ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОБ УСПЕШНОМ РЕБЁНКЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ДЕТЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений современных родителей об успешном ребенке 8
1.1. Научные подходы к пониманию социальных представлений в
психологической науке 8
1.2. Понятия «успешность», «успех» в психолого-педагогической науке. Возрастные особенности проявления успешности у младших школьников... 15
1.3. Подходы к пониманию родительства в психолого-педагогической науке.
Особенности современных родителей 29
1.4. Понятие «эмоциональное благополучие». Критерии эмоционального
благополучия младших школьников 38
1.5. Способы коррекции социальных представлений современных родителей
об успешном ребёнке 44
Выводы по Главе 1 52
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представления современных родителей об успешном ребёнке и эмоционального благополучия детей 54
2.1. Методическая организация исследования 54
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 64
2.3. Программа развития представлений современных родителей об
успешном ребенке 90
Выводы по Главе 2 96
Заключение 98
Список используемых источников 100
Приложение А 106
Приложение Б 110
Приложение В 140
Приложение Г
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений современных родителей об успешном ребенке 8
1.1. Научные подходы к пониманию социальных представлений в
психологической науке 8
1.2. Понятия «успешность», «успех» в психолого-педагогической науке. Возрастные особенности проявления успешности у младших школьников... 15
1.3. Подходы к пониманию родительства в психолого-педагогической науке.
Особенности современных родителей 29
1.4. Понятие «эмоциональное благополучие». Критерии эмоционального
благополучия младших школьников 38
1.5. Способы коррекции социальных представлений современных родителей
об успешном ребёнке 44
Выводы по Главе 1 52
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представления современных родителей об успешном ребёнке и эмоционального благополучия детей 54
2.1. Методическая организация исследования 54
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 64
2.3. Программа развития представлений современных родителей об
успешном ребенке 90
Выводы по Главе 2 96
Заключение 98
Список используемых источников 100
Приложение А 106
Приложение Б 110
Приложение В 140
Приложение Г
Успех, успешность - очень актуальные в современном мире понятия. Выражения «жизненная успешность», «социальная успешность», «профессиональная успешность», «личностная успешность» прочно вошли как в понятийный аппарат многих наук, в том числе психологии, так и в сознание каждого современного человека. Это связано с тем, что в современном мире направленность личности на достижение успеха многими учеными рассматривается как значимое условие личностного развития, а также как фактор достижения стабильности общества в целом. Также одной из важнейших целей образования и общества в целом, является воспитание успешного человека.
С середины ХХ века в психологии стала активно разрабатываться проблема успешности в рамках различных подходов: гуманистического, когнитивного, индивидуального. В рамках всех подходов успешность рассматривается как важная составляющая проблемы человека, его базовая потребность [21].
Принято выделять два основных направления в изучении данного вопроса. Первое связано с изучением условий достижения успеха и успешности в процессе самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К.Г. Юнг и др). Представители второго направления (Дж. Аткинсон, А. Бандура, У. Джемс и др.) сконцентрированы на психологическом содержании и сущности личностного успеха.
Особое внимание в рамках проблемы успешности уделяется изучению мотивации достижения, уровню притязаний, самооценки, локус-контролю, рефлексии, смысложизненных ориентаций, интеллекта (Дж. Аткинсон, А. Бандура, Р. Берне, Т. Дембо, У. Джемс, А. Комба, К.Левин, Д. МакКлелланд, Д. Райнис, Т. Роттер, Ф. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман и др).
Главную роль в воспитании ребенка играют родители. Проблемами родительства, влияния отношения, стиля воспитания на формирование личности ребенка занимались Д. Вольф, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Э. Мэин и др. Но при очень большом интересе к развитию детей в семье изучению самих родителей уделяется мало внимания. Для наиболее полного изучения детско-родительские отношения и их взаимовлияние необходимо рассмотреть семью со стороны родителя.
Мы считаем, что одним из важных факторов, определяющих влияние родителей на ребенка, является их представление о том, каким он должен быть. Во многом эти представления опираются на существующее социальное представление об успехе и успешной личности. Проблемами социальных представлении занимались в основном зарубежные авторы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, С. Москвичи и их последователи), в отечественной психологии изучением социальных представлений занимались (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, и др).
Наиболее разработанной теорией социальных представлений является концепция С. Москвичи. По мнению автора, социальные представления являются универсальной формой обыденного познания, сочетающей как когнитивный так и аффективный компоненты. Именно через социальные представления происходит познание социального мира.
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области представлений современных родителей об успешном ребенке, того какими характеристиками он должен обладать, и относительно того, каким образом развить в ребёнке эти качества. Также у нас есть предположение, что социальные представления родителей об успехе и успешности, зависят от уровня перфекционизма и и оказывают влияние на эмоциональное благополучие детей. Наши предположения подтверждают исследования Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой которые говорят о связи уровня перфекционизма и депрессивности, как одного из важнейших критериев эмоционального благополучия. Родители с высоким уровнем перфекционизма имеют высокие требования как к самому себе, так и к своим детям, формируя тем самым у них также высокий уровень притязаний и тревожность за результат, как следствие - депрессивность и отрицательный эмоциональный фон. Изучением эмоционально благополучия в рамках различных направлений занимались:
Л.В. Тарабакина и др. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной, и требует создания программы работы по коррекции социальных представлений современных родителей об успехе и успешном ребенке..
