Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №156845

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы158
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы логопедической работы по коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста .... 10
1.2. Особенности словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня 18
1.3. Анализ методических подходов к коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством интерактивных игр
30 Глава II. Констатирующий эксперимент по выявлению нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня 39
2.1. Описание методики констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ полученных результатов 42
Глава III. Организация работы по коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня 73
3.1. Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у
старших дошкольников с ОНР III уровня 73
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 85
Заключение 98
Библиография 104
Приложения 114


Актуальность темы исследования предопределена исключительной значимостью речи в жизни человека. Именно речь выступает средством общения людей, связующим звеном развития всех психических процессов. Сформированная речь опосредует коммуникативные связи и оказывает непосредственное влияние на социализацию индивида. Важность и значимость сформированности всех компонентов речи не вызывает сомнений. Однако, особое место принадлежит грамматике русского языка, одной из категорий которой выступает словоизменение, являющееся одним из важнейших средств полноценного коммуникационного взаимодействия индивида в социуме.
Непреходящее значение развития речи, в том числе, ее грамматических закономерностей языка, подчеркивается в нормативно-правовых актах. В пункте 3 статьи 26 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения». В пункте 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право на изучение русского языка как родного языка».
Государственная программа «Развития образования» на 2019-2025 годы провозглашает необходимость изучения языка на всех уровнях образования. Министерство просвещения России утвердило ведомственную целевую программу «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации».
Особое значение для формирования словоизменения имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит формирование всех сторон речи. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
Формирование словоизменения является одним из важнейших направлений развития речи, поскольку содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи. Формирование словоизменения непосредственным образом влияет на полноценное становление и развитие личности ребенка дошкольного возраста. как будущего школьника...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, методическую литературу и определили развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в норме развития, особенности словоизменения у дошкольников с ОНР III уровня, рассмотрели значение интерактивных игр в обогащении словоизменения, а также проанализировали методические подходы к коррекции нарушений словоизменения у дошкольников с ОНР III уровня в трудах ученых.
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что у детей с ОНР III уровня процесс словоизменения наиболее затруднен, часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний, в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме. Анализ методических подходов к коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня показал, что основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются: формирование словоизменение существительных, глаголов, прилагательных.
С целью решения второй задачи, подбора диагностического инструментария, нами были изучены общепринятые методы и приемы обследования речи дошкольников, применяемые в коррекционной педагогике. На основе заданий, предложенных Р.И. Лалаевой, был разработан диагностический комплекс. Авторский вклад заключался в разработке общей стратегии обследования по блокам, в адаптации заданий в соответствии с интеллектуальными особенностями испытуемых, целями и задачами констатирующего эксперимента, разработке критериев оценивания заданий. Параметры адаптированной нами методики отражали основные показатели уровня сформированности словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня. Результаты обследования заносились в протоколы индивидуально на каждого ребенка. Содержание методики констатирующего эксперимента составили 3 блока заданий: исследование словоизменения существительных, исследование словоизменения глаголов, исследование словоизменения прилагательных.
В ходе решения третьей задачи, направленной на выявление особенностей словоизменения у дошкольников с ОНР III уровня, на базе дошкольных образовательных организаций Свердловского района города Красноярска нами был проведен констатирующий эксперимент. Была сформирована группа из 30 дошкольников возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня...


1. Агаева, И. Б. Коммуникативные возможности и коррекционно-педагогические подходы в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. Б. Агаева, С. Ю. Кондратьева // Психолого-педагогическое сопровождение как условие обеспечения безопасной психологической среды для обучающихся, в том числе с ОВЗ : материалы VI краевого педагогического форума, Красноярск, 09 декабря 2021 года. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. - С. 34-44.
2. Аркадьева, Т. Г. Интерпретация внутренней формы слова в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Т. Г. Аркадьева. - Ленинград : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. - С. 83-91.
3. Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 38-43.
4. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. - Москва : Парадигма, 2010. - 96 с.
5. Балданова, Т. С. Сравнительная характеристика лексико-грамматического
строя речи дошкольников с общим речевым недоразвитием третьего и четвертого уровня / Т. С. Балданова // Проблемы и перспективы развития отечественных и зарубежных гуманитарных наук : Материалы
международного круглого стола, посвященного памяти и 70-летию доктора филологических наук, профессора Людмилы Владимировны Шулуновой (Улан-Удэ, 16 февраля 2021 года). - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. - С. 204¬208.
6. Белкина, Е. С. Особенности формирования операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи /
Е. С. Белкина, А. С. Яровая // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Краснодар, 12-13 апреля 2022 года). - Краснодар: Кубанский государственный
университет, 2022. - С. 25-28.
7. Беляева, О. С. Особенности нарушений грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи / О. С. Беляева // Развитие инклюзивного высшего образования в Сибирском федеральном округе: сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции / отв. Редактор Д.В. Лапин. Новосибирск, 2018. С. 36-39.
8. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Логопедия: Заикание. - Москва : Академия, 2003. - С. 27-37.
9. Брюховских, Л. А. Сформированность слоговой системы языка и ее механизмов у детей с дизартрией и алалией / Л. А. Брюховских, О. Л. Беляева, А. В. Мамаева, В. И. Петроченко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2021. - № 2(56). - С. 30-38.
10. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно - методическое пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2008. - 133 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений: 3-е изд., перераб. и доп. / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 364 с.
12. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ, 2006. - 158 с.
13. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1995. - 176 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс - Сфера, 2007. - 116 с.
15. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - Москва : Айрис-пресс, 2003. - 160 с...79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