Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Определения ключевых понятий 6
1.2. Формирование половозрастной идентификации у детей среднего
дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические средства развития половозрастной идентификации детей
среднего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Организация эмпирического исследования 32
2.2. Анализ результатов 33
2.3. Рекомендации по результатам исследования 39
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56


Актуальность темы подтверждается современными исследованиями, в которых акцентируется внимание на полоролевом самосознании как стабильном базовом конструкте личности, на основе которого базируется становление личности в целом.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать способность идентифицировать себя с представителями своего пола, приобретая навыки соответствующего поведения и погружаясь в культуру взаимоотношений между полами. Этот процесс способствует осознанию собственного образа как мальчика или девочки. Самосознание раскрывается через восприятие разнообразных образов себя в различных ситуациях деятельности и общения. Важным аспектом формирования половой идентификации является развитие различных аспектов индивидуальности, соответствующих мужскому или женскому полу, возрасту. Этот процесс соответствует основной цели обучения и воспитания детей дошкольного возраста - формирование гражданской и культурной идентичности на соответствующем уровне.
В обществе часто пренебрегается важность ознакомления с особенностями полового воспитания, который не всегда соответствует действительности и контексту времени. В детских садах раннего возраста дети еще не понимают разнообразие гендерных ролей, что препятствует формированию у них четких гендерных стереотипов и умений взаимодействия в рамках этих ролей. Осуществление глубокого анализа этой тематики помогает раскрыть, как именно складывается половая идентификация у детей среднего дошкольного возраста, ценный опыт в области гендерного воспитания часто игнорируется, упрощается.
Анализ образовательной теории и практики, позволил выделить противоречие между тем, что, несмотря на значимость такого компонента самосознания как половозрастная идентификация, его роль в становлении личности, в ДОО недостаточно внимания уделяют развитию данного 3 компонента, в воспитании дошкольников недостаточно учитывается половая дифференциация [29].
С опорой на противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в том, что: накопленный ценный опыт полового воспитания в ДОО часто игнорируется, упрощается, не учитывает реалии жизни, формирование половозрастной идентификации идет самопроизвольно.
Цель исследования: определить особенности половозрастной
идентификации детей среднего дошкольного возраста и составить рекомендации по ее формированию.
Объект исследования: половозрастная идентификация детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей среднего дошкольного возраста имеются особенности половозрастной идентификации .
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий и подобрать соответствующие методики по проблеме половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучить возрастные особенности сформированности половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическую работу с детьми среднего дошкольного возраста на базе ДОО и выявить особенности половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации с применением педагогических средств, направленные на формирование компонентов половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ и синтез научной литературы.
4
2. Методы обработки: качественный и количественный.
3. Эмпирические: психодиагностический.
Методики исследования: методика исследования детского
самосознания «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская), методика - полустандартизированное интервью «Изучение гендерных установок у детей» (В.Е. Каган).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы было определить особенности половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста и составить рекомендации по ее формированию.
В ходе данного исследования, мы осуществили теоретический анализ и определили основные понятия, связанные с половозрастной идентификацией. В основе нашего исследования взято определение В.С. Мухиной о половой идентификации как: «единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль».
В процессе работы были решены следующие задачи:
1. Осуществили теоретический анализ основных понятий и подобрали соответствующие методики по проблеме половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучили возрастные особенности сформированности
половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
3. Провели диагностическую работу с детьми среднего дошкольного возраста на базе ДОО и выявили особенности половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработали рекомендации с применением педагогических средств, направленные на формирование компонентов половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
Это позволило нам в полном объеме рассмотреть особенности половой идентификации детей среднего дошкольного возраста. Ключевыми особенностями выделим высокий интерес и чувствительность детей к особенностям пола, начиная с трехлетнего возраста, вместе с актуальностью данной проблемы именно в этот жизненный период, когда зарождается ядро личности. Вместе с тем, очень важно, как формируется половозрастная 47
идентификация ребенка именно в этот период, потому что после 5-6 летнего возраста это практически не поддается корректировке.
Для проведения исследования были выбраны методики половозрастной идентификации детей Н.Л. Белопольской и В.Е. Кагана, которые позволили комплексно продиагностировать уровень сформированности аспектов половой идентификации у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе исследования при констатирующем эксперименте установлено, что 100% детей осознают свой половую принадлежность, лишь 2 человека из общего числа - это 9,5% детей хотели бы попробовать «Заснуть мальчиком, а проснуться девочкой». Однако, затруднения у детей вызвало задание, где нужно понять и рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. Часть детей смутилась, часть назвала внешние признаки, но 28% детей не знают и не могут сформулировать ответ на данный вопрос, никто из детей не назвал проявлений разных мужских и женских черт характера. Так же в результате диагностики мы выяснили, что 28% детей не могут верно соотнести свой возраст с действительностью, а считают, что они уже достаточно взрослые.
Результаты эмпирического исследования позволили нам сделать выводы о необходимости педагогической работы по формированию половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста.
Особенно важно в среднем дошкольном возрасте для детей формирование представлений о возможном полоролевом поведении, феминности и маскулинности. Полагаем, сложности в определении гендерных различий связаны с недостаточностью условий пространственной среды, недостаточно учитываются гендерные особенности детей не только в детском саду, но возможно и в семье. Так, детям могут транслироваться более «социально-одобряемые» и принимаемые характеристики, которые не соответствуют полу ребенка, что тоже может вызывать затруднение.
В работе по формированию половозрастной идентификации важно транслировать детям различные стратегии гендерного воспитания, вариативность поведения и учитывать индивидуальные особенности.
Анализируя полученные исследования, мы сделали выводы о необходимости педагогической работы по формированию половозрастной идентификации детей среднего дошкольного возраста, а так же разработали план рекомендаций по устранению данных дефицитов в комплексной работе посредством:
- создание гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды;
- разработку дидактической игры, способствующей формированию половозрастной идентификации;
- информационную поддержку педагогов.



1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация, сексологизация
детской субкультуры // Мир психологии. 2000. №1. С. 35-42. URL:
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:35298/Sou rce:default# (дата обращения: 13.11.2023).
2. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные
отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875070.htm (дата обращения:
18.11.2023) .
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 2006. №4. С. 74-82 URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNoti ce:65858/Source:default (дата обращения: 18.11.2023).
4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М., 2001. 416с.
5. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство
детского сада как фактор социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1. С. 50-56 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak- faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 13.11.2023).
6. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: руководство. М., 2012. 24 с.
7. Бойко О.В. Гендерные аспекты психического здоровья // Вопросы
психологии. 2005. № 1. С. 110-115. URL: https://elibrary.ru/ysyvxf (дата
обращения: 13.11.2023).
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу. М., 2015. 160 с.
9. Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С.
312-314. URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения:
5.12.2023)
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2015. 464 с.
12. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. М., 2011. 177 с.
13. Дворянчиков Н.В., Носов С.С., Салимова Д.К. Половое
самосознание и методы его диагностики. М., 2011. 230 с.
14. Еремеев В.Д. Мальчики и девочки два разных мира. М., 2008. 160 с.
15. Иванова О.И. Педагогическое сопровождение полоролевого
развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2006. 24 с. URL: https://new-
disser.ru/_avtoreferats/01002976203.pdf (дата обращения: 12.01.2024)...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