Цель исследования - на основе изучения представлений современных родителей об успешном ребёнке и особенностей эмоционального благополучия детей, составить программу психологической работы с родителями, способствующей улучшению эмоционального благополучия детей.
Объект исследования - социальные представления родителей. Эмоциональное благополучие детей.
Предмет исследования - взаимосвязь представлений об успешном ребёнке у современного родителя и эмоционального благополучия детей.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию социальных представлений в психологической науке .
2. Проанализировать трактовки понятий «успех», «успешность» в психологической науке. Рассмотреть особенности успешности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть понятие «родительство», особенности современных родителей как фактор, влияющий на успешность младших школьников.
4. Рассмотреть понятие «эмоциональное благополучие», критерии эмоционального благополучия детей.
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения представлений родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия у детей.
6. Провести эмпирическое исследование представлений родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия у детей.
7. Проанализировать результаты исследования и описать особенности представлений современных родителей об успешном ребенке, особенности эмоционального благополучия детей.
8. Проследить взаимосвязь между представлениями родителей об успешном ребенке и эмоциональным благополучием детей.
Гипотеза: социальные представления современных родителей об успешном ребенке:
1) характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами;
2) основываются на представлениях, установленных стереотипами общества;
3) взаимосвязаны с особенностями эмоционального благополучия детей;
4) могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Методы исследования:
1. Групповой ассоциативный эксперимент.
2. Метод проективного сочинения.
3. Тестирование.
4. Контент-анализ.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98, г. Красноярска в 2018 году. В качестве экспериментальной группы выступили родители учащихся 1 «В», 3 «А», 4 «А» классов, в количестве 60 человек.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Материалы работы использованы при подготовке гранта в Красноярский краевой фонд науки.
С середины ХХ века в психологии стала активно разрабатываться проблема успешности в рамках различных подходов: гуманистического, когнитивного, индивидуального. В рамках всех подходов успешность рассматривается как важная составляющая проблемы человека, его базовая потребность [21].
Принято выделять два основных направления в изучении данного вопроса. Первое связано с изучением условий достижения успеха и успешности в процессе самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К.Г. Юнг и др). Представители второго направления (Дж. Аткинсон, А. Бандура, У. Джемс и др.) сконцентрированы на психологическом содержании и сущности личностного успеха.
Особое внимание в рамках проблемы успешности уделяется изучению мотивации достижения, уровню притязаний, самооценки, локус-контролю, рефлексии, смысложизненных ориентаций, интеллекта (Дж. Аткинсон, А. Бандура, Р. Берне, Т. Дембо, У. Джемс, А. Комба, К.Левин, Д. МакКлелланд, Д. Райнис, Т. Роттер, Ф. Фридрих, Ф. Хоппе, А. Хофман и др).
Главную роль в воспитании ребенка играют родители. Проблемами родительства, влияния отношения, стиля воспитания на формирование личности ребенка занимались Д. Вольф, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Э. Мэин и др. Но при очень большом интересе к развитию детей в семье изучению самих родителей уделяется мало внимания. Для наиболее полного изучения детско-родительские отношения и их взаимовлияние необходимо рассмотреть семью со стороны родителя.
Мы считаем, что одним из важных факторов, определяющих влияние родителей на ребенка, является их представление о том, каким он должен быть. Во многом эти представления опираются на существующее социальное представление об успехе и успешной личности. Проблемами социальных представлении занимались в основном зарубежные авторы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, С. Москвичи и их последователи), в отечественной психологии изучением социальных представлений занимались (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, и др).
Наиболее разработанной теорией социальных представлений является концепция С. Москвичи. По мнению автора, социальные представления являются универсальной формой обыденного познания, сочетающей как когнитивный так и аффективный компоненты. Именно через социальные представления происходит познание социального мира.
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области представлений современных родителей об успешном ребенке, того какими характеристиками он должен обладать, и относительно того, каким образом развить в ребёнке эти качества. Также у нас есть предположение, что социальные представления родителей об успехе и успешности, зависят от уровня перфекционизма и и оказывают влияние на эмоциональное благополучие детей. Наши предположения подтверждают исследования Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой которые говорят о связи уровня перфекционизма и депрессивности, как одного из важнейших критериев эмоционального благополучия. Родители с высоким уровнем перфекционизма имеют высокие требования как к самому себе, так и к своим детям, формируя тем самым у них также высокий уровень притязаний и тревожность за результат, как следствие - депрессивность и отрицательный эмоциональный фон. Изучением эмоционально благополучия в рамках различных направлений занимались:
Л.В. Тарабакина и др. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной, и требует создания программы работы по коррекции социальных представлений современных родителей об успехе и успешном ребенке..
Цель исследования - на основе изучения представлений современных родителей об успешном ребёнке и особенностей эмоционального благополучия детей, составить программу психологической работы с родителями, способствующей улучшению эмоционального благополучия детей.
Объект исследования - социальные представления родителей. Эмоциональное благополучие детей.
Предмет исследования - взаимосвязь представлений об успешном ребёнке у современного родителя и эмоционального благополучия детей.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию социальных представлений в психологической науке .
2. Проанализировать трактовки понятий «успех», «успешность» в психологической науке. Рассмотреть особенности успешности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть понятие «родительство», особенности современных родителей как фактор, влияющий на успешность младших школьников.
4. Рассмотреть понятие «эмоциональное благополучие», критерии эмоционального благополучия детей.
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения представлений родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия у детей.
6. Провести эмпирическое исследование представлений родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия у детей.
7. Проанализировать результаты исследования и описать особенности представлений современных родителей об успешном ребенке, особенности эмоционального благополучия детей.
8. Проследить взаимосвязь между представлениями родителей об успешном ребенке и эмоциональным благополучием детей.
Гипотеза: социальные представления современных родителей об успешном ребенке:
1) характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами;
2) основываются на представлениях, установленных стереотипами общества;
3) взаимосвязаны с особенностями эмоционального благополучия детей;
4) могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Методы исследования:
1. Групповой ассоциативный эксперимент.
2. Метод проективного сочинения.
3. Тестирование.
4. Контент-анализ.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98, г. Красноярска в 2018 году. В качестве экспериментальной группы выступили родители учащихся 1 «В», 3 «А», 4 «А» классов, в количестве 60 человек.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Материалы работы использованы при подготовке гранта в Красноярский краевой фонд науки.
Проблема социальных представлений уже на протяжении многих десятилетий является актуальной и живо обсуждается в рамках различных наук.
Традиция изучений представлений человека в психологии и социологии была заложена уже относительно давно, однако активное развитие этой проблемы началось лишь после того, как на нее обратила внимание французская школа социальных представлений С. Московичи.
В последнее время этой проблеме посвящаются новые работы, исследующие сущность социального представления, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Социальное представление возникает в процессе коммуникации между людьми. Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя в социальной группе. Также на социальное представление влияют СМИ и различные литературные произведения.
В работе были рассмотрены различные подходы к понятию успех, особенности современного родительства и представлений современного родителя об успешном ребенке, понятие эмоционального благополучия, приемы работы со взрослыми по коррекции социальных представлений.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали групповой ассоциативный эксперимент, метод проективного сочинения, тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представления современных родителей об успешном ребенке характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами.
В ходе исследования было определено, что более чем у половины детей (53,3%) средний уровень эмоционального благополучия, что говорит о ситуативности и зависимости эмоций ребенка от влияния окружающих.
В результате сопоставления уровня социальных представлений родителей об успешном ребенке и уровня эмоционального благополучия младших школьников, была подтверждена гипотеза о взаимосвязи уровня представления родителей и эмоционального благополучия детей. Это подтверждает необходимость работы по коррекции представлений современных родителей об успешном ребенке, которая будет способствовать развитию позитивного дифференцированного социального представления об успешном ребенке.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социально - психологических особенностей развития социальных представлений современных родителей, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы развития социальных представлений родителей, возможности использования результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием социальных представлений у родителей об успешном ребенке, а также родителями и студентами, интересующимися данной проблемой.
Традиция изучений представлений человека в психологии и социологии была заложена уже относительно давно, однако активное развитие этой проблемы началось лишь после того, как на нее обратила внимание французская школа социальных представлений С. Московичи.
В последнее время этой проблеме посвящаются новые работы, исследующие сущность социального представления, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Социальное представление возникает в процессе коммуникации между людьми. Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя в социальной группе. Также на социальное представление влияют СМИ и различные литературные произведения.
В работе были рассмотрены различные подходы к понятию успех, особенности современного родительства и представлений современного родителя об успешном ребенке, понятие эмоционального благополучия, приемы работы со взрослыми по коррекции социальных представлений.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали групповой ассоциативный эксперимент, метод проективного сочинения, тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представления современных родителей об успешном ребенке характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами.
В ходе исследования было определено, что более чем у половины детей (53,3%) средний уровень эмоционального благополучия, что говорит о ситуативности и зависимости эмоций ребенка от влияния окружающих.
В результате сопоставления уровня социальных представлений родителей об успешном ребенке и уровня эмоционального благополучия младших школьников, была подтверждена гипотеза о взаимосвязи уровня представления родителей и эмоционального благополучия детей. Это подтверждает необходимость работы по коррекции представлений современных родителей об успешном ребенке, которая будет способствовать развитию позитивного дифференцированного социального представления об успешном ребенке.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социально - психологических особенностей развития социальных представлений современных родителей, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы развития социальных представлений родителей, возможности использования результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием социальных представлений у родителей об успешном ребенке, а также родителями и студентами, интересующимися данной проблемой.
Подобные работы
- Особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



