ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП 6
1.1 ДЦП. Особенности, виды и факторы развития 6
1.2 Инклюзивное образование. Плюсы и минусы 11
1.3 Тьютор и его роль в системе образования. Методики обучения 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЦП НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Проблематика обучения детей с ДЦП на уроке технологии 25
2.2 Методические рекомендации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. В настоящее время по закону об образовании дети с Детским Церебральным Параличом (ДЦП) допускаются к обучению в классах со здоровыми детьми по одной учебной программе для всех обучающихся, так как данная форма отклонения является нормой и умственные способности у учащихся с ДЦП не нарушены. Но, к сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья не способны усваивать учебный материал с той же скоростью и эффективностью, что и здоровые дети, а некоторые педагоги просто не готовы уделять особое внимание таким ученика. Им нужно больше времени и сноровки для выполнения практической работы, что является основным видом деятельности на уроках технологии.
В связи с отставанием по учебной программе как у ребёнка с ДЦП могут развиться психологические проблемы, из-за возможной травли со стороны одноклассников, так и у учителя возникают сложности с общей успеваемостью класса. Одним из вариантов выхода из данной проблемы будет приглашение в класс тьютора - специалиста, способного включить ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Такой человек способен создать для ученика все необходимые условия для успешной работы на уроке.
Также есть второй вариант решения проблемы с успеваемостью детей с ДЦП на уроках технологии - это разработка плана - конспекта урока с учётом особенностей таких детей. В данном случае на учителя возлагается дополнительная ответственность, так как разработка данных конспектов осуществляется самими учителями и ФГОС не обеспечивает преподавателей методическими рекомендациями по построению урока с учётом особенностей детей с ДЦП.
Исходя из вышесказанного тема дипломной работы «Разработка методический рекомендаций по обучению детей с детским церебральным параличом на уроках технологии на примере плана конспекта урока» актуальна.
Цель: выявить особенности обучения детей с ДЦП на уроках технологии, а также проанализировать и разработать план-конспекты урока и методические рекомендации с учетом данных особенностей.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей педагогической поддержки детей с детским церебральным параличом (ДЦП) на уроках технологии.
2. Проанализировать эффективность индивидуализированного подхода к обучению детей с ДЦП на уроках технологии.
3. Проанализировать методы обучения детей с ДЦП, применяя технологические подходы и стандартные методики обучения.
4. Изучение психологических и социальных аспектов обучения детей с ДЦП на уроках технологии, включая особенности взаимодействия с окружающими.
5. Выявить преимущества и недостатки обучения детей с ДЦП в одном классе со здоровыми детьми.
Проблема исследования заключается в отсутствии дополнительной к основной учебной программы для детей ДЦП, которая служила бы вспомогательной опорой для молодых специалистов, не имеющих опыта работы с детьми, в том числе детей с ДЦП.
Методы исследования: общетеоретический (анализ научно- методической литературы); эмпирический (наблюдение, обобщение опыта в исследовании выделенной проблемы)
Научная новизна исследования: выделены методические рекомендации и примеры дидактических материалов для молодых педагогов
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации послужат опорой для молодых педагогов в вопросах грамотного проектирования уроков по технологии при наличии в классе ребенка с особыми возможностями здоровья
На защиту выносятся следующие положения:
1. основные факторы обучения детей с особыми возможностями здоровья
2. главные проблемы обучения детей с ДЦП на уроках технологии, некомпетентность педагогов в вопросах организации их деятельности
3. разработанные методические рекомендации и дидактические материалы, а также пример плана конспекта урока с учётом организации деятельности ученика с ДЦП на уроке технологии
Объект исследования: обучение детей с ДЦП на уроках технологии
Предмет исследования: образовательная программа и условия обучения детей с ДЦП
Гипотеза исследования: повысить эффективность современной образовательной программы путем разработки методических рекомендаций и дидактических материалов по технологии с учётом особенностей детей с ДЦП
В проведенном исследовании были отражены особенности обучения и преподавания уроков технологии для детей с Детским Церебральным Параличом.
В процессе исследования был проведен анализ исторической, научной и научно-методической литературы, в ходе которого была выявлена история возникновения ДЦП, понятия тьюторства и его роли в интеграции ученика в образовательную среду, а также понятие инклюзивного образования, его преимуществ и недостатков.
В рамках исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучены особенности педагогической поддержки детей с Детским Церебральным Параличом на уроках технологии;
2. Проанализирована эффективность индивидуального подхода к обучению детей с ДЦП на уроках технологии;
3. Проанализированы методы обучения детей с ДЦП, применяя технологические подходы и стандартные методики обучения;
4. Изучены психологические и социальные аспекты обучения детей с ДЦП на уроках технологии, включая особенности взаимодействия с окружающими;
5. Выявлены преимущества и недостатки обучения детей с ДТ ТП в одном классе со здоровыми детьми.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута - выявлены особенности обучения детей с ДЦП, разработаны опорные план- конспекты уроков и составлен список методических рекомендаций по грамотному обучению детей с ДЦП на уроках технологии.
В процессе исследования был сделан вывод: выдвинутая гипотеза, которая гласит “повысить эффективность современной образовательной программы путем разработки методических рекомендаций и дидактических материалов по технологии с учетом особенностей детей с ДЦП”, может быть окончательно подтверждена при дальнейшей работе в рамках данного исследования.
Использование представленных методик поможет молодым специалистам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также поможет улучшить современную образовательную программу, сделать ее наиболее эффективной для учеников и вспомогательной для педагогов.
1. Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.
2. Бабушкина Наталья Николаевна Тьюторское сопровождение проектной деятельности на уроках технологии // International scientific review. 2016. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/tyutorskoe-soprovozhdenie- proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-tehnologii(дата обращения: 17.02.2024).
