ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНОГО ПОЛА В ОДНОДЕТНЫХ
СЕМЬЯХ 8
1.1. Определение термина «самооценка» в психолого-педагогической
литературе. Виды самооценки. Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, значение
для развития самооценки детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Роль семьи в психическом развитии ребенка 23
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНОГО ПОЛА В ОДНОДЕТНЫХ
СЕМЬЯХ 28
2.1. Описание методик исследования и групп испытуемых 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3. Коррекционно-развивающая программа, способствующая
гармонизации детско-родительских отношений и повышению низкой самооценки детей старшего дошкольного возраста 44
2.4. Результаты контрольного эксперимента 57
Выводы по Главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Самооценка считается одним из существенных условий, благодаря которым индивид становится личностью, она формирует потребность соответствовать уровню окружающих, и уровню собственных личностных оценок [40]. Активное формирование самооценки происходит в старшем дошкольном возрасте [7]. На развитие самооценки у детей влияет множество факторов. Самым первым и наиболее важным является - семья [8]. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают.
Самооценка у детей формируется за счет следующих компонентов: особенности эмоционального отношения к ребенку в семье, мотивы, ценности и цели родительства, стили взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций [14; 39].
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
Изучению самооценки уделено большое внимание, как в отечественной психологической литературе, так и в зарубежной [30]. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, К. Роджерса, Э. Эриксона и других психологов [39]. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другими.
Изучение родительских отношений является крайне важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка [31]. По мнению отечественных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребенок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые оказывают влияние на его эмоциональный фон [35]. Зарубежные авторы, такие как: Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, Р.У. Ричардсон, Б.Е. Робинсон, плотно занимались изучением семьи и ее влиянием на формирование личности ребенка дошкольного возраста...
Самооценка считается одним из важных условий, благодаря которым индивид становится личностью. На становление самооценки у детей влияет множество факторов, самым первым и важным является семья.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие авторы как: Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и другие плотно занимались изучением семьи и её влиянием на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Размер семьи, номер рождения ребенка, интервалы между рождением в исследованиях (А. Адлер, Т.А. Думитрашку, И.В. Равич-Щербо, Е.А. Силина, Г.Т. Хоментаускас и другие) рассматриваются как важные факторы влияющие на формирование самооценки детей. Если ребенок в семье единственный, то такие семьи зачастую являются «детоцентрироваными».
А.И. Захаров, отмечает, что у детей из «детоцентрированых» семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома единственный ребенок в семье часто получает психологическую травму. Это все негативно влияет на формирование самооценки у детей [41].
Самооценка первоначально формируется из присвоенной детям оценки родителей. На становление самооценки огромное влияние оказывает родительское отношения. Завышенная самооценка - это результат многочисленных поощрений. Ребенку не отказывают ни в чем, не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают.
Заниженная самооценка - противоположное явление, приводящее однако к похожим результатам. При постоянных внушениях со стороны родителей, что он врожденный неудачник, что он глупый, плохой, больной, безграмотный, у чувствительного ребенка «опускаются руки» [43].
Во второй главе была представлена экспериментальная выборка. Исследование было проведено на базе МБДОУ № ХХ г. Красноярска...
1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога // Дошкольное воспитание. 2005. №3. С. 101-106.
2. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М.: изд. «Политической литературы», 2001. 112 с.
3. Акулова Е.Ф. Социально-педагогическое сопровождение воспитания дошкольников в семье // Наука, образование, общество. 2015. №1. С. 66-74.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное семейное консультирование. М.: Класс, 1998. 184 с.
5. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
6. Андреенков В.Г. Математические методы анализа и интерпритация социологических данных. М.: Приор, 1989. 228 с.
7. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей //
Психология дошкольника: Хрестоматия. М.: «Академия», 2000. 207 с.
8. Баландина Л.Л. Родительско-детские взаимодействия и самооценка мальчиков и девочек дошкольного возраста в однодетных семьях // Фундаментальные исследования. 2012. №11. С. 111-112.
9. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 2005. 208 с.
10. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка. М.: Высшая школа, 2012. 327 с.
11. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Приор, 2014. 320 с.
12. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск: ГЦРО, 2005. 395 с.
13. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4. С.31-38.
14. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношений // Психологическая наука и образование. 2008. №4. С. 12-23.
15. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Флинта, 2014. 158 с...77