Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОБ УСПЕШНОМ РЕБЁНКЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ДЕТЕЙ

Работа №156773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы191
Год сдачи2019
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений современных родителей об успешном ребенке 8
1.1. Научные подходы к пониманию социальных представлений в
психологической науке 8
1.2. Понятия «успешность», «успех» в психолого-педагогической науке. Возрастные особенности проявления успешности у младших школьников... 15
1.3. Подходы к пониманию родительства в психолого-педагогической науке.
Особенности современных родителей 29
1.4. Понятие «эмоциональное благополучие». Критерии эмоционального
благополучия младших школьников 38
1.5. Способы коррекции социальных представлений современных родителей
об успешном ребёнке 44
Выводы по Главе 1 52
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представления современных родителей об успешном ребёнке и эмоционального благополучия детей 54
2.1. Методическая организация исследования 54
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 64
2.3. Программа развития представлений современных родителей об
успешном ребенке 90
Выводы по Главе 2 96
Заключение 98
Список используемых источников 100
Приложение А 106
Приложение Б 110
Приложение В 140
Приложение Г


Успех, успешность - очень актуальные в современном мире понятия. Выражения «жизненная успешность», «социальная успешность», «профессиональная успешность», «личностная успешность» прочно вошли как в понятийный аппарат многих наук, в том числе психологии, так и в сознание каждого современного человека. Это связано с тем, что в современном мире направленность личности на достижение успеха многими учеными рассматривается как значимое условие личностного развития, а также как фактор достижения стабильности общества в целом. Также одной из важнейших целей образования и общества в целом, является воспитание успешного человека.
С середины ХХ века в психологии стала активно разрабатываться проблема успешности в рамках различных подходов: гуманистического, когнитивного, индивидуального. В рамках всех подходов успешность рассматривается как важная составляющая проблемы человека, его базовая потребность [21].
Принято выделять два основных направления в изучении данного вопроса. Первое связано с изучением условий достижения успеха и успешности в процессе самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К.Г. Юнг и др). Представители второго направления (Дж. Аткинсон, А. Бандура, У. Джемс и др.) сконцентрированы на психологическом содержании и сущности личностного успеха.
Особое внимание в рамках проблемы успешности уделяется изучению мотивации достижения, уровню притязаний, самооценки, локус-контролю, рефлексии, смысложизненных ориентаций, интеллекта (Дж. Аткинсон, А. Бандура, Р. Берне, Т. Дембо, У. Джемс, А. Комба, К.Левин, Д. МакКлелланд, Д. Райнис, Т. Роттер, Ф. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман и др).
Главную роль в воспитании ребенка играют родители. Проблемами родительства, влияния отношения, стиля воспитания на формирование личности ребенка занимались Д. Вольф, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Э. Мэин и др. Но при очень большом интересе к развитию детей в семье изучению самих родителей уделяется мало внимания. Для наиболее полного изучения детско-родительские отношения и их взаимовлияние необходимо рассмотреть семью со стороны родителя.
Мы считаем, что одним из важных факторов, определяющих влияние родителей на ребенка, является их представление о том, каким он должен быть. Во многом эти представления опираются на существующее социальное представление об успехе и успешной личности. Проблемами социальных представлении занимались в основном зарубежные авторы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, С. Москвичи и их последователи), в отечественной психологии изучением социальных представлений занимались (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, и др).
Наиболее разработанной теорией социальных представлений является концепция С. Москвичи. По мнению автора, социальные представления являются универсальной формой обыденного познания, сочетающей как когнитивный так и аффективный компоненты. Именно через социальные представления происходит познание социального мира.
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области представлений современных родителей об успешном ребенке, того какими характеристиками он должен обладать, и относительно того, каким образом развить в ребёнке эти качества. Также у нас есть предположение, что социальные представления родителей об успехе и успешности, зависят от уровня перфекционизма и и оказывают влияние на эмоциональное благополучие детей. Наши предположения подтверждают исследования Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой которые говорят о связи уровня перфекционизма и депрессивности, как одного из важнейших критериев эмоционального благополучия. Родители с высоким уровнем перфекционизма имеют высокие требования как к самому себе, так и к своим детям, формируя тем самым у них также высокий уровень притязаний и тревожность за результат, как следствие - депрессивность и отрицательный эмоциональный фон. Изучением эмоционально благополучия в рамках различных направлений занимались:
Л.В. Тарабакина и др. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной, и требует создания программы работы по коррекции социальных представлений современных родителей об успехе и успешном ребенке..
Цель исследования - на основе изучения представлений современных родителей об успешном ребёнке и особенностей эмоционального благополучия детей, составить программу психологической работы с родителями, способствующей улучшению эмоционального благополучия детей.
Объект исследования - социальные представления родителей. Эмоциональное благополучие детей.
Предмет исследования - взаимосвязь представлений об успешном ребёнке у современного родителя и эмоционального благополучия детей.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию социальных представлений в психологической науке .
