ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У
ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей 7-9 лет 7
_1.2 Характеристика гибкости 11
1.3 Средства и методы развития гибкости у детей 7-9 лет с применением подвижных игр 17
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
_2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 28
Выводы по 2 главе 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 31
3.1 Результаты оценки гибкости у детей 7-9 лет 31
3.2 Особенности методики развития гибкости у детей 7-9 лет на уроках
физической культуры с применением подвижных игр 37
3.3 Оценка эффективности разработанной методики 42
Выводы по 3 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность данной работы обусловлена следующими положениями. Сегодня значительное внимание уделяется здоровью ребенка. Но правильное формирование здорового тела, особенно у детей 7-9 лет, должно происходит в условиях подвижности и посильной физической нагрузки.
Физическая активность в соответствии с возрастом и с уровнем развития ребенка оказывает огромное влияние на все стороны здоровья детей, как физического, психического и психоэмоционального, которые оказывают непосредственное влияние на процесс школьного обучения.
В частности, одним из свойств разумной физической активности является снижение риска возникновения патологий сердечно-сосудистой системы, заболеваний опорно-двигательного аппарата, метаболических нарушений, приводящих к появлению избыточного веса. Также регулярная физическая нагрузка способствует повышению уровня иммунитета, укрепляет мышечный корсет ребенка, костную систему, снижает последствия стресса и беспокойства.
Различные виды физической активности решают уникальные проблемы со здоровьем и вносят свой вклад в здоровье детей, предполагая, что разнообразный режим, включающий аэробные и силовые упражнения, принесут наибольшую пользу.
Гибкость есть не что иное, как уровень развития подвижности суставов. Важно понимать, что ограничение подвижности в суставах приводит к тому, что возможная сила проявляется не в полном объеме. Кроме того, малоподвижный сустав приводит к снижению скоростных и координационных способностей, снижает экономичность работы и зачастую является провоцирующим фактором травм различной степени в связочно¬мышечном аппарате. Кроме того, гибкость при выполнении ряда движений во многих видах спорта лежит в их основе.
Зачастую в повседневной педагогической деятельности учитель по физической культуре и ученики на уроках не придают большого значения гибкости.
Но при этом является важным тот факт, что развитие такого качества как гибкость, несмотря на большое значение в двигательной активности любого человека, находится в определенных возрастных пределах. Но при этом в педагогической литературе не выделено достаточного внимания данной проблеме развития гибкости у детей 7-9 лет.
Педагогика спорта сегодня мало акцентирует внимание на развитии гибкости, а комплексы разработанных упражнений для данного возраста не имеют целью развитие данного качества.
При этом применяемые некоторыми учителями программы физического воспитания детей данного возраста, которые содержат в своей основе элементы акробатических и гимнастических упражнений, не всегда имеют в своей основе экспериментальное подкрепление в полном и необходимом объеме.
Значительные экспериментально проведенные работы говорят о важности и большом значении развития суставной гибкости в освоении техники, которая является характерной для определенных видов спорта. От степени развития гибкости зависит развитие других навыков, таких как быстрота, координационные способности, сила.
Нарушение осанки у детей также находятся в косвенной зависимости от того, насколько подвижны могут быть суставы. Коррекция плоскостопия, а также травмы в спорте и быту также зависят от уровня развития суставной гибкости. И все это говорит о том, насколько важным является воспитание такого физического качества, как гибкость у детей, обуславливая одну из проблем, которые стоят перед физической культурой [7].
Школьный возраст 7-9 лет является возрастом, когда для детей одним из видов деятельности является игровая. Безусловно, это может служить достаточным основанием для того, чтобы использовать некоторые подвижные игры, направленные на развитие определенных физических качеств, и для воспитания гибкости у детей определенной возрастной группы.
В связи с этим, целью исследования является разработка методики развития гибкости у детей 7-9 лет на уроках физической культуры посредством подвижных игр.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать литературные источники, психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;
- разработать методику проведения экспериментальной работы по развитию гибкости посредством подвижных игр у детей 7-9 лет на уроках физической культуры;
- провести экспериментальную работу по развитию гибкости у детей младшего школьного возраста;
- оценить эффективность разработанной методики;
- предложить рекомендации по развитию гибкости у детей 7-9 лет с применением подвижных игр на уроках физической культуры.
