ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность процесса памяти. Общая характеристика 6
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста 12
1.3. Определение и роль дидактических игр и упражнений в развитии
памяти у детей старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика уровня развития произвольной памяти детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Организация комплекса мероприятий по развитию произвольной
памяти детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Диагностика эффективности комплекса мероприятий по развитию
произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Сегодня в центре внимания многих исследователей во всём мире находится проблема развития памяти детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как дошкольный период жизни - наиболее эффективный для интенсивного развития. В период дошкольного детства происходит закладка фундамента здоровья ребёнка: физического,
психического и нравственного. Его будущее во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать дошкольное детство.
В последнее время в исследованиях психологов, педагогов и физиологов выявляются изменения в различных сферах психики детей (мотивационной, когнитивной, эмоциональной), отмечаются изменения в развитии всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Особенно большие требования к памяти ребёнка, предъявляет школьная программа обучения, так как в школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы обучения. Целенаправленное и систематическое овладение навыками и знаниями, которые предусмотрены школьной программой, предполагает высокий уровень развития памяти у детей. Всё более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Учитывая данные изменения в школьной программе, большое внимание необходимо уделять организации обучения и воспитания дошкольников. Оно должно быть направлено на формирование и развитие физического, психического и нравственного здоровья. Чем успешнее протекает процесс формирования и развития, тем положительнее это влияет на дальнейшее воспитание и образование ребёнка.
Так как, дошкольный возраст, это сенситивный период для развития памяти, необходимым является поиск и грамотный подбор наиболее эффективных методов и методик для формирования и развития памяти дошкольника, которые так необходимы для успешного обучения в школе...
Выполнив исследование по теме «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» можно сделать следующие выводы.
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит от:
- степени завершенности действий запоминания;
- интересов и склонностей личности;
- отношения личности к той или иной деятельности;
- эмоционального настроя;
- волевого усилия.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.
Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре...
1. Акаемова Ю.А. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Сборник статей V Международной научной конференции: «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение» 2016. С. 791-794.
2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена 2013. № 95. С.10-15.
3. Анисимов О.С. Сущность памяти и современная мыслетехника // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2015. № 2(82). С. 58-68.
4. Балабанова Е.А., Медузова Т.Ю. Развиваем предпосылки учебной деятельности с помощью дидактических игр // Справочник педагога - психолога. 2016. № 8. С. 27-32.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2016. 431 с.
6. Бозиева С.К., Ногерова М.Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2015. № 44. С. 30-33.
7. Букреева А.А. Коррекция памяти младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 1. С. 121-125.
8. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников // Современное дошкольное образование М.: «Мозаика - Синтез» 2008. С. 46-54.
9. Войтов В.К., Косихин В.В., Ушаков Д.В. Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения // Научно-методический журнал «Моделирование и анализ». 2015. № 1. С. 57-78.
10. Гаган С.Г., Куликова Г.В. Дидактическая игра как средство развития памяти у дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения 2012. № 27. С. 18-19.
11. Галкина И.А., Никифорова Е.В. Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольников // Молодёжь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ 2-го Международного молодёжного конкурса 2015. С. 85-88.
12. Глебова И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 2014. С. 33-35.
13. Гордеева О.А. Использование дидактической игры для развития детей дошкольного возраста // «Концепт» 2016. № 4. С. 751-755.
14. Григорова В.К. Воспитательные и развивающий потенциал детской игры // Профессиональное образование 2013. № 11 С. 46-48.
15. Денисова О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Флинта, 2013. 422 с...60