Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КАНУН И В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ РФ И ПОЛЬШИ

Работа №156763

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ основных концепций российской и польской историографии по объекту исследования 9
1.1. Подходы отечественных историков к теме советско-польских
отношений в канун и в начале ВМВ 9
1.2. Подходы польских историков к теме советско-польских отношений в
канун и в начале ВМВ 17
ГЛАВА 2. Сравнение содержания российских и польских учебников по объекту исследования 24
2.1. Отражение советско-польских отношений в канун и в начале ВМВ на
страницах современных российских учебников по истории 24
2.2. Отражение советско-польских отношений в канун и в начале ВМВ на
страницах современных польских учебников по истории 35
2.3. Государственная политика в области преподавания истории в школьной
программе в Польше и РФ 43
2.4. Методология освещения советско-польских отношений в канун и в
начале ВМВ по ИКС 48
Заключение 61
Список источников и литературы 64
Приложения

Советско-польские отношения конца 30 годов прошлого столетия, сложно охарактеризовать однозначно. Десятилетие государства встретили потеплением к друг другу, 15 июня 1935 года между странами был подписан Договор о дружбе и торговом сотрудничестве, а через полгода подписали и Договор о ненападении. К середине десятилетия поляки пошли на сближение с Германией, которая уже не скрывала планов по расширению своего «жизненного пространства». 26 января 1934 года страны подписали договор он ненападении на 10 лет, а 4 ноября следующего года Соглашение об экономическом сотрудничестве. Во второй половине 30-х Польша успеет оккупировать часть Тешинской области, уничтоженной «Мюнхенским сговором» Чехословакии и вновь пойти на сближение с Англией и Францией после отказа Гитлеру в передаче Данцига. А в это время, в Москве, уже засыхали чернила на советско-германском пакте о ненападении, который приведет к очередной потере польским государством суверенитета.
В настоящее время официальные точки зрения государств отличаются по многим аспектам. На них, вне сомнений, влияют конфликтные события прошлого, в том числе и относительно недавнего, такие как, например, изменение даты празднования Дня народного единства в РФ с 7 ноября, дня отмеченного в истории России Октябрьской революцией 1917, на 4 ноября, день, когда России удалось положить конец польской интервенции. Или вспомним крушение в 2010 года польского лайнера под Смоленском, перевозившем на своем борту четверть политического руководства страны и дискуссии, получившие свое развитие на этой почве. То, как развиваются в настоящее время отношения нашей страны с Украиной и Белоруссией, вероятно, также окажет свое влияние на современную трактовку российско-украинских, российско-белорусских и российско-польских отношений. Все эти события безусловно, должны будут зафиксированы в школьных курсах истории наших стран, ну а их влияние на интерпретацию прошлого представляет для нас большой исследовательский интерес уже сейчас.
В качестве объекта исследования в данной работе были взяты советско- польские отношения конца 30-х годов прошлого века. Отражение советско- польских отношений в канун и начале второй мировой войны на страницах учебных материалов России и Польши выступит предметом нашего внимания.
Перед нашей работой ставится ряд задач. Во-первых, это анализ основных концепций российской и польской историографии по объекту исследования. Кроме того, нам предстоит рассмотреть содержание российских и польских учебников, а также на их основе, сравнить трактовку рассматриваемых событий школьными курсами стран. Помимо материалов учебников и историографических источников, нам также предстоит обратиться к проекту историко-культурного стандарта, на соответствие рекомендациям которого будет проверена взятая в рамках нашего исследования школьная литература. В завершающей части исследования вооружившись принципами того же проекта ИКС, мы проверим, содержимое польских источников на предмет допустимого заимствования информации и ее дальнейшего применения в курсе отечественной истории. Наконец, на основе полученных данных, опираясь на вышеупомянутый нормативный документ, мы предпримем попытку создания урока с применением элементов польской школьной программы.
Таким образом структура данной работы будет выстроена следующим образом. Изначально, в первой главе, мы познакомимся с подходами отечественных историков к объекту исследования. Мы обратимся к трудам таких ученых как доктор исторических наук Михаил Мельтюхов, посвятивший множество работ военно-политическим проблемам российского государства; доктор исторических наук Олег Будницкий, специализирующийся на российской истории второй половины XIX-XX веков; доктор исторических наук Александр Чубарьян, являющийся специалистом в истории международных отношений; Доктор исторических наук, член Академии военных наук Михаил Семиряга, в качестве демонстрации альтернативной точки зрения, в конце параграфа мы разместили концепцию ведущего научного сотрудника РИИ Елены Яковлевой. Второй параграф первой главы посвящен подходам к теме исследования таких польских историков как профессор Ягеллонского университета Анджей Новак; директор Центра польско-российского диалога и согласия Лукаш Адамский; доктор исторических наук Эугениуш Дурачински; Директор Польского института международных дел Славомир Дембски, завершим главу оригинальным подходом историка Петра Зыховича.