2. Проанализировать трактовки понятий «успех», «успешность» в психологической науке. Рассмотреть особенности успешности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть понятие «родительство», особенности современных родителей как фактор, влияющий на успешность младших школьников.
4. Рассмотреть понятие «эмоциональное благополучие», критерии эмоционального благополучия детей.
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения представлений родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия у детей.
6. Провести эмпирическое исследование представлений родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия у детей.
7. Проанализировать результаты исследования и описать особенности представлений современных родителей об успешном ребенке, особенности эмоционального благополучия детей.
8. Проследить взаимосвязь между представлениями родителей об успешном ребенке и эмоциональным благополучием детей.
Гипотеза: социальные представления современных родителей об успешном ребенке:
1) характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами;
2) основываются на представлениях, установленных стереотипами общества;
3) взаимосвязаны с особенностями эмоционального благополучия детей;
4) могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Методы исследования:
1. Групповой ассоциативный эксперимент.
2. Метод проективного сочинения.
3. Тестирование.
4. Контент-анализ.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98, г. Красноярска в 2018 году. В качестве экспериментальной группы выступили родители учащихся 1 «В», 3 «А», 4 «А» классов, в количестве 60 человек.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Материалы работы использованы при подготовке гранта в Красноярский краевой фонд науки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социальных представлений уже на протяжении многих десятилетий является актуальной и живо обсуждается в рамках различных наук.
Традиция изучений представлений человека в психологии и социологии была заложена уже относительно давно, однако активное развитие этой проблемы началось лишь после того, как на нее обратила внимание французская школа социальных представлений С. Московичи.
В последнее время этой проблеме посвящаются новые работы, исследующие сущность социального представления, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Социальное представление возникает в процессе коммуникации между людьми. Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя в социальной группе. Также на социальное представление влияют СМИ и различные литературные произведения.
В работе были рассмотрены различные подходы к понятию успех, особенности современного родительства и представлений современного родителя об успешном ребенке, понятие эмоционального благополучия, приемы работы со взрослыми по коррекции социальных представлений.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали групповой ассоциативный эксперимент, метод проективного сочинения, тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представления современных родителей об успешном ребенке характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами.
В ходе исследования было определено, что более чем у половины детей (53,3%) средний уровень эмоционального благополучия, что говорит о ситуативности и зависимости эмоций ребенка от влияния окружающих.
В результате сопоставления уровня социальных представлений родителей об успешном ребенке и уровня эмоционального благополучия младших школьников, была подтверждена гипотеза о взаимосвязи уровня представления родителей и эмоционального благополучия детей. Это подтверждает необходимость работы по коррекции представлений современных родителей об успешном ребенке, которая будет способствовать развитию позитивного дифференцированного социального представления об успешном ребенке.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социально - психологических особенностей развития социальных представлений современных родителей, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы развития социальных представлений родителей, возможности использования результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием социальных представлений у родителей об успешном ребенке, а также родителями и студентами, интересующимися данной проблемой.



1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224с.
2. Абульханова К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А.Абульханова, Е.В. Гордиенко// Психологический журнал. 2001. Т. 22, №5.
3. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс, 2009. С. 303.
5. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Издательство: Наука, Смысл. 1999. 350 с.
6. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Дисс. кандидата пед. наук.: Бадулина О.И. Москва, 1998. С. 125.
7. Безусловная любовь как основное правило воспитания детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/article/73230/
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 40.
9. Белецкая С. Ваш ребенок и его успех. М: Эксмо-Пресс, 2012. С. 78¬83
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. -298 с.
11. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М. 2003. С 103.
12. Васютин, А. Как научить ребенка успешности / А. Васютин. М.:
Психологос, 2014. 12с.
13. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и
учителем [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://rcosps.rusedu.net/post/410/93042
14. Воробьева О.А. Психолого - педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: Дисс. канд. психол. наук.: Воробьева О.А. Коломна, 2000. С. 180.
15. Гавров С.Н., Образование в процессе социализации личности /С.Н. Гавров, Н.Д.Никандров // Вестник УРАО, 2008. № 5.С. 21-29.
16. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии. //Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия. М., 1995. С.2.
17. Демографический энциклопедический словарь / под ред. Д.И. Валентея. М.: Советская энциклопедия. 1985. С. 608.
18. Дементий, Л.И.Ответственность как ресурс личности / Л.И.Дементий. - М.: Информ-Знание, 2005. 188с.
19. Емельянова, Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 39-47.
20. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъектно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук.: Еримихина М.О. Казань, 2004. С.3.
21. Жизненный успех в современном обществе. [ Электронный ресурс].
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/zhiznennyy-uspeh-v-
sovremennom-rossiyskom-obschestve
22. Идобаева О.А. Исследование эмоционального благополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: дисс. канд. психол. наук.: Идобавева О.А. Москва: 1998. С.143.
