Введение 8
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВИДЕОРОЛИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ . 11
1.1 Особенности смешанного обучения 11
1.2 Основной государственный экзамен по математике. Особенности,
требования и структура 14
1.3 Математический видеоролик и его использования в процессе подготовки к
ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения 21
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЕЙ ЗАДАЧ ИЗ ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВИДЕОРОЛИКОВ 29
2.1 Практико-ориентированные задачи в ОГЭ. Основные типы. Стратегия
решения 29
2.2 Видеоролики, как средство подготовки к решению практико-ориентированных задач из ОГЭ по математике 32
2.2.1 Видеоролик по теме: «Зонты - решение практико-ориентированных задач
из ОГЭ» 33
2.2.2 Видеоролик по теме: «Печь для бани - решение практико-ориентированных задач из ОГЭ» 40
2.2.3 Видеоролик по теме: «Листы бумаги - решение практико-ориентированных задач из ОГЭ» 45
2.3 Апробация эффективности использования математических видеороликов,
как средств подготовки к ОГЭ по математике учеников 9 классов в условиях смешанного обучения 52
Вывод по второй главе 59
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение А 71
Приложение Б 73
Приложение В 80
Приложение Г 82
Мы живём в эпоху информационного общества. Поэтому с уверенностью можно сказать, что одной из важных задач при обучении школьников является использование информационных технологий.
Во время всемирной пандемии большинство учреждений были вынуждены перейти сначала в формат дистанционного обучения, а далее в формат смешанного обучения. Наше образование было не готово к такому формату обучения, поэтому это сильно сказалось на уровне подготовки учеников 9 классов к основному государственному экзамену (далее - ОГЭ), в том числе и по математике.
Анализируя данные по итогам ОГЭ в 2021 - 2023 годах прослеживается отрицательная динамика на протяжении все трёх лет. Доля учеников, не справившихся с заданиями ОГЭ по математике в 2021 году - 21,5%, в 2022 году - 27,2%, в 2023 году - 34,58%. Данные статистики говорят о
необходимости изменения подхода в подготовке к итоговой аттестации.
Таким образом, выбранная тема ВКР, посвящённая подготовке учеников 9 классов к ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения, является актуальной.
Проблема исследования: организация эффективной подготовки
учеников 9 классов к ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения.
Цель исследования - разработать и апробировать в рамках подготовки к ОГЭ по математике учеников 9 классов математические видеоролики по решению практико-ориентированных задач, как одно из эффективных средств в условиях смешанного обучения.
Объект исследования: процесс подготовки учеников 9 классов к ОГЭ по математике, ориентированный на использование математических видеороликов в условиях смешанного обучения.
Предмет исследования: методика создания и применения
математических видеороликов при подготовке обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
5. Выявить особенности смешанного обучения;
6. Изучить возможности применения математических видеороликов в процессе подготовки к ОГЭ;
7. Разработать систему математических видеороликов по решению практико-ориентированных задач в рамках заданий ОГЭ по математике;
8. Провести апробацию разработанных видеороликов, оценить эффективность данного инструмента.
В основу нашего исследования положена гипотеза: если использовать математические видеоролики при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения, то это повысит результат итоговой аттестации.
Научная новизна исследования заключается в:
- теоретическом обосновании целесообразности использования математических видеороликов в процессе при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения;
- разработке математических видеороликов по решению практико¬ориентированных задач в ОГЭ по математике.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан комплекс математических видеороликов по решению практико-ориентированных задач ОГЭ, описаны особенности записи видеороликов. Разработанный комплекс математических видеороликов планируется применять в МБОУ НСОШ №1 им. П.И. Шатова.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования, моделирование) и эмпирические (опрос, наблюдение, педагогический эксперимент).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В ведении обозначена проблема, определены и сформулированы цель, объект, предмет, задачи гипотеза и методы данного исследования. В первой главе работы изучен и проанализирован теоретический материал о применении математических видеороликов в процессе подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ в условиях смешанного обучения. Во второй главе изучены виды и значимость практико-ориентированных задач в ОГЭ, разработаны и апробированы видеоролики по решению данных заданий.
В данной работе были основные особенности подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ по математике в условиях смешанного обучения. Проанализированы нормативно-правовые документы по подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся девятых классов.
Проведен анализ результатов ОГЭ по математике. В ходе анализа была выявлена необходимость изменения подхода подготовки обучающихся к ОГЭ по математике. Были исследованы основные этапы и методы подготовки к экзамену. Также было изучено содержания КИМ ОГЭ 2024. Рассмотрены изменения в процессе сдачи государственной итоговой аттестации, связанные с включением в список разрешенных предметов непрограммируемого калькулятора.
В процессе изучения возможностей смешанного обучения был изучен такой инструмент, как создание видеоролика. Рассмотрены основные виды и форматы записи видеоуроков. Было выявлено, что применение видеороликов при организации процесса обучения может привнести свои плюсы, но нужно учитывать и недостатки. Применение математических видеороликов в контексте смешанного обучения позволит сохранить основные преимущества и в тоже время устранить большинство недостатков.