Далее, во второй главе, мы рассмотрим, как поднятые в исследовании события изложены на страницах современных учебников России и Польши. После чего, беря во внимание факт подконтрольности содержимого учебной литературы государством, мы сравним официальные точки зрения двух стан. Выявив различия и сходства государственных подходов, мы обратимся к проекту историко-культурного стандарта, через призму которого выявим недосказанность в параграфах российских изданий, а также потенциал заимствования элементов содержимого польских учебников для дальнейшего применения в нашей системе обучения. Обременившись результатами проделанной работы, в завершающей части исследования мы попытаемся составить конспект урока, с применением польской историографии.
В заключении мы подведем итоги проведенной работы и постараемся оценить дальнейшие возможные направления исследования.
Несмотря на территориальные масштабы, охватываемые внешней политикой правительств советского и польского государств, территориальные рамки исследования не выйдут за границы Восточной Европы.
Хронологические рамки работы находятся между датой подписания Мюнхенского соглашения (29 сентября г.) и датой подписанием советско- немецкого «Договора о дружбе и границах» (29 сентября 1939г.).
Принципы исследования:
1) Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой данной работы. При работе с материалами мы старались учитывать причины и следствия тех или иных событий, брать в расчет их оценку современниками и современными историками.
2) Принцип объективности, именно им мы будем руководствоваться при работе над данным исследованием, несмотря на сложившуюся политическую обстановку и спорное совместное прошлое.
Перечислим методы исследования: дедуктивная логика поможет на основе рассмотренных учебников России и Польши сделать общий вывод об официальных позициях стран в отношении рассматриваемых событий. Анализ статей позволит нам выйти за рамки изучения тематической литературы, узнать частные взгляды, тем самым рассмотреть объект исследования шире. Используя индуктивный метод в практической части работы, путем рассмотрения отдельных элементов польской историографии, мы сможем сделать выводы о ее комплексном применении в курсе отечественной истории. Прибегнув к анализу нормативно-правовых документов, мы выявим необходимые требования для осуществления собственной попытки создания конспекта урока. Применению методики сравнения событий происходящих одновременно на польских и советских землях поспособствует метод синхронности. Ну и прежде всего, для соответствия исследования самой ее сути, нам потребуется исторический метод.
Целью данной работы является выделение особенностей преподавания исследуемой темы в России и Польше для попытки разработки нового подхода преподавания в соответствии с проектом ИКС. Стоит отметить, что такая попытка проводится впервые.
Существенный вклад в изучение проблемы двусторонних отношений Советского Союза и Второй Речи Посполитой рассматриваемого периода на поприще отечественной историографии внесли Будницкий О. В, Мельтюхов М. И., Чубарьян А. О. и др. Известные труды по объекту исследования в Польше принадлежат перу Адамского Л., Новака А., Дембский С. Эугениуш Дурачински. своими совместными работами с российскими коллегами приложил немало усилий в направлении разработки единой российско-польской исторической концепции.
В последние годы, интерес к теме освещения советско-польских отношений школьными учебниками получил свое продолжение в трудах Бехтеновой Е. Ф., Барановского В. Г., Вершинина А. О., Огановской И. С., Корнат М. и др. Однако, в таких трудах отечественная и польская концепции, зачастую рассматриваются отдельно и не получают своего прямого сравнения. Тема положении проекта ИКС, ввиду его сравнительно недавнего выпуска, в работах авторов нами встречена не была, что, во многом, определило под собой необходимость проведения исследования в данной области. На страницах учебных изданий советско-польские отношения рассматриваются, как правило, в контексте общеевропейской политики или как одна из составных частей борьбы СССР за создание коллективной безопасности. В школьном курсе Польши политика, проводимая польским правительством в конце 1930-х гг., получила название политики «равновесия», в которой СССР играл одну из центральных ролей.