3. Бакунова И.В., Морозова К.С. РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ / Бакунова И.В., Морозова К.С. [Текст] // МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ: НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ. — Липецк:Научное партнерство "Аргумент" , 2015. — С. 91-94.
4. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: учеб, пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 295 с.
5. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ - СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) [Текст] / Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. // Русский Медицинский Журнал. — 2012. — № 8. — С. 401-405.
6. Бородкин Д.В. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ / Бородкин Д.В. [Текст] // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. — УфаЮбщество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. —С. 142-144.
7. Буслаева Е. Н., Столчнева Е. А. Становление инклюзивного образования: взгляд изнутри // European research. 2015. №9 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-vzglyad- iznutri(дата обращения: 17.02.2024).
8. Ведихова Д. С. Развитие инклюзивного образования в России // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii(дата обращения: 17.02.2024).
9. Добрынина Е. А. Физическая реабилитация детей с ДЦП // Вестник
науки и образования. 2018. №4 (40). URL:
https://cyberleninka.ru/article/ri/fizicheskaya-reabilitatsiya-detey-s-dtsp(дата обращения: 12.03.2024).
10. Дорохин Ю.С. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ [Текст] / Дорохин Ю.С. // СБОРНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ НИЦ СОЦИОСФЕРА. — 2020. — № 35. — С. 31 -33.
11. Ганина Е.С., Чернов Г.Н. ПРИЧИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЦП У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Российский педиатрический журнал. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/prichiny-realizatsii-dtsp-u-detey- rannego-vozrasta(дата обращения: 17.02.2024).
12. Говорова Н.В. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ [Текст] / Говорова Н.В. // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ. — 2022. — № 36. — С. 119-123.
13. Ганджалиев Э.М., Дорохин Ю.С., Сергеева А.В., Сергеев А.Н АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ / Дорохин Ю.С., Ганджалиев Э.М., Сергеева А.В., Сергеев А.Н [Текст] // МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. — УфаЮбщество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2021. — С. 169-170.
14. Зилола Ф. М., Малика Ш. И. Детский церебральный паралич и факторы риска его возникновения // Science and Education. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/detskiy-tserebralnyy-paralich-i-faktory-riska-ego- vozniknoveniya(дата обращения: 17.02.2024).
15. Кондронкина Р.С., Агавелян O.K. ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ / Кондронкина Р.С., Агавелян О.К. [Текст] // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. — Новосибирск: Инновационный центр развития образования и науки, 2018. — С. 25-28.
16. Кретинина Е.В., Савина Н.Н. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТЬЮТОРСТВА В РОССИИ / Кретинина Е.В., Савина Н.Н. [Текст] // ЛУЧШИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. — 2024Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИН Ивановская И.И.), 2024. — С. 51- 54.
17. Левченкова В.Д., Титаренко Н.Ю., Батышева Т.Т., Чебаненко Н.В. ВНУТРИУТРОБНАЯ ИНФЕКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА [Текст] / Левченкова В.Д., Титаренко Н.Ю., Батышева Т.Т., Чебаненко Н.В. // ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ. — 2017. — № 3 (31). — С. 14-21.
18. Лепешев Д. В., Алхатова Т. С., Курбанали 3. М. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // HHP/S&R. 2022. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/lichnostno-orientirovannyy-podhod-i-ego- osobennosti-v-inklyuzivnom-obrazovanii(дата обращения: 17.02.2024).
19. Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 256 с. URL: https://pedlib.ru/(дата обращения: 20.12.2023).
20. Павлова М.В. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ [Текст] / Павлова М.В. // ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. — 2020. — № 2 (8). — С. 160-162.
21. Петрова О.С. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. 2023. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah- razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya(дата обращения: 17.02.2024).
22. Рябова М.И. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ / Рябова М.И. [Текст] // ШКОЛА КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. — Волгоград:Волгоградский государственный технический университет, 2019. — С. 312-314.
23. Савельева Елена Викторовна ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ // Интерактивная наука. 2018. №7 (29). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey- s-ovz-v-inklyuzivnoy-shkole(дата обращения: 19.05.2024).
24. Сагитова Д. Э. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ // Глобальная экономика и образование. 2023. №3. URL: https.7/cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy- analiz-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-germanii(дата обращения: 17.02.2024).
25. Сагоякова Н. Ф., Поваляева Г. А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2022. №2 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya- stanovleniya-inkly uzivnogo-obrazovaniya-za-rubezhom (дата обращения: 02.03.2024).
26. Сырвачева Лариса Анатольевна, Зазулина Виктория Владимировна Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности // The Newman in Foreign policy. 2017. №37 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/vklyuchenie-detey-s-detskim-tserebralnyin- paralichom-v-klassy-inklyuzivnoy-napravlennosti(дата обращения: 12.03.2024).
27. Ткаченко Е. С., Голева О. П., Щербаков Д. В., Халикова А. Р. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (обзор) // МиД. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/detskiy-tserebralnyy- paralich-sostoyanie-izuchennosti-problemy-obzor(дата обращения: 23.03.2024).
28. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. — Текст: электронный // infourok [сайт]. — URL: https://infourok.ru/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s- ovz-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-realizuyuschih-inklyuzivnuyu-praktiku- 1385466.html(дата обращения: 12.02.2024)
29. Феталиева Л.П., Расулова А.И. Эстетико-педагогические условия в системе инклюзивного образования младших школьников // Вестник СПИ. 2016. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/estetiko-pedagogicheskie- usloviya-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 17.02.2024).
30. Черепкова Н. В., Смуглиенко А. В. Инклюзивное образование //
Science Time. 2015. №11 (23). URL:
https.7/cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie(дата обращения: 11.03.2024).