Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности произносительной стороны речи второклассников с III степенью тугоухости

Работа №156754

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ 7
1.1 Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе у детей с
сохранным слухом 7
1.2 Особенности произносительной стороны речи у слабослышащих детей 10
1.3 Содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у слабослышащих детей 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 21
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости 21
2.2 Анализ результатов исследования произносительной стороны речи у
второклассников с III степенью тугоухости 26
2.3 Методические рекомендации по преодолению нарушений
произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости 37
Заключение 45
Список литературы 47

Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации") психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Следовательно, логопед может оказывать сопровождение детям из любой нозологической группы: с расстройством поведения и общения; с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно-двигательного аппарата; с отсталостью умственного развития; с задержкой психического развития. Из этого следует, что актуальным является вопрос о различиях в содержании работы логопеда с разными группами детей с ОВЗ.
Одним из направлений логопедической работы является работа над произносительной стороной речи, в том числе и с детьми с нарушениями слуха. Рассмотрением данного вопроса занимались следующие авторы: Левина Р.Е., Быкова Л.М., Головчиц Л.А., Леонгард Э. И., Назарова Л.П., Нейман Л. В., Рау Ф.Ф., Шматко Н.Д. и другие. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения детей с нарушениями слуха и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи. Однако, эти авторы рассматривали данный вопрос с точки зрения сурдопедагогики. Сегодня этими компетентностями должен владеть и современный логопед. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы: «Особенности произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических методов и средств, способствующих формированию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Объект исследования: произносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности произносительной стороны речи второклассников с III степенью тугоухости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у второклассников с третьей степенью тугоухости будут выявлены особенности произносительной стороны речи. Данные особенности, по-нашему предположению будут заключаться в: нарушении внятности и интонационной стороны речи; дефектах звукопроизношения; нарушениях речевого дыхания и голоса.
Цель исследования: составить методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости.
В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости и их анализ.
3. Подбор методов и средств коррекционной работы над произносительной стороной речи для логопедов массовых образовательных учреждений.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии об единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Лурия А.Р., Левина Р.Е.), исследования отечественных авторов в области сурдопедагогики (С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Л.П. Носкова).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические методы: анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской и психолого - педагогической документации на детей; так и эмпирические: констатирующий эксперимент.
Метод качественного анализа результатов заключается в описании особенностей речевого дыхания, словесного и логического ударений, голоса, темпа, внятности речи, усвоения правил орфоэпии.
Методы количественного анализа результатов заключается в определении процентного соотношения результативности в группе обследуемых по разделам диагностики произносительной стороны.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены теоретические аспекты произносительной стороны речи у детей с сохранным и нарушенным слухом в онтогенезе.
Практическая значимость заключается в составлении методических рекомендаций по преодолению особенностей произносительной стороны речи у младших школьников, которые могут быть использованы логопедами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
База исследования КГБОУ «Красноярская школа №9», 10 детей с диагнозом сенсоневральная тугоухость III степени.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в 2017 - 2018 учебном году в три этапа:
1 этап (сентябрь - октябрь 2017г.) - Определение цели, объекта, предмета и задач исследования, формулирование проблемы и гипотезы исследования. Определение содержания констатирующего эксперимента. Анализ психолого - педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
2 этап (ноябрь - февраль 2017- 2018гг.) - проведение констатирующего эксперимента.
3 этап (март - май 2018г.) - составление методических рекомендаций по коррекции нарушений произносительной стороны речи второклассников с III степенью тугоухости; обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключения.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы (в количестве 60 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе у детей с сохранным слухом происходит в 4 этапа:
• подготовительный (с момента рождения - до 1 года);
• преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
• дошкольный (от 3 до 7 лет);
• школьный (от 7 лет).
Произносительная сторона речи у детей с нарушениями слуха напрямую зависит от степени нарушения, времени нарушения (потери) слуха и слухопротезирования, времени начала педагогической коррекции и социальной среды ребенка.
Содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у слабослышащих детей опирается на три метода: аналитико-синтетический, концентрический и полисенсорный. Эти методы направлены на устранение нарушений произносительной стороны речи.
Нами было проведено обследование произносительной стороны речи второклассников с третьей степенью тугоухости на базе КГБОУ «Красноярской школы №9» для обучающихся с нарушениями слуха.
Анализ проведенного нами обследования показал следующие результаты:
1. Звукопроизношение у всех испытуемых было нарушено в разной степени. Основные ошибки:
• нарушения свистящих звуков (призубный сигматизм, шипящий сигматизм, внутригрупповые замены свистящих);
• нарушения шипящих звуков (замены шипящих звуков свистящими, смягчения шипящих, призубный сигматизм, оглушение звонких шипящих);
• нарушения произношения соноров (искажения, замены);
• взрывные согласные звуки [Б], [Д], [Г], и их мягкие варианты
заменялись парными глухими звуками;
• йотированные гласные звуки Я, Ё, Ю, Е заменялись на ИА, ИО, ИУ, ИЭ.
2. Речевое дыхание у учеников с третьей степенью тугоухости также имеет особенности. Основные трудности:
• регулирование расхода воздуха при произнесении предложений;
• выделение речевых пауз при чтении длинных предложений.
3. Задания на знание правил орфоэпии вызвали основную трудность в обследовании. Половина испытуемых показала низкий уровень знаний.
4. Словесное и логическое ударение также нарушено было в большинстве случаев, речь учащихся была часто монотонна и эмоционально бедна.
5. Внятность речи обследовалась при чтении испытуемыми слов. В целом, речь была разборчивой, многие слова были понятны даже при неправильном произношении звуков.
6. Обследование голоса, темпа показало, что у большинства испытуемых голос и темп речи соответствовали норме.
Исследовав и проанализировав произносительную сторону речи учащихся, нами была выбрана методика и составлены примерные упражнения на выработку правильного дыхания, голоса, темпа, отработку и закрепление правил орфоэпии. Также были составлены упражнения на формирование умения правильно выделять ударный слог в слове и интонировать слова в предложениях.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель исследования достигнута. Гипотеза подтвердилась.