Теоретическая база данного исследования включает в себя работы российских и иностранных исследователей. Среди отечественных авторов отметим Бухараева В. М., Вашика К., Шнейдера М. Я. Среди зарубежных авторов нужно выделить Новака А., Вишневского А., Дурачниского Э.
Методологическая база исследования опирается на использование положений проекта ИКС.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя Резолюцию польского Сейма от 23.09.2009 г., проект историко-культурного стандарта, резолюция Европарламента от 17.09.2019. В настоящее время, существующие разногласия между Россией и Польшей привели МИДы наших стран к непримиримым позициям по вопросам совместного прошлого. Официальные точки зрения государств и раньше имели большие разногласия. Их устранению способствовала совместная деятельность историков с обеих сторон. Но сейчас, на государственном уровне такая работа прервана. Это коснулось и педагогической науки, так доминирующая позиция руководства стран, через труды историков формирует новую образовательную концепцию. Попыткой такой концепции нашего правительства является проект ИКС, рекомендации которого будут рассмотрены в данном исследовании. Насколько, современные учебники выполняют возложенные на них новой концепцией задачи, отчасти предстоит выяснить в данной работе, что, несомненно, придает нашей работе особую актуальность, так как это позволит внести небольшую лепту в упрощение объективных сложностей в преподавании предмета истории.
Мир изменился, в руки потомков попадают новые учебники, которые пишутся на фоне постоянного изменения политических мнений. Таким образом, наше исследование может оказаться полезным для выявления различий во взглядах на историю, изучаемую в средней школе России и Польши, а также для выявления забытых или же упущенных в школьном курсе истории фактов.
Данная работа содержит в себе информацию о различных подходах к теме объекта как отечественных историков, так и польских, а анализ содержимого школьной литературы двух стран позволяет увидеть точку зрения близкую к государственной. Тем самым, данное исследование может оказаться полезным как учителям, освещающим данный период в курсе программы истории, так и их учащимся, что придает ему особую практическую значимость.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из проделанной работы, мы хотим отметить, что даже при наличии непрекращающихся споров между представителями отечественной и польской концепций, мы не находим существенных поводов для столь бескомпромиссных разногласий. На наш взгляд, позиции двух стран хоть и подходят к интерпретациям событий прошлого по-разному, но взаимоисключающих аспектов в официальной трактовке государств нам найти не удалось. Страны признают одни и те же события, но поддают их собственному толкованию, ввиду чего появляются такие локальные термины как «Мюнхенский сговор» или «Четвертый раздел Польши».
Историческая наука многолика. На любое мнение найдется своя концепция. Проанализировав труды отечественных ученых, мы видим принципиально разные позиции, от называющего вступление Красной Армии на польскую территорию 17 сентября 1939 «миротворческой миссией» Михаила Мельтюхова, до считающего данный поход самой большой ошибкой советского руководства Олега Будницкого. В таких условиях появление нормативного документа, призванного создать концепцию единого учебника по истории был только вопросом времени.
В отличии от своих российских коллег большинство польских историков имеют солидарное мнение, называя действия СССР в 1939 году агрессивными. Так Анджей Новак, выражая позицию большинства, называет совместные советско- немецкие действия против Польши разделом, приведшим к началу Второй мировой войны. Преобладание такой концепции в польской историографии объясняется ее поддержкой на государственном уровне. Польский Сейм еще в 2009 году, задолго до начала разработки нашего проекта историко-культурного стандарта принял резолюцию, уравнивающий вклад СССР И Германии в развязывании второй мировой войны. Позднее подобный документ, с более сдержанными формулировками был принят на уровне Европарламента.
Мы хотим заметить, что несмотря на существенные разногласия в официальных позициях двух государств на предмет прошлого, совместная работа по консолидации позиций между российскими и польскими историками все же ведется, пусть и не в тех масштабах, что ранее. И безусловно именно объединенными усилиями ученых с обеих сторон, отказавшись от черно-белого подхода и ставя во главу угла понимание национальных интересов, которыми руководствовались правительства тех лет, Россия и Польша придут к компромиссу.
В процессе анализа объема и содержания сведений об отношениях Польши и России в наших учебниках по истории, наиболее комплексный подход нам удалось обнаружить только в одном издании. Учебник под редакцией О. В. Волобуева ведя общую линию повествования, схожую со всей линейкой рассмотренной учебной литературы, по большинству неоднозначных моментов имеет авторский комментарий, из которого можно познакомиться с позицией других сторон. От остальных изданий хотелось бы видеть меньше оправданий захватов со стороны СССР, меньше характеристик, описывающих Россию как побеждающее всех государство.
