Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ «ВИТРАЖ»

Работа №156779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития изобразительных умений у старших дошкольников посредством техники «витраж» 7
1.1. Сущность и содержание понятий «умения», «изобразительные умения»,
их развитие у старших дошкольников 7
1.2. Особенности развития изобразительных умений у старших
дошкольников в методической литературе 10
1.3. Техника «витраж», как средство развития изобразительных умений 20
Выводы по главе I 25
Глава II. Экспериментальная работа по развитию изобразительных умений посредством техники «витраж» у старших дошкольников 27
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня развития изобразительных умений у детей старшего
дошкольного возраста посредством техники «витраж» 27
2.2. Анализ полученных результатов 33
2.3. Тематический план занятий и методические рекомендации к ним,
направленные на развитие изобразительных умений у старших
дошкольников посредством техники «витраж» 37
Выводы по главе II 50
Заключение 51
Список использованных источников 55
Приложения 60

Актуальность исследования состоит в том, что развивать личность и художественно-эстетическую культуру важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период закладываются все основы будущего развития человека.
Особенности умственного и эстетического развития детей были раскрыты в трудах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, В. Т. Кудрявцева, Н. Н. Поддьякова, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной. Установлено, что у ребёнка развиваются обобщённые способы при изображении образа, умения анализа, сравнения, способность самостоятельно решать учебные и творческие задачи [31]. В системе развития изобразительных умений детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию. Н. П. Сакулина утверждала, что в процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции [41]. Обучение детей старшего дошкольного возраста в процессе их знакомства с техникой «витраж» позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области изобразительного искусства.
Так же эта проблема актуальна, так как использование техники «витраж» в развитии изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного воспитания рассматривается мало, что обусловлено целым рядом причин, в том числе и сложностями в определении педагогических условий .
На основе работ психологов А. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, Б. М. Теплова и других по проблеме детского рисунка Т. И. Лазарь условно разделила педагогические исследования на три группы. Первую группу составили исследования Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Е. Г. Ковальской, В. Б. Косминской, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и других, направленные на определение и совершенствование содержания обучения всем видам рисования. Вторую группу составили исследования Е. И. Васильевой, М. А. Раевой, Р. Г. Казаковой и других, в которых содержание обучения рассматривается косвенно, в связи с разработкой наиболее эффективных методов и приемов обучения детей отдельным видам рисования. Третья группа - это исследования Н. Ф. Ярышевой, В. А. Езикеевой, Л. В. Компанцевой, Л. В. Пантелеевой, Н. Я. Шибановой, В. Ф, Котляр, Т. Н. Дороновой и других, в которых содержание обучения рассматривалось как развитие пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию (Н. Ф. Ярышева), развитие эстетического чувства цвета у детей 5-7 лет (Л. В. Пантелеева), формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста [16].
Во время работы над темой нами были определены следующие параметры:
Цель исследования: на основе определения актуального уровня развития изобразительных умений у старших дошкольников составить серию занятий в технике «витраж» и разработать методические рекомендации для воспитателей.
Объект исследования: процесс развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: серия занятий по созданию работ в технике «витраж», направленная на развитие изобразительных умений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что серия занятий по созданию витража будет способствовать развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, если в процессе занятий будут изучены технологические основы и апробированы технологические приемы витражного искусства.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Старший дошкольный возраст - это период детства от пяти до семи лет, обусловленный интенсивным развитием всех систем и функций детского организма, совершенствованием нервной системы и высшей нервной деятельности, происходят качественные изменения в психическом строе личности ребенка. Формируется целостность восприятия, складываются зачатки произвольной памяти и внимания, развивается воображение.
Воображение становится произвольным, ребенок может сам придумать замысел и выбрать средства его реализации. Дети начинают правильно ориентироваться в пространстве и времени, способны отличать предметы по форме, величине, строению, цвету. Мышление старших дошкольников характеризуется способностью к обобщениям, логическим суждениям. В то же время педагогу дошкольного учреждения необходимо иметь в виду, что и память, и мышление ребенка носят наглядно-образный характер. Дети этого возраста быстро запоминают все яркое, красочное и необычное.
Поэтому так важно, в этом возрасте проводить занятия по декоративно­прикладному искусству, в частности витражной росписи. Они способствуют развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарную и художественную функции. В процессе создания витражных изделий дети старшего дошкольного возраста получают новые знания, умения, навыки [31].
В процессе исследования нами была проанализирована искусствоведческая, психолого-педагогическая, методическая литература, труды художников-педагогов по проблеме исследования; мы выявили педагогические условия развития изобразительных умений детей в процессе создания витражной росписи; определили методические особенности обучения детей старшего дошкольного возраста при создании витражной росписи.
После подведения итогов проведенных методик выяснили, что в данной группе детей по всем трём критериям преобладает низкий уровень развития изобразительных умений равный 73%. Что характеризуется наличием у детей относительно полной и конкретной информации об изобразительном искусстве.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, сделали вывод, что для повышения уровня развития изобразительных умений у старших дошкольников, необходимо провести работу для уменьшения количества детей с низким уровнем развития изобразительных умений и, соответственно, увеличивая количество детей с высоким и средним уровнем. Для этого мы разработали перспективную линию дальнейшей работы педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей детей.
Данные условия были реализованы посредством разработки серии занятий, направленных на развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «витраж». Она включает в себя знакомство дошкольников с основными знаниями о витражной технике и простейшими техниками данного декоративно­прикладного искусства. Путём последовательного подбора тематики занятий с учётом возросших изобразительных умений дошкольников педагог постепенно расширяет возможности действий детей.
В процессе обучения технике «витраж» дошкольники осваивают и развивают память, внимание, наблюдательность. Создание витражного изделия, богато разнообразием конструктивных и художественных решений, развивающих у детей образное мышление. Также творческая работа по созданию витражной росписи развивает процессы художественного восприятия, влияет на творческую интуицию и вдохновляет на создание новых декоративных изделий.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов / Г. С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 672с.
2. Борисов М. Б. Витражи: Руководство по технологии изготовления/ Вив Фостер, пер. М. Б. Борисов. М.: Арт-родник, 2013. 224с.
3. Бунеева М. Искусство витража. От истоков к современности/ М. Бунеева. М.: Белый город, 2004. 288 с.
4. Богоявленская Д. Б. Витражи своими руками/ Д. Б. Богоявленская, сост. Г. А. Серикова. М.: РИПОЛ классик, 2011. 256с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д. Б. Богоявленская. Ярославль: Издательский центр «Академия», 2005. 320с.
6. Ветлугина H. A. Методы эстетического воспитания и художественного обучения/ H. A. Ветлугина. М.: Педагогика, 1980. 271с.
7. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. М.: Просвещение, 2015. 256с.
8. Ветлугина H. A. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / H. A. Ветлугина. М.: Педагогика, 1980. 208с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. 92с.
10. Выготский Л. С. Психология развития человека/ Л. С. Выготский. М.: «Смысл», 2003. 136с.
11. Гордеев Н. Г. Все о витражном искусстве/ Н. Г. Гордеев. М.: Академия, 2014. 150с.
12. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно­игровой среды/ Н. Т. Гринявичене. Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). М: 2006.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения/ В. В. Давыдов. М.: Директ-Медиа, 2008. 613с.
14. Давыдов В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней/ В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев. Вопросы психологии. 1997. №1с.
15. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника О. М. Дьяченко. М.: 2008. №16. 12-14 с.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