1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работа как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого - педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010.
3. «Наша новая школа». - М., 2010. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.- М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, 2008.
5. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М.: Педагогика, 2009.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977.
7. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Красноярск, 2015. - 308 с.
8. Беляева О.Л. Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу/ О.Л. Беляева, Н.В. Ольховская// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.
9. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
10. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя.
- М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
11. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие пологопедии. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012.
12. Бурова Н.И. Педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов. Методические рекомендации для учителей начальной школы I вида. - Челябинск, ИИУМЦ «Образование», 2005.
13. Васильева Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и
слышащих школьников / Т.И. Васильева // Дефектология. - 2005. - № 5.
14. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
15. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
16. Волкова К.А., Казанская В.Л., ДенисоваО.А. Методика обучения глухих детей произношению. М.:ВЛАДОС, 2008.
17. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии. // Культурно - историческая психология. - 2007. - №4.
18. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004.
19. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400с.
21. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2001. - 456 с.
22. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
23. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами
образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». М., 2006.
24. Дмитриева О.А. Логопедические практикумы: учебное пособие. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 92 с.
25. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. - Челябинск: Изд-во Челябинский государственного педагогического университета, 2016. - 349 с.
26. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М.: ВЛАДОС, 2011. - 167 с.
27. Козырева О.А. Логопедические технологии: учебное пособие.
Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 216 с.
28. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
29. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская; под ред. К.Г. Коровина. - М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
30. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и
воспроизведению устной речи / под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2011.
31. Кулакова Е.В., Любимов М.Л. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Сборник методических материалов. М., 2010.
32. Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума /
Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М.: Права человека, 2001.
33. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, - 5-е издание, переработанное и дополненное - М.: ВЛАДОС, 2006.
34. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: АСТ, 2003, 238 с.
35. Мустафина Л. Н. Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. // Молодой ученый. - 2011. - №12.
36. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с
нарушение слуха: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / Под ред. В.И. Селиверстова, М., 2001.
37. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. — М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
38. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
39. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи
дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя -
дефектолога. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 187 с.
40. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов -на-Дону, «Феникс», 2002. - 448 с.
41. Покровский, Н.Б. Расчет и измерение разборчивости речи / Н.Б. Покровский. - М.: Связь, 1962.
42. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: 1 и 2 отделения; 2-е издание / К.Г. Коровин// М.: Просвещение, 2006. - 430 с.
43. Протоколы логопедического обследования обследования
дошкольников. Методические рекомендации / Сост.: А.В. Мамаева, Н.В. Сиско, Т.В. Зиновьева и др.: под ред. Мамаевой. - Красноярск: КГПУ им.Астафьева, 2010. - 44 с.
44. Пфафенродт А.Н. Произношение: учебное пособие для 2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: (2-е отделение) / А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. - М.: Просвещение, 2006. - 237 с.
45. Развитие устной речи у глухих школьников: Методическое пособие: В 2 ч. - Ч. I: Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей/ Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина; Ч. II: О работе учителя-дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей/ Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. - М.: НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
46. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
47. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау / под ред. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюкова. - М., 1991.
48. Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1969
49. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика / А.С. Сиротюк. Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
50. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - Москва: МГППУ, 2012. - 156с.
51. Соловьева Т.А. Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы. // Альманах коррекционной педагогики. -2011. - №15.
52. Сурдопедагогика: учебник для студ. высших педагогических учебных заведений / (И.Г. Багрова и др.); под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
53. Феклистова С. Н.. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха. 2008.
54. Филичева, Т. Б.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008.
55. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию./ М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 88 с.
56. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи / Методы обследования нарушений речи у детей./ Г.В. Чиркина. - М., АПН, 2007. - 236с.
57. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004.
58. Шпицына Л.М., Назарова Л.П.. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
59. Шипицина Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2009. - 203 с.
60. Яруничева И.А. Дифференцированный подход в обучении произношению обучающихся с нарушениями слуха // Логопед (научно - методический журнал). М.: ООО Творческий Центр Сфера, 2011. - №2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