ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей представления о дружбе младших школьников 7
1.1. Понятие «социальное представление» в психологической науке 7
1.2. Межличностные отношения дружбы в психологической науке 16
1.3. Представления о дружбе младших школьников 28
1.4. Способы развития представлений младших школьников о дружбе 37
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений о дружбе
в младшем школьном возрасте 44
2.1. Методическая организация исследования 44
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 49
2.3. Программа групповых занятий, направленная на развитие представлений
о дружбе у младших школьников 59
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей представления о дружбе младших школьников 7
1.1. Понятие «социальное представление» в психологической науке 7
1.2. Межличностные отношения дружбы в психологической науке 16
1.3. Представления о дружбе младших школьников 28
1.4. Способы развития представлений младших школьников о дружбе 37
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений о дружбе
в младшем школьном возрасте 44
2.1. Методическая организация исследования 44
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 49
2.3. Программа групповых занятий, направленная на развитие представлений
о дружбе у младших школьников 59
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения
Отношения младших школьников со сверстниками всегда являлись предметом исследования в самых разных направлениях и научных школах. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Петровского, К.Н. Поливановой, Р. Селмана, В.И. Слободчикова, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, А. Фрейд, Р. Хавигхерста, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и многих других.
Изучение отношений со сверстниками осуществляется исходя из представлений детей младшего школьного возраста об учебной деятельности как ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.). Необходимость исследования системы деловых отношений со сверстниками рассматривали такие исследователи как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.
Дружеские, близкие отношения, возникающие именно в младшем школьном возрасте, по мнению некоторых исследователей (И.С. Кон и др.), к концу данного возрастного этапа становятся для самих детей крайне значимой сферой отношений (И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Но, в большинстве случаев, исследования сферы межличностных и близких отношений в целом, и дружбы в частности, исследователи делают акцент на юношеском и подростковом возрасте.
Понятие дружба в словаре «А.Я. Психология» трактуется следующим образом: «Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности» [48].
Актуальность заявленной темы заключается в том, что среди многих проблем, касающихся современной психологии, проблема дружеских взаимоотношений и общения является одной из наиболее исследуемых и значимых. По сравнению с дошкольным возрастом, проблема дружбы в
младшем школьном возрасте становится более актуальной. При поступлении ребенка в школу, его отношения с окружающими людьми выходят на другой уровень. Дети отводят на общение большую часть своего времени. Именно младший школьный возраст является сенситивным в становлении личности ребёнка. Дальнейшая социализация любого ребёнка зависит от того, как он научится строить общение и взаимоотношения со сверстниками.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально - психологический феномен дружбы, как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространённой является групповая дружба. Она выполняет множество функций, среди которых развитие самопознания и формирование чувства причастности [19].
Изучение общения и взаимоотношений со сверстниками младших школьников осуществляется, как правило, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Г.А. Цукерман, и др.) [29, 15].
Проблема дружеских отношений в педагогике является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях дружеских отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться.
Проблема дружбы относится к числу важнейших для младшего школьника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в младшем школьном возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности [42].
Необходимо учитывать тот факт, что проблема изучения дружеских взаимоотношений достаточно сложна и имеет многосторонний характер. Ведь понятие дружбы изменяет свое содержание как в зависимости от субъективных представлений того или иного автора, так и от историко-культурной конкретики и окончательно не определено.
В настоящее время существует немного исследований представлений о дружбе современных младших школьников, чьи отношения часто опосредованы общением в социальных сетях с помощью гаджетов.
Цель исследования - на основе изучения и описания особенностей представлений о дружбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, разработать программу занятий, направленную на развитие представлений о дружбе у младших школьников .
Объект исследования - социальные представления мальчиков и девочек.
Предмет исследования - особенности представления о дружбе у мальчиков и девочек.
Гипотезой послужило предположение о том, что социальные представления младших школьников о дружбе:
1) включают набор качеств друга;
2) имеют особенности, связанные с полом (представления девочек шире и разнообразней, чем представления мальчиков), для девочек в большей степени важна эмоциональная функция дружбы, а для мальчиков - информационная и утилитарная;
3) могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть подходы к понятию социальных представлений в психологической науке.
2. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию межличностных отношений дружбы в психологической науке.
3. Рассмотреть понятие дружбы, особенности проявления дружбы мальчиков и девочек по отношению друг к другу в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть способы развития представлений о дружбе у младших школьников.
5. Подобрать комплекс методик для выявления особенностей представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
6. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенности представлений о дружбе у младших школьников.
7. Описать особенности представлений о дружбе мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
8. Составить программу занятий, направленную на развитие представлений о дружбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Семантические методы.
4. Математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 50 детей в возрасте 9 - 11 лет, из них 19 мальчиков и 31 девочка.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 23 - 24 апреля 2020 года. По теме исследования имеется публикация.
Изучение отношений со сверстниками осуществляется исходя из представлений детей младшего школьного возраста об учебной деятельности как ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.). Необходимость исследования системы деловых отношений со сверстниками рассматривали такие исследователи как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.
Дружеские, близкие отношения, возникающие именно в младшем школьном возрасте, по мнению некоторых исследователей (И.С. Кон и др.), к концу данного возрастного этапа становятся для самих детей крайне значимой сферой отношений (И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Но, в большинстве случаев, исследования сферы межличностных и близких отношений в целом, и дружбы в частности, исследователи делают акцент на юношеском и подростковом возрасте.
Понятие дружба в словаре «А.Я. Психология» трактуется следующим образом: «Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности» [48].
Актуальность заявленной темы заключается в том, что среди многих проблем, касающихся современной психологии, проблема дружеских взаимоотношений и общения является одной из наиболее исследуемых и значимых. По сравнению с дошкольным возрастом, проблема дружбы в
младшем школьном возрасте становится более актуальной. При поступлении ребенка в школу, его отношения с окружающими людьми выходят на другой уровень. Дети отводят на общение большую часть своего времени. Именно младший школьный возраст является сенситивным в становлении личности ребёнка. Дальнейшая социализация любого ребёнка зависит от того, как он научится строить общение и взаимоотношения со сверстниками.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально - психологический феномен дружбы, как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространённой является групповая дружба. Она выполняет множество функций, среди которых развитие самопознания и формирование чувства причастности [19].
Изучение общения и взаимоотношений со сверстниками младших школьников осуществляется, как правило, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Г.А. Цукерман, и др.) [29, 15].
Проблема дружеских отношений в педагогике является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях дружеских отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться.
Проблема дружбы относится к числу важнейших для младшего школьника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в младшем школьном возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности [42].
Необходимо учитывать тот факт, что проблема изучения дружеских взаимоотношений достаточно сложна и имеет многосторонний характер. Ведь понятие дружбы изменяет свое содержание как в зависимости от субъективных представлений того или иного автора, так и от историко-культурной конкретики и окончательно не определено.
В настоящее время существует немного исследований представлений о дружбе современных младших школьников, чьи отношения часто опосредованы общением в социальных сетях с помощью гаджетов.
Цель исследования - на основе изучения и описания особенностей представлений о дружбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, разработать программу занятий, направленную на развитие представлений о дружбе у младших школьников .
Объект исследования - социальные представления мальчиков и девочек.
Предмет исследования - особенности представления о дружбе у мальчиков и девочек.
Гипотезой послужило предположение о том, что социальные представления младших школьников о дружбе:
1) включают набор качеств друга;
2) имеют особенности, связанные с полом (представления девочек шире и разнообразней, чем представления мальчиков), для девочек в большей степени важна эмоциональная функция дружбы, а для мальчиков - информационная и утилитарная;
3) могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть подходы к понятию социальных представлений в психологической науке.
2. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию межличностных отношений дружбы в психологической науке.
3. Рассмотреть понятие дружбы, особенности проявления дружбы мальчиков и девочек по отношению друг к другу в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть способы развития представлений о дружбе у младших школьников.
5. Подобрать комплекс методик для выявления особенностей представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
6. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенности представлений о дружбе у младших школьников.
7. Описать особенности представлений о дружбе мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
8. Составить программу занятий, направленную на развитие представлений о дружбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Семантические методы.
4. Математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 50 детей в возрасте 9 - 11 лет, из них 19 мальчиков и 31 девочка.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 23 - 24 апреля 2020 года. По теме исследования имеется публикация.
Проблема социальных представлений уже на протяжении многих лет обсуждается в рамках многих наук, не только психологических.
Из многочисленных социальных ценностей каждый человек для себя выбирает свои, при этом вкладывая в них собственные социальные представления, собственный смысл. Истоки теории социальных представлений прослеживаются в идеях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, которые использовали понятие «коллективные представления». «Социальная жизнь целиком состоит из представлений», - писал Дюркгейм. Они вплетены в общественное сознание, которое представляет собой нечто совершенно отличное от частного сознания, хотя ими обладают только индивиды.
Дружеские отношения являются - особые для ребенка отношения, отличные от всех прочих. С их появлением расширяются его возможности, обогащаются чувства и переживания. Дружбу невозможно представить без действий, поступков, обусловленных проявлениями самоограничения, взаимопомощи, заботы, внимательности. Таким образом, в дружбе непрерывно осуществляется нравственное воспитание и совершенствование. Дружеские отношения возникают при общении, а общение выступает в качестве основного условия развития дошкольника, важнейшего фактора формирования личности, одним из ключевых видов человеческой деятельности, связанной с личностным познанием и оценкой посредством окружающих.
В данной работе были рассмотрены различные научные подходы к понятию «социальные представления», приведены примеры различных структур, изучены подходы к пониманию дружбы как вида межличностных отношений, изучены особенности развития представлений о дружбе у младших школьников, проанализированы возможные психолого-педагогические приемы и способы развития у младших школьников представлений о дружбе.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения особенностей представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что превалирующее большинство учащихся обладает средним уровнем представлений о дружбе.
В результате были выявлены следующие особенности: мальчики и девочки отдают свое предпочтение личностным характеристикам, чертам характера друга. На главный план выходят взаимопомощь, доверие, поддержка и доброта. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть современных младших школьников способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в структурированную систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Таким образом, дружеские отношения в школьном возрасте могут служить мощным источником эмоциональной поддержки не только в этот период, но и в течение всей жизни.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой стало развитие представлений о дружбе у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Из многочисленных социальных ценностей каждый человек для себя выбирает свои, при этом вкладывая в них собственные социальные представления, собственный смысл. Истоки теории социальных представлений прослеживаются в идеях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, которые использовали понятие «коллективные представления». «Социальная жизнь целиком состоит из представлений», - писал Дюркгейм. Они вплетены в общественное сознание, которое представляет собой нечто совершенно отличное от частного сознания, хотя ими обладают только индивиды.
Дружеские отношения являются - особые для ребенка отношения, отличные от всех прочих. С их появлением расширяются его возможности, обогащаются чувства и переживания. Дружбу невозможно представить без действий, поступков, обусловленных проявлениями самоограничения, взаимопомощи, заботы, внимательности. Таким образом, в дружбе непрерывно осуществляется нравственное воспитание и совершенствование. Дружеские отношения возникают при общении, а общение выступает в качестве основного условия развития дошкольника, важнейшего фактора формирования личности, одним из ключевых видов человеческой деятельности, связанной с личностным познанием и оценкой посредством окружающих.
В данной работе были рассмотрены различные научные подходы к понятию «социальные представления», приведены примеры различных структур, изучены подходы к пониманию дружбы как вида межличностных отношений, изучены особенности развития представлений о дружбе у младших школьников, проанализированы возможные психолого-педагогические приемы и способы развития у младших школьников представлений о дружбе.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения особенностей представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что превалирующее большинство учащихся обладает средним уровнем представлений о дружбе.
В результате были выявлены следующие особенности: мальчики и девочки отдают свое предпочтение личностным характеристикам, чертам характера друга. На главный план выходят взаимопомощь, доверие, поддержка и доброта. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть современных младших школьников способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в структурированную систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Таким образом, дружеские отношения в школьном возрасте могут служить мощным источником эмоциональной поддержки не только в этот период, но и в течение всей жизни.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой стало развитие представлений о дружбе у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Обучение элементам баскетбола детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Обучение элементам баскетбола детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - КТД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



