Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №156774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2020
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей представления о дружбе младших школьников 7
1.1. Понятие «социальное представление» в психологической науке 7
1.2. Межличностные отношения дружбы в психологической науке 16
1.3. Представления о дружбе младших школьников 28
1.4. Способы развития представлений младших школьников о дружбе 37
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений о дружбе
в младшем школьном возрасте 44
2.1. Методическая организация исследования 44
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 49
2.3. Программа групповых занятий, направленная на развитие представлений
о дружбе у младших школьников 59
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения

Отношения младших школьников со сверстниками всегда являлись предметом исследования в самых разных направлениях и научных школах. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Петровского, К.Н. Поливановой, Р. Селмана, В.И. Слободчикова, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, А. Фрейд, Р. Хавигхерста, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и многих других.
Изучение отношений со сверстниками осуществляется исходя из представлений детей младшего школьного возраста об учебной деятельности как ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.). Необходимость исследования системы деловых отношений со сверстниками рассматривали такие исследователи как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.
Дружеские, близкие отношения, возникающие именно в младшем школьном возрасте, по мнению некоторых исследователей (И.С. Кон и др.), к концу данного возрастного этапа становятся для самих детей крайне значимой сферой отношений (И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Но, в большинстве случаев, исследования сферы межличностных и близких отношений в целом, и дружбы в частности, исследователи делают акцент на юношеском и подростковом возрасте.
Понятие дружба в словаре «А.Я. Психология» трактуется следующим образом: «Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности» [48].
Актуальность заявленной темы заключается в том, что среди многих проблем, касающихся современной психологии, проблема дружеских взаимоотношений и общения является одной из наиболее исследуемых и значимых. По сравнению с дошкольным возрастом, проблема дружбы в
младшем школьном возрасте становится более актуальной. При поступлении ребенка в школу, его отношения с окружающими людьми выходят на другой уровень. Дети отводят на общение большую часть своего времени. Именно младший школьный возраст является сенситивным в становлении личности ребёнка. Дальнейшая социализация любого ребёнка зависит от того, как он научится строить общение и взаимоотношения со сверстниками.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально - психологический феномен дружбы, как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространённой является групповая дружба. Она выполняет множество функций, среди которых развитие самопознания и формирование чувства причастности [19].
Изучение общения и взаимоотношений со сверстниками младших школьников осуществляется, как правило, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Г.А. Цукерман, и др.) [29, 15].
Проблема дружеских отношений в педагогике является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях дружеских отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться.
Проблема дружбы относится к числу важнейших для младшего школьника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в младшем школьном возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности [42].
Необходимо учитывать тот факт, что проблема изучения дружеских взаимоотношений достаточно сложна и имеет многосторонний характер. Ведь понятие дружбы изменяет свое содержание как в зависимости от субъективных представлений того или иного автора, так и от историко-культурной конкретики и окончательно не определено.
В настоящее время существует немного исследований представлений о дружбе современных младших школьников, чьи отношения часто опосредованы общением в социальных сетях с помощью гаджетов.
Цель исследования - на основе изучения и описания особенностей представлений о дружбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, разработать программу занятий, направленную на развитие представлений о дружбе у младших школьников .
Объект исследования - социальные представления мальчиков и девочек.
Предмет исследования - особенности представления о дружбе у мальчиков и девочек.
Гипотезой послужило предположение о том, что социальные представления младших школьников о дружбе:
1) включают набор качеств друга;
2) имеют особенности, связанные с полом (представления девочек шире и разнообразней, чем представления мальчиков), для девочек в большей степени важна эмоциональная функция дружбы, а для мальчиков - информационная и утилитарная;
3) могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть подходы к понятию социальных представлений в психологической науке.
2. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию межличностных отношений дружбы в психологической науке.
3. Рассмотреть понятие дружбы, особенности проявления дружбы мальчиков и девочек по отношению друг к другу в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть способы развития представлений о дружбе у младших школьников.
5. Подобрать комплекс методик для выявления особенностей представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
6. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенности представлений о дружбе у младших школьников.
7. Описать особенности представлений о дружбе мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
8. Составить программу занятий, направленную на развитие представлений о дружбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Семантические методы.
4. Математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 50 детей в возрасте 9 - 11 лет, из них 19 мальчиков и 31 девочка.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 23 - 24 апреля 2020 года. По теме исследования имеется публикация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социальных представлений уже на протяжении многих лет обсуждается в рамках многих наук, не только психологических.
