ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие «речевое развитие» в психологии 6
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Современные методы взаимодействия педагога ДОО с семьей по вопросам развития речи детей младшего дошкольного
возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ПЕДАГОГА ДОО С СЕМЬЕЙ 25
2.1. Описание выборки и методик исследований 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации
взаимодействия педагога ДОО с семьей по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста 32
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В современном мире речевая культура и родной язык являются ключом к познанию окружающей действительности, к образованности, подлинному развитию ума; язык является и важнейшим средством воспитания всесторонне развитой личности. Естественно, что умение грамотно и эмоционально выражать свои мысли необходимо прививать ребенку с раннего детства.
Формирование и развитие устной речи, в том числе и речевой деятельности, является процессом привития ребенку навыков и умений понимания и выражения мысли, оформленной средствами родного языка.
Склонность к разговору (инициативность) и связное высказывание отражает уровень развития ребенка (умственного, речевого, эмоционального). Психологи связывают развитие речи с изучением процессов внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления. Исследователи отмечают, что на конкретном высказывании отражаются и такие факторы, как настроение, эмоциональное состояние, интерес к сказанному. Инициативная речь - это такая речь, в которой ребенок выражает умение обратить на себя внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели, и, как следствие, связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Поэтому развитие связной и инициативной речи - одно из главных направлений речевого воспитания детей дошкольного возраста.
На формирование речевого развития ребенка оказывает большое влияние его окружение, в первую очередь, родители и педагоги. Поэтому, так важно, взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка.
Актуальность данной работы заключается в том, что родители и педагоги, которые уделяют должное внимание развитию речи, решают сразу несколько задач: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят дошкольника к школьному обучению...
Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
На сегодняшний день идет преобразование системы дошкольного воспитания. Во главе такого преобразования стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса, главной целью которого теперь рассматривается не воспитание члена общества, а свободное становление личности, а целью работы с семьёй является формирование неделимого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями способствует положительной динамике речевого развития дошкольников.
Индивидуальные собеседования с родителями, а также чтение специальной педагогической литературы показывают, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков. Постоянный контакт с семьей позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в дипломной работе:
-проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
-определены особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
-разработана система работы по оптимизации взаимодействия педагога ДОО с семьей по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста
-получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения системы работы по работы по оптимизации взаимодействия педагога ДОО с семьей по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, проведенная работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста показала, что разработанная система работы по оптимизации взаимодействия педагога ДОО с семьей по вопросам речевого развития детей младшего дошкольного возраста, реализуя личный подход к детям, позволяет добиться положительных результатов.
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изддом “Карапуз”, 2001. 213 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. М.: Просвещение, 2001. 149 с.
5. Воспитание младшего дошкольника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Педагогика, 2007. 337 с.
8. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. М.: Синтез, 2007. 264 с.
10. Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005. 116 с.
11. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М.: Глобус, 2007.
12. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? М.: Айрис-пресс, 2004. 48 с.
13. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей. Дефектология. 2009. №2. С. 66 - 69.
14. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М.:Просвещение, 2005.
15. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. С. 44 - 47...35