Объект исследования в данной работе - развитие гибкости на уроках физической культуры.
Предмет исследования - развитие гибкости у детей 7-9 лет на уроках физической культуры посредством подвижных игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы,
- тестирование,
- педагогический эксперимент,
- педагогическое наблюдение,
- методы математической статистики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников способствует развитию гибкости.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр для развития гибкости может быть использован в педагогической работе учителя по физическому воспитанию.
Базу исследования составили дети 7-9 лет - ученики МАОУ №149 г. Красноярска.
Работа состоит из введения, заключения, З глав и списка литературы состоящего из 44 источников. Общий объем работы - 59 страниц.
Итак, подвижные игры имеют большое значение для развития гибкости и физических свойств детского организма. Спортивный дух состязаний, укрепление организма, развитие гибкости - все это делает подвижные игры привлекательным средством достижения цели при правильном выборе игр.
Развитие гибкости позволяет овладеть координационно-сложным движением при разных видах спорта, что способствует развитию игровой техники, а также позволяет избежать травм в суставах.
Дети 7-9 лет характеризуются особенностями физиологии и развития психики, что обуславливает тренера или учителя считаться с данным фактом и учитывать это при планировании работы.
Педагогический эксперимент проводился на базе
средней школы №19 имени А.В. Седельникова, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, 43.
В работе использовались методы исследования - анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка и тестирование.
Всего в эксперименте участвовали 40 учеников - учащихся 3 классов, которые были поделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная. В каждую вошли по 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Целью данного эксперимента было обоснование разработанной методики для развития гибкости у учащихся 7-9 лет на уроках физической культуры в младшей школе, и, как следствие, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы: разработанная методика при оптимальных условиях внедрения в урочную деятельность помогает в развитии гибкости у младших школьников.
Такими условиями были:
- учет возрастных особенностей детей 7-9 лет;
- применение разработанной методики на регулярной основе в течение определенного периода времени;
- диагностика гибкости в контрольной и экспериментальной группах одними и теми же тестами до и после внедрения методики с целью ее оценки для развития ловкости.
Тренировка гибкости в рамках данной работы осуществлялась с применением подвижных игр, выбор которых был обусловлен направленностью на гибкость.
Методическим обеспечением выполнения данных упражнений было выявлено:
- включение упражнений в экспериментальной группе должно быть каждый урок;
- каждый урок должна быть включена 1 игра;
- включение упражнений в урочную деятельность должно осуществляться по принципу разнообразия, систематически и регулярно.
Проведение экспериментальной работы по развитию гибкости на занятиях физической культуры в 3 классе путем включения в урочную деятельность разработанных подвижных игр позволило повысить результативность тестовых показателей при достоверно значимом уровне различий между экспериментальной и контрольной группами.
В итоге мы можем говорить о том, что цель работы выполнена, гипотеза при выполнении работы была подтверждена: применение подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников способствует развитию гибкости.
1. Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.:
Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие / А.Г. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2016. - 287с.
3. Башуков, С. М. Детский праздник / С.М. Башуков // Физическая культура в школе. - 2018. - № 5. - 39 с.
4. Богданова, Г. П. Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя / Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 1996. - 220 с.
5. Быков, В. С. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 74 с.
6. Валиахметов, Р. М. Физическое воспитание учащихся:
Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа, 1996. - 46с.
7. Воробьев, В.И. Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. - 54 с.
8. Волгецкий, Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе / Э.И. Волгецкий // Физическая культура в школе. - 2015. - №10. - 40с.
9. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие / М.Р. Галеева. - Киев, 1998. - 56 с.
10. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 3. - С. 18-19.
11. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М. Демидов // Физическая культура в школе. - 1991.- № 1. - С. 25-27.
12. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебник / Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1995. - 387 с.
13. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. - М., 2017. - 156 с.
14. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке: Учебное пособие /В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 2000. - 349 с.
15. Земсков, Е. А. Гимнастика: программа общеобразовательной дисциплины «Базовые виды спорта и частные методики обучения» подготовки бакалавра по направлению 52 19 00 - Физическая культура / Е. А. Земсков, С. А. Кувшинникова. - М., 1999. - 135 с.
...
44 источника