ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ДРОБИ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Современные особенности изучения математики в основной школе и
обязательные результаты обучения математике в 5-6 классах 8
1.2. Аудиовизуальные средства обучения и их дидактические
возможности 15
1.3. Дидактический анализ темы «Дроби» 25
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНЯ ТЕМЫ «ДРОБИ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 47
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики изучения темы 47
2.2. Технологический и оценочный компоненты методики изучения темы . 59
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы и выводы о
результативности методики 68
Выводы по главе 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованных источников 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация и цифровизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Обучающиеся поколения Z воспринимают визуальную информацию лучше смыслового чтения текстов. Из визуальной информации выделяют главные мысли, идеи. Отсюда следует, что визуализация, наглядность и представление учебного материала отдельными фрагментами должны стать основными принципами при организации усвоения нового учебного материала
Таким образом, необходимо организовать учебный процесс с учетом сильных и слабых сторон обучающихся поколения Z, который содержит реальную, виртуальную и дополненную составляющие.
Аудиовизуальные средства обучения призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
На данный момент времени необходим подход к изучению использования аудиовизуальных средств в образовательном процессе, поскольку в федеральном государственном общеобразовательном стандарте уделено внимание к подготовке учителей в работе с аудиовизуальными средствами...
По итогам выполнения исследования по теме «Методика изучения темы «Дроби» в курсе математики 5-6 классов на основе использования аудиовизуальных средств обучения» была достигнута поставленная цель с помощью выполнения поставленных задач и были получены следующие результаты.
Математика как учебный предмет изучается на всех уровнях полного среднего образования. Согласно ФГОС, основной целью изучения математики в школе является развитие математической компетентности учащихся на достаточном для жизни в современном мире уровне, успешное овладение другими учебными предметами в школе, обеспечение интеллектуального развития учащихся, их внимания, памяти, логики, культуры, мышления и интуиции.
В современной научно-методической литературе имеют место множество определений понятия аудиовизуальных средств обучения. В каждом толковании этих терминов есть что-то общее сближающее их все, но в то же время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Изучив литературу под аудиовизуальными средствами обучения будем понимать особую группу технических средств обучения, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации .
На основе анализа учебной и научно -методической литературы были рассмотрены виды аудиовизуальных средств обучения такие, как учебное кино и учебные фильмы, видеопродукция (видео-уроки, видео -фрагменты, видеоролики), компьютерные учебные пособия .
В ходе анализа учебной и научно-методической литературы были выявлены основные дидактические единицы учебного материала, изучаемые в теме «Дроби».
Разработана методика изучения темы «Дроби» в курсе математики 5-6 классов на основе использования аудиовизуальных средств обучения, которая включает в себя целевой, содержательный, технологический и оценочный компоненты.
Методика помогает выбрать тот или иной вид аудиовизуальных средств обучения на урок, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, а также дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразив основные моменты рабочей программы, соответствующие теме урока. Позволяют оценить рациональность использования аудиовизуальных средств обучения на каждом этапе урока.
Предложенная методика может быть использована учителями при подготовке к урокам, так как данная методика способствуют результативному усвоению предмета математики у обучающихся основной школы.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что разработанная методика изучения темы «Дроби» в 5-6 классах на основе использования аудиовизуальных средств обучения обеспечивает успешное формирование познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 и 6 классов.
Полученные результаты в ходе статистического анализа данных показали положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, которые характеризуют сформированность познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 5 и 6 классов, показывает, что разработанная и реализованная на практике методика обеспечивает успешное формирование познавательных и коммуникативные УУД обучающихся 5 и 6 классов.
Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы видится в разработке методики обучения математике на основе использования аудиовизуальных средств обучения, включающая в себя целевой, содержательный, технологический и оценочный компоненты.
1. Алексеенко Д.П. Дидактические возможности аудиовизуальных средств обучения математике // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 150 -155.
2. Алексеенко Д.П. Педагогические условия формирования аналитических умений обучающихся посредством использования аудиовизуальных средств на уроках математики // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 28 апреля 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020.С. 19-20.
3. Алексеенко Д.П. Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках математики в основной школе // Приднепровский научный вестник: педагогика и психология. 2020. №. 13. С. 63-67.
4. Абдулол Р.М. Использолание ИСО в процессе ралвития
исследолательских умений учащился при обучении: алтореферат дис. ... канд. пед. наук. Спб., 2016. 24 с.
5. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие. М.: Логос, 2012. 73 с.
6. Ахметов Б.С. Моделирование как основа построения информационной образовательной среды вуза // «Применение новых технологий в образовании». Сб. материалы XIII международ. конф. Троицк: МОО ФНТО «Байтик», 2014. С. 65-68.
7. Ахметов Б.С. Особенности построения информационной
образовательной среды в вузе // «Применение новых тевновогий в образовании». Сб. материввы ХШ междунавод. конф. Троицк: ФНТО «Байтик», 2002. С. 15-16.
8. Батакова Е.Л. Интевактивные средства обучения как часть э»ектронно-образо»ате»ьных ресурсов // Вестнив ТГПУ. 2016. №1. С. 105-108.
9. Башмаков А.И. Систематизацив инфо»маци»нны» ресувсов для сферы образования: классификация и метаданные. М., 2003. 384 с.
10. Беляев М.И., Григорьев С.Г. Теория и практика создания
образовательных электронных изданий. М.: РУДН, 2003. 241 с.
11. Ваймер Т.Г. Использование интерактивной доски на уроках математики // Педагогическое образование на Алтае. 2017. №1. С. 179 - 184.
12. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.: ил.
13. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013. 288 с.: ил.
14. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь.
Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.538 с.
15. Воронина Т.П., Кашицин В.П. Образование в эпоху новых
информационных технологий. М: Информатика, 2015. 220 с...58