Введение 3
Глава I. Грибы - особое царство живой природы 6
1.1. Общая характеристика грибов 6
1.2. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека 16
1.3. Изучение темы «Грибы» в школьном курсе биологии 37
Глава II. Исследовательский проект 44
2.1. Что такое исследовательский проект 44
2.2. Признаки исследовательского проекта и этапы его реализации 48
2.3. Исследовательский проект на примере изучения темы «Грибы»... .53
Выводы 63
Список используемой литературы 64
Приложения 69
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основы его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.
В настоящее время, биологическое образование в основной школе должно обеспечивать выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой [38].
Раздел «Бактерии, Грибы, Растения» школьного предмета биологии имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растениях и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводстве.
Содержание раздела ставит целью обеспечить обучающимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний и научной картины мира.
Как показал анализ, все вариативные образовательные программы по биологии для основной общеобразовательной школы нацеливают на формирование у обучающихся знаний о царстве грибы.
Согласно стандарту биологического образования, при изучении этого царства у обучающихся должны быть сформированы предметные знания о происхождении, строении и основных процессах жизнедеятельности грибов, разнообразии и распространении в природе, роли грибов в природе и жизни человека. Обучающиеся должны уметь давать характеристику грибов, объяснять их строение, отличать грибы от других живых организмов, объяснять их роль в природе и жизни человека. Чтобы раскрыть и научно обосновать изучаемый материал, чтобы у обучающихся были сформированы правильные представления о месте грибов в системе органического мира, учителю необходимо правильно организовать процесс обучения.
Цель: разработать пошаговые методические рекомендации для
организации и проведения исследовательского проекта с обучающимися...
1. Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу,
выявлено теоретическое обоснование исследовательского проекта.
2. К методике организации исследовательского проекта по теме «Грибы» выявлены: этапы и признаки, использованы различные методы.
3. Разработан исследовательский проект по теме «Грибы», в соответствии с психологическими и возрастными особенностями школьников 11 - 13 лет.
1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
2. Барсукова Т. Н., Белякова Г. А., Прохоров В. П., Тарасов К. Л. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы: учебное пособие. М.: Академия, 2005.
3. Белякова Г.А., Дьяков Ю.Т., Тарасов К.Л. Ботаника: Водоросли и грибы. - Т.1. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
4. Бондарцева М. А., Пармасто Э.Х. Порядок Афиллофоровые. - Л.: Наука, 1986. - 191 с.
5. Бондарцева М. А. Порядок Афиллофоровые. - СПб.: Наука, 1998. - Вып. 2. - 390 с.
6. Васильков Б.П. Съедобные и ядовитые грибы средней полосы европейской части России — Определитель. — СПб.: Наука, 1995.
7. Воинков В.В., Решенкова Н.Б. Способы выращивания грибов в лунках предметных стекол // Сборник ЦНТИ - Красноярск, 1991. с.4.
8. Высоцкая. М. В. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки - М.: Дрофа, 2005.
9. Гарибова Л.В., Лекомцева С.Н. Основы микологии. Морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов. - М.: Товарищество научных изданий УМК, 2005. - 220 с.
10. Гарибова Л. В. Популярный атлас-определитель. Грибы. М.: Дрофа, 2009.
11. Горленко М.В., Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Все о грибах. — М.: Лесная промышленность, 1985.
12. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. М.: «Мир», 1990.
13. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - N 2. - C. 36-43. (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
14. Дубинина Н. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителей. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.
15. Дьяков Ю. Т. Введение в альгологию и микологию (учебное пособие). - М.: изд. Московского университета, 2000,192 с...61