах и учебниках по русскому языку, поскольку нет отдельных глав или параграфов, посвящённых топонимам. Как отдельный языковой материал топонимические единицы в программах по русскому языку не выделяются. Следует уделять особое внимание именам собственным, поскольку на уроке русского языка они способствуют проявлению межпредметных связей.
Разнообразна работа с топонимами. Учитель может провести словарную работу, в ходе которой выполняются задания, например: найти в толковом словаре значения топонимов; рассмотреть историю происхождения имён собственных, их словообразование; составить с топонимами словосочетания и предложения. Это могут быть дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.)., комплексный анализ текста, содержащего краеведческий материал, исследовательские, проектные работы, передача содержания текста учеником сжато, развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера, изложение с творческим заданием, сочинения.
Исходя из проанализированных учебных пособий под редакцией М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова, Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой; А. Д. Шмелёва, Ю.С. Пичугова, А.П. Еремеева, А. Ю. Купалова, С. И. Львовой, В. В. Львова было выявлено, что большое внимание обращено на исследовательскую и групповую работу учащихся при изучении топонимов...
1. Баландина А. А., Тимакова Т. Г. Топонимический материал на уроках русского языка // Открытый урок. Первое сентября. 2015. URL: https://urok.1sept.ru/articles/654206 (дата обращения 07.05.2023).
2. Барлас Л.Г. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: Учебник / Л.Г. Барлас, Г.Г. Инфантова, М.Г. Сейфулин, Н.А, Сенина; Под ред. Г.Г. Инфантовой. М.: Флинта: Наука, 2003. 256 с.
3. Басик С.Н. Общая топонимика: Учебное пособие для студентов
географического факультета. Мн.: БГУ, 2006. 200с. URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page= (дата обращения: 21.12.2022).
4. Белякова Г.В. Словари русского языка как источниковая база формирования коммуникативной компетентности будущих учителей // Педагогические исследования (сетевое издание). 2023. Вып. 1. С. 103-109.
5. Валеева Э. Б. Архивные материалы как инструмент активизации исследовательской работы учащихся / Э. Б. Валеева. Текст: непосредственный // Молодой учёный. 2022. №14 (409). С. 300-302.
6. Власова К. А. Региональная топонимика как средство повышения мотивации на уроках русского языка // Пермский педагогический журнал. 2020. №11. С. 139-142.
7. Гасанова С. Х. Использование топонимического материала на
занятиях по русскому языку в школе и вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого¬
педагогические науки. 2010. №2. С. 1-6.
8. Дергунова И. В. Изучение топонимов на уроках русского языка // ИНФОУРОК. 2016. URL: https: //infourok.ru/izuchenie-toponimov-na-urokah- russkogo-yazika-747354.html (дата обращения: 07.05.2023).
9. Ковлакас Е. Ф. К вопросу изучения топонимов в когнитивном аспекте // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т.13, №4. С. 326-354.
10. Корнев И. Н. Г еография и топонимика в контексте гуманитарного дискурса // Географический вестник. 2014. №1(28). С. 41-45.
11. Куликова О. Н. Комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5-9 классы): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Куликова Ольга Николаевна: [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. М., 2010. 23 с.
12. Мульгина Л., Семёнова Т. Ю. Орловщина в произведениях И. С. Тургенева // ИНФОУРОК. 2018. URL: https://infourok.ru/orlovschina-v- proizvedeniyah-isturgeneva-2724543.html (дата обращения: 15.04. 2023).
13. Никонов В.А. Введение в топонимику. Изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. 184 с.
14. Никонов, В.А. Краткий топонимический словарь / В. А. Никонов. - М.: Либроком, 2010. 512 с.
15. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17.05. 2012 г. №413: приказ М-ва просвещения Российской Федерации от 12.08. 2022 г. №732 // Министр С.С. Кравцов. 2022. №732. С.1-86...49