Введение 3
Глава 1 Теоретические основы мотивации профессиональной деятельности
сотрудников реабилитационного центра 5
1.1Мотивация профессиональной деятельности как социально психологической проблема 5
1.2Профессиональная деятельность сотрудников реабилитационного
центра 13
1.3 Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников реабилитационного центра 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивация профессиональной деятельности сотрудников МБУ «Радуга» 30
2.1 База, методы исследования 30
2.2 Результаты 33
2.3 Рекомендации 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение А (обязательно) Иллюстрационная часть 55
Одна из основных проблем в психологии это мотивация и мотивы деятельности человека. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса. В различных уровнях управления становится исключительно важной проблемой повышения эффективности.
Важное значение имеет, как для теории психологии, так и для общественной практики исследование мотивации.
К эффективной профессиональной деятельности лежит длительный путь человека в понимании своей мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Для достижения высоких результатов значение мотивации играет большую, в конечном итоге, позитивных результатов деятельности организации трудно переоценить. В таком случаи, политика работодателей в отношении наемного персонала пока не ориентирована на инициацию и полное использование творческого, созидательного потенциала сотрудников. Преобладают установки на использование принудительных стимулов к труду, неэффективность которых давно осознана в странах с рыночной экономикой.
Таким образом, на уровне предприятий и организаций проблемы трудовой мотивации еще не вполне осознаны и их решение не опирается в полной мере на достижения мировой и отечественной науки.
Проблема формирования профессиональной мотивации не только очень актуальна, но и очень сложна как в теоретико-методологическом, так и в методическом плане.
Цель: изучить влияние мотивации на профессиональную деятельность сотрудников реабилитационного центра.
Объект: исследования: профессиональная деятельность сотрудников реабилитационного центра.
Предмет исследования: действие мотивации на профессиональную деятельность сотрудников реабилитационного центра.
Гипотеза исследования: Особенностями профессиональной мотивации сотрудников центра является: преобладание альтруистических мотивов и моральных стимулов.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации профессиональной деятельности;
- выбор методов и методик по проблеме исследования;
- организовать и провести эмпирическое исследования;
- разработать практические рекомендации для сотрудников реабилитационного центра.
Изучению различных аспектов данной проблемы уже в течение многих десятков лет посвящаются работы как отечественных (А.А. Файзуллаев, А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, Е.П. Ильин, М.Ш. Магомед-Эминов, П.В. Симонов, С. Занюк), так и зарубежных исследователей (А. Маслоу,
B. Врум, Г. Холл, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон, К. Мадсен, К. Обуховский, К.Э. Лоулер, Л. Портер, М. Альберт, С. Адамс, Ф. Герцберг, Ф. Тейлор, Х. Хекхаузен)...
Итак, в результате проведенные нами теоретические и эмпирические исследования, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.
Мотивация понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов. Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу и Герцберга. Наиболее известные авторы процессуальных теорий: Локке, Адамс и Врум. Система мотивации персонала имеет две формы: материальная и нематериальная и может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от общей системы управления и особенностей деятельности самой организации. Классификация методов мотивации, в зависимости от ориентации на воздействие тех или иных потребностей, представлена организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами. Основными тенденциями развития системы мотивации персонала субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам профессиональной деятельности, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования, разработка и др.
1. Анисимов, А. А. Мотивация персонала [Текст] / А. А. Анисимов. - Спб.: Учебник нового века, 2012. - 311с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст]/ В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. -158с.
3. Аминов, Н. А. Психодиагностика педагогических способностей [Текст] / Н. А. Аминов, Н. А. Морозова, А. Н. Смятских. - Серия «Учебники, учебные пособия». - Москва: Феникс, 2000г. - 212с.
4. Барышева, А. Мотивация [Текст] / А. Барышева, Е. Киктева. - Спб: Пер СЭ, 2014г. — 208 с.
5. Борисова, Е. М. Психологическая диагностика профориентации [Текст] / Е. М. Борисова, К. М. Гуревич. - «Вопросы психологии». - М.: ЮНИТ, 2000г. - 50с.
6. Дмитренко, Г. А. Мотивация и оценка персонала [Текст] /
Г. А. Дмитренко, Е. А. Шарапатова, Т. М. Максименко. - «Учебное пособие» - Кемерово: 2002. - 248с.
7. Зеленова, О. И. Мотивация персонала в мульти национальной организации [Текст] / О. И. Зеленова, Н. В. Севастьянова. - «Учебное пособие» - Москва.: РУДН, 2008. - 235с.
8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПБ.: Питер, 2000. - 212 с.
9. Иванова, С. 50 советов по нематериальной мотивации [Текст]/ C. Иванова - Москва: Альпина Паблишер, 2012. -240с.
10. Иванова, С. В. Мотивация на 100% [Текст]/С.В. Иванова. - Москва: Владос-пресс, 2005. - 249 с.
11. Коноплёва, Г. И. Социальная эффективность управления персоналом [Текст] / Г. И. Коноплёва, Борщенко А. С. - Москва.: Альманах современной науки и образования, 2013. - № 7 (73). С. 80-84.
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, [Текст] / Е. А. Климов. - «Академия». - Москва: 2005. - 304 с.
13. Кузнецова, Н. В. Мотивационный менеджмент [Текст] / Н. В. Кузнецова. - Владивосток: Владос-пресс 2005. 337с.
14. Климов, Е. А. История психологии труда в России [Текст] / Е. А. Климов, О.Г. Носков. - «Учебное пособие». - Москва.: 2000. - 221 с.
15. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова.- «Вопросы психологии».-М.: 2000. - № 2. С 51-60...40