В стане польских учебников дела обстоят еще более односторонне. Авторы рассмотренных нами издании, не замечая альтернативные точки зрения, в освещении советско-польских отношений, крайне часто обращаются к таким терминам как «война», «вторжение», «оккупация», «раздел», «влияние», «экспансия» и т. д. Упоминания о российском государстве, в основном, оценочны и носят негативную окраску. Завершая рассмотрение школьных учебников, можно с уверенностью сделать вывод о том, что учебные издания, как польские, так и отечественные, в полной мере отражают в себе идеологию настоящего времени.
На момент написания этой работы, историко-культурного стандарта как единого, принятого документа не существует. Но его предварительный проект уже влияет на содержание школьной литературы. В регламентации освещения «польского вопроса» ИКС не многословен. Четких требований по изложению там немного, но даже они не все соблюдаются в рассмотренных учебниках. Например, ответ на «трудный вопрос» (специальный блок ИКС) о вине СССР в развязывании войны и советской агрессии 1939года присутствует только в одном из четырех рассмотренных изданий. Общие же требования к учебникам, такие как «отказ от евроцентризма» или «прослеживание в динамике процессов обретения культурной идентичности стран и народов мира» мы находим довольно обтекаемыми. Несмотря на это, мы считаем, что со своей задачей историко-культурный стандарт справляется. Ему удается формировать рамки, ограничивающие линию повествования, но рамки эти, стоит отметить, позволяют авторам учебников достаточно вариативно подходить к своей работе.
Как было замечено выше, формулировки в польской историографии сильно отличаются от российской, некоторые из них вступают в противоречие с положениями проекта ИКС, ввиду чего включение многих фрагментов из польских источников в российский курс истории возможным не представляется. Однако, их частично можно осветить в рамках ответа на вопросы блока «трудные вопросы истории», чем мы и воспользовались при проектировании конспекта урока, который ввиду ввода новой составляющей вышел более информативным и, на наш взгляд, более комплексным в раскрытии сути исторического процесса.
В контексте возможного развития данного исследования мы считаем необходимым расширение линейки школьной литературы и выход за рамки советско-польских отношений, что позволит дать учебникам более комплексную характеристику. Также мы находим важным проанализировать больше работ историков с обеих сторон, чтобы работа была более полна на исторические факты. Безусловно, проделанный объем работы - это всего лишь первый шаг и далее мы бы хотели провести анализ учебников различных эпох, времен СССР и царской России, что позволило бы нам проследить преемственность толкования событий между дореволюционной советской и постсоветской учебной литературой.



1. Адамский Л. Архаичный синтез. Польша в ХХ веке. Очерки политической истории. - М.: Вече, 2012. - 952 с.
2. Анджей Новак: «Мы в Польше сожалеем, что в российской исторической политике Россия полностью отождествляется с Советским Союзом» // Историческая экспертиза URL: https://istorex.ru/New_page_12(дата обращения: 27.03.2021).
3. Бехтенова Е. Ф. Исторические сюжеты и методические доминанты в вопросах взаимоотношений России и Польши на страницах современных польских школьных учебников истории // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №1. - С. 114-119.
4. Бухараев В. М Что такое наш учебник истории. Идеология и назидание в языке и образе учебных текстов. // Историки читают учебники истории. - М.: АИРО-XXI, 2012. - С. 52-57.
5. Вашик К. Новая история в старом одеянии // Историки читают учебники истории. - М.: АИРО-XXI, 2012. - С. 64-68.
6. Военные истории и польские историки // Эхо Москвы URL: https://echo.msk.ru/programs/victory/2169914-echo/(дата обращения: 30.03.2021).
7. «Война интерпретаций истории» Что в Польше думают о России,
СССР, Сталине и Второй мировой войне. Интервью историка Лукаша Адамского // ZNAK URL: https://www.znak.com/2020-01-
17/chto_v_polshe_dumayut_o_rossii_sssr_staline_i_vtoroy_mirovoy_voyne_intervyu_i storika_lukasha_adamsko (дата обращения: 29.03.2021).
8. Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю., История России. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021. - 127 с.
9. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX — начало XXI века. - М.: Русское слово, 2013. - 400 с.
10. Дембски С. Между Берлином и Москвой. Германо-советские отношения в 1939-1941 гг. - М.: Политическая энциклопедия, 2018. - 834 с.