23. Карабанова,О.А. Психология семейных отношений: учебное пособие / О. А.Карабанова.-Самара: издательство СИОКПП, 2001. 122 с.
24. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С.Кон. Москва: Наука , 1988.С. 5.
25. Кон, И.С. Социализация детей в изменяющемся мире / И.С. Кон.// Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. 2010.с № 1(2). C. 18-24.
26. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. 476-510 с.
27. Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып.3. Ч.1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 342-350.
28. Куликов Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
29. Лабунская, В. А. Социальная психология личности в вопросах и ответах/ В. А. Лабунская, М. Гардарики:, 1999г. С. 34-49.
30. Михеева, А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографическиеаспекты / А. Р.Михеева. Новосибирск, 2001. С. 25-30.
31. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд /
С. Московичи //Психологический журнал. 1995. т. 16, №1. С. 3-18.
32. Не просто «молодец». Как научить ребёнка успешности? [текст]/ Пётр Дмитриевский // Аргументы и факты. 2014.- №51 с. 7
33. Норманских, М.В. Формирование успешности младшего школьника /
М.В. Норманских. // Научное сообщество студентов:
междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.- практ. конф., . 2017 № 1.
34. Нравственность в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http ://www.nravstvennost.info
35. Общая психология. Учебник / Под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. 592с.
36. Общая психология. Учебное пособие / Под ред. О. Н. Первушиной.
Новосибирск, 1996. 138с.
37. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен /
Р. В.Овчарова. М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. С. 496.
38. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / М. : Ин-т психотерапии, 2003. 319с.
39. Подцероб М. Где отсеивают отличников / Ведомости. № 4054 от 13.04.2016. 20с.
40. Представления родителей как фактор семейной среды. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http ://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/703 -baskaeva24.html
41. Представление родителей о символическом будущем детей.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-roditeley-o-simvolicheskom-buduschem-detey
42. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440с.
43. Психология. Словарь/ под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.:Политиздат, 1990. 449с.
44. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Дар, 2002. 361 с.
45. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова[и др.]; под ред.
Е.Г. Силяевой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
46. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Мижериков. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
47. Ром, Н. Навыки успешного человека /Н. Ром. М.: Питер, 2010. 213с.
48. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т / А.И. Пискунов. М.: Большая российская энциклопедия. 1993. Т. 1. С. 1793.
49. Сары-Гузель В.Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность: Дисс. ... кандидата психологических наук: Сары-Гузель В.Р. Нижний Новгород, 2002.
50. Сафонова М.В. Особенности социальных представлений об
одиночестве: возрастной и гендерный аспект // «The value system of modern society»: materials digest of the XVII International Scientific and Practical Conference and the I stage of Research Analytics Championships (London, January,19 January, 23, 2012). Pedagogical, psychological and sociological
sciences/ All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhytnigor (Chairman), S. Godvint, L. Kupreichyk, A. Tim, D. Georgio, T. Morgan, S. Serdechny, L. Steiker Odessa: InPress, 2012 - p. 107-109.
51. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н. Я.Соловьев. Вильнюс:, 1977. Минтис С 256 .
52. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А. С.Спиваковская. М., 1986. С. 38-45.
53. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций/ А. С.Спиваковская. // Семья и формирование личности. 1981. № 3. 66-70.
54. Структура эмоционального благополучия. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https://studme.org/127354/psihologiya/struktura emotsionalnogo blagopoluchiya
55. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения: Дисс. доктора психол. наук: Тарабанкина Л.В. Нижний Новгород, 2000.
56. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М: политиздат, 1949.
57. Толковый словарь русского языка в 3т. Т. 4 том/ под ред. Д.Н.
Ушакова. М.: Вече; Си ЭТС, 2001 г.
58. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: 1990. С. 120-150
59. Успех в жизни. Психология успешности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://psyfactor.org/success.htm
60. Холмогорова А.Б, Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни: Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 548-557.
61. Шапошникова, Т.Е. Родительство как педагогический феномен // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2010. Т. 11, № 2. С. 86-91
62. Шихирев, П. Н. Современная социальная психология /П. Н. Шихирев. - М.: ИПРАН; КСП+; Академический Проект, 1999г. 448с.
63. Фромм, Э. Искусство любить/ Э. Фромм. М.: 1956г. 133с.
64. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э.Фромм. М.: Издат, 1941г. 257с.
65. Belsky J., Vondra J. Lessons from Child Abuse: the Determinants of Parenting // D. Cicchetti, V. Carlson (Eds.) Current Research and Theoretical Advances in Child Maltreatment. Cambridge, UA : Cambridge University Press, 1989. P. 153-202
66. Moscovici, S. Foreword // C. Herzlich Health and Illness: A Social Psychological Analysis / S. Moscovici. London: Academic Press, 1973. P. 3-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