Рассмотрены и описаны особенности с использованием систем динамической математики при записи видеороликов. Были рассмотрены дидактические возможности реализации этого подхода с помощью системы динамической математики "Живая математика". Представлены и описаны возможности такого способа как скринкастинг в процессе записи математических видеороликов с помощью среды Живая математика.
Конечно, обучающие видеоролики - сжатая информация, которая максимально полезна. Способ получения знаний с использованием видео материалов имеет ряд преимуществ в образовательном процессе. Это делает позволяет сделать изучение той или иной дисциплины мотивированным, более интересным и наглядным.
На основе результатов теоретического исследования была выявлена необходимость использования математических видеороликов в процессе решения практико-ориентированных задач в КИМ ОГЭ по математике.
Для успешного исследования данного инструмента были проанализированы виды практико-ориентированных задач. Рассмотрен перечень навыков, необходимых для решения таких заданий. Разработаны и описаны видеоролики по решению практико-ориентированных задач по темам «Зонты», «Печь для бани», «Листы бумаги». Рассмотрены особенности их применения в условиях смешанного обучения.
Эффективность разработанных видеороликов была апробирована в МБОУ НСОШ №1 им. П.И. Шатова на. В апробации приняли участие 2 группы учащихся по 20 человек.
На первом этапе опытно-исследовательской работы была проведена входная самостоятельная работа математике, задания которой были направлены на умения решать практико-ориентированные задания из КИМ ОГЭ.
На втором этапе контрольная группа учащихся получила текстовый разбор решения заданий ОГЭ по теме «Листы бумаги», а экспериментальной группе в качестве домашнего задания было предложена посмотреть видеоролик. Также помимо теоретического материала учащимся были выданы задания повторной самостоятельной работы по решению практико¬ориентированных заданий. Анализ входного итогового контролей позволил определить уровень умения решать практико-ориентированные задачи у учеников 9 классов. На основе сравнительного анализа было выявлено увеличение среднего балла у обоих групп учащихся, но показатели экспериментальной группы значительно превысили показатели контрольной группы. На основании этого считаем, что цели нашего исследования достигнуты.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель нашего исследования достигнута.
1. Академик. Электронный словарь. [Электронный ресурс]. URL: https: //dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24723#cite_note-1 (дата обращения: 05.12.2023).
2. Аксютина И. В., Шуклина Ю. А. Методика формирования пространственного воображения учащихся на факультативных занятиях // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. №1(4). С. 49-64. 2.
3. Арарат-Исаева М. С., Арарат-Исаев М. Ю. Видеоролик как инструмент обучения информатике // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. 2021. С. 36 - 39.
4. Бачаева Е. А. Активные формы и методы обучения. [Электронный
ресурс]. URL: https://infourok.ru/aktivnie-formi-i-metodi-obucheniya-
1289676.html (дата обращения 17.11.23).
4. Блоховцова Г. Г., Маликова Т. Л., Симоненко А. А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89-92.
5. Бреус И.А. Развитие пространственного мышления обучающихся в условиях получения дополнительного математического образования // Инновационная наука. 2016. №12-3. С. 47-50.
6. Бурба, А. В. О технологии организации учебных занятий с использованием инструментов удалённого доступа и видеозаписи / А. В. Бурба, О. Б. Цехан // Университет - территория опережающего развития : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвящённый 80-летию ГрГУ им. Янки Купалы, Гродно, 19-20 февраля 2020 года / Редколлегия: Ю.Я. Романовский (гл. ред.) [и др.]. - Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2020. - С. 266-268. - EDN LYSUYO.
7. Быданов Н. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://sisv.com/publ/1/metodika/14-1-0- 557 (дата обращения: 05.12.2023).
8. Вальтер, К. В. Элементы авторской методики подготовки к ОГЭ по
математике в 9 классе с применением методов активного обучения / К. В. Вальтер // Новые ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в НАУКЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Иркутск, 24 ноября 2019 года. Том Часть 1. - Иркутск: Общество с ограниченной
ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2019. - С. 123-125. - EDN DTUISN.
9. Василенко А.В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся // Наука и школа. 2013. С. 6972.
10. Василенко А.В. Уровни развития пространственного мышления учащихся на уроках геометрии // Наука и школа. 2011. С. 62-65.
11. Видеоурок: как использовать самый популярный формат обучения
[Электронный ресурс]. URL: https://antitreningi.ru/info/online-
obrazovanie/videourok-kak-ego-ispolzovat (дата обращения 04.11.2021).
12. Власова, Т. С. Смешанное внутрифирменное обучение, как современный подход к обучению в инновационном обществе / Т. С. Власова, И. С. Алексина // Известия Международной академии аграрного образования.
- 2020. - № 48. - С. 52-54. - EDN FCICMF.
13. Всё об учебе и для учебы. Видеоуроки. Плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. URL: https://obuchebe.ru/articles/8217/ (дата обращения: 05.12.2023).
14. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.
— 400 с.
15. Гиматдинова Г. Н. Обзор цифровых ресурсов по созданию обучающих видео // Наука. Информатизация. Технологии. Образование.
Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2021. С. 292 - 297...44