Логопедическая работа по формированию навыков составления рассказов-
описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
через реализацию проекта «Сказки о главном»
Ведение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Сказки о главном» 6
1.1 Понятие формирования описательной речи в онтогенезе 6
1.2Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
12
1.3 Обзор методов и приемов к развитию связной речи у детей с ОНР III
уровня 17
1.4 Предпроектное исследование навыков составления рассказов-описания у
детей 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня 21
Выводы по главе 1 31
Глава II. Описание проекта «Сказки о главном» 34
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 34
2.2 Программа работы учителя логопеда по составлению рассказов описания у
детей 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня 39
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложения 74
Актуальность исследования. На современном этапе проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие: 1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития связной речи, на практике в дошкольном образовательном учреждении они не используются в полной мере. 2. Наличие большого количества детей с общим недоразвитием речи не обуславливает использование современных направлений по развитию у них связной речи.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР III уровня навыков составлять описательные рассказы.
Объектом проектной работы является описательная речь детей дошкольного возраста.
Предметом проектной работы выступают особенности развития навыков составлять описательные рассказы у детей 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня.
Целью проектной работы является определение особенностей развития навыков составлять описательные рассказы у детей 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня посредством реализации проекта «Сказки о главном»...
Целью исследования выступало определение особенностей развития навыков составлять описательные рассказы у детей с ОНР III уровня. В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Описательная речь характеризуется отличительными особенностями построения, которые представляются завершенностью, тематическим единством, подчинением высказываний единой мысли. Такая мысль строится на базе определенной логической схемы, связностью ее отдельных частей и предложений, а также имеет оценочное суждение и вывод об описываемом объекте. При этом в старшем дошкольном возрасте у ребенка только начинается формирование описательной речи.
2. Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Речевое недоразвитие детей дошкольного возраста может быть выражено в разных степенях: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутого вещание с проявлениями лексически грамматических и фонетико-фонематических нарушений.
3. У детей с общим недоразвитием речи формирование связной контекстной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Обучение детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы является первой ступенью в процессе формирования навыков связной монологической речи. При этом такое обучение оказывает эффективное влияние на познавательное развитие дошкольников, способствует формированию у них речемыслительной деятельности, активизирует зрительное, слуховое и тактильное восприятие, память и воображение...
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2017. 400 с.
2. Амелина Е.Г. Работа с сюжетными картинками в комплексной коррекции дошкольников / Е.Г. Амелина, Е.Л. Мещанинова // СДО. 2015. №7
(59).
3. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2019. №4 (56).
4. Ахутина Т.В. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста: нейролингвистический и возрастно-психологический анализ / Т.В.
Ахутина, А. М. Цибульская // Психолог в детском саду. 2019. № 4. С. 3-21.
5. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников / Т.В. Большова. СПб.: Изд-во «Детство- Пресс», 2015. - 143 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.:
Просвещение, 2016. - 255 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь - в Кн. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М.: Альфа и омега, 2016. 314 с.
8. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в
условиях дошкольного логопедического пункта / С.Ф. Галкина // Логопед. 2019. № 5. С. 19-27
9. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями психоречевого развития / В.П. Глухов // European Social Science Journal. 2016. № 3-1 (42). - С. 162-170.
10. Грабаровская Л.В. Особенности связной речи у старших дошкольников с нарушением речи/ Л.В. Грабаровская, Ж.Т. Федченко // Вестник современной науки. - 2015. - № 12-2 (12). - С. 6-8.
11. Гришпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. [Текст] / Б.М. Гришпун // Дефектология. - 2013. - №3. - С. 5-8
12. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2018. №3 С. 19-29
13. Ерастов Н.Л. Культура связной речи. / Н.Л. Ерастов. - Ярославль, 2013. - 183 с.
14. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Н.В. Ёлкина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. - 312 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2017. 432 с...51