Из многочисленных социальных ценностей каждый человек для себя выбирает свои, при этом вкладывая в них собственные социальные представления, собственный смысл. Истоки теории социальных представлений прослеживаются в идеях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, которые использовали понятие «коллективные представления». «Социальная жизнь целиком состоит из представлений», - писал Дюркгейм. Они вплетены в общественное сознание, которое представляет собой нечто совершенно отличное от частного сознания, хотя ими обладают только индивиды.
Дружеские отношения являются - особые для ребенка отношения, отличные от всех прочих. С их появлением расширяются его возможности, обогащаются чувства и переживания. Дружбу невозможно представить без действий, поступков, обусловленных проявлениями самоограничения, взаимопомощи, заботы, внимательности. Таким образом, в дружбе непрерывно осуществляется нравственное воспитание и совершенствование. Дружеские отношения возникают при общении, а общение выступает в качестве основного условия развития дошкольника, важнейшего фактора формирования личности, одним из ключевых видов человеческой деятельности, связанной с личностным познанием и оценкой посредством окружающих.
В данной работе были рассмотрены различные научные подходы к понятию «социальные представления», приведены примеры различных структур, изучены подходы к пониманию дружбы как вида межличностных отношений, изучены особенности развития представлений о дружбе у младших школьников, проанализированы возможные психолого-педагогические приемы и способы развития у младших школьников представлений о дружбе.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения особенностей представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что превалирующее большинство учащихся обладает средним уровнем представлений о дружбе.
В результате были выявлены следующие особенности: мальчики и девочки отдают свое предпочтение личностным характеристикам, чертам характера друга. На главный план выходят взаимопомощь, доверие, поддержка и доброта. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть современных младших школьников способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в структурированную систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Таким образом, дружеские отношения в школьном возрасте могут служить мощным источником эмоциональной поддержки не только в этот период, но и в течение всей жизни.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой стало развитие представлений о дружбе у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.



1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. В сб.: Современная психология. Состояние и перспективы исследований. Часть 3: Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88-103.
2. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия. Мозырь: Содействие, 2006. 108 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/под ред. И. Б. Ханиной. М.: Моск. ун-т, 1975.
5. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и
современное развитие // Социолог. журн. 2010. № 3. С. 5-20
6. Валетова О.В. Правила дружбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/evrika2012/46-valetova-o-v-pravila-druzhby.htm(Дата обращения: 25.05. 2019).
7. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. М.: Книга по Требованию, 2015. 898 с.
8. Виктор Драгунский. Друг детства: Сказка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/viktor-dragunskij-drug-detstva/(Дата обращения: 29.04.2020)
9. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2003.
10. Вокабула. Энциклопедии, словари, справочники онлайн.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/дружба
11. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете // Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2006. С 135.
12. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 11—23.
13. Георгий Скребицкий. Дружба: Сказка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/georgij-skrebickij-druzhba/(Дата обращения: 29.04.2020)
14. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника:
диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 2012. 275 с.
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 2014. 574 с.
16. Гребе М.И. Психология дружбы в юношеском возрасте. // Материалы конференция «Современная психология: теория и практика». Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». М. 2015.
17. Грудницкая М. Половое воспитание младших школьников 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gendervosp.fo.ru/wiki/45628(Дата обращения: 24.05.2019).
18. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
19. Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников// КБГУ. 2017
20. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений коллективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 23-58 с.
21. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
22. Журавых, О. Пойми меня: Из опыта работы // Обучение и воспитание. 2002. № 2. 5-62 с. информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». М. 2015.
23. Игры на развитие межличностных взаимоотношений. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://a2b2.ru/methods/35797 igry na razvitie mezhlichnostnyh otnosheniy/(Дата обращения: 26.04.2020)
24. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2012. 319 с.
25. Картотека игр и упражнений по психогимнастике. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhnenij-po-psihogimnastike-4140932.html(Дата обращения: 29.04.2020)
26. Кобякова, Т. Средства и методы формирования дружеских отношений младших школьников. М.: Политиздат, 2014. 429 с.
27. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
28. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 2013. 255 с.
29. Кон И.С. Психология детской дружбы. М.: Знание, 2014. 91 с.
30. Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. 2014. №10. С. 35 - 45.
31. Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. СПб.: Питер, 2005. 330 c.
конференция «Современная психология: теория и практика».
32. Кордуэлл, М. Психология А - Я: Словарь-справочник. М.: ФАИРПРЕСС, 2000. 448 с.
33. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. СПб.: Питер, 2019. 940 с.: (Серия «Мастера психологии»)
34. Крюкова Т.Л. Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2008n2-2/107-kryukova2
35. Мир психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.persev.ru/druzhba
36. Московичи С. От коллективных представлений - к социальным // Вопр. социологии. М., 2002. 83-96 с.
37. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Особенности дружбы младших школьников и младших подростков. //Учитель и ученик: проблемы, поиск, находки: Сборник ОМЦ МКО ЮЗАО №23 сер. 7. Москва, 2000.
38. Настоящий друг — поучительный рассказ для детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:// skazkibasni.com/nastoyashhij -drug-pouchitelnyj -rasskaz-dlya-detej(Дата обращения: 29.04.2020)
39. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
40. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории/ Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. 144 с.
41. Осеева В. А. Долг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/dolg-oseeva-v-a/(Дата обращения: 27.04.2020)
42. Основы формирования у младших школьников дружеских
отношений. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789035(Дата обращения: 15.03. 2019)
43. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб.: Изд-во СПбУ, 2005.
44. Почебут Л.Г., Газогареева Е. Н. Организационная психология// Организационная психология. 46 с.
45. Почебут Л.Г., Мейжис И. А. Социальная психология. Издательский дом «Питер», 2016.
46. Представление о дружбе в детском, подростковом и юношеском
возрасте. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://nauchniestati.ru/bank/primery/kursovaja-rabota-na-temu-predstavlenie-o- druzhbe-v-detskom-podrostkovom-i-junosheskom-vozraste/(Дата обращения: 14. 03. 2019)
47. Психологические игры на завершение . [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://infourok.ru/psihologicheskie-igri-na-zavershenie-2935829.html
(Дата обращения: 29.04.2020)
48. Психологический словарь. А.Я. Психология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/handbook(дата обращения: 20.03.2019)
49. Психологический тренинг на тему ДРУЖБА. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2018/11/16/psihologicheskiy-trening-na-temu-druzhba (Дата
обращения: 26.04.2020)
50. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с.
51. Психология дружбы, как научится строить хорошие отношения или в чём секрет настоящей дружбы? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://zazama.ru/samorazvitie/psixologiya-druzhby.html (Дата обращения: 23.04.2019).
52. Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста
в группе сверстников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centraleducation.ru/centrops-62-2.html(Дата обращения: 18. 03.
2019)
53. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 416 с.: (Серия «Мастера психологии»)
54. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/2130939/psihologiya/svyaz kommunikativnoy kompetentsiineudovletvorenie rebenka polozheniem gruppe sverstnikov.
55. Талыбина Т. Дружба мальчиков и девочек. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://taintatiana.ucoz.ru/publ/otnoshenija_i_ljubov/druzhba_malchikov_i_devochek/5-1-0-7 (дата обращения: 28.05.2019)
56. Тарова Ю. Н. Ритуалы для начала занятий. Приветствие участниками
тренинга друг друга, ритуалы прощания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/fLles/ritualy-privietstviia-i-proshchaniia-dlia-korriekt.html(Дата обращения: 29.04.2020)
57. Тарова Ю.Н. Ритуалы приветствия и прощания для трениговых
занятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://урок.рф/library/rituali privetstviya i proshaniya dlya trennigovih zan 084243.html(Дата обращения: 29.04.2020)
58. Тренинг на тему «Дружба». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/trening-na-temu-druzhba-3221651.html(Дата обращения: 29.04.2020)
59. Тренинги на сплочение, развитие коммуникативных навыков и
эффективного взаимодействия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kschool1.com/CGO/MasterKlass/treningi na splochenie.pdf (Дата
обращения: 29.04.2020)
60. Упражнения для психогимнастики в начальной школе.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.art-
talant.org/publikacii/14024-upraghneniya-dlya-psihogimnastike-v-nachalynoy-shkole(Дата обращения: 28.04.2020)
61. Упражнения на приветствие (Упражнения для тренингов).
[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://infourok.ru/uprazhneniya-na-privetsitvie-uprazhneniya-dlya-treningov-1960465.html (Дата обращения:
29.04.2020)
62. Упражнения разминки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/training/indexrz.html(Дата обращения: 29.04.2020)
63. Чухарева М.В. Представление об идеальном родительстве у мужчин и женщин // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №. 6-1.
64. Швалева, Н.М. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития / Н. М. Швалева // Социально-психологические проблемы управления коллективами. М.: Прогресс, 1974. С. 16-27.
65. Шрек спасает Осла от королевской стражи | Шрек. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=InbsnV6THnc(Дата обращения: 07.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