11. Дурачински Э. Советско-польские отношения в политических условиях Евро-пы 30-х годов ХХ столетия: Сборник статей. - М.: Наука, 2004. - 232 с.
12. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX — начало XXI века. - М.: Русское слово, 2014. - 448 с.
13. Загладин Н. В., Симония Н. А. История России и мира в XX — начале XXI века. - 2-е изд. - М.: Русское слово, 2011. - 432 с.
14. Мельтюхов М. И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918—1939 гг. - М.: Вече, 2001. - 666 с.
15. «Немцы очень ждали, когда СССР наконец вступит в войну» Историк Олег Будницкий — о вторжении Красной армии в Польшу 80 лет назад // Медуза URL: https://meduza.io/feature/2019/09/17/nemtsy-ochen-zhdali-kogda-sssr-nakonets- vstupit-v-voynu(дата обращения: 04.03.2021).
16. Олобуев О. В., Карпачев С. П., Романов П. Н. История России. Начало XX — начало XXI века. - М.: Дрофа, 2016. - 111 с.
17. Пакт о ненападении: чья это победа? / Редакция // Youtube URL: https://www.youtube.com/watch?v=2lhOqSIzafA(дата обращения: 07.03.2021).
18. Польский историк о самом грустном факте в отношениях с СССР //
Русская служба BBC URL:
https://www.bbc.com/russian/international/2009/08/090827_nowak_interview(дата обращения: 28.03.2021).
19. Путин В. В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим // Российская Газета. - 2020. - 19. 06.- Ст. 133
20. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории 2013 г. - с изм. и допол. в ред. от 30.10.2019.
21. Россия в польских учебниках истории // Polonica URL: https://polonica.ru/node/126(дата обращения: 30.03.2021).
22. Ambasador Czech: Lech Kaczynski postawil kropkc nad "i" URL: https://www.newsweek.pl/polska/ambasador-czech-lech-kaczynski-postawil-kropke- nad-i/czs02hs(дата обращения: 09.04.2021).
23. Семиряга М. И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941 гг. - М.: Вече, 2007. - 416 с.
24. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. История. Всеобщая история. Новейшая история. - М.: Просвещение, 2019. - 352 с.
25. Торкунов А. В, Ротфельд А.Д Белые пятна - черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 823 с.
26. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - 2-е изд. - М.: Книжный Клуб, 2010. - 449 с.
27. Чубарьян А. О Мир в XX веке. - М.: Наука, 2001. - 487 с.
28. Чубарьян А. О. Канун трагедии: Сталин и международный кризис. Сентябрь 1939 — июнь 1941 года. - М.: Наука, 2008. - 486 с.
29. Шнейдер М. Я. Современный учебник истории в роли инструмента формирования исторического сознания школьников // Историки читают учебники истории. - М.: АИРО-XXI, 2012. - С. 79-88.
30. Яковлева Е. В. Польша против СССР 1939-1950 гг.. - М.: Вече, 2007. - 151 с.
31. European Parliament resolution of 19 September 2019 on the importance of European remembrance for the future of Europe от 19.09.2019 № RC-B9-0097/2019
32. Roszak S., Klaczkow J. Poznac przeszlosc. Wiek XX. Podr^cznik do historii dla szkol ponadgimnazjalnych. Zakres podstawowy. - Klaczkow: Nowa Era, 2016. - 525 s.
33. Sniegocki R., Agnieszka Zielinska Wczoraj i dzis. Podr^cznik do historii dla szkoly podstawowej. - Klaczkow: Nowa Era, 2018. - 272 s.
34. Stola D. Historia. Wiek XX Podr^cznik do historii dla szkol ponadgimnazjalnych. Zakres podstawowy. - Krakow: Nowa Era, 2013. - 486 с.
35. Tyszkiewicz J., Czapiewski E. Historia powszechna. Wiek XX. - Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2014. - 272 s.
36. Uchwala Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 23 wrzesnia 2009 r. upami^tniajqca agresj? Zwiqzku Radzieckiego na Polsk? 17 wrzesnia 1939 r. od 01.10.2010.
37. Zychowicz P. Pakt Ribbentrop-Beck czyli jak Polacy mogli u boku III Rzeszy pokonac Zwiqzek Sowiecki. - Warszawa: Rebis, 2012. - 232 s.
38. Zamoyski A. Warszawa 1920. Nieudany podboj Europy. Kl?ska Lenina - Krakiw, 2009. 289 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